Важнейший прием обучения. Основные приемы и методы преподавания

Гульнара Валиуллина
Педагогические технологии, методики и приемы в практической деятельности

В первую очередь каждая технология направлена на реализацию ФГОС в дошкольном образовании. Среди педагогических технологий , которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, можно выделить;

Здоровьесберегающие педагогические технологии ,

технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми ,

технологию проектной деятельности ,

технологию исследовательской деятельности ,

Игровые технологии ,

технологии «Портфолио дошкольника» и «Портфолио педагога » ,

Информационно-коммуникативные технологии .

В своей педагогической деятельности реализую разнообразные технологии , так как считаю, что они направлены на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.

Технология развивающего обучения. К ним относятся развивающая среда ДОУ, программы ДОУ. Развивающая среда, программа группы соответствующая требованиям и возрасту детей данной группы.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях - информационном, психологическом, биоэнергетическом. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяю две группы методов : специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления ) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания) .

Приемы , используемые мною на практике разнообразные это утренние встречи детей на улице, разного вида игры, динамические паузы, релаксация, гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др., гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая. Это физкультурные занятия, коммуникативные игры, серия занятий «Уроки здоровья» , куда входят различные приемы , информационно-обучающие (консультации, адресованные родителям, педагогам )

Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения .

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики . Применяю в работе с детьми личностно-ориентированную технологию , ставя в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект , но субъект приоритетный. Организую воспитательно-образовательный процесс на основе уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса. На моих занятиях прослеживается акцент на личностно - ориентированный подход в общении. Планирую занятия, совместную деятельность с детьми так , чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребёнок, а на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике . Применяю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий .

Широко в своей практике использую проектную деятельность . Так как считаю, что этот вид технологии дает детям возможность целенаправленной деятельности с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению. В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой . В 2014 – 2015 году с детьми и родителями реализуем проекты «Детям о Войне» и проект «Я живу в Лангепасе» . Проекты вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования методов проектов в дошкольной практике является то , что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Информационно-коммуникативные технологии , используемые в работе с детьми дают мне возможность сделать обучение и развитие детей более привлекательным и захватывающим. Это дает мне возможность идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий , сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень компетентности родителей.

ИКТ в работе помогает мне в :

1. Подборе иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы (сканирование, интернет, принтер, презентация) .

2. Подборе дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмене опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья .

4. Оформлении групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создании презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Понятие «игровые педагогические технологии » включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр .

Сначала игровые технологии я использовала как игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе , особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Для меня основной задачей являлось формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека, интересного партнера в игре. Использовала фронтальные игровые ситуации, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа "Хороводные”, "Догонялки” и "Выдувание мыльных пузырей”. В дальнейшем добивалась, чтобы игровые моменты проникали во все виды деятельности детей : труд и игра (Игры «Каждой вещи своё место» , «Чей шкаф лучше» , «Кто самый трудолюбивый» , учебная деятельность и игра (Подвижные игры, гимнастика для глаз, дыхательная, динамические паузы, логоритмика, релаксация, самомассаж (пальчиковые игры) игровые технологии с блоками Дьенеша , В. Воскобовича, палочки Кьюнезера, повседневная бытовая деятельность , связанная с выполнением режима и игра (Все виды игр : дидактические, сюжетно-ролевые, деловые, игры-драматизации, игровые технологии с блоками Дьенеша , В. Воскобовича) Так как понимаю, игра - наиболее доступный для детей вид деятельности , это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, я с доброжелательностью стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создаю радостную обстановку, поощряю любую выдумку и фантазию ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.

Технологии «Портфолио дошкольника» . Индивидуальные образовательные достижения - это своего рода копилка успехов, инструмент в формировании самооценки и само презентации личных достижений ребенка. Предыдущие годы я активно принимала участие в этом виде технологии , конечно, не в таком виде как предлагает ФГОС, а более упрощенном. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией . Вариантов портфолио очень много. Я считаю, что этот вид технологии будет в будущем , очень востребованным, особенно, раздел «Мои достижения» , в разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций : детского сада, СМИ, проводящих конкурсы, так как он поможет педагогам

Технологии «Портфолио педагога » . Все мы знаем, что современное образование нуждается в новом типе педагога : творчески думающим, владеющим современными технологиями образования , приемами психолого- педагогической диагностики , способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности , умением прогнозировать свой конечный результат. У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога . Таким досье может стать портфолио педагога . Этот вид технологии будет в будущем , очень востребованным, так как он поможет педагогам систематизировать свою копилку достижений и сыграет большую роль при повышении квалификации.

Таким образом, если при применении педагогических технологий в ДОУ педагогу удастся повысить резерв развития ребенка, то можно говорить об их положительном влиянии на ребенка. Для педагога , который научился работать на технологическом уровне , главным ориентиром всегда будет саморазвитие ребенка, потому, что образовательное учреждение должно формировать у человека главную потребность - потребность в саморазвитии, так как жизнь человеческая соткана из многообразия технологий (деятельностей , функционально связанных между собой.

Использованная литература.

1. Крулехт М. В. Педагогическая технология реализации программы «Детство» в образовательном процессе детского сада : Методические советы к программе «Детство» . СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002г. С. 3-15.

2. Педагогические технологии . Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. Кукушина В. С. Серия «Педагогическое образование » . Ростов-на-Дону : Издательский центр «Март» , 2002г. –320 с.

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии . - М., Изд-во «Народное образование» 1998г. – 256с.

4. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2011.- 80 с.

Текст 1

Метод

Методы обучения -

Прием обучения - это составная часть метода.

Например, в методе выделяются следующие приемы:

Так, прием может выступать элементом как метода -

объяснение является самостоятельным методом прием обучения, входящий в метод практической работы .

методом объяснения работа с учебником выступает как прием метод работы с учебником , то дополнительное объяснение .

Таким образом, .


Текст 3

Словесные методы обучения

(методы словесной передачи и слухового восприятия информации)

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания активно его воспринимают и усваивают. Словесные методы предполагают активную преподавательскую деятельность.

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения . С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины, связанные с учебным материалом. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой, инструктаж.

Рассказ. Рассказ - это метод повествовательного изложения содержания изучаемого материала учителем. Чаще всего он используется при изложении такого учебного материала, который носит описательный характер. К примеру, это может быть рассказ о каком-то человеке (писателе, композиторе и др.), месте или ситуации.

В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания, приемы сравнения, сопоставления, выделения главного, применение примеров.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала. Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. д.; с его помощью уточняется непосредственное восприятие детей. Как метод обучения объяснение широко используется в работе с детьми разных возрастных групп.

Лекция. В отличие от рассказа и объяснения, которые используются при изложении сравнительно небольшого по объему учебного материала, лекция представляет собой продолжительное устное изложение учебного материала. Лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей емкостью , чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Этот метод используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок (20-30 мин).

В ходе лекции используются приемы обеспечения логического запоминания, убеждения, аргументации, доказательства, приемы активизации познавательной деятельности учащихся (выписывание основной мысли, конспектирование, составление схематической модели излагаемого материала) и др.

Беседа. Рассказ, объяснение и школьная лекция относятся к числу монологических, или сообщающих, методов обучения. Используя эти методы, учитель произносит монолог и не подключает учащихся к взаимодействию. В отличие от них беседа является диалогическим методом обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. Возможны беседы, в ходе которых ученики вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы. Возможны беседы, в ходе которых ученики под руководством учителя сами отыскивают возможные ответы на проблемные задачи.

В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.), приемы обсуждения ответов и мнений учеников, приемы корригирования ответов, приемы формулирования выводов из беседы.

Работа с книгой - один из важнейших методов обучения. Сущность этого метода заключается в овладении новыми знаниями, когда ученик изучает материал и осмысливает его и параллельно с этим приобретает умение работать с книгой. Таким образом, в этом методе выделяются две взаимосвязанные стороны: освоение учебного материала и накапливание опыта работы с учебной литературой.

Наиболее часто применяются следующие приемы работы с книгой : чтение, списывание текста, составление плана текста, подготовка тезисов, конспектирование, составление опорного конспекта текста и другие.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. При этом вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными и сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Как можно реже надо использовать подсказывающие вопросы и вопросы, требующие однозначных ответов типа «да» или «нет».

Эффективность работы с учебником зависит от правильной ее организации. Необходимо отбирать посильный для учащихся материал. Работу с учебником и учебной литературой начинать с объяснения учителя. Следует поставить перед учащимися основные задачи выполнения задания, а также определить порядок работы.

Условиями эффективного применения рассказа и проведения лекции является четкое продумывание лекции, логически последовательное изложение всех пунктов плана, подбор примеров и иллюстраций, поддержание должного эмоционального тонуса изложения. важно обеспечить доступность, ясность изложения, подобрать примеры и иллюстрации, использовать разнообразные средства наглядности.


Наглядные методы обучения

(методы с опорой на наблюдаемые предметы, явления)

Использование наглядных методов и приемов отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления .

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств . Источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия . Основная роль в применении этого метода отводится учителю. В его задачи входит объяснение материала с использованием иллюстраций, схем, таблиц, опытов, проведения экспериментов и различных наглядных пособий. Ученикам в данном методе отводится пассивная роль восприятия и фиксирования полученной информации.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными методами . Как отдельный вид наглядный метод обучения просто теряет смысл. Показ иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять . Использование наглядных методов делает более доступным для понимания предлагаемый для изучения материал, делает учебный процесс более привлекательным . Особенно важна и даже необходима наглядность при обучении в младших классах.

К наглядным методам обучения относятся: наблюдение, метод иллюстраций и метод демонстраций.

Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира. Метод заключается в том, что учащиеся наблюдают какое-либо явление или предмет и под управлением учителя выделяют его наиболее существенные черты, основные признаки, устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Этот метод один из самых простых и интересных для дошкольников и школьников младших классов. Наиболее часто он применяется на прогулке или на экскурсии.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий : плакатов, таблиц, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр. В последние годы практика обогатилась целым рядом новых средств наглядности. В практику обучения вошли аппараты ЛЭТИ, кодоскопы, позволяющие в дневное время без затемнения класса показывать рисунки, схемы, чертежи, изготовляемые учителем на прозрачной пленке. В дошкольном возрасте часто используются приемы: показ предметов (дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.), показ образца при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, работы технических установок, различного рода аппаратов. К демонстрационным методам относят также показ кино- и видеофильмов и диафильмов. К приемам, сопровождающим демонстрации относится показ способа действия. Он используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др. В ходе применения наглядных методов используются приемы: обеспечение лучшей видимости (экран, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.), обсуждение результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.

Текст 3

Текст 3

Текст 1

Понятия: методы и приемы обучения

Метод (от греческого слова metodos - буквально «путь к чему-либо») означает способ достижения цели.

Методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, способы достижения дидактических целей.

Прием обучения - это составная часть метода.

Например, в методе организации работы учащихся с учебником и книгой выделяются следующие приемы: конспектирование, составление плана текста, подготовка тезисов, цитирование, составление аннотации, рецензирование, написание словаря пройденной темы, составление схематической модели текста.

Взаимосвязь методов и приемов:

1. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Так, прием составления схематической модели может выступать элементом как метода работы с учебником или книгой , когда учащиеся составляют модель прочитанного текста, так и элементом другого метода - объяснения преподавателем нового материала , когда учащиеся составляют схематическую модель (опорный конспект) нового материала урока.

2. Один и тот же способ в одних случаях может выступать как самостоятельный метод, а в других - как прием обучения. Например, объяснение является самостоятельным методом обучения. Однако если оно только эпизодически используется преподавателем в ходе практической работы для разъяснения причины ошибок учащихся или раскрытия логики решения какой-то задачи, то в этом случае объяснение выступает лишь как прием обучения, входящий в метод практической работы .

3. Метод и прием могут меняться местами. Например, преподаватель ведет изложение нового материала методом объяснения , в процессе которого для большей наглядности и лучшего запоминания обращает внимание учащихся на текст или графический материал в учебнике. Такая работа с учебником выступает как прием . Если же в ходе урока используется метод работы с учебником , то дополнительное объяснение учителем какого-то термина выступает уже не как метод, а лишь как небольшой дополнительный прием .

Таким образом, любой способ обучения может выступать как в роли метода, так и в роли приема обучения .


Педагогические технологии.

В настоящее время человеческая культура (будь то наука, искусство, техника или коммуникация) «оглядывается» назад в попытке понять, что она собой представляет и куда движется.

Этой общей тенденции соответствуют процессы, происходящие в отечественной и зарубежной педагогической науке и практике. На сегодняшний день задача состоит в том, чтобы превратить школьное образовательное пространство из потенциально образовательного в подлинно саморазвивающуюся систему, основанную на самопроектировании и способствующую решению многообразных и сложных задач становления личности в культуре, т.е. такое образовательное пространство, в котором ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения.

Создание же условий, при которых ученик является субъектом деятельности, т.е. становится активным участником образовательного процесса, возможно различными способами. Среди этих способов, как правило, выделяют три. И построены они, во-первых, на основе интереса к знаниям, во-вторых, на основе увлекательного способа изучения предмета и, в-третьих, на мотивации учения.

400 лет назад в Польше, Западной Белоруссии существовали братские школы. Учителя в этих школах считали, что только с помощью образования можно победить врага. А главное для них было – следование заповеди: «Прежде люби детей, а потом учи». На сегодняшний день эта заповедь также актуальна, только следуя ей можно добиться успеха. Гораздо позже Н.К. Крупская утверждала, что любая истина из уст ненавистного учителя – ненавистна. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. Саморазвитие же личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса, который, обеспечивается учителем использованием современных развивающих педагогических технологий.

Технология I

«Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Задача этой технологии – воспитание иного ученика, ученика, умеющего работать самостоятельно. Эту технологию можно широко применять при работе с текстом, когда обязательно предусмотрено чтение и письмо. Работу по этой технологии можно разбить на три этапа .

1-й этап – это «Вызов» (мотивация) . Учитель должен постараться вызвать интерес ученика. (Например начать с названия текста. О чем он? Заинтересовать ребенка.)

2-й этап – это «Осмысление», т.е. заинтересованный ребенок самостоятельно читает текст, пытаясь изобразить его схематично (тот же опорный сигнал по Шаталову или план, только развернутый на плоскости и минимизированный комментариями).

3-й этап – это «Рефлексия», т.е. переработка информации при обсуждении с одноклассниками; и здесь же может быть закрепление в виде пересказа устного или письменного.

Технология II

«Коллективно-взаимное обучение».

Применять эту технологию можно при изучении нового материала, расширении знаний по какой-либо теме, при повторении.

На таком уроке ребята могут работать, как в группах, так и индивидуально, самостоятельно. Если учитель предпочел первую форму работы, то каждая группа должна в конце урока выступить с выводами.

Каждый школьник в процессе коллективно-взаимного обучения участвует в обсуждении информации с партнерами. Кроме этого здесь действует принцип, установленный психологами: прочитанный материал усваивается на 20-30%, услышанный – 30-40%, а использованный на практике усваивается на 50-70%. Обмен информацией, идеями, собственным опытом, быстрое обсуждение почерпнутого из разных источников, выявление и обсуждение разногласий и расхождений, выход чувств и переживаний: все это создает именно те условия при которых:

  • совершенствуются навыки по данному материалу;
  • включается в работу память;
  • каждый ученик чувствует себя более свободно;
  • несмотря на то, что обучение коллективное, способ деятельности для каждого индивидуальный;
  • формируется умение ребенка работать в коллективе. Это и есть преимущество этого способа обучения.

Технология III

«Модульное обучение».

Весь материал по какой-либо большой теме делится на отдельные блоки. Задания могут быть разного уровня, т.е. присутствует личностно-ориентированный подход в обучении. В каждом блоке обязательно должна содержаться проверочная работа.

Урок по модульной технологии можно построить, используя несколько форм работы. Например:

1-й этап урока – это диспут на заданную тему, который способствует развитию логического мышления; формирует умение задавать вопросы и отвечать на них. В основе диспута лежит научная полемика, а раз полемика - значит сотрудничество.

2-й этап урока – конспект-лекция. Т.е. учитель излагает новый материал в форме лекции, а учащиеся делают конспект, выписывают основные мысли, составляют схематическую модель излагаемого материала и т.д. и тому подобное. Эта работа помогает развивать самостоятельность и умение выбирать нужную информацию.

3-й этап урока – лекция с обратной связью, т.е. после 2 этапа учитель задает ряд вопросов по теме, а ответы учеников, которые они дают при помощи своих конспектов, позволяют понять, на сколько усвоен материал.

Технология IV

«Интегративный подход в обучении».

Известно, что профильный характер старшей ступени требует более глубокого, прагматичного характера обучения. Принцип междисциплинарной взаимосвязи, позволяющий обеспечить практическую направленность и индивидуализацию образования, является основным принципом интегративного обучения.

Практическое применение системы интегративного обучения показывает , что эта система:

  • формирует и развивает познавательные интересы, творческие способности, общеучебные умения, навыки самообразования, позволяющие в дальнейшем адаптироваться к динамичным условиям образовательного пространства;
  • обеспечивает развитие и формирование коммуникативной компетенции, а именно способности вести диалог в естественных ситуациях общения;
  • способствует воспитанию бережного отношения к культурным ценностям не только своей страны, но и уважению к традициям и обычаям других народов;
  • имеет профориентационный характер обучения, так как учащиеся могут сравнить, найти сходства, различия по изучаемым проблемам в разных областях, тем самым определяя область своих интересов.

При освоении интегративного курса необходимо обозначить предметно-содержательный аспект, а именно:

  • минимум информативности, которая включает в себя теоретический и фактологический блоки знаний;
  • языковой аспект: выражения теоретических знаний и лексико-грамматические средства выражения фактологических знаний;
  • коммуникативный аспект: при помощи лексико-грамматических средств тематического словаря совершенствуется коммуникация с целью информирования своего собеседника-слушателя;
  • познавательный характер интегративного курса, который предполагает широкое использование текстового материала, так как текст – источник приобретения знаний как теоретических, так и фактологических.

Таким образом интегративный курс предполагает перенос функций общения (познавательной, регулятивной, ценностно-ориентационной, этикетной), которыми ученик овладевает в рамках базового уровня одного предмета, на новое предметное содержание.

Технология V

«Технология работы с аудио- и видеоматериалами».

Основными задачами использования такой технологии на уроках являются:

  • «погружение» учеников в мир конкретного фрагмента урока или самого урока;
  • развитие у учеников таких когнитивных умений, как наблюдение, выбор, антиципация, выдвижение гипотез и т.д.;
  • обучение анализу урока или фрагмента;
  • обучение комментированию и критическому отношению к реализации задач урока или фрагмента.

Работа по данной технологии базируется на 3-х известных в методике этапах работы с аудио-, видеоматериалами:

1-й этап – работа до просмотра/прослушивания;

2-й этап – просмотр/прослушивание;

3-й этап – работа после просмотра/прослушивания.

Эта технология позволяет

  • формировать у учеников чувство уверенности – «я тоже так могу»;
  • «шлифовать» свои знания, навыки, умения;
  • развивать у учеников навыки самостоятельной деятельности.

Очень полезно приобщать к проведению урока по этой технологии учеников, которые в будущем, возможно, станут учителями, т.к. это помогает развивать и прививать творческий подход к организации проведения урока; позволяет научить серьезному отношению к выполняемой работе; и, самое главное, помогает создавать у учеников ощущение нужности для школы.

Технология VI

«Здоровьесберегающие технологии».

Здоровьесберегающие технологии на уроках помогают сохранить и укрепить здоровье учащихся. Процесс обучения в школе требует от ребенка не только умения учиться. Он должен быть физически и психологически готов систематически выполнять школьные задания вне зависимости от собственного желания.

Понятие «Здоровьесберегающие технологии» - это ни что иное, как разнообразие приемов, форм и методов работы, потому что постоянная смена деятельности снимает, как физическую, так и психологическую нагрузку, а значит, защищает здоровье учащихся от нанесения потенциального вреда.

На уроках учитель должен максимально снизить негативное влияние нервно-физического напряжения, а для этого, «переключать» детей с одной деятельности на другую. Включать в уроки небольшой блок изученного материала, физминутку и музыкальную паузу. Все это дает дополнительную энергию, радостное настроение, появляется блеск в глазах детей. Знакомый материал – это определенные знания, умения и навыки, а они помогают достичь такой степени эмоционального благополучия, которая позволит детям полноценно «прожить» урок (на первом этапе урока). Второй этап урока, как правило, предполагает какую-то проверку, а это всегда стресс («вдруг, неправильно!»). Лучший способ быстро выйти из состояния стресса – физические упражнения, движение. В конце урока оставить время для музыкальной паузы - это превосходный способ снять напряжение, ведь хорошая музыка оказывает положительное влияние, как на физическое состояние, так и на психику.

Технология VII

«Метод проектов».

Всякий намеченный комплекс работ, необходимых для достижения некоторой цели, называют проектом.

Каждая отдельная работа, входящая в комплекс (проект), требует затраты определенного времени. Некоторые работы могут выполняться только в определенном порядке. Существуют работы, входящие в комплекс, которые могут выполняться независимо друг от друга, одновременно.

Метод проектов - обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Суть метода проекта – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Различают следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролевые, игровые, ознакомительно-ориентированные проекты (информационные), практико-ориентированные (прикладные).

Как пример, проект по теме: "What are you going to be?"

Проблема: правильный выбор профессии.

Тип проекта:

Учебная цель: предоставить учащимся практику в разработке коммерческого предложения своей рабочей силы на иностранном языке.

Задачи проекта:

  1. Познакомиться с профессиями, сферой их деятельности;
  2. Изучить профессии родителей;
  3. Определить специфические профессии региона;
  4. Сделать выбор в пользу одной из профессий;
  5. Уметь аргументировать свою точку зрения;
  6. Обосновать необходимость и полезность выбранного вида деятельности для других;
  7. Уметь предложить свою специальность в коммерческих целях на иностранном языке;
  8. Планируемый результат: ученики разрабатывают план своего города через несколько лет, создают его проект и представляют как коммерческий продукт.

Материалы:

  • фотографии,
  • иллюстрации.

Время работы: 6 уроков.

Работа над проектом:

Урок № 1.

1. Знакомство и активизация лексики по теме «Профессии»:

а) название профессии;
б) место работы;
в) характеристика деятельности.

2. Активизация грамматических структур:

а) глагол to be с названием профессий, употребление неопределенного артикля;
б) предлоги места при указании места работы;
в) I think, аргументация своего мнения.

Урок № 2.

  1. Знакомство и активизация лексики, обозначающей профессиональные действия.
  2. Работа над выпуском брошюры “What do you know about these professions?"

Урок № 3

Обсуждение профессий родителей и выпуск газеты.

Урок № 4

Знакомство с профессиями, определяющими специфику:

Выпуск брошюры (название профессии, иллюстрации, описание профессиональных действий). Работа в группах со словарем, обмен информацией между группами.

Урок № 5.

1. Активизация грамматических структур:

I" m going to ...
I want to ...
That"s why ..., аргументация своего выбора.

2. Обсуждение и защита минипроекта "My future job".

Урок № 6.

Защита проекта "Our town in future".

Учащиеся, предлагая свою рабочую силу как – коммерческий продукт, создают свой город. Обсуждение другими учащимися данных предложений и выбор одного из предложенных заведений.

Дается оценка данному проекту.

1-й прием

Этот прием можно использовать в начале урока и/или в конце урока как обобщение. Данный прием называется «синквейн» – от французского слова «пять». «Синквейн» включает в себя пять строк, первая строка состоит из одного слова, а каждая последующая увеличивается на одно.

Например возьмем для обобщения тему «Зима» и в виде разминки по заданной теме составим «синквейн». Итак,

1-я строка – Зима. (Тема)

2-я строка – Сезон года. (Что это?)

3-я строка – Зима – суровая пора. (Какой сезон? Что свойственно?)

4-я строка – Держитесь люди, скоро лето! (Свои эмоции)

5-я строка – Готовь сани летом, телегу – зимой. (Пословица или цитата)

или тема «Безразличие»

1-я строка – Безразличие (Тема)

2-я строка – Опасная черта (Что это?)

3-я строка – Равнодушие всегда опасно. (Чем это выражено?)

4-я строка – Безразличие должно быть наказуемым. (Свое отношение, эмоции)

5-я строка – Безразличный друг хуже злейшего врага. (Цитата)

2-й прием

Этот прием удобно использовать на стадии вызова для повторения материала или в конце для закрепления. Данный прием называется «кластер», в переводе с английского – гроздь.

Перед классом ставится задача: «Вспомните и запишите все, что вы знаете по теме «…..»».

Используя этот прием применяю следующие формы работы :

  • обсуждение в парах;
  • дополнение друг друга;
  • работа в группах.

Результат этой работы заключается в некой таблице:

Гроздей может быть сколько угодно, это зависит от темы.

Например тема «4 типа вопросов»:

3-й прием

Данный прием – это составление таблицы, которая называется ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал). Создавать эту таблицу можно по любой теме на любом предмете. Например на русском языке по теме «Числительные»:

В этой таблице возможна еще одна колонка – «Где узнать дополнительную информацию

4-й прием

Этот прием называется «пенсил», в переводе с английского карандаш. Данный прием ни что иное, как чтение с пометками. То есть изучение материала с карандашом в руках.

Рассматриваемый прием заставляет ребенка внимательно читать текст. Полностью этот прием может применяться при выполнении домашнего задания. Ограничение здесь только одно: текст не должен быть очень большим.

Итак, каждый учитель может придумать свою систему пометок, при чем ею можно варьировать. Например:

  1. + (то, что знаю);
  2. * (новая информация);
  3. ? (об этом хочу узнать больше);
  4. ! (то, что вызвало эмоциональный отклик).

5-й прием

Чтение с остановками – это прием который также можно применять на любом предмете по любой теме.

Рассмотрим этот прием на примере урока литературы, при работе с эпизодам. Обязательное условие – текст должен быть новым для учащихся.

Задача учителя:

1) заранее разделить текст на несколько частей (часть должна быть не более половины страницы) ;

2) подготовить вопросы по каждому фрагменту (вопросы могут быть на понимание, прогнозирование, анализ) ; и

3) подготовить задания по каждому из фрагментов. В конце урока предложить детям вспомнить пословицы и/или цитаты по теме.

В качестве домашнего задания, после проделанной работы, может быть предложено изложение по тексту.

Как вы сумели заметить, этот прием можно выделить отдельной педагогической технологией, т.е. технология работы с незнакомым текстом. Причем в этой технологии выделяются две взаимосвязанные стороны: самостоятельное освоение учебного материала и накапливание опыта работы с учебной литературой.

Страница 41 из 90

41. Понятие и сущность метода и приема обучения

Метод обучения (от греч. metodos – путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

Метод обучения характеризуется тремя признаками, он обозначает:

– цель обучения;

– способ усвоения;

– характер взаимодействия субъектов обучения.

Понятие метода обучения отражает:

– способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;

– специфику их работы по достижению различных целей обучения.

В структуре методов обучения выделяются приемы.

Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы обучения. Диалектика связи метода с другими категориями дидактики взаимообратная: будучи производным от целей, содержания, форм обучения, методы в то же время оказывают обратное и очень сильное влияние на становление и развитие этих категорий. Ни цели, ни содержание, ни формы работы не могут быть введены без учета возможностей их практической реализации, именно такую возможность обеспечивают методы. Они же задают темп развития дидактической системы – обучение прогрессирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы.

В структуре методов обучения выделяются прежде всего объективная и субъективная части.

Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе независимо от его использования различными педагогами. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности.

Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.

Методы обучения осуществляются различными средствами обучения, к которым относятся как материальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и учащимся и используемые для эффективной организации учебной деятельности школьников. Этими средствами являются различные виды деятельности, предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и т. д.

Каждый отдельно взятый метод обучения имеет определенную логическую структуру – индуктивную, дедуктивную или индуктивно-дедуктивную. Логическая структура метода обучения зависит от построения содержания учебного материала и учебной деятельности учащихся.

На сегодняшний день педагогика располагает множеством методов обучения, эффективность которых во многом зависит от индивидуальной методической системы педагога и способов и характера его взаимодействия с учащимися.

ПРИЁМ ОБУЧЕНИЯ

конкретная операция взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации метода обучения. П. о. характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познават. деятельностью и обусловливаются целью применения. В пед. лит-ре П. о. часто трактуется как часть метода, отд. акт обучения, наименьшая структурная единица процесса обучения, цикл действий, направленных на решение элементарных уч. задач. Все эти характеристики верны, однако не выявляют сущностных признаков П. о.

Реальная обучения состоит из определённых приёмов. На уровне уч. предметов сочетания приёмов составляют методики и даже целостные метод. системы. Поскольку П. о. по каждому уч. предмету множество, то критерием определения их сущности, полноты и достаточности являются обще-дидактич. метод. конкретно воплощаемый данным П. о., и организуемая познават. деятельность. При этом одни П. о. способны служить осуществлению ряда методов, т.е. меняют свою пед. сущность, другие - обслуживают только один метод. Так, приём работы с учебником, картой, графиком может обслуживать объяснительно-иллюстративный, репродуктивный или исследоват. методы; приём неоднократного переформулирования учителем данного им объяснения явления обслуживает только объяснительно-иллюстративный метод и т. д. Но сколько бы ни было П. о., все они определяются общедидактич. методами обучения и не выходят за рамки этих методов. В частнопредметном методе обучения, т.е. методе, специфическом для каждого уч. предмета, наборы П. о. вариативны, зависят от конкретного содержания уч. материала и предполагаемого уровня усвоения. В рамках одной и той же цели конкретная методика обучения включает множество сочетаний разл. П. о., что создаёт условия для выбора учителем приёмов, их сочетания и конструирования новых. Правильный выбор П. о. и их сочетаний обусловлен особенностью содержания (готовые , навыки и умения, эмоционально-ценностное отношение к объекту изучения), способом и планируемым уровнем усвоения, имеющимися средствами реализации, степенью эффективности приёма. Учитываются также уровень подготовки учащихся и конкретная уч. ситуация.

Актуальной проблемой является создание системы П. о. по каждому уч. предмету, соответствующих дидактич. системе методов обучения. Эти системы вариативны и являются сферой неограниченной творческой инициативы методистов и учителей, характеризуя их индивидуальный облик и метод. почерк.

Лит.: Ительсон Е. И., Приемы и методы обучения, СП, 1972, №2; Харьковский 3. С., Чу раков а Р. Г., Методы и приемы обучения, в. 1-3, 1973-77; Выбор методов обучения в ср. школе, под ред. Ю. К. Бабанского, М., 1981. И. Я. Лернер


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "ПРИЁМ ОБУЧЕНИЯ" в других словарях:

    ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ - ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ. Конкретные действия и операции преподавателя, цель которых – сообщать знания, формировать навыки и умения, стимулировать учебную деятельность учащихся для решения частных задач процесса обучения. В структуре каждого метода… …

    Приёмы обучения - конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. П.о. характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обусловливаются целью применения. В педагогической… … Педагогический терминологический словарь

    приём - а; м. см. тж. приёмный, приёмчик 1) к принять принимать 1), 9), 11), 16) Приём заявлений. Приём и сдача дел. Приём на подгот … Словарь многих выражений

    ПРИЁМ - ПРИЁМ. Базисная категория методики, наименьшая обучающая единица в деятельности преподавателя, «элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи преподавателя на определенном этапе практического занятия» (Ляховицкий,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    приём - ПРИЁМ, а, м Способ действий при выполнении, осуществлении чего л. Приемы обучения … Толковый словарь русских существительных

    Приём Хартманна - Эрих Хартманн нем. Erich Alfred Hartmann 19 апреля 1922 20 сентября 1993 Прозвище Bubi Белокурый рыцарь Черный Дьявол … Википедия

    При искусственном освещении - 11.16 При искусственном освещении в учебных помещениях должны обеспечиваться нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Методы активного обучения - (МАО) совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала … Википедия

    Система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. М. о. характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.… … Российская педагогическая энциклопедия

    Результаты обучения (I) (learning outcomes, I) - Комментарий редакторов. Как и в случае с трансперсональной психологией, эта тема, по нашему мнению, яв ся настолько важной и настолько широкой, что она представлена здесь в двух различных трактовках. Мы полагаем, что читатель, познакомившись с… … Психологическая энциклопедия

Книги

  • Коммерческая география России. Теоретические основы курса и методика обучения , Е. Л. Плисецкий. В монографии впервые в современной географической и экономической литературе дается обоснование нового научного и образовательного направления - коммерческой географии, формирующегося на… Купить за 713 грн (только Украина)
  • Хрестоматия социо/игровых приёмов обучения на школьных уроках. Интерактивные технологии современного образования в начальных классах , В. М. Букатов, А. П. Ершова. Использование социо/игровых приёмов на занятиях пробуждает интерес детей друг к другу. Но оно помогает и учителям в их способности понимать своё и детское поведение. А следующим шагом - уметь…