Строевая подготовка презентация по обж. Презентация на тему "общие положения эк "строевая подготовка"". Строи отделения и взвода

Реферат

Подготовила:

Проверил:

Реферат на тему:строевая подготовка

Строевая подготовка является одним из важнейших раз-дилив обучения и воспитания допризывник. Она дисцип-лину будущего воина, закаляет его физически, вырабатывает хорошую осанку, формирует ловкость, проворство, выносливость, умение правильно и быстро выполнять команды командиров. Навыки, приобретенные на занятиях по строевой подготовке, совершенствуются на занятиях по огонь-Нево, физической подготовки и в повседневной службе.

Во время прохождения срочной службы солдат обыч-чайно действует в составе своего отделения, поэтому он должен хорошо знать свое место в строю при всяких условиях, различные строевые приемы без оружия и с оружием. Основные обязанности военнослужащих перед построением и в строю, поря-док выполнения строевых приемов определены Строевым уставом Вооруженных Сил Украины.

Строевые приемы и движение без оружия

СТРИЙ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ

Чтобы уметь быстро и правильно действовать в строю, солдат должен знать, что такое строй, и его элементы.

Строй - установленное Строевым уставом расположением ния подразделений и частей для совместной-ных действий в пешем порядке и на машинах.

Шеренга - строй, в котором военнослужащие вишику-ные друг с другом на одной линии по определенными интервалами.

Фронт - сторона строя, в который военнослужащие обращены лицом, а машины - лобовой частью.

Фланг - край строю, правый или левый. При по-ворота строя названия флангов не изменяются. Тыл строю - сторона, противоположная фронту. Интервал - расстояние по фронту между воен-щих, машинами, подразделениями, частями.

Дистанция - расстояние в глубину между военно-служащими, машинами, подразделениями, частями. Ширина строя - расстояние между флангами. Глубина строя - расстояние от первой шеренги (от военнослужащего, стоящего впереди) до последней шеренги (к военнослужащему, который стоит сзади), а при действиях на машинах - расстояние от первой линии машин (от машины, стоящей впереди) до последней линии ма-шин (к машине, стоящей сзади).

Линия машин - строй, в котором машины находятся на одной линии друг возле друга.

Ряд - два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю один за другим. Если по воен-щих первой шеренги не стоит военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным; последний ряд всегда должен быть полным.

Двухшереножный строй - расположение военно-служащих одной шеренги по военнослужащим другой шеренги на расстоянии одного шага (вытянутой ру-ки, наложенной ладонью на плечо военнослужащего, стоящего впереди). Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются. Одношереножный (шеренга) и двухшереножный строи могут быть сомкнутыми или разомкнутыми.

Колонна - строй, в котором военнослужащие располо-шовани один за другим, а подразделения (машины) один (одна) по одному (по одной) - на расстояниях, определенных строевые-ным уставом или командиром. Колонны применяют для построения подразделений и частей в походный или открою-тий строй.

Развернутый строй - построение подразделений в одну линию по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (или в линию машин или в линию колонн) с интервала-ламы, определенными Строевым уставом или командиром. Походный строй - построение подразделений в колоннах один за другим на дистанциях, определенных Строевым ста-тутом или командиром.

Направляющий - военнослужащий (подразделение, маши-на), движущаяся по головным в указанном направлении.

Замыкающий - военнослужащий (подразделение, ма-шина), движущийся последним (последней) в колонне.

ОБЯЗАННОСТИ СОЛДАТА ПЕРЕД построением и в строю

Для успешного выполнения приемов и действий вийськовослужбо-тель должен знать свои обязанности перед построением и в строю.

Солдат обязан:

проверить исправность своего оружия, закрепленного военной техники, боеприпасов, личных средств защиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения

иметь аккуратную прическу, аккуратно заправить обмундиру-ния, правильно надеть и подогнать снаряжение, до-помочь товарищу устранить замеченные недостатки

знать свое место в строю, уметь выстраиваться быстро без суеты

при движении сохранять равнение, интервалы и дистанции цию, не выходить из строя (из машины) без разрешения

в строю без разрешения не разговаривать, соблюдать полной тишине, следить за приказами (распоряжением-ниями) и командами (сигналами) своего командира, ис-дует их быстро и точно

передавать приказы, команды (сигналы) без искажений, громко и четко.

ВЫПОЛНЕНИЯ КОМАНД

Команды делятся на предварительные и исполнительные. Предыдущем команду подают четко, внятно, громко, протяжно, чтобы военнослужащие в строю поняли, каких действий требу-ет от них командир. Исполнительная команда (или команда к исполнению) подается после паузы, громко, отрывисто, четко. Например: «Право-ВО», «Лево-ВО». Первая часть слова - это предыдущая команда, вторая часть, написанная ве-ликимы буквами, - исполнительная команда.

По предварительной команде военнослужащие, если они находятся в строю, становятся смирно, если двигают-ся, то переходят на строевой шаг, а вне строя возвращается-ются сторону начальника и тоже становятся смирно. Чтобы привер-нуть внимание отдельного военнослужащего или подразделения, подавая предыдущую команду, называют воинское звание и фамилию военнослужащего или подразделение. Например: «Рядовой Коваленко, кру-ГОМ!», «Третий взвод, СТОП!» Чтобы отменить или приостановить исполнение приема, подается команда «Отставить!». По этой команде становятся в поло-жения, которое было до выполнения приема.

В строевую стойку становятся по команде «Струна-КО» (рис. 31). При этом надо держаться прямо, без на-пряжения, ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед, живот втянуть, плечи развернуть, руки опустить так, чтобы кисти, шь вернуть ладонями внутрь, были стороны бедер, а напивзиг-нути пальцы касались бедра; голову держать высоко и пря-. мо, не выпячивая подбородок; смотреть перед собой, быть готовым к немедленным действиям.

По команде «Вольно!" ослабить в колене правую или левую ногу, но не трогаться с места, быть внимательным и не разговаривать.

По команде «Равняйсь!» все, кроме правофлангового, по-возвращают голову вправо, правое ухо выше левого, подбородок поднят, и выравниваются так, чтобы каждый видел грудь чет-верти солдата. По команде «Налево - Равняйсь!» Все, кроме левофлангового, поворачивают голову влево. Когда уравнение закончено, подается команда «Смирно!» И все военно-служащие становятся в исходное положение (голову прямо).

По команде «ЗАПРАВИТЬСЯ!» военнослужащие, не оставляя своего места в строю, поправляют оружие, обмундирование и снаряжение.

По команде «Становись!» осуществляется построение под-разделов. По этой команде надо быстро встать в строй, опре-начиты интервал и дистанцию, пяти поставить вместе, а нос-ки развернуть по линии фронта на ширину стопы, смотреть прямо перед собой.

Повороты на месте выполняются по одной из таких ко-манд: «Право-ВО!», «полуоборота право-ВО!», «Лево-РУЧИ», «полуоборота лево-ВО!», «Кру-ГОМ!" При пово-ртов считают: на «раз» - возвращаются в указанный сторону, сохраняя правильное положение корпуса, и, зги-наючы ног в коленях, перенести тяжесть тела на ту ногу, что впереди, на «два» - кратчайшим

Путем доставят-ют вторую ногу. Повороты кругом (на полукруга), налево (на четверть круга), вполоборота влево (на одну восьмую круга) в сторону левой руки на левом каблуке и правом носке; по-вороты направо и пол-оборота направо - в сторону правой ру-ки на правом каблуке и на левом носке.

Перестроение отделения на месте из одной шеренги в две осуществляют по команде «Отделение, в две шерен-ги - СТРОЙСЯ!" По команде к выполнению парные но-мэры ступают левой ногой шаг назад, не доставят-кая правой ноги, делают шаг вправо, чтобы стать позади нечетным номерам, и приставляют левую ногу.

К перестроения из сомкнутого двухшереножного строя в одношерен-говые отделение предварительно раз-кается на один шаг, после чего подают команду:

«Отделение, в одну шеренгу - СТРОЙСЯ!" Для выполнения этой команды четные номера выходят на линию ежедневно, ступая с левой ноги шаг влево, не приставляя ноги, делают шаг вперед и Приста-вляют левую ногу.

КОМАНДЫ ПО ГЛАВНЫМ УБОРОВ

Чтобы военнослужащие сбросили головные уборы, полаеться команда: «Головные уборы - СБРОСИТЬ!», а чтобы одели: «Головные уборы - НАДГГИИ» Свергнутый головной убор держат в свободно опущенной левой руке козырьком вперед (рис. 32). < /p>

Без оружия или с оружием в положении «за спину» головной убор снимают и надевают правой рукой, а с оружием в положениях-не «на ремень», «на грудь», «у ноги» - левой. Если головной убор сбрасывают, будучи с карабином в положении «на плечо», то карабин предварительно берут в ноги.

ДВИЖЕНИЕ строевой и походный ШАГОМ

Шаг бывает строевой и поход-ний. Строевой шаг применяется-ют: для прохождении подразделений торжественным маршем, для военно-го приветствия в движении, при подходе военнослужащего к начальни-ка и отходе от него, выходе из строя и возвращении в строй, а также на занятиях по строевой подготовке. < /p>

Движение строевым шагом почи-нают по команде «Строевым шагом - МАРШ!». По пред-ной командой корпус надо по-дать немного вперед, перенести ва-гу тела на правую ногу, сохраняя

устойчивость. По команде - начать движение из-за левой ноги полнымшагом, при этом ногу поднять вперед носком на высоту 15-20 см от земли, потом поставить твердо на всю ступню и поднять другую ногу. Руки двигаются, начиная от плеча, у тела: вперед - сгибая руки в локтях так, чтобы кисти поднимались выше пряжки пояса на шири-на ладони и на расстояние, ладони от тела, а локоть держать на уровне кисти руки; назад - к отказа в плечевом суставе, пальцы рук полусогнуты. При движении голову и корпус следует держать прямо, смотреть вперед (рис.).

Походный шаг применяется во всех остальных случаях, по команде «Шагом - МАРШ!». По предварительной коман-дой корпус подается немного вперед, вес тела переносимость носится больше на правую ногу и сохраняется устойчивость. По исполнительной команде движение начинается с левой ноги эт-им шагом ногу поднимают свободно, не оттягивая но * сок и ставят на землю, как при обычной ходьбе; руками осуществляют свободные движения около тела.

Когда при движении походным шагом подается коман-да «Смирно!», то переходят на строевой шаг, а по команде «Вольно» - на походный шаг.

Повороты в движении

При движении шагом повороты выполняют за команда-ми: «Право-ВО», «Пол-оборота напра-ВО», «Лево-ВО», «оборота налево», «Кругом - МАРШ! »

Для поворота направо и пол-оборота направо исполнительными команду подают в тот момент, когда правая нога опус-кается на землю. По этой команде надо левой ногой сту-пить шаг, повернуться на носке левой ноги, одновременно с поворотом вынести правую ногу вперед и продолжать движение в но-вом направлении.

Для поворота налево исполнительную команду подают в то

момент, когда левая нога опускается на землю. По этой команде надо правой ногой сделать шаг, повернуться на носке правой ноги, одновременно с поворотом извлечь левую ногу вперед и продолжать движение в новом направлении.

Для поворота кругом исполнительную команду подают в тот момент, когда правая нога опускается на землю. По этой команде необходимо ступить еще один шаг левой ногой (на отсчет «раз»), вынести правую ногу на полшага вперед и несколько влево и, резко повернувшись в сторону левой руки на носках обеих ног (по отсчет «два»), движение с левой ноги в новом направлении (на отсчет «три»). При поворотах руки движутся в такт шага.

ОТВЕТ НА ПОЗДРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА На приветствие начальника или старшего: «Здравствуйте, товарищи (господа)» - все военнослужащие, оказываются на строю или вне строя, отвечают «Здравствуйте»; как что начальник или старший прощается, то военнослужащего соответствуют «До свидания», добавляя в конце отвечает ото слово «товарищ» или «господин» и воинское звание, например: «Здравствуйте, товарищ сержант» или «к увиденному-ния, господин капитан». Если командир (начальник) в порядке службы поздравляет военнослужащего или благодарит его, то он отвечает: «Служу народу Украины». Если командир (начальник) поздравляет воинскую часть или подразделение, то все военнослужащие отвечают протяжным трехкратные-ным «Слава», а если командир (начальник) благодарит, то отвечающие: «Служим народа Украины».

ВОЕННОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ НА МЕСТЕ

Для военного приветствия на месте вне строя в головном уборе нужно поднести правую руку к го-ловного убора так, чтобы пальцы были вместе, ладонь прямая, средний па телец касался нижнего края голов-ного убора (у козырька), локоть & mdash , на линии и высоте плеча (рис. 34). При повороте головы в сторону командира (начальника) положение руки остает-ся без изменения. Когда командир (начальник) проходит военнослужащего, который витав.його, то возвращает

голову прямо, руку опускает. Для военного обрадование ния на месте вне строя без головного убора за три-четыре шага к ко-дыра (начальника) нуж-но вернуться в его сторону, вытянуться и смотреть ему в лицо, возвращающихся кая голову вслед за ним.

ВОЕННОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ

ПРИ ДВИЖЕНИЯ

Для военного обрадование ния при движении вне строя в головном уборе нужно за три-четыре кро-ки к встрече с командиром

(начальником) опустить ногу на землю, вернуть голо-ву и поднять правую руку к головному убору, левую руку держать неподвижно у бедра; проходя мимо командира (начальника), одновременно опустить левую ногу и правую руку, голову поставить прямо, а если военнослужащему нуж-но пройти вперед, то поздравления он начинает с первым шагом обгона командира (начальника), за вторым шагом ставит голову прямо, правую руку опускает (рис.).

Для военного приветствия движения без глав-ного убора нужно за три-четыре шага к командиру (началь-ника) одновременно с опусканием ноги прекратить движение рука-> мы, повернуть голову в его сторону и, продолжая движение, смотри -ся ему в лицо. Поздравив командира (начальником-и ка), голову поставить прямо и продолжать движение руками.

ОТВЕТ НА ПОЗДРАВЛЕНИЕ ПРИ ДВИЖЕНИЯ СТРОЕМ

На приветствие начальника «Здравствуйте, товарищи (господа)!» военнослужащие отвечают громко, чет-ко, слаженно.

Для слаженной ответы во время движения все военно-служащих начинают отвечать в тот момент, когда ставят левую ногу на землю, следующее словб, - когда ставят на землю правую ногу, и т. д. Например, на при-поздравление генерал -майора «Здравствуйте» соответствуют в четыре интервала: под левую ногу «Здравствуйте», под правую - «товарищ», снова под левую - «генерал», снова под пра-ву - «майор».

ВЫХОД ИЗ СТРОЯ. ПОДХОД К НАЧАЛЬНИКА

Для выхода из строя подают команду, например: «Рядовой Коваленко. Ко мне бегом - МАРШ! »Услышав свою фамилию, военнослужащий отвечает« Я », а по команде о выходе (о вызове) из строя отвечает« Да », значит строевым шагом, сделав один-два шага прямо, поворачивается в сторону командира (начальника) , кратчайшим путем подходит (подбегает), за 3-4 шага до него переходит на строевой шаг, за 2-3 шага останавливается и докладывает о своем прибытии.

Если военнослужащий вышел из первой Шерен-ги, то свободное место занимает военнослужащий, сто-объявлений за ним во второй шеренге. Если надо выйти из второй шеренги, то военнослужащий левой рукой прикасаются ется военнослужащего из первой шеренги, стоящий впереди, то делает шаг вперед и, не приставляя правой ноги вправо, пропускает того, кто должен выйти из строя, а затем становится на свое место.

При выходе из колонны по два, по три, по четыре в сторону ближайшего фланга военнослужащий делает предварительно поворот направо (налево). Вийсь-ковослужбовець, стоящий рядом делает шаг вправо (влево) и, приставляя второй ноги, делает шаг на-зад, пропускает, который выходит из строя, а затем возвращается на свое место.

Подходя к командиру (начальнику) вне строя, военнослужащий по три-четыре шага до него пере-ходит на строевой шаг, за два-три шага останавливается и приставляя ногу, поднимает правую руку к головному убору и докладывает. Например: «Товарищ (господин) лейте-нант. Рядовой Коваленко по вашему приказанию прибыл ». После доклада опускает руку.

УХОД ОТ НАЧАЛЬНИКА И ВОЗВРАЩЕНИЕ В СТРОЙ

Услышав разрешение идти, военнослужащий поднимает правую руку к головному убору, отвечает «да», а затем возвращается в направлении движения, с первым шагом (с пос-тавлен левой ноги) опускает руку и, сделав три-четыре шага, далее движется походным шагом.

Для возвращения военнослужащего в строй подают команду. Например: «Рядовой Коваленко, стать в строй» или только: «Стать в строй». Вийськовослужбо-тель, услышав свою фамилию, поворачивается к ко-дыра (начальника) и соответствует «Я». По команде «Стать в строй» поднимает руку к головному убору, отвечает «Да», возвращается в направлении движения, с первым шагом опускает руку и строевым шагом подходит к своему месту в строю. Если военнослужащий - с оружием в положении «за спину», то при ответе он также поднимаются сить руку к головному убору. В других случаях руку к головному убору не преподносят.

строевой С АВТОМАТОМ (КАРАБШОМ)

Строевая стойка военнослужащего с авто-том то же самое, что и без него, но при этом автомат он держит в положении «на ремень» дульной частью воо-ру, а если автомат со сложенным прикладом, то дульной частью вниз; кистью правой руки касается верхнего края поясного ремня.

Карабин держат у ноги правой рукой так, чтобы приклад стоял затыльником на земле, касаясь стопы

правой ноги, острым углом на линии носков. Правую руку опускают свободно, обхватив ею ствол и газовую трубку (рис.).

ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИЕМОВ С АВТОМАТОМ

Автомат из положения «на ремень» в положение «на грудь» принимают по команде «Автомат на - ГРУДЬ!» в три приема (рис.).

Первый прием. Подать правую руку с ремнем немного вверх, сбросить автомат с плеча и, подхватив его левой рукой за цевье и дульную накладку, держать перед собой вертикально магазином влево, дульным зри-зом - на высоте подбородка.

команду. Например: «Рядовой Коваленко, стать в строй» или только: «Стать в строй». Вийськовослужбо-тель, услышав свою фамилию, поворачивается к ко-дыра (начальника) и соответствует «Я». По команде «Стать в строй» поднимает руку к головному убору, отвечает «Да», возвращается в направлении движения, с первым шагом опускает руку и строевым шагом подходит к своему месту в строю. Если военнослужащий - с оружием в положении «за спину», то при ответе он также поднимаются сить руку к головному убору. В других случаях руку к головному убору не преподносят.

Слайд 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭК «Строевая подготовка»

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Двухшереножный строй - строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются.

Слайд 13

Ряд - два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой называется неполным. При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу

Слайд 14

Слайд 15

Колонна - строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) - одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром. Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более. Колонны применяются для построения подразделений и частей в развернутый или походный строй.

Слайд 16

Слайд 17

Походный строй - строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром. Походный строй применяется для передвижения подразделений при совершении марша, прохождения торжественным маршем, с песней, а также в других необходимых случаях.

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом, сигналами и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств. Команды и приказания могут передаваться по колонне командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей. В строю старший командир находится там, откуда ему удобнее командовать. Остальные командиры подают команды, оставаясь на местах, установленных Уставом или старшим командиром. Командирам подразделений от роты и выше в походном строю батальона и полка разрешается выходить из строя только для подачи команд и проверки их исполнения.

Слайд 21

Слайд 22

Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир. По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку, в движении переходят на строевой шаг, а вне строя поворачиваются в сторону начальника и принимают строевую стойку. При выполнении приемов с оружием в предварительной команде при необходимости указывается наименование оружия. Например: "Автоматы на - ГРУДЬ". "Пулеметы на - ре-МЕНЬ" и т.д.

Слайд 23

Исполнительная команда (в Уставе напечатана крупным шрифтом) подается после паузы, громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение. С целью привлечь внимание подразделения или отдельного военнослужащего в предварительной команде при необходимости называются наименование подразделения или звание и фамилия военно-служащего. Например: "Взвод (3-й взвод) - СТОЙ". "Рядовой Петров, кру-ГОМ". Голос при подаче команд должен соразмеряться с шириной и глубиной строя, а доклад произноситься четко, без резкого повышения голоса.

Слайд 24

Команды, относящиеся ко всем подразделениям, принимаются и немедленно исполняются всеми командирами подразделений и командирами (старшими) машин. При передаче команды сигналом предварительно подается сигнал "ВНИМАНИЕ", а если команда относится только к одному из подразделений, то подается сигнал, указывающий номер этого подразделения. Готовность к принятию команды сигналом обозначается также сигналом "ВНИМАНИЕ". Получение сигнала подтверждается его повторением или подачей соответствующего сигнала своему подразделению.

Слайд 25

Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда "ОТСТАВИТЬ". По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.

Слайд 26

При обучении допускаются выполнение указанных в Уставе строевых приемов и движение по разделениям, а также с помощью подготовительных упражнений. Например: "Автомат на грудь, по разделениям: делай - РАЗ, делай - ДВА, делай - ТРИ". "Направо, по разделениям: делай - РАЗ, делай - ДВА".

Слайд 27

При формировании сборных команд производится их строевой расчет на подразделения. Для расчета военнослужащие выстраиваются в одношереножный или двухшереножный строй и рассчитываются по общей нумерации, как указано в ст. 85. После этого в зависимости от численности команды производится последовательно расчет на роты, взводы и отделения и назначаются командиры этих подразделений. Для участия в парадах, а также в других случаях подразделение по приказу командира может строиться в общую колонну по три, по четыре и более. При этом построение производится, как правило, по росту.

Слайд 28

Построение подразделений производится по команде "СТАНОВИСЬ ", перед которой указывается порядок построения. Например: "Отделение, в одну шеренгу - СТАНОВИСЬ". По этой команде военнослужащий должен быстро занять свое место в строю, набрать установленные интервал и дистанцию, принять строевую стойку.

Слайд 29

При подаче команд для подразделений родов войск и специальных войск вместо наименований "отделение", "взвод", "рота", "батальон" и "полк" указываются наименования подразделений и частей, принятые в родах войск и в специальных войсках видов Вооруженных Сил.

Слайд 31

Командир обязан: указать место, время, порядок построения, форму одежды и снаряжение, а также какое иметь вооружение и военную технику; при необходимости назначить наблюдателя; проверить и знать наличие в строю подчиненных своего подразделения (части), а также вооружения, военной техники, боеприпасов, средств индивидуальной защиты и шанцевого инструмента; проверить внешний вид подчиненных, а также наличие снаряжения правильность его подгонки; поддерживать дисциплину строя и требовать точного выполнения подразделениями команд и сигналов, а военнослужащими своих обязанностей в строю; при подаче команд в пешем строю на месте принимать строевую стойку; при построении подразделений с вооружением и военной техникой произвести внешний осмотр их, а также проверить наличие и исправность оборудования для перевозки личного состава, правиль-ность крепления перевозимой (буксируемой) материальной части и укладки имущества; напомнить личному составу требования безопасности; в движении соблюдать установленные дистанции, скорость и правила движения.

Слайд 32

Военнослужащий обязан: проверить исправность своего оружия, закрепленных за ним вооружения и военной техники, боеприпасов, средств индивидуальной защиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения; аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные недостатки; знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его; в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию; соблюдать требования безопасности; не выходить из строя (машины) без разрешения; в строю без разрешения не разговаривать и не курить; быть внимательным к приказаниям и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим; передавать приказания, команды без искажений, громко и четко.

Слайд 33

МОУ Жиздринская средняя школа №1

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010года №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».Программа включает комплекс занятий по развитию и совершенствованию системы военно - патриотического воспитания несовершеннолетних граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.

Военная подготовка в кадетском классе проводится с целью ранней профессиональной ориентации, подготовки кадетов к осознанному выбору профессии служения Отечеству на военном поприще.Программа дополнительного образования предназначена для реализации профильного образования обучающихся специализированных (кадетских) классов второй ступени среднего общего образования. Программа разработана на основе Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Предусматривает обучение строевым приемам и движению без оружия и с оружием, обучение строям подразделений и воинских частей в пешем порядке, обучение порядку выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра, положению Боевого Знамени в строю, порядку его выноса и относа.Содержание программы в целом отражает государственную образовательную политику в вопросах подготовки к самостоятельной жизнедеятельности и военной службе и позволяет формировать у воспитанников сознательное и ответственное отношение к вопросам личной, общественной и национальной безопасности страны, желание активно совершенствовать свою физическую и военно-прикладную подготовку.

Цель программы :

Помимо общих целей и задач, которые призвано решать военно-патриотическое воспитание, программа военно - прикладной и физической подготовки преследует следующие конкретные цели и задачи:

Учебные:

Знать обязанности солдата перед построением и в строю, уметь четко и правильно выполнять строевые приемы и действия, как без оружия, так и с оружием;

Освоить и совершенствовать дисциплины общей и специальной физической подготовки.

Воспитательные:

Воспитывать у молодых людей патриотизм, гражданское сознание, верность Отечеству, готовность к выполнению конституционных обязанностей, чувство любви к Родине;

Воспитывать уважительное отношение к героической истории нашего государства, его вооруженным силам;

Воспитывать потребность в здоровом образе жизни и активном отдыхе;

Воспитывать самостоятельность;

Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающей действительности;

Воспитывать дисциплинированность, силу воли, умение концентрироваться на выполнение поставленной цели.

Развивающие:

Развивать интерес к военной и государственной службе, к социально значимой деятельности;

Развивать познавательные интересы;

Развивать и поддерживать хорошую физическую форму;

Развивать позитивные личностные качества: организаторские способности, ответственность, смелость, толерантность и др.

Задачи программы:

1. Совершенствование разностороннего развития обучающихся кадетских классов;

2. Формирования необходимые знания, умений и навыков строевой и физической подготовки;

3. Развитие волевых качеств и дисциплины.

В процессе изучения программы дополнительного образования детей «Строевая подготовка» предполагается приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

    знание строевой подготовки;

    знать строи и порядок управления строем отделения и взвода;

    знание обязанностей военнослужащих перед построением и в строю;

    знание государственных и военных символов Российской Федерации;

    умение выполнять строевые приемы на месте и в движении;

    умение выполнять воинское приветствие на месте и в движении;

    умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

образовательной программы

    В Конституции РФ говорится: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина «Российской Федерации». Пока существует государство, будет существовать и армия. Отношение к военной службе во все времена и у всех народов было уважительное. Наше время не является исключением.

    В связи с отсутствием начальной военной подготовки в общеобразовательных школах и сокращением сроков действительной военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, возникает необходимость в военно-профессиональной ориентации и воспитании подростков в системе дополнительного образования до призыва.

    Актуальность данной дополнительной образовательной программы обусловлена ее практической значимостью. Воспитанники могут применять полученные знания и практический опыт при подготовке к службе по призыву в Вооружённых силах России. . Строевая подготовка дисциплинирует воспитанников кадетских классов, способствует развитию исполнительности, собранности, подтянутости, опрятности и формированию личности кадета

    В этой связи, новизна образовательной программы состоит в разработке такого содержания учебных дисциплин, направленных на подготовку к службе в вооружённых силах РФ, которое соответствует требованиям современной Российской армии.

    Социальная значимость программы.

Кроме того, одной из основных задач работы является организация занятости подростков с целью изолирования их от негативного влияния улицы. Подростковый возраст – это возраст поиска и обретения себя

    Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие подростков с целью формирования у них высоконравственных принципов, выработки определенных норм поведения, должной физической и военно-профессиональной готовности к защите Отечества. Она позволяет усилить ориентацию подростка на развитие его интересов и способностей в выбранной деятельности, приобретении знаний и практических навыков, необходимых при прохождении службы и опыта вхождения в коллектив, межличностных отношений и коллективной деятельности. Программа ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого юноши с учетом индивидуальных (возрастных, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, личностных склонностей путем создания благоприятных условий, для умственного, нравственного, патриотического и физического развития личности.

Возрастные особенности воспитанников, участвующих в реализации образовательной программы

Данная программа предназначена для подростков и юношей 10- 15 лет.

В этом возрасте воспитанник ощущает свою принадлежность и причастность к определенной социальной группе. Он уже не просто подражает в поведении старшим, а анализирует и оценивает историю, традиции, существующую систему ценностей и мораль того общества, которое его воспитывает. Эта сложная работа вызывает у подростка яркий эмоциональный отклик. В этот период часто проявляются нравственные, интеллектуальные и патриотические чувства.

Педагогам следует учитывать, что именно в подростковом возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, развивается самостоятельность, исполнительность и дисциплинированность. Также в подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: увеличивается объем внимания, памяти, происходит развитие наблюдательности. Они отличаются неустойчивостью в психоэмоциональном состоянии, неуравновешенностью характера, поэтому предметом заботы педагога является воспитание волевых качеств личности. Индивидуальный подход к воспитанникам предполагает учет особенностей возраста, типа нервной деятельности, темперамента, характера.

Место учебного предмета в учебном плане дополнительного образования

Строевая подготовка и ОФП, как учебный предмет входят в дополнительную образовательную область военно-прикладной подготовки и представлен для обязательного изучения обучающимися 5-9 специализированных (кадетских) классов, реализуется за счет компонента дополнительного образования.

Программа «Строевая подготовка» рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю. ОФП рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю. Содержание программы для обучающихся специализированных (кадетских) классов имеет военно-профессиональную направленность.

Ожидаемые результаты:
Кадет должен знать:
- положение Строевого устава ВС, в том числе обязанности солдата и командира перед построением и в строю.
Кадет должен уметь:
- четко и правильно выполнять строевые приемы и действия на занятиях и в повседневной жизни, слаженно действовать в составе класса в пешем порядке.
- иметь образцовый внешний вид и строго соблюдать правила ношения формы (при наличии таковой).
Иметь представление:

    о строе и их элементах;

    о предварительной и исполнительной команды и порядка их подачи;

    об обязанностях солдат перед построением и встрою. Ответ на приветствие на месте;

    о строевой стойке

Оценка результатов обучения воспитанников

В целях оценки и контроля результатов обучения в течении учебного года проводятся:

    контрольные занятия по проверки усвоения теоретических знаний по темам курса;

    смотр песни и строя среди воспитанников кадетских классов класса;

    соревнования по военно-прикладным видам спорта.

Программа по дисциплине «Строевая подготовка».

п/п

Разделы

и наименование темы

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

III год

Общие положения.

2. Движение.

3. Повороты в движении.

ИТОГО:

IV год

Общие положения.

1.Строи и управление ими. Обязанности командиров и кадет перед построением и в строю.

Строевые приемы и движение без оружия.

1. Строевая стойка. Повороты на месте.

2. Движение.

3. Повороты в движении.

4. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении.

5. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

Строевое слаживание. Действие в составе отделения, взвода.

1. Действия в составе отделения на месте и в движении.

2. Действия в составе взвода на месте и в движении.

ИТОГО:

п/п

Разделы

и наименование темы

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

V год

Общие положения.

1.Строи и управление ими. Обязанности командиров и кадет перед построением и в строю.

Строевые приемы и движение без оружия.

1. Строевая стойка. Повороты на месте.

2. Движение.

3. Повороты в движении.

4. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении.

5. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

Строевое слаживание. Действие в составе отделения, взвода.

1. Действия в составе отделения на месте и в движении.

2. Действия в составе взвода на месте и в движении.

ИТОГО:

III V год

Раздел 1.Общие положения.

Тема 1. Строи и управление ими. Обязанности командиров и кадет перед построением и в строю.

Учебные вопросы: Строи и их элементы. Назначение элементов строя. Предварительна и исполнительная команды. Элементы строевой стойки, случаи ее применения. Выполнение команд «Становись! Равняйсь! Смирно! Вольно!». Обязанности командиров и кадет перед построением и в строю.

Раздел 2. Строевые приемы и движение без оружия.

Тема 1. Строевая стойка. Повороты на месте.

Учебные вопросы: Отработка строевой стойки. Повороты на месте направо, налево, кругом, пол-оборота направо, пол-оборота налево.

Тема 2. Движение.

Учебные вопросы: Строевая стойка. Элементы строевого шага. Движение строевым шагом.

Тема 3. Повороты в движении.

Учебные вопросы: Повороты в движении направо, налево, кругом.

Тема 4. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.

Учебные вопросы: Правила выполнения воинского приветствия на месте и в движении при надетом головном уборе. Правила выполнения воинского приветствия на месте и в движении без головного убора.

Тема 5. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

Учебные вопросы: Подход к начальнику вне строя и отход от него. Выход из строя по команде и возвращение в строй. Выход из строя по вызову начальника и возвращение в строй.

Раздел 3. Строевое слаживание. Действие в составе отделения, взвода.

Тема 1. Действия в составе отделения на месте и в движении.

Учебные вопросы: Действия отделения в развернутом строю: построение отделения в развернутый одно-шереножный и двух-шереножный строй, выравнивание отделения, размыкание и смыкание отделения, перестроение отделения из одной шеренги в две и обратно. Действия отделения в походном строю: перестроение отделения, повороты в движении, выполнение воинского приветствия.

Тема 2. Действия в составе взвода на месте и в движении.

Учебные вопросы: Действия взвода в развернутом строю: построение взвода в развернутый одно-шереножный и двух-шереножный строй, выравнивание взвода. Действия взвода в походном строю: перестроение взвода, повороты в движении, выполнение воинского приветствия.

Основные требования к уровню подготовки.

Кадет должен знать:

    понятие строй и его основные элементы;

    элементы строевой стойки;

    элементы строевого шага;

    правила выполнения воинского приветствия.

Кадет должен уметь:

    выполнять строевую стойку;

    выполнять повороты на месте направо, налево, кругом;

    выполнять движение строевым шагом;

    выполнять повороты в движении;

    отдавать воинское приветствие;

    выполнять подход к начальнику и отход от него;

    действовать в составе отделения и взвода.

Программа по дисциплине «Основы физической подготовки».

III год

Техника безопасности. Вводный контроль.

Комплекс вольных упражнений №1.

Комплекс вольных упражнений №2.

Развитие двигательных качеств.

Спортивные игры.

Кроссовая подготовка.

Лыжная подготовка.

Контрольные нормативы.

ИТОГО:

1

33

34

Кадет должен знать:

-

Правила игры.

Кадет должен уметь:

Выполнять правила игры;

Обладать навыками коллективной игры.

III год

Тема 1. Техника безопасности. Вводный контроль.

Учебные вопросы : Инструктаж по технике безопасности. Вводный контроль: бег 100 метров, бег 1 километр, подтягивание (отжимание).

Тема 2. Разучивание комплекса вольных упражнений №1.

Учебные вопросы: Ознакомление и разучивание комплекса вольных упражнений №1. Подвижные игры.

Тема 3. Разучивание комплекса вольных упражнений №2.

Учебные вопросы: Ознакомление и разучивание комплекса вольных упражнений №2. Подвижные игры.

Тема 4: Развитие двигательных качеств.

Учебные вопросы: Упражнения на гибкость (наклон из положения сидя). Скоростно-силовые упражнения (челночный бег 3Х 10). Скоростные упражнения (бег 30 метров, 60 метров). Силовые упражнения (подтягивание, отжимание). Упражнение на выносливость (6 минутный бег).

Тема 5: Спортивные игры.

Учебные вопросы: Баскетбол. Волейбол. Футбол. Учебные игры.

Тема 6: Кроссовая подготовка.

Учебные вопросы: Кроссовая подготовка. Бег по пересеченной местности.

Тема 7: Лыжная подготовка.

Учебные вопросы: Лыжные ходы. Строевые приемы с лыжами. Строевые упражнения на лыжах. Передвижение на лыжах до 3 км.

Тема 8: Контрольные нормативы.

Учебные вопросы: Бег. Подтягивание (отжимание).

Основные требования к уровню подготовки:

Кадет должен знать:

- правила безопасного поведения на занятиях по ОФП;

Способы страховки и самостраховки при выполнении упражнений;

Правила игры.

Кадет должен уметь:

Выполнять упражнения по разделам физической подготовки;

Уверенно передвигаться на лыжах;

Выполнять страховку и самостраховку при выполнении упражнений;

Выполнять строевые упражнения на лыжах;

Выполнять правила игры.

Нормативы по физической подготовки для кадетов

Наименование

упражнения

отлично

хорошо

удовлет.

Гимнастика и атлетическая подготовка

Подтягивание

на перекладине

количество раз

Поднимание

ног к перекладине

количество раз

Подъём переворотом

Подъём переворотом на низкой перекладине: махом одной, толчком другой ногой.(8-5кл)

количество раз

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях

количество раз

Комплексное силовое упражнение

количество раз

Преодоление препятствий.

Общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий
(Упр.34)

Ускоренное передвижение и лёгкая атлетика

Челночный бег

Метание гранаты ф-1(600гр.) на дальность

Метание мяча(150гр) на дальность

Оценка уровня физической подготовленности кадета – выпускника.

Предметом прямого и опосредованного педагогического

наблюдения на данных занятиях является спортивная деятельность в процессе выполнения заданий (тестирование) с целью определения уровня развития двигательных способностей кадетов: силовых, скоростных, скоростно – силовых, выносливости.

В программу тестовых испытаний включены задания, которые отвечают критериям стандартизации: преодоление полосы препятствий, сдача норм ВСК.

Цели данных занятий: укрепление здоровья и повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды; сдача нормативных требований по физической подготовке; воспитание воли, смелости, дисциплинированности, стремление к более высоким спортивным достижениям.

Практические занятия по оценке уровня физической подготовленности проводятся с высокой плотностью и достаточной физической нагрузкой при постоянном контроле со стороны преподавателя. Это достигается: сокращением времени на построение и различного рода передвижения; краткостью и ясностью объяснения; увеличением времени непрерывного выполнения упражнений; сокращением перерывов между выполнением отдельных упражнений; выполнение упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком; применением круговой тренировки и состязательного метода.

В зависимости от имеющихся возможностей, можно проводить различные занятия, используя таблицу нормативов и оценку результатов физической подготовленности кадетов.

Оценка физической подготовленности кадетов проводится по методике «Рациональное распределение призывников для обучения военным специальностям», М.,Воениздат,1987г.

Для оценки физической подготовленности обучающихся определяется уровень развития физических качеств и военно-прикладных двигательных навыков.

С этой целью используются следующие упражнения:

    бег на 100 метров;

    бег на 3000 метров;

    подтягивание на перекладине;

    прыжок в длину с разбега;

    метание гранаты на дальность;

    плавание (100 м) вольным стилем;

    стрельба из мелкокалиберной винтовки.

Оценка результатов исследования общих и специальных физических качеств в баллах.

Упраж-нение

Единица

измерения

Баллы

Кол-во раз

16 и белее

Плавание

2,52 и более

1,21 и менее

16,9 и более

12,6 и менее

Прыжок в длину

Метры, сантиметры

3,16 и более

4,93 и более

Метание гранаты

29 и менее

45 и более

Бег на 3000 м

Минуты, секунды

15,30 и более

13,25 и менее

Стрельба

51 и менее

92 и более

ЛИТЕРАТУРА

    Апакидзе В.В., Бушманов К.А. Методика строевой подготовки. – М.: Воениздат, 1999.

    Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы. – М.: Росвоенцентр, 2010.

    Максимцева Т. А. Воспитываем гражданина. Система гражданского образования в России. – 2-е издание, дополненное – М.: Глобус. Волгоград: Панорама, 2000.

    Наставление по физической подготовке спорту в вооруженных силах РФ. – М: Генштаб ВС РФ, 2001.

    Приемы и способы действий солдата в бою. – М: Военное издательство Министерства обороны, 2003.

Строевая подготовка - это предмет обучения военнослужащих в системе боевой подготовки, имеющий целью выработки у них строевой выправки, подтянутости и выносливости, умения правильно и быстро выполнять команды, строевые приёмы с оружием и без него, а также подготовка подразделений к слаженным действиям в различных строях.

Строевая подготовка организуется и проводится на основе Строевого устава Вооружённых Сил Российской Федерации.

Строй - установленное уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.

Шеренга - строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.

Линия машин - строй, в котором машины размещены одна возле другой на одной линии.

Фланг - правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.

Фронт - сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины - лобовой частью).

Тыльная сторона строя - сторона, противоположная фронту.

Интервал - расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.

Дистанция - расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.

Ширина строя - расстояние между флангами.

Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах - расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней (позади стоящей машины).

Двухшереножный строй - строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются «первая» и «вторая». При повороте строя названия шеренг не изменяются.

Ряд - двое военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным.

При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит в впереди стоящую шеренгу.

Одношереножный и двухшереножный строи могут быть сомкнутыми или разомкнутыми.

В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.

В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.

Колонна - строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) - одно за другим на дистанциях, установленных уставом или командиром.

Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более. Они применяются для построения подразделений и частей в развёрнутый или походный строй.

Развёрнутый строй - строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных уставом или командиром.

Развёрнутый строй применяется для проведения поверок, расчётов, смотров, парадов, а также в других необходимых случаях.

Походный строй - строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных уставом или командиром. Походный строй применяется для передвижения подразделений при совершении марша: прохождения торжественным маршем, с песней, а также в других необходимых случаях.

Направляющий - военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют своё движение остальные военнослужащие (подразделения, машины).

Замыкающий - военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне.

Выводы

  1. Строевая подготовка - важный элемент в обучении и воспитании войск.
  2. Изучая строевую подготовку, воин приобретает умение понимать и выполнять команды, навыки согласованных действий в составе подразделения.
  3. Строевая подготовка российских воинов постоянно совершенствуется на занятиях по тактической, огневой, физической подготовке и на других занятиях, при построениях, передвижениях и в повседневной жизни.

Вопросы

  1. Почему такое важное значение в армии имеет строевая подготовка?
  2. Как определяется глубина строя?
  3. Почему при поворотах строя названия флангов не изменяются? Обоснуйте свой ответ.
  4. Для каких целей и в каких необходимых случаях применяется развёрнутый строй?

Задания

  1. Подготовьте сообщение на тему «Основные термины и понятия строевой подготовки».
  2. Используя пройденный в 10 классе материал и дополнительную литературу, напишите реферат на тему «Основные опасности воинской деятельности и их проявление».

Цель урока: Познакомить учащихся с основным предназначением строевой подготовки в в ВС РФ, разъяснить и показать основные положения военнослужащих в строю.

Время: 40 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, Строевой устав ВС РФ.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

  1. Беседа по вопросам:

— Что обязан сделать караульный во время приема Боевого знамени под охрану?

— Что запрещается часовому?

— Имеет ли право часовой передать свое оружие на время одевания постового тулупа?

— В каких случаях часовой применяет оружие на поражение без предупреждения?

— На вопросы каких должностных лиц из числа военнослужащих должен отвечать часовой?

— В каком положении у часового должен быть автомат в дневное время и в ночное время?

— Почему, на ваш взгляд, часовому запрещены практически любые действия, кроме бдительности по охране поста?

  1. Сообщение темы м цели урока

III. Изучение новой темы

  1. Введение новых понятий

Строевая подготовка — это предмет обучения военнослужащих в системе боевой подготовки, имеющей целью выработки у них строевой выправки, подтянутости и выносливости, умения правильно и быстро выполнять команды, строевые приемы с оружием и без него, а также подготовка подразделений к слаженным действиям в различных условиях.

Строевая подготовка организуется и проводится на основе Строевого устава ВС РФ.

Строй – установленное уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.

Шеренга – строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.

Линия машин – строй, в котором машины размещены одна возле другой на одной линии.

Фланг – правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.

Фронт – сторона строя, в которою военнослужащие обращены лицом (машины – лобовой частью).

Тыльная сторона строя – сторона, противоположная фронту.

Интервал – расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.

Дистанция – расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.

Ширина строя – расстояние между флангами.

Глубина строя – расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах – расстоянии от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней (позади стоящей машины).

Двухшереножный строй – строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются «первая» и «вторая». При повороте строя название шеренг не изменяется.

Ряд – двое военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным.

При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу.

Одношереножный и двухшереножный строи могут быть сомкнутыми или разомкнутыми.

В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ладони между локтями.

В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.

Колонна – строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) – одно за другим на дистанциях, установленных уставом или командиром.

Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более. Они применяются для построения подразделений и частей в развернутый или походный строй.

Развернутый строй – строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных уставом или командиром.

Развернутый строй применяется для проведения проверок, расчетов, смотров, парадов, а также в других необходимых случаях.

Походный строй – строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных уставом или командиром. Походный строй применяется для передвижения подразделений при совершении марша: прохождение торжественным маршем, с песней, а также в других необходимых случаях.

Направляющий – военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие (подразделения, машины).

Замыкающий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне.

Выводы:

  1. Строевая подготовка – важный элемент в обучении и воспитании войск.
  2. Изучая строевую подготовку, воин приобретает умение понимать и выполнять команды, навыки согласованных действий в составе подразделений.
  3. Строевая подготовка российских воинов постоянно совершенствуется на занятиях по тактической подготовке и на других занятиях, при построениях, передвижениях и в повседневной жизни.

IV. Итог урока

  1. Закрепление материала:

— Почему такое важное значение в армии имеет строевая подготовка?

— Как определяется глубина строя

  1. Домашнее задание: § 52, стр. 248-251. Задание: Изучить основные термины и понятия строевой подготовки.