Метод организации и практического осуществления медицинской сестрой. Структура и организация работы отделения интенсивной терапии и реанимационно-анестезиологического отделения. Особенности санитарно-эпидемиологического режима работы РАО. Сестринский проц

Сестринский процесс – системный, хорошо продуманный, целенаправленный план действий медсестры, учитывающий потребности пациента. После реализации плана необходимо обязательно провести оценку результатов.

Стандартная модель сестринского процесса состоит из пяти этапов:

1) медсестринского обследования пациента, определения состояния его здоровья;

2) постановки медсестринского диагноза;

3) планирования действий медицинской сестры (медсестринских манипуляций);

4) реализации (осуществления) сестринского плана;

5) оценки качества и эффективности действий медсестры.

Преимущества сестринского процесса:

1) универсальность метода;

2) обеспечение системного и индивидуального подхода к проведению сестринского ухода;

3) широкое применение стандартов профессиональной деятельности;

4) обеспечение высокого качества оказания медицинской помощи, высокого профессионализма медицинской сестры, безопасность и надежность медицинского обслуживания;

5) в уходе за больным, кроме медицинских работников, принимают участие сам больной и члены его семьи.

Обследование пациента

Целью этого метода является сбор информации о больном. Ее получают путем субъективного, объективного и дополнительных способов обследования.

Субъективное обследование заключается в опросе пациента, его родственников, ознакомлении с его медицинской документацией (выписками, справками, медицинской картой амбулаторного больного).

Для получения полной информации при общении с пациентом медсестра должна придерживаться следующих принципов:

1) вопросы должны быть подготовлены заранее, что облегчает общение медсестры и пациента, позволяет не пропустить важные детали;

2) необходимо внимательно выслушивать пациента, доброжелательно относиться к нему;

3) больной должен чувствовать интерес медсестры к своим проблемам, жалобам, переживаниям;

4) полезно кратковременное молчаливое наблюдение за пациентом перед началом опроса, что дает возможность больному собраться с мыслями, привыкнуть к окружающей обстановке. Медработник в это время может составить общее представление о состоянии больного;

Во время опроса медсестра выясняет жалобы больного, анамнез заболевания (когда началось, с каких симптомов, как изменялось состояние больного по мере развития заболевания, какие лекарственные препараты принимались), анамнез жизни (перенесенные болезни, особенности быта, питания, наличие вредных привычек, аллергических или хронических заболеваний).

При объективном обследовании проводят оценку внешнего вида больного (выражение лица, положение в кровати или на стуле и др.), исследование органов и систем, определяют функциональные показатели (температуру тела, артериальное давление (АД), частоту сердечных сокращений (ЧСС), частоту дыхательных движений (ЧДД), рост, массу тела, жизненную емкость легких (ЖЕЛ) и т. д.).

Законодательством Российской Федерации запрещено проведение абортов вне лечебного учреждения. Если искусственное прерывание беременности произведено вне специализированного медицинского учреждения или лицом со средним медицинским образованием, то на основании ч. 2 ст. 116 Уголовного кодекса РФ выполнивший аборт привлекается к уголовной ответственности.

План объективного обследования пациента:

1) внешний осмотр (охарактеризовать общее состояние больного, внешний вид, выражение лица, сознание, положение больного в постели (активное, пассивное, вынужденное), подвижность пациента, состояние кожи и слизистых оболочек (сухость, влажность, цвет), наличие отеков (общих, местных));

2) измерить рост и массу тела больного;

5) измерить АД на обеих руках;

6) при наличии отеков определить суточный диурез и водный баланс;

7) зафиксировать основные симптомы, характеризующие состояние:

а) органов дыхательной системы (кашель, выделение мокроты, кровохарканье);

б) органов сердечно-сосудистой системы (боль в области сердца, изменения пульса и АД);

в) органов желудочно-кишечного тракта (состояние ротовой полости, нарушение пищеварения, осмотр рвотных масс, кала);

г) органов мочевыделительной системы (наличие почечной колики, изменение внешнего вида и количества выделенной мочи);

8) выяснить состояние мест возможного парентерального введения лекарственных средств (локтевого сгиба, ягодиц);

9) определить психологическое состояние больного (адекватность, общительность, открытость).

Дополнительные способы обследования включают лабораторные, инструментальные, рентгенологические, эндоскопические методы и УЗИ. Обязательным является проведение таких дополнительных исследований, как:

1) клинический анализ крови;

2) анализ крови на сифилис;

3) анализ крови на глюкозу;

4) клинический анализ мочи;

5) анализ кала на яйца гельминтов;

7) флюорография.

Конечной ступенью первого этапа медсестринского процесса является документирование полученной информации и получение базы данных о пациенте, которые записываются в сестринскую историю болезни соответствующей формы. История болезни юридически документирует самостоятельную профессиональную деятельность медсестры в пределах ее компетенции.

Постановка сестринского диагноза

На этом этапе выявляются физиологические, психологические и социальные проблемы пациента, как актуальные, так и потенциальные, приоритетные проблемы и производится постановка сестринского диагноза.

План изучения проблем пациента:

1) определить актуальные (имеющиеся в наличии) и потенциальные проблемы пациента;

2) выявить факторы, вызвавшие возникновение актуальных проблем или способствовавшие появлению потенциальных проблем;

3) определить сильные стороны пациента, которые помогут решению актуальных и предотвращению потенциальных проблем.

Так как в подавляющем большинстве случаев у пациентов выявляется несколько актуальных проблем, связанных со здоровьем, то для их решения и успешной помощи пациенту необходимо выяснить приоритет той или иной проблемы. Приоритет проблемы может быть первичным, вторичным и промежуточным.

Первичный приоритет имеет проблема, требующая экстренного или первоочередного решения. Промежуточный приоритет связан с состоянием здоровья пациента, не угрожающим его жизни, и не является первоочередным. Вторичный приоритет имеют проблемы, не соотносящиеся с конкретным заболеванием и не влияющие на его прогноз.

Следующей задачей является формулирование сестринского диагноза.

Целью сестринской диагностики является не диагностика заболевания, а выявление реакций организма больного на заболевание (боль, слабость, кашель, гипертермия и т. д.). Сестринский диагноз (в отличие от врачебного) постоянно меняется в зависимости от смены реакции организма пациента на болезнь. Одновременно один и тот же сестринский диагноз может ставиться при различных заболеваниях различным больным.

Планирование сестринского процесса

Составление плана медицинских мероприятий преследует определенные цели, а именно:

1) координирует работу сестринской бригады;

2) обеспечивает очередность мероприятий по уходу за больным;

3) помогает поддерживать связь с другими медицинскими службами и специалистами;

4) помогает определить экономические траты (так как в нем указываются материалы и оборудование, необходимые для выполнения мероприятий по сестринскому уходу);

5) юридически документирует качество оказания сестринской помощи;

6) помогает в последующем оценить результаты проведенных мероприятий.

Цели сестринских мероприятий – предотвращение рецидивов, осложнений заболевания, профилактика заболеваний, реабилитация, социальная адаптация больного и т. д.

Этот этап сестринского процесса состоит из четырех стадий:

1) выявления приоритетов, определения порядка решения проблем пациента;

2) разработки ожидаемых результатов. Результат – это эффект, которого хотят достичь медсестра и пациент в совместной деятельности. Ожидаемые результаты являются следствием выполнения следующих задач сестринского ухода:

а) решения проблем пациента, связанных со здоровьем;

б) снижения остроты проблем, устранить которые невозможно;

в) предотвращения развития потенциально возможных проблем;

г) оптимизации возможности пациента в плане самопомощи или помощи со стороны родственников и близких людей;

3) разработки сестринских мероприятий. Конкретно определяется, каким образом медсестра поможет пациенту достичь ожидаемых результатов. Из всех возможных мероприятий выбираются те, которые помогут достигнуть поставленной цели. Если существуют несколько видов эффективных способов, пациенту предлагают самому сделать выбор. Для каждого из них должны быть определены место, время и способ выполнения;

4) внесения плана в документацию и обсуждения его с другими членами сестринской бригады. Каждый план сестринских мероприятий должен иметь дату составления и заверяться подписью лица, составившего документ.

Важным компонентом сестринских мероприятий является выполнение назначений врача. Необходимо, чтобы сестринские мероприятия согласовались с терапевтическим решениями, основывались на научных принципах, являлись индивидуальными для конкретного больного, использовали возможность обучения пациента и позволяли ему принимать активное участие.

На основании ст. 39 Основ законодательства об охране здоровья граждан медицинские работники должны оказывать первую медицинскую помощь всем нуждающимся в ней в медицинских учреждениях и на дому, на улице и в общественных местах.

Выполнение сестринского плана

В зависимости от участия врача сестринские мероприятия подразделяются на:

1) независимые мероприятия – действия медсестры по собственной инициативе без указаний врача (обучение пациента навыкам самообследования, членов семьи – правилам ухода за пациентом);

2) зависимые мероприятия, выполняющие на основе письменных распоряжений врача и под его наблюдением (выполнение инъекций, подготовка пациента к различным диагностическим обследованиям). Согласно современным представлениям медсестра не должна выполнять назначения врача автоматически, должна продумывать свои действия, а при необходимости (в случае несогласия с врачебным назначением) консультироваться у врача и обращать его внимание на нецелесообразность сомнительного назначения;

3) взаимозависимые мероприятия, предусматривающие совместные действия медсестры, врача и других специалистов.

Помощь, оказываемая пациенту, может быть:

1) временной, рассчитанной на короткое время, которая оказывается при неспособности пациента к самообслуживанию, самостоятельному уходу за собой, например после операций, травм;

2) постоянной, необходимой в течение всей жизни пациента (при тяжелых травмах, параличах, при ампутации конечностей);

3) реабилитирующей. Это сочетание лечебной физкультуры, лечебного массажа и дыхательной гимнастики.

Реализация плана сестринских мероприятий осуществляется в три стадии, включающие:

1) подготовку (пересмотр) сестринских мероприятий, установленных во время этапа планирования; анализ сестринских знаний, умений, навыков, определение возможных осложнений, которые могут возникнуть во время выполнения сестринских манипуляций; обеспечение необходимыми ресурсами; подготовку оборудования – I стадия;

2) выполнение мероприятий – II стадия;

3) заполнение документации (полное и точное занесение выполненных действий в соответствующую форму) – III стадия.

Оценка результатов

Цель этого этапа – оценка качества оказанной помощи, ее эффективности, полученных результатов и подведение итогов. Оценка качества и эффективности сестринской помощи производится пациентом, его родственниками, самой медсестрой, выполнявшей сестринские мероприятия, и руководством (старшей и главной медсестрами). Результат выполнения этого этапа – выявление положительных и отрицательных сторон в профессиональной деятельности медсестры, пересмотр и коррекция плана мероприятий.

Сестринская история болезни

Вся деятельность медсестры в отношении пациента протоколируется в сестринской истории болезни. В настоящее время этот документ применяется еще не во всех лечебно-профилактических учреждениях, но по мере реформирования сестринского дела в России приобретает все большее применение.

Сестринская история болезни включает следующее:

1. Данные о пациенте:

1) дата и время госпитализации;

2) отделение, палата;

4) возраст, дата рождения;

7) место работы;

8) профессия;

9) семейное положение;

10) кем направлен;

11) лечебный диагноз;

12) наличие аллергических реакций.

2. Сестринское обследование:

1) субъективнее обследование:

а) жалобы;

б) анамнез болезни;

в) анамнез жизни;

2) объективное обследование;

3) данные дополнительных методов исследования.

Сестринский процесс - это образ мышления и действий медицинской сестры по отношению к пациенту, его здоровью, окружающей среде и людям. Сестринский процесс - это метод организации и оказания сестринской помощи.

На протяжении многих лет медицинские сёстры стремились добиться признания своей профессии. Необходимо было установить границы деятельности и определить научный метод оказания сестринской помощи больным. Одним из существенных шагов, предпринятых медсёстрами для решения поставленных задач, стала попытка применения сестринского процесса на практике.

Понятие о сестринском процессе родилось в США в середине 50-х годов и в настоящее время получило широкое развитие в современной американской, а с 80-х годов - и в западноевропейской моделях сестринского дела. В рамках Европейского региона ВОЗ медсёстрам, которые планируют применять сестринский процесс, рекомендуется использовать модель, предложенную американской медицинской сестрой Вирджинией Хендерсон, основанную с учётом физиологических, психологических и социальных потребностей, оцениваемых медицинскими сёстрами.

Существует несколько определений сестринского процесса. Классическим считается определение, получившее международное признание, которое дала в 1961 г. В. Хендерсон. По этому определению сестринский процесс - это оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие бы он предпринял сам, соблюдая необходимыми силами, знаниями и волей. И делает это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрёл независимость.

Однако на современном этапе наиболее приемлемым следует считать следующее определение: сестринский процесс - это научно обоснованная технология сестринского ухода, направленная на повышение качества жизни пациента путём планомерного решения возникающих у него проблем.

ЦЕЛЬЮ сестринского процесса является:

1) обеспечение приемлемого качества жизни пациента в зависимости от его состояния;

2) предупреждение, облегчение, сведение до минимума проблем пациента;

3) помощь пациенту и его семье в преодолении дезадаптации, связанной с заболеванием или травмой;

4) поддержка или восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма либо обеспечение спокойной смерти.

Необходимо помнить, что для выполнения сестринского процесса нужно учитывать индивидуальные особенности каждого пациента, так как взаимоотношения и взаимодействие между медицинской сестрой и пациентом во многом определяют результаты ухода. Главное для медицинской сестры - помочь человеку сохранить в болезни чувство собственного достоинства, помогая ему сохранять активность в повседневной жизни.

Сестринский процесс состоит из нескольких этапов.

Структура и организация работы отделения интенсивной терапии и реанимационно-анестезиологического отделения. Особенности санитарно-эпидемиологического режима работы РАО. Сестринский процесс в реаниматологии

Работа медсестры в реанимационном отделении сопряжена большими психологическими и физическими нагрузками. Поэтому медсестра, работающая в реанимационном отделении должна быть своего рода психологом, учителем, наставником и т.д. Работа сестры реанимационного отделения многопрофильна и требует разнообразных знаний от нее. Сестра реанимационного отделения должна обладать навыками не только ухода, но и навыками работы с приборами, аппаратами, уметь оказать неотложную помощь. Роль медсестры в реанимационном отделении неизмеримо возрастает, т. к. в большинстве случаев больной не может сказать, что его беспокоит, а контроль за ним должен обеспечивать жизнедеятельность всех органов и систем.

С целью повышения качества оказываемых сестринских услуг, снижения профессиональных ошибок необходима не только стандартизация деятельности медсестры реанимационного отделения, но и стандартизация манипуляций и процедур, а так как пациенты реанимационного отделения многопрофильные, то и в реанимационном отделении присутствуют различные диагностические манипуляции и процедуры. Одни из них встречаются ежедневно, другие реже, но не зависимо от этого, каждая манипуляция должна быть проведена технически грамотно. Некоторые манипуляции и процедуры медсестра проводит самостоятельно, к некоторым осуществляет подготовку пациента или уход за пациентом после проведения манипуляции, или осуществляет ассистирование при выполнении врачебных манипуляций.

Медсестра ОРИТ должна ответственно относится к ведению медицинской документации. Заполнение документации требует времени и не должно быть сложным. Принципы ведения документации:

  • · четкость в выборе слов и в самих записях;
  • · краткое и недвусмысленное изложение информации;
  • · охват всей основной информации;
  • · использование только общепринятых сокращений;
  • · каждой записи должна предшествовать дата и время, а в конце стоять подпись медсестры.

Регистрация сестринского наблюдения и ухода дает возможность выявить дефицит обслуживания пациента, раскрывает полную информацию о проделанной медсестрой работе, экономит время и трудовые затраты, позволяет установить, кем, когда и какого рода уход был обеспечен, наглядно показывает динамику состояния пациента, обеспечивает преемственность в обслуживании и возможность системно подойти к организации сестринского ухода за пациентом.

Сестринский процесс - это метод организации и практического осуществления медицинской сестрой своих обязанностей по уходу за пациентом.

I-сестринское обследование или оценка ситуации для определения проблем пациента и необходимых для сестринского ухода ресурсов.

Постановка предварительного сестринского диагноза - оценка состояния пациента (удовлетворительное, средней тяжести или тяжелое), угрожает ли состояние его жизни и здоровью, выяснить имеются ли состояния, требующие неотложной медицинской помощи.

Медсестра должна собрать необходимую ей информацию для своевременного и качественного ухода за пациентом и оказания медицинской помощи.

Субъективные данные: физиологические, психологические данные, паспортные данные, диагноз врача, жалобы в настоящий момент.

Объективные данные: рост, масса тела, выражение лица, сознание, положение в постели, состояние кожных покровов, температура тела, дыхание, пульс, АД, естественные отправления и другие данные.

Оценка психологической ситуации: описывается наблюдаемое поведение, динамика эмоциональной сферы, определяются факторы риска, данные об окружающей среде, влияющие на состояние здоровья.

II - определение проблем пациента - сестринское диагностирование.

Анализ собранной информации. Определение настоящих (явных) и потенциальных (скрытых) проблем пациента и его потребностей в уходе.

Сестринский диагноз - это оценка общего состояния пациента в данный промежуток времени с возможностью прогнозирования улучшении или ухудшения состояния.

III - планирование сестринской помощи - процесс формирования целей (т.е. желаемых результатов ухода) и сестринских вмешательств, необходимых для достижения этих целей.

При составлении плана медсестра должна учитывать задачи при планировании ухода в данный промежуток времени и на будущее.

Медсестра должна уметь организовывать свою работу и координировать ее с другими специалистами (врачами, санитарками, лабораторно-диагностической и др. службами).

IV - реализация-осуществление плана сестринского ухода.

Требования к реализации плана:

  • · Четко выполнять намеченный план.
  • · Осуществлять координацию намеченных действий.
  • · Вовлекать пациента в процесс оказания помощи, а также членов его семьи.
  • · Регистрировать оказанный уход.
  • · Сестринская помощь оказывается по стандартам сестринской практики с учётом индивидуальности пациента. Сестринские манипуляции осуществляются по алгоритмам (стандартам) профессиональной деятельности.

V -оценка результатов. Оценка результатов включает в себя:

  • · Сравнение достигнутого результата с запланированным.
  • · Оценку эффективности запланированного вмешательства.
  • · Анализ качества оказанной помощи.

Разберем сестринский процесс на пример.

Пример. В приемное отделение многопрофильной больницы доставлен пациент 38 лет с жалобами на боли в эпигастральной области, была однократно рвота с прожилками крови, стул без особенностей. В анамнезе - язвенная болезнь желудка, обостренная кровотечением, лечение консервативное с положительной динамикой (2 года назад).

Пациент зашел в помещение, держась руками за живот (эпигастральную область). Отмечается бледность кожного покрова. "Страдальческое" выражение лица.

Состояние средней тяжести - из-за выраженного болевого синдрома и возможного осложнения - желудочного кровотечения.

  • 1. Помогла пациенту снять верхнюю одежду и лечь в удобное положение, при котором боль несколько уменьшалась.
  • 2. Попросила документы (паспорт, страховой полис) для заполнения медицинской документации.
  • 3. Вызвала дежурного врача по телефону.

Из расспроса: пациент жалуется на острые боли в подложечной области, тошноту, слабость. Боли появились 2 дня назад, сначала после приема пищи приблизительно через 40-50 минут, потом интенсивность боли усилилась, была рвота на высоте боли с примесью крови, которая принесла кратковременное облегчение. Стул был кашицеобразный без примеси крови. Последний прием пищи 6 часов назад. Имеется аллергия на новокаин, анальгин, антибиотики группы пенициллина, витамины группы В.

При осмотре: кожа бледная, на ощупь - холодная и влажная. Резкая болезненность в эпигастральной области при поверхностной пальпации.

АД 100/60 мм рт. ст., пульс 96 ударов в минуту слабого наполнения, температура тела - 36,2 С.

Проанализировав полученную информацию, я поставила следующие сестринские диагнозы:

  • · синдром желудочного кровотечения
  • · диспепсический синдром
  • · синдром поливалентной аллергии

Задачи при планировании ухода:

  • · проведение обследований согласно назначениям врача, расставив приоритеты и очередность выполнения,
  • · оформление соответствующей медицинской документации,
  • · координация работы с другими службами,
  • · преемственность сестринского ухода.

Хирург посмотрел пациента, назначил необходимый объем обследований.

  • 1. Провести забор крови, соблюдая правила инфекционной безопасности, на следующие анализы: общий анализ крови (гемоглобин, эритроциты, СОЭ, тромбоциты, гематокрит), ПТИ, группа крови и резус-фактор, RW, сахар крови. Предварительно позвонив в лабораторию, отправить санитарку в лабораторию отнести анализы.
  • 2. Снять ЭКГ.
  • 3. Предварительно предупредив эндоскопическую службу, отвести пациента на ФГДС на каталке.

На ФГДС - язвенная болезнь желудка в стадии обострения, осложненная кровотечением (умеренным).

4. Транспортировка пациента в отделение для консервативного лечения. Передать пациента и документы из рук в руки дежурной медсестре отделения, предупредив ее о поливалентной аллергии пациента.

Общая часть

На должность медицинской сестры отделения реанимации и интенсивной терапии назначается лицо со средним медицинским образованием, прошедшее специальную подготовку.

Назначается и увольняется главным врачом больницы по согласованию с заведующим отделением в соответствии с действующим законодательством.

Непосредственно подчиняется врачу-реаниматологу и старшей медицинской сестре отделения реанимации и интенсивной терапии.

В своей работе руководствуется распоряжениями вышестоящих должностных лиц.

Обязанности

Приступая к работе, медсестра должна:

  • · собрать сведения о больных отделения и обратить особое внимание на пациентов с нестабильной гемодинамикой, на находящихся в терминальном и коматозном состоянии, на тех, кому проводиться ИВЛ, на послеоперационных больных, на больных с психозом;
  • · оценить степень тяжести больных и состоянием их психики;
  • · в течение рабочего дня осуществлять контроль состояния пациентов:
  • - продолжить наблюдение за общим состоянием больных и их психическим статусом;
  • - измерять АД, ЧСС, ЦВД, ЧДД, температуру, диурез, соотношение объемов введенной и выделенной жидкости (частота измерений определяется дежурным врачом) и фиксировать полученные данные в картах интенсивной терапии;
  • - оценивать состояние повязок (наличие повязок на должном месте, промокание и загрязнение повязок);
  • - оценивать правильность положения и фиксацию центральных и периферических венозных, перидуральных, кислородных и мочевых катетеров, назогастральных и назогастроинтестициальных зондов, трахеостомических и цистостомических трубок и их проходимость, дренажей и характер, и количество отделяемого из них;
  • - оценивать состояние мягких тканей больных в местах вероятного образования пролежней;
  • - следить за правильностью фиксации датчиков мониторов, показаниями мониторов, работой аппаратов ИВЛ;
  • - контролировать положение пациента в постели в соответствие с его патологией (Фаулера, Симса и т.п.).

В течение рабочего дня медсестра должна:

  • · проводить умывание и обработку полости рта, промежности и половых органов пациентов;
  • · осуществлять смену постельного и нательного белья;
  • · осуществлять кормление пациентов;
  • · осуществлять профилактику пролежней;
  • 1. В течение рабочего дня медсестра должна своевременно и точно выполнять врачебные назначения :
    • · вводить лекарственные препараты и осуществлять инфузионно-трансфузионную терапии. (после окончания инфузии - вводить гепариновый "замок" в центральный венозный катетер);
    • · вводить лекарственные вещества в перидуральный катетер;
    • · вводить желудочный зонд и промывать желудок;
    • · вводить катетер в мочевой пузырь;
    • · ставить клизмы;
    • · осуществлять забор крови и других биологических жидкостей для анализа.
  • 2. При внезапном наступление клинической смерти медсестра самостоятельно начинает реанимационные мероприятия.
  • 3. Медсестра подготавливает наборы для катетеризации центральных вен, интубации трахеи, трахеостомии, люмбальной и плевральной пункции и помогает врачу при проведении этих манипуляций.
  • 4. Медсестра осуществляет подготовку к работе и подключение следящей и диагностической аппаратуры (кардиомонитора, пульсоксиметра, аппаратов ИВЛ и т.п.) и отвечает за сохранность аппаратуры.
  • 5. Медсестра осуществляет дезинфекцию, предстерилизационную обработку и стерилизацию ИМН и оборудования, а также обеззараживание использованного материала и следит за соблюдением санитарно-профилактического режима в палате и отделении.
  • 6. Медсестра оформляет и ведет следующую медицинскую документацию :
    • · сводку движения пациентов;
    • · порционное требование;
    • · карту интенсивной терапии;
    • · журнал дежурной сестры отделения;
    • · температурный лист;
    • · журнал учета наркотических и сильнодействующих препаратов;
    • · журнал переливания крови и ее компонентов;
    • · журнал переливания кровезаменителей;
    • · направления на лабораторные анализы и инструментальные методы исследования;
    • · заявки на консультации специалистов;
    • · требования в отделение (кабинет, станцию) переливания крови на кровь и ее компоненты;
    • · в истории болезни медсестра отмечает введение наркотических и сильнодействующих препаратов;
    • · проводить проверку пациентов на педикулез и чесотку и отмечает в соответствующем журнале (при обнаружении - проводить необходимые противоэпидемические мероприятия и делает отметку в журнале);
    • · журнал учета работы бактерицидных установок;
    • · журнал проведения генеральных уборок;
    • · журнал контроля проведения ПСО и стерилизации ИМН.

Права

Медицинская сестра отделения реанимации и интенсивной терапии имеет право:

  • · получать информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей;
  • · контролировать работу младшего медицинского персонала;
  • · повышать свою профессиональную квалификацию на курсах усовершенствования в установленном порядке;
  • · принимать участие в научно-практических конференциях;
  • · вносить предложения старшей медицинской сестре отделения об улучшении организации и условий своего труда.

Ответственность

Несет ответственность за нечеткое или несвоевременное выполнение обязанностей, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка больницы. реанимационный медсестра пациент

Использованная литература

  • 1. Ремизов И.В. Основы реаниматологии для медицинских сестер. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2006. - 256 с.
  • 2. Маневич А.З., Плохой А.Д. Интенсивная терапия, реаниматология, анестезиология. (Краткий курс для медсестер и будущих врачей). М., Издательство "Триада - Х", 2000. - 380 с.
  • 3. Черняховский Ф.Р. Организация отделения анестезиологии-реаниматологии. - М.: Медицина, 1979. - 216 с.
  • 4. Рубан Г.И. и др. Инфекционная безопасность при проведении анестезиологических и реанимационных мероприятий. - "Сестринское дело" №2, 2006. - 18-19 с.

ДО и ПОСЛЕ операции. Н.В. Пащенко, старшая медсестра МУЗ ОГКБ №1 г. Омска. - "Сестринское дело" №4,2007. - 39-41 с.

Научность, системность, индивидуальность.

История вопроса

Понятие о сестринском процессе родилось в США в середине 50-х годов и в настоящее время получило широкое развитие в современной американской, а с 80-х годов – и в западноевропейских моделях сестринского дела. Модели сестринского дела основаны на сестринской философии, отражают знания и практические изменения не только с/дела, но и других дисциплин (этика, медицина, психология, философия, социология и т.д.).

Все концептуальные модели с/дела (Орем, Рой, Хендерсон и др.) включают в себя четыре аспекта с/дела:

1. пациент;

2. сестринское дело;

3. окружающая среда;

4. здоровье.

Требования к профессиональному уходу:

В настоящее время с/процесс является сердцевиной с/образования и создает теоретическую научную базу с/помощи в России.

Сестринский процесс – это научный метод с/практики, систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон.

С/процесс является одним из основных и неотъемлемых понятий современных моделей с/дела.

С/процесс несет новое понимание роли медсестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с нозологической единицей, объектом «манипуляционной техники», умения индивидуализировать и систематизировать уход. Постоянное присутствие и контакт с пациентом делают медсестру основным звеном между пациентом и внешним миром. Больше всех в этом процессе выигрывает пациент. От того, какие устанавливаются отношения между м/с и пациентом, от их взаимопонимания нередко зависит исход заболевания.

Конкретно с/процесс подразумевает использование научных методов определения медико-санитарных потребностей пациента, семьи или общества, и на этой основе отбор тех из них, которые могут быть наиболее эффективно удовлетворены посредством с/ухода.

С/процесс – динамичный, цикличный процесс. Информация, полученная при оценке результатов ухода, должна лечь в основу необходимых изменений, последующих вмешательств, действий медсестры.

Сестринское дело – часть системы здравоохранения, специфическая, профессиональная деятельность, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды.

Сестринский процесс:

1. метод организации и практического осуществления медсестрой своих обязанностей по обслуживанию пациента;



2. последовательность шагов и действий, направленных на достижение целей;

3. это то, что формирует мышление медсестры, что заставляет ее думать и действовать как профессионала.

Сестринский диагноз:

1. утверждение, которое описывает настоящую или потенциальную проблему пациента, которую медсестра уполномочена и компетентна устранить;

2. это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь. Эта реакция может быть физиологическая, психологическая, социальная.

Пациент – это человек (индивид), который нуждается в с/уходе и получает его.

Медицинская сестра – специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию с/дела и допущенный к с/практике.

Окружающая среда – совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей (условий), где происходит жизнедеятельность человека.

Здоровье – динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации.

Медицина – диагностика и лечение заболеваний, болезненных состояний.

Болезнь – такое изменение в физиологическом, психосоциальном и духовном состоянии человека, которое приводит к снижению его возможностей и продолжительности жизни.

Болезненное состояние – личное ощущение нездоровья, болезни, состояние отклонения от нормального функционирования организма в целом. Болезненное состояние может быть как при наличии болезни, так и при ее отсутствии.

Человек – целостная, динамическая саморегулирующая биологическая система, совокупность физиологических, психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой.

Личность – общественная сущность человека.

Цель сестринского процесса.

Этапы сестринского процесса,

их взаимосвязь и краткое содержание каждого этапа.

Сестринский процесс является организационной структурой для обучения практики с/дела.

Три основные характеристики с/процесса:

· цель

· организация

· творчество

I. Цель с/процесса – обеспечение приемлемого качества жизни в болезни, то есть, обеспечение максимально возможного для пациента в его состоянии физического, психосоциального и духовного комфорта. Эту же мысль можно выразить по-другому:

Цель с/процесса – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении 14 основных потребностей пациента или спокойная смерть.

«Уникальной задачей медсестры является оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении действий, имеющих отношение к его здоровью, спокойной смерти или выздоровлению, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями или волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость. М/с - это ноги безногого, глаза слепого, опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить (теория В. Хендерсон).

Достижение цели с/процесса осуществляется путем решения следующих задач:

· создание базы информационных данных о пациенте;

· определение потребностей пациента в с/уходе;

· обозначения приоритетов в с/обслуживании, их первоочередности;

· составление плана ухода, мобилизация необходимых ресурсов и реализация плана, т.е. оказания с/помощи прямо и косвенно;

· оценки эффективности процесса ухода за пациентом и достижения цели ухода.

II. Организация – последовательность мер, необходимых для достижения поставленной цели.

Организационная структура с/процесса состоит из 5 основных этапов:

1) Обследование – сбор информации о состоянии здоровья пациента. Медсестра собирает свою информацию о пациенте из различных источников. Информация необходима для определения проблемы, возникшей у пациента.

2) Сестринский диагноз – определение и обозначение существующих и потенциальных проблем пациента.

3) Планирование – определение программы действий. План ухода индивидуален, основывается на информации о пациенте и на его диагнозе. Планирование включает в себя ожидаемый результат, цели и план действий.

4) Вмешательство (выполнение, реализация) – это непосредственные действия, обеспечивающие выполнение плана; это медицинское обслуживание пациента (то, что делается руками).

5) Оценка – исследование реакций пациента на вмешательство медсестры. М/с отмечает прогресс в улучшении состояния здоровья пациента или резкое ухудшение.

Каждая из 5-ти ступеней является существенной стадией в решении основной проблемы пациента. Стадии тесно взаимосвязаны. Каждая последующая стадия вытекает и зависит от предыдущей. Эта последовательность представляет собой логическую цепочку. Во время обследования м/с собирает информацию, которая важна для определения проблемы. Насколько правильно определена проблема, настолько верно и профессионально будет запланирована и обеспечена помощь. Естественно, оценка будет также зависеть от правильности предыдущих 4-х этапов.

III. Творчество – творческие способности чаще всего подвержены влиянию преподавателей. Углубление и продолжение образования расширяет творческие способности медсестры. Опытная м/с может применять свои знания и навыки в разрешении проблем различной трудности.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    презентация , добавлен 24.12.2014

    Питание инфекционных больных. Принципы текущей и заключительной дезинфекции. Основные препараты, используемые для дезинфекции, дезинсекции и стерилизации. Теории о механизме передачи возбудителей инфекционных болезней. Классификация инфекционных болезней.

    контрольная работа , добавлен 17.12.2010

    Механизм передачи возбудителей инфекционных болезней. Локализация возбудителя в организме человека. Схема инфекционных болезней, сопровождающихся поражениями кожи. Дифференциальная диагностика экзантем и энантем. Классификация инфекционных болезней.

    реферат , добавлен 01.10.2014

    Общие положения комплексного лечения и основные факторы, влияющие на его практическую эффективность. Подходы к лечению инфекционных больных, используемые методы и приемы, лекарственные средства и формы. Виды сывороток: антитоксические и противомикробные.

    презентация , добавлен 11.03.2015

    Научная основа, теория и основные этапы сестринского процесса. Четыре модели сестринского ухода. Функциональный сестринский уход. Бригадная форма сестринского обслуживания. Полный сестринский и узкоспециализированный уход (при конкретном заболевании).

    контрольная работа , добавлен 19.05.2010

    Строение кожи, ее основные функции. Классификация ожогов, определение площади поражения. Первая помощь при ожогах. Сестринский процесс в условиях ЛПУ. Роль медицинской сестры в обследовании пациентов с термическими ожогами. Особенности сестринского ухода.

    реферат , добавлен 25.03.2017

    Клещевой энцефалит: понятие и клиническая картина, предпосылки развития, этиология и патогенез, эпидимиелогия и существующие формы. Диагностика и лечение данного заболевания, подходы к его профилактике. Уход за больными при инфекционных заболеваниях.

    курсовая работа , добавлен 05.10.2016