Понятие и элементы гражданского общества конституционное право. Конституционные основы гражданского общества Россий­ской Федерации. Принципы формирования гражданского общества

Натуральные БАДы, или биологически активные добавки были изобретены для того, чтобы возместить потребности организма в витаминах и микроэлементах.

БАДы не смогут заменить полноценное питание

Они также не способны вылечить или предотвратить болезнь. А неразумный прием их в больших дозах и вовсе может причинить вред организму. Что же такое БАДы, чем они полезны и вредны?

Продукт питания, лекарство или витамин?

Не являясь лекарственными средствами, БАДы являются промежуточным звеном между ними и продуктами питания. Официальная формулировка определяет их как сочетание природных (или идентичных им) активных веществ, предназначенных для совместного с пищей приема или введения в состав пищевых продуктов.

Чем же отличается БАД от лекарства?

Разрабатывая лекарственный препарат, фармацевты частично «делегируют» ему некоторые «обязанности» клеток организма. Большинство лекарств синтезируется химическим путем. Порядок и продолжительность приема лекарственных средств достаточно жестко регламентированы.

Диетические добавки представляют собой «коктейль», все ингредиенты которого отличаются преимущественно натуральным происхождением.

Регуляцию физиологических функций и биохимических реакций БАДы осуществляют путем ликвидации дефицита того или иного нутриента.

Все подробности о том чем отличаются БАДы от лекарств вы узнаете из видео:

Важное отличие их от лекарственных средств – порядок назначения. Многие лекарства за короткий промежуток времени убирают проявления уже имеющегося заболевания. Длительное же применение БАДов помогают «отсрочить» возможные заболевания практически здоровым людям.

Чем отличаются БАДы от витаминов?

Если говорить об искусственно синтезируемых витаминно-минеральных комплексах (ВМК), то, будучи лекарственными препаратами, они содержат терапевтические дозы активных веществ, которые, поступая в организм вместе с пищей, играют роль «катализаторов», подстегивающих биологические процессы, поддерживающие жизненную энергию.

В диетических добавках активные вещества присутствуют в дозах, которые не обеспечивают терапевтический эффект.

Кроме того, добавки – это не только ВМК, но и жидкие концентраты, растворимые чаи, белковые коктейли и изоляты.

Зачем они нужны?

Прежде, чем ответить на вопрос, БАДы – это хорошо или плохо, отметим основную цель их назначения – придать сбалансированности рациону.

Судите сами: современное сельское хозяйство, несмотря на истощение почвы, дает неплохой урожай, который обеспечивается, в большей мере, многочисленными «подкормками». Обедненная почва не успевает «отдать» скороспелым плодам остатки минеральных и прочих веществ. То же касается скотоводства с применением многочисленных комбикормов. Результат — население испытывает дефицит большинства питательных веществ. А польза БАДов заключается в возможности этот дефицит устранить.

Подробнее зачем нужны БАДы — смотрите в видео:

Тонкости классификации


В зависимости от направленности действия, Институт питания РАМН подразделил БАДы на:

  • Нутрицевтики. Рекомендуются лицам без заболеваний и людям с хроническими недугами в качестве источников микро- и макроэлементов, аминокислот и белков, жиров, углеводов;
  • Парафармацевтики. Дополняют лекарственную терапию, поддерживают функциональность отдельных органов и их систем, влияют на обменные процессы;
  • Эубиотики или пробиотики – источники живых микроорганизмов, полезных для поддержания деятельности ЖКТ.

Как это действует?

Дополняя пищу, препараты каждой из этой групп обеспечивают оздоровление отдельных систем или всего организма.

Оздоровление и «зачистка» организма


Для женщин, мужчин и детей


Вредны ли БАДы для здоровья?

Несмотря на многие плюсы, связанные с насыщением организма питательными компонентами, БАДы имеют и свои минусы. Они подлежат сертификации, что означает лишь отсутствие вредных веществ. Но при неквалифицированном подборе безобидные на первый взгляд составляющие добавок способны навредить.

Так, препараты на основе мяты грозят выкидышем у беременной.
Экстракт травы эфедры, который часто присутствует в БАДах для снижения веса, близок по составу к наркотическим веществам, — для гипертоников и лиц с сердечно-сосудистыми недугами он представляет опасность.


Некоторые БАДы для снижения веса могут вызвать проблемы с сердцем и сосудами

Прием некоторых препаратов, созданных на основе трав с эстрагеноподобным действием (солодка, красный клевер) может привнести дисбаланс в гормональный фон.

Вредны ли БАДы с витаминно-минеральными комплексами?

Что такие БАДы принесут для организма – вред или пользу – зависит от меры. Неумеренные дозы препаратов с высоким содержанием жирорастворимых витаминов (А, Е, D и К) неизбежно ведет к их избыточному депонированию в печени.

Избыток, к примеру бета-каротина, под воздействием сигаретного дыма запускает окислительные процессы, последствия которых можно сравнить с пагубным эффектом выкуренных за день двух пачек сигарет!

А бесконтрольно глотая «водорастворимую» аскорбинку, вместо повышения иммунитета можно заполучить болезни почек.

Главное же, что стоит помнить тем, кто решил сделать БАДы составляющей здорового образа жизни, — вред или польза их напрямую зависят от надежности производителя. Еще в августе 2013 года Роспотребнадзор запретил к реализации несколько десятков пищевых добавок. А потому, чтобы не попасть на удочку производителей «пустышек», посетите официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и изучите реестр БАДов, прошедших государственную регистрацию.

Похожие материалы




Для чего нужны БАДы и что это такое, зачем и какие БАДы можно принимать? Как БАДы действуют на организм? Сегодня все больше людей интересуется этими вопросами. Для сохранения здоровья важно не просто сбалансированное питание, но и получение с пищей достаточного количества витаминов, минералов, микроэлементов и других необходимых веществ. Без всех этих компонентов, называемых микронутриентами, которые требуются нам в очень малых количествах – от микрограммов до 1-2 граммов в день – организм человека не может полноценно функционировать.

Ухудшающаяся экология, активное применение химии в сельском хозяйстве и животноводстве, технологии массового производства и длительного хранения продуктов питания привели к тому, что современная пища перестала содержать все необходимые для жизни компоненты . Кроме того, условия хранения продуктов на предприятиях розничной торговли не всегда соблюдаются, неоднократно замороженный и размороженный продукт теряет витамины. Рацион современного человека перестроился в сторону большего потребления обработанных и рафинированных продуктов, избыточного количества углеводов, изделий из белой муки, некачественных жиров. При глубокой переработке из пищи удаляется все самое ценное: витамины, микронутриенты, клетчатка. А еда быстрого приготовления, полуфабрикаты и фаст-фуд – просто пустые калории. Такое питание не только не обеспечивает нас всем необходимым, но и вызывает гиповитаминоз и нарушение баланса микрофлоры кишечника.

Даже если употреблять большое количество фруктов, овощей и зелени, мы все равно не дополучим необходимого количества биологически активных веществ. Само качество продуктов изменилось. Большинство фруктов и овощей в магазинах доставляются издалека, часто из-за границы. За это время они теряют большую часть ценных веществ. Они выглядят очень красиво, однако, например, содержание железа в яблоках за последние десятилетия уменьшилось почти на 90% , содержание кальция, магния и фосфора – на десятки процентов. Капуста потеряла до 80% кальция и 50% калия. По официальным данным в экспортной американской говядине и курятине за последние несколько десятилетий снизилось содержание кальция на 20%, железа на 35%, витамина B1 на 50%, витамина А почти на 100%.

Дневная доза витамина C сегодня содержится в 15 апельсинах, или в 42 помидорах, витамина Е – в 10 чашках оливкового масла, витамина А – в 5 морковках, селена – в яичнице из 16 яиц, или в 160 бананах. При нынешней биологической ценности пищи суточная доза всех необходимых человеку веществ содержится примерно в 50 килограммах продуктов! Очевидно, что только одним питанием проблему решить невозможно.

Кроме того, с возрастом ухудшается способность нашего организма усваивать питательные вещества.

Дефицит витамина C сейчас есть у 60-70% населения России, фолиевой кислоты – у 80%, железа – у 40%, кальция – у 60%, витамина Е – у 60%, витамина А – у 40%, йода – у 70%, селена – у 90% (!). Диагноз полигиповитаминоз (недостаточность большого количества витаминов) может быть поставлен каждому третьему ребенку. По данным за 2013 год.

Мы испытываем круглогодичный , а не только в зимне-весенний период, как принято считать. Синтетические витамины не могут заменить природные по своему действию и, в основном, просто выводятся из организма. Установлено, что современные продукты питания содержат всего лишь порядка 10% ценных веществ по сравнению с продуктами 100-150 лет назад . Это очень тревожная статистика, и проблема стала общемировой.

В прошлом человек получал все необходимые вещества с пищей . Физическая активность людей была выше, люди потребляли больше пищи, и она была гораздо более качественной как по питательным свойствам, так и по содержанию микронутриентов. Этого было вполне достаточно для наших предков.

Необходимо различать БАДы и пищевые добавки . Пищевые добавки добавляются в продукты для придания им определенных свойств. Это консерванты, ароматизаторы, эмульгаторы, загустители и другие. На этикетках маркируются буквой «Е» с цифрами. Биологически активные добавки – БАДы – это концентраты натуральных биологически активных веществ, предназначенные для непосредственного приема или добавления в пищу с целью обогащения рациона питания отдельными биологически активными веществами, или их комплексами. БАДы делятся на нутрицевтики, парафармацевтики и эубиотики.

Нутрицевтики – это дополнительные питательные вещества (белки, жиры, углеводы), витамины и микроэлементы, повышающие питательную ценность рациона.

Парафармацевтики , или «окололекарственные» вещества не обладают питательной ценностью. В отличие от лекарств оказывают физиологическое, а не фармакологическое действие. Их получают из природного сырья, в том числе из лекарственных растений.

Эубиотики (пробиотики) – препараты, выделяемые из группы парафармацевтиков, включающие полезные живые микроорганизмы, или их метаболиты (продукты жизнедеятельности), нормализующие состав кишечной микрофлоры и моторику кишечника.

Качество пищи, в основном, принято оценивать по содержанию питательных веществ – белков, жиров и углеводов. В последние годы на этикетках некоторых продуктов стали указывать содержание витаминов, хотя оно, зачастую, не соответствует действительности, т. к. при транспортировке и хранении содержание ценных веществ значительно уменьшается.

Между тем для здоровья человека необходимо порядка 600 видов и ежедневное их недополучение сокращает нашу жизнь. Они имеют большое значение для поддержания здоровья, регуляции всех жизненных процессов, для рождения нормальных детей. Особенно нуждаются в достаточных количествах нутриентов беременные женщины и дети, пожилые люди, а также спортсмены. И если не хватает хотя бы одного из них, происходят сбои в цепочках биохимических реакций, а при систематической недостаче развивается болезнь. Например, недостаток только одного кальция является причиной 147 заболеваний. сейчас признан в России национальной проблемой. Он ведет к остеопорозу даже у детей и подростков. Напитки «Фанта» и «Кока-кола» содержат кислый фосфат натрия, который стимулирует потерю кальция в детском и подростковом возрасте. Кроме кальция имеется дефицит и других минеральных компонентов в пище, которому уделяется еще недостаточно внимания. Страна живет в состоянии дефицита витаминно-минерального комплекса 120 лет! Это 6 поколений людей. И дефицит содержания необходимых веществ в продуктах нарастает .

Сейчас, практически, каждый имеет острый дефицит еще одной очень важной группы нутриентов – . Это незаменимые жиры, то есть не синтезируемые нашим организмом. Они входят в состав мембран всех клеток и очень важны для головного мозга. Омега-3 жирные кислоты содержатся в рыбе холодных морей и льняном масле. В царской России этого дефицита не было, люди ели много рыбы, а лен сеялся повсеместно. Дефицит омега-3 жиров сегодня необходимо восполнять.

Условия жизни сейчас таковы, что в окружающей среде присутствуют практически все возможные виды загрязнений. Темп жизни очень высокий и требует повышенного расходования витаминов, микроэлементов и других ценных веществ . Стресс, банальная простуда, не говоря уже о других заболеваниях, резко увеличивают расход этих веществ. К сожалению, не все медицинские работники понимают проблему дефицита микронутриентов, назначая пациенту лекарственные препараты и считая, что все остальное можно получить с пищей. Подход к вопросам питания постепенно меняется, но он должен быть изменен коренным образом. Микронутриенты входят в состав биологически активных добавок для восполнения дефицита в питании всего спектра ценных веществ. Это, прежде всего, витамины, минеральные компоненты (минералы), макро- и микроэлементы (более 20 элементов) и еще 25 классов природных веществ (наиболее известные из них – , полиненасыщенные жирные кислоты, биофлавоноиды, каротиноиды).

Зашлакованность организма стала закономерным результатом современного питания. БАДы позволяют эффективно и безболезненно провести от шлаков и токсинов .

БАДы восстанавливают активность ферментов и , укрепляют защитные силы, регулируют и поддерживают работу внутренних органов, снижают риск возникновения многих заболеваний, в том числе таких тяжелых как инсульт, инфаркт, атеросклероз, сахарный диабет, онкологические заболевания, катаракта.

БАДы – средства не только для поддержания здоровья, но и его восстановления. Использование биодобавок параллельно с лекарственными препаратами, в том числе и для снятия их побочных действий и повышения качества действия. При этом биологически активные вещества, в отличие от лекарств, действуют не на внешние проявления – симптомы, а на причины патологических процессов. Добавки, также, применяются в реабилитационном периоде после лечения заболеваний и операций. После курсов химиотерапии очень полезно принимать БАДы-антиоксиданты.

Одна из главных задач БАД – профилактика заболеваний. Биологически активные добавки можно и нужно применять и в профилактических целях после лечения антибиотиками.

Какой же выход из сложившейся ситуации? Это прием биологически активных добавок к пище – БАДов, что активно и уже давно практикуется в развитых странах. Современному, очень занятому человеку необходимые вещества удобнее получать в виде концентрированных продуктов, и такими продуктами являются биологически активные добавки , где в одной капсуле весом всего 1 грамм содержится практически все необходимое для поддержания и, главное, для восстановления здоровья. Наш организм – мощная самовосстанавливающаяся система, работающая без сбоев только при достаточном количестве натуральных витаминов и минералов.

В Японии БАДы принимают более 90% населения, средняя продолжительность жизни 84 года, в США принимают БАДы 80% людей, продолжительность жизни 79 лет, в Европе – 50%, продолжительность жизни более 75 лет. В России всего 5% населения пользуется БАДами , средняя продолжительность жизни 69 лет.

Раньше ругать биодобавки было, чуть ли не хорошим тоном. Сейчас необходимость приема БАД и их польза признана во всем мире, и не вызывает сомнений даже у самых консервативных представителей медицинской науки. Научные исследования ведущих ученых, многократно подтвержденные клинически, показывают эффективность применения БАД. Сегодня в нашем мире уже невозможно оставаться здоровым, не добавляя в питание биологически активные вещества . Современные БАДы производятся по высоким, сберегающим технологиям, с точной дозировкой компонентов. Принимать биологически активные добавки нужно всем: детям, будущим мамам, пожилым, спортсменам, здоровым людям. БАДы являются обязательным дополнением к нашей обедненной полезными веществами пище.

Однако не все биодобавки стоит покупать. Какие же БАДы можно принимать? Только , удовлетворяющие требованиям:

  • произведены из натуральных компонентов высокого качества с подтверждением соответствующими международными сертификатами;
  • произведены с применением современных технологий;
  • сбалансированы по составу;
  • биодобавки должны быть комплексные;
  • со своей уникальной рецептурой, исключающей несовместимость компонентов;
  • эффективные и безопасные.

Вы можете , который поможет подобрать необходимые биодобавки, исходя из Вашего состояния.

БАДы, в отличие от лекарственных препаратов, можно принимать длительное время. Контроль качества лучших современных биодобавок даже более строгий, чем контроль качества лекарственных препаратов . Витамины и пробиотики, продающиеся в аптеках, тоже относятся к биологически активным добавкам, однако, их качество зачастую не является высоким. Это, например, синтетические, а не природные витамины, которые, в основном, просто выводятся из организма. В качественных современных БАДах витамины и микроэлементы природные и находятся в биодоступной, естественной для усвоения человеком форме.

Компания «Витамакс» уже более 20 лет предлагает натуральную продукцию для здоровья: витамины, минералы, микроэлементы. Это БАД производства США и Франции. Вся продукция изготавливается на основе натурального природного сырья растительного, минерального и животного происхождения при сохранении природного соотношения компонентов, что очень важно, и полном соблюдении международных стандартов GMP. Используемое растительное сырье – это органические продукты (органик-продукты), выращенные без применения какой-либо химии, на органических удобрениях. В ассортименте компании «Витамакс» более 100 наименований, отвечающих самому широкому кругу потребности людей, заботящихся о своем здоровье. БАДы выпускаются по высочайшей технологии с точной дозировкой компонентов, лишены побочных явлений и не вызывают аллергических реакций. Такие добавки не вредны, как еще можно услышать, а несут только здоровье.

Однажды мы стали пользоваться фильтрами для очистки воды, поняв их преимущества. Сейчас все больше людей начинает понимать пользу БАД и необходимость их приема. Если нужных веществ не хватает в продуктах и взять их негде, то надо просто дополнить пищу биологически активными добавками. Компоненты биодобавок – это компоненты пищи, а не лекарственные вещества. В наше время к сбалансированному питанию нужно подключать биологически активные добавки как обязательное дополнение к нашей обедненной полезными веществами пище . Сейчас БАДы доступны широким слоям населения, необходимо осознать важность использования их как компонентов питания. Правильное и регулярное употребление БАД позволит восстановить и нормализовать важнейшие физиологические процессы в организме, ощутить дополнительную энергию и счастье здоровой жизни. Вопрос «Нужны ли БАДы?» имеет однозначный ответ: за биологически активными добавками будущее профилактического и диетического питания.

I. Правовое государство – это такая форма организации государства, при которой граждане, государственные органы и должностные лица, действуют строго в рамках установленных правовых норм, основанных на идеях справедливости, свободы, равенства, братства для реализации прав и свобод индивида через удовлетворение общегосударственных интересов.

В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федерация является правовым государством.

Правовое государство – это прежде всего конституционное государство, которое и является практическим воплощением идеи правового государства. Конституция является центром правовой системы. Правовое государство по самой своей сути требует наличия Конституции , оформленной в виде нормативного документа и обязывающей государственную власть действовать на основе установленного порядк а. Функционирование правового государства исключает сохранение и воспроизводство в будущем всех форм правового неравенства, предполагает последовательное внедрение в жизнь принципов социальной справедливости.

В Конституции закреплены важнейшие предпосылки построения правовой государственности:

1. Признание прав и свобод человека высшей ценностью.

2. Верховенство Конституции Российской Федерации. Конституции не может противоречить ни один нормативный правовой акт. Все органы государственной власти и местного самоуправления обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию и федеральные законы, а любое их действие в нарушение данного принципа, может быть обжаловано в суде и повлечь меры ответственности. Кроме того, Конституция обладает прямым действием, то есть подлежит непосредственному применению в случае противоречия ей любого нормативного правового акта.

3. Разделение властей.

В главе 1 Конституции закрепляются органы, осуществляющие государственную власть в Российской Федерации: Президент, Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации, Правительство, суды Российской Федерации. Причем суды, непосредственно призванные защищать права и свободы личности, контролировать соблюдение Конституции и законов, в своей деятельности независимы и подчиняются только Конституции и федеральным законам.

4. Признание и гарантии местного самоуправления в Российской Федерации. Конституция России впервые в истории государства закрепило местное самоуправление как право населения соответствующей территории самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, его независимость от системы органов государственной власти.

5. Приоритет международного права, который означает:

а) включение общепризнанных принципов и норм международного права в качестве составной части правовой системы Российской Федерации;


б) более высокая юридическая сила правил международного договора Российской Федерации по отношению к ее внутренним законам. Причем сами международные договоры должны соответствовать Конституции России, а случае противоречия ей могут быть предметом рассмотрения Конституционным Судом.

Тем самым устанавливается важнейшая гарантия против возможного произвола власти в отношении прав и свобод личности путем принятия антигуманных, недемократических и несправедливых законов.

II. Гражданское общество – совокупность индивидов, обладающих определенной самостоятельностью и автономностью по отношению к государству, способных к саморегуляции и оказывающих влияние на государственную власть, выступая в роли ограничителя ее произвола для реализации интересов данного общества.

Гражданское общество - это своеобразные социальные условия, наличие экономических, политических, правовых, социальных и иных отношений (институтов), в рамках которых реализуется подавляющая часть прав, свобод и потребностей человека.

Основы гражданского общества: равенство людей, юридическая свобода, частная собственность, охрана прав от нарушений.

Элементы гражданского общества:

1. Важнейшим элементом гражданского общества является институт экономических отношений . Он представляет собой важную предпосылку полновластия народа и реальной свободы личности. Экономические отношения представляют собой как бы экономический базис гражданского общества и направлены на производство, обмен, распределение и потребление материальных и духовных благ. Государство со своей стороны обязано создавать благоприятные условия для всестороннего развития этих отношений.

КРФ закрепляет: единство экономического пространства, поддержка конкуренции (запрет на недобросовестную и монополизацию), свобода экономической деятельности.

2. Институт политических отношений . В гражданском обществе политическую власть осуществляет не только государство, но и все институты, образующие политическую систему общества - политические партии, общественные движения и объединения, профсоюзы и др. В развитие Конституции РФ приняты федеральные законы, регулирующие права, обязанности и порядок деятельности политических сил в обществе. Институт социального развития, культуры, науки, семьи. Гражданское общество как система охватывает собой не только экономические или политические, но и социальные отношения, с помощью которых осуществляется социальная политика государства.

3. Основными направлениями социальной политики является регулирование отношений между трудом и капиталом, межнациональных отношений, семьи и брака, сохранение окружающей среды, охраны жизни и здоровья человека, защиты прав потребителя и др.

В современных условиях российской действительности институты гражданского общества всего лишь формируются, в силу чего не могут в полной мере осуществлять действенный контроль над государственной властью. В то же время институты гражданского общества не должны полностью поглотить государство, подменив осуществление его основных функций негосударственными структурами. Без эффективной реализации государством основных его функций невозможно создание и развитие полноценного гражданского общества в России.

Государство, способствуя формированию гражданского общества в России, стремится предоставить человеку максимальную степень свободы и дает человеку право самому принимать решение об использовании или неиспользовании того или иного конституционного права.

Конституция РФ 1993 г. дает следующую основу для взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества:

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления (ч. 2 ст. 3);

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10);

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (ст. ст. 12, 130 - 132).

Утвержденная всенародным голосованием в декабре 1993 г. Конституция Российской Федерации характеризует государство как правовое (п.1 ст.1) и одновременно ни разу не упоминает о существовании в стране гражданского общества . Между тем уже давно стало общим местом в теоретических воззрениях представление о том, что правовое государство мыслимо лишь в паре с гражданским обществом и без последнего превращается в декорацию.

Правовое государство играет роль социального регулятора функционирования гражданского общества , определяя нормы и границы его автономии. Обслуживая потребности саморегулирующегося общества и тем самым обеспечивая режим господства в обществе права, правовое государство создает надежные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы общественной жизнедеятельности, защищает интересы производителей и потребителей социальных благ.

В политической системе гражданского общества государство (политическая, государственная власть - это сущность государства) представляет собой тот стержневой элемент, вокруг которого концентрируются другие элементы политической системы.

Правовое государство обеспечивает политическую поддержку гражданского общества. В самой основе этого государства заложена установка на достижение стабильности, устойчивости социальных отношений. Лишь при исчерпании всех возможных путей к согласию и согласованию правовое государство вправе прибегнуть к легитимному насилию.

Ограничение государственной власти правом имеет одной из главных своих целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества . Идея о гражданском обществе была порождена идеей о свободе человека как гражданина общества, независимого от государства.

В дореволюционной литературе гражданское общество понималось как совокупность частных отношений между лицами, управляемых гражданским или частным правом (Б.Н. Чичерин). Современный подход рассматривает гражданское общество как систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер.

Конституция РФ в гл. 1, 2 устанавливает базовые, основополагающие правовые связи, на которых строится и функционирует гражданское общество в современной России. В основу взаимоотношений государства и личности в РФ положен принцип: "Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью". Это означает безусловный приоритет прав человека в России над правами и интересами государства.

Гражданское общество – это общество экономической свободы. Конституция РФ в ч.1 ст.8 провозглашает свободу экономической деятельности, в том числе и предпринимательской, чем создает правовую основу реализации потребностей и интересов человека. Конституция РФ закрепляет, что в России признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право на частную собственность, в том числе на землю и другие природные ресурсы (ч.2 ст.9) , является необходимым условием реализации экономической свободы.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Учредителями общественного объединения могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

- общественная организация;

- общественное движение;

- общественный фонд;

- общественное учреждение;

- орган общественной самодеятельности;

- политическая партия.

Конституция РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч.5 ст.13).

Одной из основ гражданского общества в России является закрепленный в ст. 13 Конституции РФ принцип идеологического многообразия, многопартийности. Согласно ФЗ 2001 г. «О политических партиях» политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Основными целями политической партии являются:

- формирование общественного мнения;

- политическое образование и воспитание граждан;

- выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

- выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Деятельность политических партий в России основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности . Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Калашников Сергей Валерьевич. Конституционные основы формирования гражданского общества в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.02: Москва, 2001 447 c. РГБ ОД, 71:02-12/114-X

Страницы

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА
19

    Развитие теорий о понятии и сущности гражданского общества 19

    Гражданское общество и правовое государство 47

    Демократический конституционный строй Российской Федерации - условие существования гражданского общества 71

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
90

    Конституционные основы экономических отношений.. 90

    Конституционные основы социальных отношений \\2

    Конституционные основы народовластия 137

    Конституционные основы духовно-культурных отношений 159

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ
ФОРМИРОВАНИЯ
ГРАЖДАНСКОГО

ОБЩЕСТВА В РОСИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ 183

3.1. Современные проблемы обеспечения црав и свобод

личности в Российской Федерации 183

    Деятельность органов внутренних дел в обеспечении конституционных прав и свобод личности 205

    Обеспечение охраны общественного порядка и обще-

ственной безопасности органами внутренних дел 229

3.4. Система конституционных гарантий обеспечения прав

и свобод граждан 253

ГЛАВА 4. ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ

ОБЩЕСТВО 278

    Проблемы относительной самостоятельности государства и гражданского обществ 278

    Российский федерализм в условиях формирования но-

вой государственности и гражданского общества 301

4.3. Местное самоуправление - основа формирования гра-

жданского общества 324

ГЛАВА 5. ГАРАНТИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ И
ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
348

    Духовно-культурные гарантии 348

    Социально-экономические гарантии 370

    Политические и правовые гарантии 393

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 418

Список использованной литературы 423

Введение к работе

Конец XX - начало XXI вв. ознаменовали новый период в истории России, связанный с активизацией негосударственных институтов, их функциональных связей во всех сферах общественных отношений. Основным предназначением гражданского общества является создание условий, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение разнообразных материальных, духовно-культурных и иных потребностей личности. В условиях развитого гражданского общества создаются реальные предпосылки для наиболее полной реализации возможностей и способностей граждан, подлинного народовластия, свободы выбора ориентации личности в социально-экономической, духовной и иных сферах жизни общества. Находясь между личностью и государством, выступая в качестве посредника, гражданское общество обеспечивает подчинение государства праву, контроль общественных институтов за государственной властью, невмешательство государства в сферу частной жизни личности, защищенность прав, свобод и законных интересов граждан и создаваемых ими общественных объединений.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что без гражданского общества не существует демократическое правовое, социальное, светское государство, не обеспечиваются и не защищаются на должном уровне права, свободы и законные интересы граждан. Гражданское общество предполагает достижение благополучия и процветания всего общества, повышение социально-экономического уровня жизни населения, духовно-культурного развитие общества, подчинение государства праву. Становление гражданского общества происходит в условиях реформы государственной власти и всех сфер общественной жизни на основе Конституции РФ 1993 г. Оно направлено на сбалансированное сочетание, равноправное сотрудничество и координацию деятельности государственных органов власти и негосударственных структур: общественных объединений, ассоциаций, движений, союзов и т.п.

Степень разработанности темы исследования. Проблемы формирования гражданского общества уходят своими корнями в глубь веков, во времена античности, доказательством чего являются труды известных ученых, философов, например Аристотеля. Позднее, в XVII-XIX вв., более подробная

концепция гражданского общества нашла свое отражение в различных идеях о гражданском обществе, отраженных в трудах Т. Гоббса, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж. Руссо, Г. Гегеля, И. Канта и других мыслителей того времени.

Определенный вклад в развитие идеи о формировании гражданского общества внесли классики марксизма - К. Маркс и Ф. Энгельс.

Вопрос о гражданском обществе мало занимал русскую юридическую литературу, в том числе ту, которая держалась концепции так называемой государственной школы (Б.Н. Чичерин, АД. Градовский, П.А. Сергеевич и др.) Энциклопедия Брокгауза-Ефрона уделяет гражданскому обществу несколько слов: это не что иное, как "употребляемое в особом смысле некоторыми юристами обозначение совокупности лиц, которые в данное время и на данной территории участвуют в образовании гражданского права. Член гражданского общества выступает или в качестве субъекта гражданских прав, или в качестве власти (законодательства и суда), которая по призыву субъектов защищает их права". В энциклопедии Гранат гражданское общество не упомянуто в принципе: оно поглощается понятием "гражданин" в статье, принадлежащей перу известного и в нашей советской истории профессора М. Рейс-нера. По его определению, гражданин есть лицо, пользующееся всеми гражданскими правами, установленными публичным правом свободного общества. Предпосылкой, создающей гражданина, следует считать социальную: общее хозяйственное сотрудничество определенной массы лиц, основанное на началах свободы и равенства.

На протяжении длительного советского периода в истории нашего государства проблемам формирования гражданского общества не уделялось должного внимания в силу известных объективных причин и условий, связанных с особенностями общественного и государственного устройства.

В начале 90-х гг. возрос интерес отечественных ученых к проблемам становления и развития в условиях России гражданского общества, что нашло свое отражение в трудах С.А. Авакьяна, В.В. Бойцовой, В.В. Витюка, К.С. Гаджиева, В.В Галкина, В.Д. Зорькина, А.П. Кочеткова, Ю.С. Красина, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, О.Г Румянцева, С.Л. Серебрякова, Н.И. МаКу-

зова, Г.В Мальцева, Г.Н. Манова, В.С Нерсесянца, З.М. Черниловского и других авторов 1 .

Однако комплексного диссертационного или монографического исследования проблем конституционных основ формирования гражданского общества в условиях России в современный период не проводилось, в частности, в отечественной юридической литературе.

Объектом исследования выступают те реальные явления и процессы социальной действительности, происходящие во всех сферах общественной жизни современного российского общества, которые связаны с существованием и функционированием гражданского общества, а также негосударственные институты, правовые идеи и взгляды, характеризующие процессы становления и развития последнего.

Предметом исследования являются конституционно-правовые основы процесса появления и функционирования отдельных структурных элементов гражданского общества и гражданского общества в целом, их взаимодействие с государством и его механизмом, а также общественное и госу-

1 Авакьян С,А. Избирательное право и избирательный процесс в РФ. Учебник для вузов. - М., 1999; Бойцова В.В. Правовой статус омбудсмена в системе взаимодействия государства и гражданского общества. (В 2 кн.). - Тверь. 1994; Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М., 1995. С. 14-15; Мазутов Л.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы// Правоведение. 1995. №3. С. 84-89; Румянцев ОТ. Основы конституционного строя России. - М., 1994. С. 75-78; Зорь-кип В.Д., Мазут Л.С Новая Конституция - путь к свободе. - М., 1995. С. 4; Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования/ Под ред. ГЛ. Манова. - М., 1991. С. 7-8; Красин Ю.С., Галкин АЛ. Гражданское общество: пути к стабильности//Диалог, 1992. №3. С. 73; ГаджгАвв КС. Концепция гражданского общества: идейные истоки и вехи формирования// Вопросы философии. 1991. №7. С.ЗО; Конституционное право. Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. - М., 1999. С. 161-163; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М. 2001; Кочетков АЛ. Россия на пороге XXI века. -М., 1988. С. 13-15; Серебряков С.Л. Цивилизованные основы формирования гражданского общества в России// Социально-политический журнал. 1995. №2. С. 101; Нерсесяни B.C. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. - М., 2000. С.277 -285; Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования// Государство и право. 1992. №6. С. 142-151 и др.

дарственно-правовое развитие России, правовое положение граждан и их объединений в России, взаимоотношения личности и государства, включая деятельность правоохранительных органов, взаимоотношения местного самоуправления и органов государственной власти.

Основной гипотезой исследования является предположение диссертанта о том, что гражданское общество в России возможно только при условии достижения высокого социально-экономического и духовно-культурного развития, функционирования общественных институтов, существующих в рамках демократического конституционного строя, обеспечивающего подчинение государства праву, а также социально ориентированной рыночной экономики. Становление гражданского общества непосредственно связано с обеспечением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением и единообразным применением Конституции РФ и федеральных законов на всей территории страны, повышением социально-экономического уровня жизни, духовно-культурным развитием. Этот процесс невозможен без достижения высокого уровня правового сознания и правовой культуры должностных лиц государственного аппарата и граждан, обеспечения режима законности и правопорядка во всех сферах общественных: отношений.

Цель настоящего исследования - свободное от политических и идеологических догм осмысление процессов, связанных с формированием институтов гражданского общества, и разработка его модели (концепции) в рамках исследования конституционных основ применительно к условиям современной России.

Цель исследования и содержания проблемы определили необходимость решения следующих задач:

установить степень разработанности названной проблемы отечественной юридической наукой, обобщить и проанализировать научно-теоретическую базу по исследуемой проблеме и дополнить ее новым содержанием;

рассмотреть вопросы о соотношении гражданского общества и правового государства в аспекте их признаков и функций;

исследовать проблемы относительной самостоятельности государства и гражданского общества;

сформулировать понятие и раскрыть содержание конституционных основ гражданского общества России в различных сферах общественных отношений;

изучить правоприменительную практику применительно к реализации прав и свобод граждан в политической, социальной, экономической, духовно-культурной сферах общественной жизни России, сформулировать и классифицировать гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина в условиях формирования в России гражданского общества;

в рамках федеративных отношений в условиях формирования гражданского общества в России рассмотреть некоторые проблемы межнациональных отношений;

определить место местного самоуправления в системе институтов гражданского общества;

сформулировать и обосновать гарантии существования и дальнейшего развития гражданского общества в условиях России;

на основе полученных данных разработать практические рекомендации и предложения для государственных органов власти и управления, (включая правоохранительные органы), органов местного самоуправления, правозащитных и иных общественных объединений.

Методологическая база исследования и ее методы. Методологической основой работы служат диалектический метод, а также идеи, изложенные в трудах Аристотеля, Канта, Гегеля и других философов, концепции современных отечественных и зарубежных учёных, философов, юристов, социологов, психологов, посвященные проблемам формирования гражданского общества, соотношению права, государства и общества, правового государства и гражданского общества и демократическим принципам устройства органов государственной власти.

При проведении исследования диссертантом были использованы присущие отечественной юридической науке принципы, методы и приемы. Основными методологическими принципами диссертационного исследования являются объективность, историзм, всесторонность. Проблема исследовалась как в объективной реальности, так и с позиции субъективных взглядов ученых, а также собственной позиции диссертанта, который исходил из по-

стулатов философии, социологии и юридического позитивизма, позволивших изучить имеющийся отечественный опыт формирования и функционирования институтов гражданского общества, определить предпосылки и условия развития его в России.

В работе использованы следующие методы научного исследования:

    системный метод позволил провести анализ конституционных основ формирования гражданского общества в рамках различных общественных отношений, рассмотреть государство как целостный механизм, основанный на принципе разделения властей, без которого не может функционировать гражданское общество;

    формально-юридический метод способствовал осмыслению автором правовых и политических форм в условиях формирования институтов гражданского общества в России;

    сравнительно-правовой метод позволил сравнить конституционное законодательство России с конституционным законодательством зарубежных государств, а также практику реализации конституционных основ, регламентирующих основные права и свободы человека и гражданина, деятельность общественных объединений, органов местного самоуправления как в России, так и в других государствах;

    исторический метод дал возможность учесть отечественный исторический опыт формирования и развития институтов гражданского общества в России;

Источниковую базу исследования составили международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации 1993 г., Конституции республик в составе РФ, нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, программные документы, официальные материалы делопроизводства государственных органов власти и управления, общественных правозащитных

организаций, периодическая печать, работы государственных деятелей и юристов.

Научная новизна исследования состоит в том, что сформулировано новое направление в науке конституционного права России, в рамках которого решается крупная научная проблема формирования и функционирования гражданского общества. Впервые в рамках докторской диссертации исследуются различные проблемы формирования гражданского общества в России в аспекте совершенствования конституционных основ и конституционного законодательства РФ применительно к различным сферам общественных отношений.

Предлагается концепция понимания гражданского общества как средства или инструмента самозащиты граждан от прямого вмешательства государства и его органов, с одной стороны, и института эффективного воздействия на государственный механизм с целью превращения его в демократически ориентированный, основанный на праве, служащий обеспечению правового статуса личности, ее достойного и достаточного уровня жизни и свободы - с другой.

Диссертантом сформулированы практические предложения по совершенствованию конституционных положений, конституционного и других отраслей российского законодательства, а также основных направлений деятельности механизма государства, в том числе органов внутренних дел.

Положения, выносимые на защиту:

/.Гражданское общество - это часть общества, его ядро или сердцевина и те сферы его функционирования, в которых личность и организации свободных и равноправных граждан защищены правом от прямого вмешательства государственной политической власти.

Оно представляет собой целостную саморегулирующую систему взаимосвязей и отношений, объединяющую граждан, а также состоящие из них материальные и материализованные образования негосударственного характера, основанные на принципах конституционного строя.

2. По таким критериям, как структура гражданского общества и характер противоречий между его институтами, можно вьщелить два смысловых ареала в понимании гражданского общества: а) идеальное и б) реальное.

3. Гражданское общество можно рассматривать как некий противовес
государству или государственной политической власти с ее тенденциями к
"ненасыщаемости" т.е. к беспредельному расширению предмета своего веде
ния. Указанный противовес должен служить, с одной стороны, определенной
сдерживающей силой и контролером государственной политической власти,
с другой - ее помощником в той деятельности, которая не противоречит ин
тересам гражданского общества. Гражданское общество не существует до го
сударства и вне государства. Государство должно служить гарантом граж
данского общества. Последнее вправе требовать защиты жизни, здоровья
личности, качества окружающей среды, безопасности, соблюдения права и
т.п., а государство обязано осуществлять прежде всего социальные програм
мы таким образом, чтобы не допускать раскола общества или превращения
существующих в нем противоречий в конфликты.

Сущность гражданского общества состоит в выражении воли и служении интересам народа в представлениях самого народа, так или иначе организованного.

4. На процесс формирования и функционирования гражданского обще
ства в России влияют как внутригосударственные, так и внешние предпосыл
ки (условия). Для формирования гражданского общества в России должны
быть созданы определенные идеологические предпосылки, в том числе ду
ховно-культурные, политические, социально-экономические и иные.

Существенное влияние на этот процесс оказывает внешний фактор (интеграционные процессы, в рамках межгосударственной системы, международные отношения РФ с другими государствами и международными организациями, например ООН).

5 Представляются бесперспективными идеи огосударствления гражданского общества или, наоборот, поглощения гражданским обществом государства. Такие идеи являются крайностями. Во взаимоотношениях как государства, так и гражданского общества необходим баланс. При соотношении гражданского общества и государства, которое в этом случае может быть только демократическим, правовым, социальным и светским (ст. 1, 7, 14 Конституции РФ), предполагается приближение к балансу их взаимного влияния и взаимного обслуживания. В условиях России процесс формирова-

ния, как демократического, правового, социального и светского государства, так и гражданского общества должен происходить параллельно и одновременно в ходе демократических преобразований и реформирования всех сфер жизнедеятельности российского общества.

6. Формами взаимодействия государства и гражданского общества в условиях формирования последнего могут стать: а) взаимное целенаправленное воздействие государства на гражданское общество и гражданского общества на государство, при определенных пределах вмешательства 2 в целях эффективного и качественного выполнения ими их задач и функций; б) взаимопомощь государства и гражданского общества в правовой форме и при наличии независимого правосудия; в) взаимный контроль государства и гражданского общества, в том числе силами правозащитных организаций, института Уполномоченного по правам человека в РФ и т.п.; г) участие гражданского общества в осуществлении государственной политической власти путем влияния на нее через избирательную систему, средства массовой информации и т.п., а также осуществление политической власти через органы местного самоуправления; д) взаимная ответственность гражданского общества и государства; ж) сотрудничество гражданского общества и государства по адаптации различных форм собственности, включая частную собственность на землю, к реальным условиям; з) сотрудничество институтов гражданского общества и государственной политической власти в решении социальных и культурных проблем: охраны окружающей природной среды, развития науки, здравоохранения, образования, культуры, охраны общественного порядка и т.п.; и) взаимодействие гражданского общества и государства с межгосударственной системой при решении проблем глобального характера. Совершенствование всех вышеперечисленных форм взаимодействия институтов гражданского общества и органов государства можно рассматривать как условие достижения баланса в их взаимоотношениях или приближения к таковому.

2 Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов /Под общей ред. B.C. Нерсесянца. - М.,1999. С. 632, 640.

    Эффективное функционирование уже сложившихся и складывающихся институтов гражданского общества может быть обеспечено в значительной мере путем повышения нравственного сознания и нравственной культуры всех групп и слоев населения, максимально возможного преодоления правового нигилизма на основании правового всеобуча (не формального, а фактического).

    Основными функциями формирующегося в России гражданского общества (по сферам деятельности) на современном этапе его развития являются следующие: а) участие граждан в правотворческой (нормотворческой) деятельности; б) контроль со стороны институтов гражданского общества за государственной властью; в) участие институтов гражданского общества в осуществлении государственной политической власти; г) участие общественных институтов в осуществлении правосудия (заседатели, присяжные заседатели, арбитражные заседатели); д) поддержка государственной политической власти или противодействие ей; и) оказание материальной помощи государственной власти; к) воспитательная и образовательная функции; л) здравоохранение и воспроизводство населения; м) охрана окружающей природной среды; н) взаимное сдерживание граждан и их объединений от правонарушений; о) правовая активность при реализации собственных прав, свобод и законных интересов; п) формирование заинтересованности государственной власти в реализации правового статуса личности.

    Перспектива формирования гражданского общества в России связана не только с созданием условий для развития социально ориентированной рыночной экономики, с укреплением конкурентноспособности отечественных товаров и услуг на мировом рынке, осуществлением научно-обоснованной политики в области приватизации государственной собственности, налогообложения и т.п., но и реформированием согщальной сферы общественных отношений.

10. Результатом исследования конституционных основ формирования
гражданского общества в условиях России явились предложения диссертанта
о целесообразности их совершенствования посредством конституционно-
правовой реформы. В этой связи представляется необходимым:

а) внести в Конституцию РФ дополнение в виде специальной главы
«Гражданское общество» В данном контексте гражданское общество рас
сматривается как социальный институт совершенствования констигтпрлон-
ного законодательства России;

б) расширить круг полномочий Уполномоченного по правам человека в
РФ, наделив его правом законодательной инициативы, в связи с чем целесо
образно внести соответствующую поправку в ныне действующую Конститу
цию РФ (ст. 104);

в) развивать институт местного самоуправления и совершенствовать
муниципальное законодательство, поскольку в условиях формирования раз
витого гражданского общества
ассоциации органов местного самоуправле
ния в России смогут решать не только общегосударственные, но и глобаль
ные проблемы современности, например охраны окружающей природной
среды, а также щютиводействовать организованной преступности. В рамках
осуществления конституционно-правовой реформы представляется целесо
образным внесение дополнения в ст. 104 Конституции РФ о наделении орга
нов местного самоуправления правом законодательной инициативы;

г) дополнить п.2 ст. 44 Конституции РФ правом каждого на защиту
объектов интеллектуальной собственности, а п.4 ст. 44 - конституционной
обязанностью государства по охране и защите исторического и культурного
наследия страны. Принятие данной поправки обогатило бы содержание Кон
ституции РФ, расширило объем духовно-культурных прав и свобод граждан,
а также укрепило конституционные гарантии формирующейся духовно-
культурной сферы гражданского общества.

Названные выше предложения диссертанта можно рассматривать как действия в рамках конституционно-правовой реформы, направленной на сохранение существующей конституционной модели, заложенной Конституцией РФ в основу развития российского общества и организации государственного устройства. Альтернативными способами совершенствования конституционных положений могут быть референдум толкование положений Конституции РФ Конституционным Судом РФ.

11. Представляется также необходимым дальнейшее совершенствование законодательства и социальной практики, в частности:

в рамках реформирования избирательного процесса разработать и принять Избирательный кодекс РФ как наиболее эффективный способ систематизации этого вида законодательства;

последовательно продолжать реформу трудового законодательства РФ. По мере того, как и когда гражданское общество сможет удовлетворять потребности индивида посредством его труда и посредством труда всех остальных, предлагается принятие нового Кодекса законов о труде Российской федерации, Социального кодекса России и др.;

Создать механизмы и институты, повышающие качество и эффективность частного здравоохранения, частного образования, участия общественных институтов в охране окружающей природной среды, пенсионного и других видов социального обеспечения;

в целях гуманизации взаимоотношений личности и государства повышать социальную активность индивидов, направленную на формирование у них потребности участия в управлении делами общества и государства, осуществлении правосудия, а также оказании помощи правоохранительным органам, в том числе органам внутренних дел, на основе доверия к ним и их сотрудникам;

на основе общих принципов права совершенствовать в ходе образовательного процесса в широком смысле формирование нравственных, правовых и других ценностей индивида в целях его самореализации, выявления творческого потенциала, осознания им собственной значимости и ответственности перед обществом;

одной из главных гарантий духовного развития личности и всего общества должны стать: а) консолидация усилий всех религиозных конфессий, служителей культа и религиозных идеологов на формировании мировоззрения граждан в соответствии с общечеловеческими принципами морали; б) уважение и терпимость к представителям других верований и религиозных конфессий; в) достижение согласия и сотрудничества между различными религиозными конфессиями, сосредоточение их усилий на единении российского общества.

Теоретическая и практическая значимость исследования. На основе анализа международно-правовых актов, отечественного и зарубежного за-

конодательства, правоприменительной практики, опыта работы правозащитных организаций, правоохранительных органов, а также научных исследований ученых-юристов диссертантом выявлены научно- теоретические и практические проблемы формирования гражданского общества, сформулированы изменения и дополнения в действующую Конституцию РФ и конституционное законодательство. Получены выводы и сделаны рекомендации о путях реформирования различных сфер жизни российского общества, совершенствования и повышения эффективности деятельности государства и общества по обеспечению фактической реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, безопасности личности, общества и государства, стабилизации развития федеративных отношений, организации и деятельности местного самоуправления и т.д., имеющие непосредственное отношение к проблемам формирования гражданского общества в России.

Результаты диссертационного исследования имеют определенное значение и для правоприменительной практики по обеспечению и защите прав и свобод личности государственными органами власти, муниципальными и иными органами и общественными объединениями.

Выводы, предложения и рекомендации настоящей диссертации могут использоваться в практической работе по различным направлениям деятельности государства (ветвей государственной власти), правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел, а также местного самоуправления, правозащитных и иных общественных объединений.

Обоснованность и достоверность результатов исследования.

Результаты настоящего исследования основываются на объективном анализе отечественного, зарубежного опыта, законодательства и правоприменительной практики, на материалах и документах правоохранительных органов, правозащитных организаций, связанных с реализацией конституционных принципов и норм, регламентирующих права, свободы человека и гражданина, международно-правовых актах, статистических данных, опубликованных материалах, относящихся к вопросам обеспечения и защиты прав и свобод личности на территории России, результатах социологических опросов, включая стандартизированные опросы сотрудников органов внутренних

дел, судей, прокурорских работников, имеющих многолетний опыт работы, мнениях российских и зарубежных ученых, а также собственном опыте.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация обсуждена на кафедре государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России и рекомендована к защите на соискание ученой степени доктора юридических наук. Основные результаты исследования были доложены диссертантом и обсуждались российскими и зарубежными коллегами, как юристами, так и политологами, философами, историками, на международных, всероссийских, межвузовских научных и научно-практических конференциях, семинарах, "круглых столах", в частности: межвузовской научно-теоретической конференции «Проблемы самобытности российской государственности: правовые и национально-идеологические аспекты» (Ростов-на-Дону. 19% г.); межвузовской научно-практической конференции «Проблемы многоуровневого образования в вузах МВД России" (Москва, 1997 г.); научно-практических семинарах «Защита прав человека как приоритетное направление деятельности органов внутренних дел» (Ижевск, 1995г.) и «Защита прав человека как приоритетное направление деятельности органов внутренних дел» (Ижевск, 1995г.); международном конгрессе «Правовые проблемы земельной и аграрной реформы в странах Центральной и Восточной Европы, России, Беларуси, Украины и других странах СНГ, государствах Балтии» (Минск, 1999 г.); международной конференции «Москва - Россия на рубеже тысячелетий» (Москва, 1999 г.); межвузовском семинаре «Местное самоуправление: современность и перспективы» (Москва, 2000 г.); научно-практических конференциях «Право, государство накануне XXI века» (Уфа, 1999г.); «Актуальные вопросы российской государственности» (Москва, 2000г.); «Право XXI века: взгляд в будущее" (Москва 2000 г); международном симпозиуме «Религия в современном обществе» (Москва, 2001 г.) и др.

Выводы и рекомендации диссертационного исследования нашли практическое применение в работе Управления региональных и общественных связей МВД России по вопросам противодействия политическому и религиозному экстремизму, а также в учебном процессе: при чтении лекций по конституционному праву России в Академии управления МВД России, по конституционному, международному и экологическому праву в Юридическом

институте МВД России (Ижевский филиал), Современном гуманитарном университете, Восточно-Европейском университете, Удмуртском государственном университете и других вузах, в обществе «Знание» Удмуртской Республики,

Структуру диссертации определили задачи исследования и избранный метод изложения диссертационного материала. Диссертация состоит из введения, пяти глав (каждая глава делится на разделы), заключения, списка использованных источников и литературы.