Статус совета федерации рф. Правовой статус совета федерации. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации

Вторая мировая война привела к коренным изменениям в мире и международных отношениях. Были повержены фашистская Германия и Италия, милитаристская Япония, наказаны военные преступники, создана международная организация - Организация Объединенных Наций. Все это продемонстрировало относительную сплоченность держав-победительниц.

Война привела к резким изменениям на карте мира. Прежде всего, гигантски усилились США в экономическом, военном и политическом отношениях. США превратились в лидера Западного мира.

Значительно усилилось военное и политическое влияние СССР. Экономическое разорение вследствие войны компенсировалось военными и политическими преимуществами. В целом положение СССР изменилось: он вышел из международной изоляции и стал признанной великой державой.

Однако с исчезновением фашистской угрозы стало проявляться все больше противоречий между бывшими союзниками. Столкновение их геополитических интересов вскоре привело к развалу коалиции и созданию враждебных блоков. Союзнические отношения сохранились примерно до 1947 г. Однако уже в 1945 г. обнаружились серьезные противоречия, прежде всего в борьбе за влияние в Европе.

У. Черчилль 5 марта 1946г. в городе Фултоне (США) в присутствии президента Г. Трумэна впервые открыто обвинил СССР в том, что он отгородил Восточную Европу «железным занавесом», призвал к организации давления на Россию с тем, чтобы добиться от неё как внешнеполитических уступок, так и изменений во внутренней политике. Это был призыв к открытой и жесткой конфронтации с Советским Союзом. Спустя год Трумэн официально заявил об обязательствах США в Европе по сдерживанию советской экспансии и возглавил борьбу Запада с Советским Союзом.

Основное внимание советского руководства было сосредоточено на сколачивании в Европе социалистического блока. Становление советского блока в Восточной Европе шло параллельно с усилением конфронтации с Западом. Переломным стал 1947 г., когда советское руководство отказалось от участия в «плане Маршалла» (который касался экономического восстановления Европы) и вынудило поступить аналогичным образом и другие восточноевропейские страны.

В 1949 г. оформляется раскол Германии на два государства – ГДР и ФРГ. В этом же году создается блок НАТО под эгидой США. СССР ответил на это альтернативой «плану Маршалла» - создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), действовавшим в Восточной Европе, и созданием Организации Варшавского договора (ОВД).

Противоборство между двумя блоками развернулось как в Европе (Берлинский кризис 1948 г.), так и в Азии (победа коммунистов в Китае в 1949 г., Корейская война 1950-1953 гг., начало деколонизации).

43. «Холодная война»: понятие, причины, этапы

Термин «холодная война» принадлежал американскому дипломату Д.Ф. Даллесу и был упомянут в 1947 г. Он определил «холодную войну» как искусство балансирования на грани войны. Существуют различные точки зрения относительно и даты ее начала (смерть Ф. Рузвельта, применение атомного оружия, выступление У. Черчилля в Фултоне в марте 1946 г.). «Холодная война» во многом явилась результатом недопонимания планов сторон. И.В. Сталин считал, что империализм порождает войны. Поскольку он сохраняется, то неизбежна и третья мировая война. При этом «холодная война» устраивала обе стороны: СССР консолидировал свое господство в Восточной Европе, а США утверждали свое лидерство в Западной Европе, вложив в нее деньги для восстановления.

1946 г. – 1953 г. Отношения между СССР и США приобрели напряженность уже весной и летом 1947 г. во время начала реализации «плана Маршалла». Под давлением СССР восточноевропейские страны отказались от участия в этом плане. В 1948-1949 гг. разразился Берлинский кризис, вызванный нежеланием обеих сторон договориться по германскому вопросу. В конечном итоге, это привело к созданию двух германских государств, а затем к оформлению военно-политических блоков НАТО (1949 г.) и ОВД (1955 г.). Параллельно в восточноевропейских странах шло становление режимов народной демократии.

1953 г. – 1962 г. В этот период холодной войны мир находился на грани ядерного конфликта. Несмотря на некоторое улучшение отношений между СССР и США в середине 50-х гг., именно на этом этапе произошли антикоммунистическое восстание в Венгрии (1956), волнения в ГДР (1953) и в Польше (1956), а так же Суэцкий кризис (1956). Завершился этот период отношений между сверхдержавами Берлинским и Карибским кризисами 1961 и 1962 г. соответственно.

1962 г. – 1979 г. Период ознаменовался гонкой вооружений, подрывающей экономику соперничающих стран. Несмотря на присутствие напряженности в отношениях между СССР и США, подписываются соглашения об ограничении стратегических вооружений. Разрабатывается совместная космическая программа «Союз-Аполлон». Однако к началу 80-х СССР начинает проигрывать в гонке вооружений.

1979 г. – 1987 г. Отношения между СССР и США вновь обостряются после ввода советских войск в Афганистан. США размещают в 1983 г. баллистические ракеты на базах в Италии, Дании, Англии, ФРГ, Бельгии. Ведется разработка системы противокосмической обороны.

1987 г. – 1991 г. Приход в 1985 г. к власти в СССР М. Горбачева повлек за собой не только глобальные перемены внутри страны, но и радикальные изменения во внешней политике, получившие название «новое политическое мышление». Между СССР и США заключается ряд соглашений по разоружению. Распад СССР в 1991 г. означал окончание «холодной войны».

"

20.1. СССР и новая расстановка сил на международной арене. Начало «холодной войны»

Тегеранская, Ялтинская, а затем Потсдамская конференции определили новую, послевоенную систему международных отношений, которая являлась итогом сотрудничества стран-союзников по антигитлеровской коалиции. Однако в лагере стран-победительниц с окончанием мировой войны стали нарастать противоречия. США, обладавшие атомным оружием, и Англия стремились сузить сферу влияния СССР в мире. Советский Союз представлял собой принципиально иное государственное устройство по сравнению с Западом, был закрытым обществом («железный занавес»), советская государственная идеология не только была несовместима с западной, но основывалась на идее борьбы против Запада. Но главное – авторитет и влияние СССР в мире в результате победы над фашизмом выросли колоссально, усилилась роль европейских коммунистических партий и организаций, которые также активно боролись с фашизмом. Это создавало условия для распространения советской системы на другие страны, прежде всего на те, в которых были влиятельные коммунистические организации.

«Железный занавеc» – система мер, направленная на внешнюю изоляцию советского общества от других стран в годы сталинского режима (запрет на контакты с иностранными гражданами, отсутствие свободного выезда за границу, запрет на распространение иностранных средств массовой информации, литературы и т. д.).

5 марта 1946 г. экс-премьер-министр Великобритании, влиятельный политик У. Черчилль, выступая в колледже г. Фултон в Миссури (США), призвал западные страны немедленно объединиться, используя монополию на атомное оружие, и дать отпор СССР, остановить расширение его влияния. Парижская мирная конференция (29 июля– 15 октября 1946 г.) официально низвела СССР из разряда великих держав в категорию обычных. Так началась «холодная война».

«Холодная война» – противостояние по линии Восток-Запад в 1946-1991 гг., характеризовавшееся военно-политической конфронтацией между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками, с другой. Составляющие «холодной войны»: гонка вооружений, возникновение противостоящих друг другу военно-политических блоков, создание военно-стратегических баз на территориях других стран и широкое использование экономических мер давления (эмбарго, экономическая блокада и др.). «Холодная война» возникла вскоре после окончания Второй мировой войны и была прекращена в связи с политическими и социальными переменами в СССР и других странах бывшей социалистической системы.

Во второй половине 40-х годов началась трансформация международных отношений – переход от сотрудничества времен войны с фашизмом к конфронтации. Характерная черта этого процесса – гипертрофированное преувеличение обеими сторонами роли военной силы в решении социально-политических и других международных проблем. Это наследие Второй мировой войны будет сказываться многие десятилетия. Гонка вооружений, наращивание военно-промышленного потенциала станут яркой чертой второй половины XX в.

Руководство СССР во главе со Сталиным поставило задачу обеспечить производство атомного оружия и ракетной техники, создать предприятия и целые отрасли, способные разрушить монополию Запада на атомное оружие. Во главе атомного проекта был поставлен Л. II. Берия, который в 1946 г. получил огромные полномочия. Несмотря на послевоенную разруху, тяжелое социально-экономическое положение в стране, для решения военных задач изыскивались необходимые ресурсы.

Однако международное положение обострялось. Все более четкие формы приобретали политические и идеологические расхождения СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. Доктрина президента США Трумэна, оглашенная в конгрессе в марте 1947 г., призывала к военному сдерживанию СССР. В июне 1947 г. был предложен план оказания помощи послевоенной Европе (план Маршалла).

План Маршалла – программа восстановления и развития Европы после Второй мировой войны путем предоставления ей экономической помощи США. Выдвинут в 1947 г. государственным секретарем США Дж. К. Маршаллом. Вступил в действие в 1948 г. В осуществлении этого плана участвовало 17 европейских стран (включая Западную Германию). В 1951 г. заменен законом «о взаимном обеспечении безопасности», предусматривавшем одновременное предоставление экономической и военной помощи.

План Маршалла был составлен таким образом, что участие в нем СССР и стран Восточной Европы, которые находились в зоне его влияния, было фактически невозможно. Правительства Великобритании, Франции, Италии, ряда других стран поддержали этот план, приняв решение провести по этому вопросу Европейское экономическое совещание. В нем было предложено участвовать СССР и другим странам Восточной Европы. Перед руководством СССР встала проблема: либо отказаться от устоев существующего строя, войти в круг европейских государств, которые получат помощь от США, не претендуя на значительную роль в мировой политике, либо пойти на окончательный разрыв отношений с Западом и решать свои проблемы в одиночку в жестком противостоянии с Западом, утверждая и расширяя свое влияние. Первый вариант был неприемлем для советского руководства. Москва отклонила предложение участвовать в Европейском экономическом совещании и продемонстрировала, что на Востоке Европы может возникнуть блок под эгидой СССР, который будет противостоять Западу. Семь стран, входивших в зону влияния СССР (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Финляндия, Чехословакия), также отказались от участия в этом совещании. Это была согласованная с СССР акция. В сентябре 1947 г. в Польше состоялось совещание коммунистических партий Восточной Европы, Франции и Италии, на котором было образовано новое объединение компартий (взамен распущенного в годы войны Коминтерна) с исполнительным органом Информбюро (Коминформ).

В марте 1948 г. был сделан новый шаг к расколу по линии Восток-Запад. Представители Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга подписали в Брюсселе договор о создании Западного союза. В январе 1949 г. США заявили о готовности присоединиться к нему. Так закладывались основы Северо-атлантического блока (НАТО), который был создан в апреле 1949 г.

НАТО (Организация Североатлантического договора) – военно-политический союз, созданный на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне. Первоначально в него вошли 12 стран (США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия).В 1952 г. к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 г. – ФРГ, в 1982 г. – Испания (без участия в военной организации), в 1999 г. – Польша, Венгрия и Чехия. В рамках НАТО создано объединенное военное командование. В 1966 г. из военной организации НАТО вышли Франция, в 1974 г. – Греция (в 1980 г. вернулась в военную организацию). Высший орган – сессия Совета НАТО. Штаб-квартира в Брюсселе (Бельгия).

С окончанием войны в СССР развернулась демилитаризация экономики. Однако условия «холодной войны» требовали наращивания военного потенциала, чтобы противостоять западным странам. Постепенно военное производство стало вновь возрастать, достигнув к рубежу 50-х годов уровня военного 1945 г. Тенденция к росту производства военной техники и вооружений в условиях «холодной войны» была характерна и для крупных западных стран. Мировые расходы на вооружение с 1948 г. до середины 70-х годов возрастали в среднем на 4,5% в год. Но степень милитаризации экономики там была ниже, поскольку экономика была более мощной. При ограниченности ресурсов в СССР выход находили в том, чтобы все подчинить военно-промышленному комплексу: материально-технические и финансовые ресурсы, кадровый потенциал, науку и т. д.

Военно-промышленный комплекс – объединение, включающее промышленные предприятия, выпускающие военную продукцию, научные и конструкторские организации, работающие на военное производство, часть политической и управленческой элиты, связанной с военно-производственной сферой и заинтересованной в ее приоритетном развитии.

К выполнению военных заказов привлекались все новые и новые отрасли гражданской промышленности. Наука поддерживалась и развивалась прежде всего в тех секторах, которые были связаны с военной областью. Колоссальные средства были вложены государством в разработку новейших образцов вооружения (ядерные и термоядерные бомбы, средства их доставки – ракеты, реактивная авиация, радиолокация). Как вспоминал один из разработчиков атомного проекта академик Ю. Б. Харитон: «Нам давали всех и все». В августе 1949 г. в СССР успешно прошло первое испытание атомной бомбы (первая бомба делалась по данным разведки как слепок с американской, чтобы избежать неудачи, хотя имелись свои оригинальные разработки).

Таким образом, была разрушена монополия Запада на атомное оружие. Это резко усилило вес СССР в международной политике. Появились две сверхдержавы – СССР и США, имевшие колоссальное военное преимущество над остальными странами, деля между собой мир на сферы влияния. Обе стороны обладали атомным, а затем водородным оружием и находились в открытой конфронтации («холодная война»). Это означало, что СССР, несмотря на тяжелейшие последствия войны, восстановил статус великой державы и даже превзошел его, утвердившись на несколько десятилетий в качестве сверхдержавы. Сложилась биполярная (двухполюсная) система послевоенного мира: Восток (СССР и его союзники) – Запад (США и его союзники).

Биполярная система международных отношений – система отношений, сложившаяся после Второй мировой войны, основанная на противостоянии двух сверхдержав СССР и США и созданных ими военных блоков: НАТО (Организация Североатлантического договора, 1949 г.) и ОВД (Организация Варшавского договора, 1955 г.).

В условиях нараставшей «холодной войны» обострилась ситуация вокруг побежденной Германии. От согласованных действий в зонах оккупации страны-победительницы переходят к сепаратным. США, Великобритания и Франция ставят своей целью включить Западную Германию, которая входила в их зоны оккупации, в Западную Европу и присоединить к плану Маршалла. В полной мере это можно было сделать, только восстановив на этой территории немецкую государственность. Советское руководство пыталось противодействовать этому, используя то обстоятельство, что Берлин, также разделенный на зоны оккупации, находился на территории советской зоны. На протяжении 1948-1949 гг. велась борьба вокруг Западного Берлина, которая вошла в историю под названием Берлинский кризис. Как способ давления на западные страны СССР избрал блокаду Западного Берлина. Однако усилия оказались безрезультатными – снабжение населения Западного Берлина, как ни тяжело это было, осуществлялось западными странами по воздушному мосту, самолетами. В сентябре 1949 г. Франция, Англия, США, отказавшись от решений Потсдамской конференции, объединили свои зоны оккупации – возникла Федеративная Республика Германии (ФРГ), которая присоединилась к плану Маршалла. В октябре 1949 г. была образована на базе советской зоны оккупации Германская Демократическая Республика (ГДР), в которой создавались государственные структуры по советскому типу и под контролем СССР. Западный Берлин стал самостоятельным анклавом, окруженным территорией ГДР. Так произошел раскол Германии, который сохранялся четыре десятилетия – до конца 80-х годов XX в. С окончанием Второй мировой войны США и их союзники стремились усилить свое влияние в мире, объединить на основе западных ценностей как можно больше стран. СССР действовал также, хотя возможностей для этого было гораздо меньше. Если США не только избежали разрушений и потерь, но в результате войны усилили свои позиции, имея возможность оказывать экономическую и другую помощь в больших размерах, то Советский Союз, наоборот, нуждался в ресурсах для восстановления разоренных территорий, решения социальных проблем. Приоритетным направлением внешнеполитической стратегии СССР было установление и упрочение контроля над странами Восточной Европы. Возникновение советской зоны влияния в Восточной Европе Сталин считал важнейшим результатом тяжелейшей войны и собирался использовать его в полной мере. Именно в этой зоне создавалось объединение стран, которое вошло в историю как «социалистический лагерь» или «социалистическая система».

В условиях «холодной войны» Восточная Европа стала плацдармом противостояния Запада (лидером которого были США) и СССР. Великие державы в 1945 г. зафиксировали переход Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Югославии, Албании, а также Финляндии, части Германии и Австрии в сферу влияния СССР. Однако признание интересов Советского Союза в этом регионе не рассматривалось ими как согласие на установление советской гегемонии или советского строя. Запад стремился выдвигать в центр общественной жизни этих стран политиков – носителей идей западных демократий. Для СССР программа-минимум в этом регионе состояла в том, чтобы включить представителей левых (коммунистических и прокоммунистических) сил в состав правительств, программа-максимум – в продвижении этих сил к власти и установлении строя, аналогичного советскому.

В большинстве стран Восточной Европы влияние коммунистических и близких к ним левых сил было более значительным. Советское руководство придерживалось новой тактики «мирного перехода к социализму», которая предполагала особый путь этих стран к советской системе, без революции и диктатуры пролетариата в форме «народных демократий» . На первом этапе поддерживалось сотрудничество разных политических сил (демократический блок) во имя восстановления разрушенной экономики, решения социальных задач. Допускалось разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, сохранение форм парламентской демократии, многопартийности. Намечалась постепенная трансформация частной собственности в «общенародную», т. е. государственную.

Однако обострение международной обстановки, ослабление в послевоенных условиях позиций коммунистических партий (выход коммунистов из французского правительства, поражение коммунистов на выборах в сейм (парламент) Финляндии и др.) к середине 1947 г. обусловило изменение политики советского руководства в восточно-европейских странах. Ставилась задача – обеспечить условия для рывка коммунистов к власти. Это осуществлялось методами, которые были апробированы в 30-е годы в СССР – обвинения политических противников коммунистов в антигосударственных заговорах, шпионаже в пользу западных держав, репрессии. Происходило объединение коммунистов и социалистов в одну партию при активной помощи Москвы на основе марксистско-ленинской идеологии, предполагавшей единомыслие и запрет на любую фракционную деятельность. Вслед за объединением последовали «чистки» состава. Информбюро (Коминформ), созданное в 1947 г., было призвано объединить усилия компартий восточно-европейских государств по созданию сообщества стран, противостоящих западной системе, унифицировать основные принципы их идеологии и политики на основе марксизма-ленинизма.

Информбюро (Информационное бюро коммунистических и рабочих партий) (1947–1956) имело своей целью координацию деятельности входивших в него коммунистических и рабочих партий Болгарии, Венгрии, Италии, Польши, Румынии, СССР, Франции, Чехословакии, Югославии (вышла из состава в 1948 г.). В Уставе этой организации говорилось: «Партии, входящие в Информбюро, считают своим долгом и обязанностью... руководствоваться в своей деятельности учением марксизма-ленинизма, быть верными принципам пролетарского интернационализма, неустанно бороться за дело рабочего класса и победу социализма». Находилось под полным контролем советского руководства.

1948 г. стал переломным – страны Восточной Европы пошли по советскому пути. Сосредоточение власти в руках коммунистических партий Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии осуществлялось при помощи советского руководства, сопровождалось чистками в рядах руководителей этих партий, выступавших за более «мягкий» (национальный) вариант социализма. Репрессии захватили госаппарат, высшее армейское офицерство, некоммунистические партии (где они еще сохранились), профсоюзы, кооперативные организации. Давлению Москвы воспротивился ЦК компартии Югославии (Генеральный секретарь ЦК И. Броз Тито). Возник советско-югославский конфликт, который затянулся на многие годы и имел острую форму политического противостояния. Разногласия, которые возникли в 1948 г. между Сталиным и руководителем Югославии И. Броз Тито, были сознательно доведены до разрыва отношений между двумя странами. Этот инцидент был использован для массовых чисток партийного аппарата в Венгрии, Румынии, Болгарии, Польше, Чехословакии.

СССР оказывал коммунистическому руководству восточно-европейских стран, не обладавшему ни опытом, ни соответствующими кадрами, масштабную помощь. Для консультирования и оказания технической помощи направлялись советники и специалисты. Они активно содействовали перестройке экономики на принципах жесткой централизации и государственного контроля, способствовали развертыванию индустриализации и коллективизации. В 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), объединявший восточно-европейские и некоторые азиатские страны под эгидой СССР (в 60-е годы к ним присоединилась Куба).

Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) создан в 1949 г. с целью планомерного развития народного хозяйства стран-членов СЭВ в соответствии с принципами советской экономической системы, а также ускорения научно-технического прогресса и взаимной помощи. В СЭВ входили 11 стран (Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германская Демократическая Республика (до 1990 г.), Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия). Решающую роль в СЭВ играл Советский Союз, штаб-квартира находилась в Москве. СЭВ упразднен в 1991 г. по решению стран-участниц.

Армия, органы госбезопасности и другие силовые структуры в восточно-европейских странах были реорганизованы и унифицированы по типу советских. Эти страны целенаправленно отсекались от информационного воздействия Запада, происходила переориентация на советские информационные источники. При этом информация из СССР и об СССР была строго регламентированной и идеологически выдержанной. Так возникла социалистическая система во главе и под контролем СССР.

Значительный вклад СССР в разгром Японии на завершающем этапе Второй мировой войны усилил его влияние в Азии. Здесь также создается плацдарм социализма. Коммунисты, при поддержке Советского Союза, пришли к власти в Китае, Северной Корее, Северном Вьетнаме. Планировалось расширение азиатского присутствия. В 1950-1953 гг. руководство Северной Кореи предприняло попытку вооруженным путем воссоединить страну, уничтожив, ориентированный на США, режим в Южной Корее. Советская помощь была масштабной – оружие, танки, транспорт, медикаменты. Несколько дивизий истребительной авиации было переброшено в Китай, который также активно участвовал в войне на стороне Северной Кореи. Однако корейская война закончилась неудачей.

После Второй мировой войны развернулся процесс распада колониальной системы Запада. Только за первые 10 лет после мировой войны добились самостоятельности около 40 государств с населением около 1,5 млрд. человек. Освобождающиеся от колониальной зависимости страны и народы определяли свой путь развития. Страны Азии, Африки, Латинской Америки на протяжении нескольких столетий испытывали сильное давление со стороны метрополий – западных держав, которые сохраняли здесь значительное влияние. Однако социально-классовые потрясения и конфликты в первой половине XX в., тяжелое наследие колониальной эпохи привели к тому, что в некоторых странах появились силы, выступавшие за советский путь развития. Бедные страны не имели предпосылок для перехода к рыночным отношениям. В этих условиях марксистско-ленинский социализм казался спасением. Развитие на его основе стран, освободившихся от колониальной зависимости, в первозданном или опосредованном национальными особенностями виде активно пропагандировалось и поддерживалось коммунистическим руководством СССР. Выбор странами этого варианта модернизации рассматривался как подтверждение правильности марксистско-ленинского предсказания о победе социализма во всем мире. Помощь СССР была разносторонней – безвозмездные кредиты, поставки оружия, подготовка кадров, строительство заводов, ГЭС, больниц и т. п. Эти государства не включались непосредственно в социалистический лагерь, но входили в зону геополитического влияния СССР и назывались странами «социалистической ориентации».

  • 5.Создание объединенного древнего восточнославянского гос-ва (862 – 1125гг.) Княжества на территории б. Зап Земли Руси и Киев.
  • 6.Соц-эк развит западных земель Руси в 9 – 12 вв.
  • 7. Культура Беларуси в X – XIII вв.
  • 8. Формирование вкл.
  • 9. Политические органы государственной власти вкл, их эволюция и функции.
  • 10. Сближение с Польшей. Кревская уния и ее результаты.
  • 11.Взаимоотношения вкл с Московским великим княжеством.
  • 12. Соц.-эк. Развит. Вкл.
  • 13. Основные концепции происхождения белорусской народности
  • 14.Ведущие факторы консолидации белорусского народа.
  • 15.Православная церковь, католицизм и их взаимоотношения в вкл.
  • 16. Брестская церковная уния.
  • 17. Основные сферы к-ры вкл. Развитие дух. К-ры бел. Лит. Гос-ве в эпоху Возрождения.
  • 18. Люблинсая уния 1569 г. Создание рп.
  • 19.Государственный строй Речи Посполитой
  • 21.Политический кризис Речи Посполитой в XVIII в. Первый раздел Речи Посполитой.
  • 23. Восстание под руководством т. Костюшки. 3-ий раздел рп.
  • 24.Влияние идей Просвещения на развитие куьтуры Беларуси.
  • 25.Основные направления политики российского самодержавия в б.(конец XVIII – нач. XIX вв.)
  • 26.Общественное движение на территории б.(пер.Пол. XiXв.) Декабристы. Тайные общества.
  • 28.Аграрная реформа 1861г. И механизм ее реализации на Беларуси.
  • 29.Восстание 1863г. В б.К.Калиновский.
  • 32.Столыпинские реформы.
  • 33.Революция 1905-1907г.Г. И её ход на территории Беларуси.
  • 34. Первая мировая война и Беларусь.
  • 35.Февральская революция 1917г. Свержение монархии
  • 36.Октябрьская революция и установление Советской власти в Беларуси.
  • 37.Белорусское национальное движение после Октябрьской революции. Провозглашение Белорусской Народной Республики.
  • 38.Создание бсср. Литовско-Белорусская сср.
  • 39.Советско-польская война.Второе провозглашение бсср.
  • 40.Переход к нэПу, его особенности и характер осуществления в бсср.
  • 41.Белорусизация и её результаты в 20-е годы
  • 42.Осуществление политики коллективизации и ее последствия.
  • 43.Индустриализация. Технический прорыв в 30-е годы хх в.
  • 44.Общественно-политическая система бсср в 20-30-е годы хх в.
  • 45.Западная Беларусь в составе Польши: экономическое и политическое положение.
  • 46.Новая расстановка политических сил в мире после Второй Мировой войны.
  • 47.Положение народного хозяйства бсср в первое послевоенное десятилетие; пути и методы восстановления экономики.
  • 48.Бсср на международной арене в 40-80е года XX в.
  • 49.Попытки осуществления экономических реформ в 50 -60-е годы.
  • 50.Развитие
  • 51.Общественно-политическая жизнь во второй половине
  • 40-Х – нач. 80-х годов хх в.
  • 52.Нарастание кризисных явлений в ссср, странах социализма на рубеже 70 – 80-х г.Г. Концепция перестройки.
  • 53.Обострение эко и полит положения во вт пол 80-х г хх века. Причины кризиса перестройки.
  • 55.Культура Беларуси в 40-80-е годы хХв.
  • 56.Усиление движения за национальное возрождение Беларуси. Законодательное оформление независимости Республики Беларусь.
  • 59.Трудности и сложности экономических реформ 1992-1994г. Коррекция программ экономического развития в 1995.
  • 60. Референдум 1995,1996гг.. Конституция рб
  • 1994Г. С изменениями и дополнениями.
  • 61.Союз Беларуси и России
  • 62.Торгово-экономические и научные связи с государствами снг, европейскими и другими странами мира.
  • 63.Изменения в духовной и культурной жизни белорусского народа в 90-е гг. Хх в. – нач. Хх1 в.
  • 64.Программа соц-эк развития рб на 2001-2005 гг.
  • 46.Новая расстановка политических сил в мире после Второй Мировой войны.

    Международная обстановка после 2-ой мировой войны характеризовалась усилением позиций Советского Союза. В сферу советского влияния вошли Финляндия, Польша, Чехословакия, Румыния, Болгария, Венгрия, Югославия, Албания.

    Из шести великих государств западного мира сохранили свое положение только две – Великобритания (хотя и пережила распад колониальной системы) и США.

    В центральной и восточной Европе происходят народно-демократические революции в ходе которых, при поддержке СССР, к власти приходят коммунистические партии. В течении первых трех-четырех послевоенных лет объединился блок коммунистических государств Восточной и Юго-Восточной Европы. Возникает мировая социалистическая система.

    В 1949г. Китайские коммунисты одержали победу в многолетней гражданской войне и провозгласили создание Китайской Народной Республики. На границах СССР появилось огромное централизованное китайское государство с населением, превосходящим население СССР более чем в три раза.

    Последовательно решается задача, связанная с закреплением победы над расизмом. В первые послевоенные годы идет подготовка мирных разговоров с бывшими союзниками Германии. Окончательное согласование текстов мирных договоров были осуществлены на Парижской Мирной конференции (июль-октябрь 1946г.). Участвовало 21 государство. Главной проблемой, которая рассматривалась на этой конференции – это искоренение фашизма, не допустить возрождение фашизма. В договоре были включены статьи, запрещающие деятельность фашистских организаций. Мирные разговоры устанавливали послевоенные территориальные изменения. Ряд статей мирных договоров устанавливал ограничения вооруженных сил побежденных государств и обязывал их частично возместить ущерб, нанесенный экономике сторон – победительниц.

    5 марта 1946г. Бывший глава правительства Черчилль выступил с речью в американском городе Фултоне с призывом объединиться англоязычным государствам, что символизировало начало “холодной войны”. В мире началась бешеная гонка вооружений, т.к. каждая из сторон (социализм, капитализм) хотела обеспечить свое военное преимущество. Советский Союз мобилизовал огромные средства для создания атомной бомбы и быстро сровнялся в этом с США. Гонка вооружений, политическая конфронтация по всем вопросам между двумя противоположными системами создавали крайне напряженную и опасную ситуацию, грозящую военными конфликтами.

    В апреле 1949г. Был создан Североатлантический союз (НАТО) – военно-политический блок, в который вошли США, Англия, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Голландия, Португалия и др. государства Западной Европы.

    Вся политика НАТО была направлена на то, чтобы подорвать усиливающееся влияние социалистических стран, расширить господство США и западных стран в мире. Создание этого блока значительно осложнило международную обстановку, содействовало усилению “холодной войны”.

    В послевоенное время одним из самых острых вопросов в международной политике оставался германский вопрос. Советский Союз последовательно осуществлял программу трех “Д”: демилитаризации, демократизации, денацификации.

    Западные страны отказываются то выполнения согласованного решения германской проблемы. В западных зонах Германии не реализовывалась программа трех “Д”. В нарушение принятых обязательств США и Англия заключили 2.12.1946г. соглашение об объединении своих зон оккупации. Это привело к расколу германского государства, а 7 сентября 1949г. Состоялось провозглашение Федеративной Республики Германии. В мае 1952г. Был подписан договор о создании Европейского оборонительного сообщества с участием ФРГ и западных государств, что означало создание в ФРГ своей армии и включение ее в состав ”европейской армии”. Этот шаг означал демилитаризацию Западной Германии.

    После второй мировой войны начался распад колониальной системы. США начали проникать в регионы, которые до войны находились под контролем Англии, Франции и др. государств. Острое соперничество развернулось на Ближнем и Среднем Востоке. Обостряется соперничество между Израилем и Арабскими странами.

    В 1947г. На сессии Генеральной Ассамблеи ООН было решено создать на территории Палестины два государства – арабское и еврейское. 14.05.1948г. часть Палестины была провозглашена еврейским государством Израиль. Вскоре возникает конфликт между Израилем и арабскими государствами. В ходе военных действий Израиль захватывает часть арабской территории Палестины.

    Одним из итогов второй мировой войны стало освобождение Кореи от Японской оккупации. Советский Союз отвел в 1945г. Свои войска из Северной Кореи, где образовалась Корейская Народно-Демократическая республика. Южнее 38-й параллели (по соглашению между США и СССР границ военных действий на Дальнем Востоке проходила по 38-й параллели) было провозглашена Корейская Республика с проамериканским

    правительством. На 38-й параллели непрерывно проходили вооруженные столкновения, которые вылились в войну между Севером и Югом.

    Военной трибуной борьбы за мир и международную безопасность после войны становится ООН, которая начла свою работу в январе 1946г.

    После войны зародилось и развивалось организованное движение борцов за мир. Движением сторонников мира были охвачены все континенты и страны земного шара.

    Таким образом, расстановка политических сил в мире характеризовалась конфронтацией двух систем (социализма и капитализма), региональными конфликтами, созданием механизма урегулирования очагов напряженности.

    В результате изучения данной главы обучающийся должен:

    • знать особенности формирования Совета Федерации; порядок избрания депутатов Государственной Думы; виды актов принимаемых Советом Федерации и Государственной Думой;
    • уметь раскрывать основные формы деятельности палат Федерального Собрания; обобщать нормы, определяющие функции и полномочия Федерального Собрания;
    • владеть навыками системного анализа положений Конституции РФ и федерального законодательства, определяющих конституционно-правовой статус Государственной Думы и Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

    Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации

    В Российской Федерации представительным и законодательным органом, парламентом является Федеральное Собрание (ст. 94 Конституции РФ). Российский парламент, в соответствии со ст. 99 Конституции РФ, является постоянно действующим органом государственной власти.

    Наименование "Федеральное Собрание" подчеркивает обусловленность статуса парламента федеративной природой государства.

    Согласно ч. 1 ст. 95 Конституции РФ Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

    Государственная Дума формируется из депутатов, представляющих интересы всего населения России, а Совет Федерации состоит из членов, представляющих субъекты РФ. Если Государственную Думу признают символом прямого представительства российского народа, то Совет Федерации определяют как участника системы отношений опосредованного народного представительства.

    Основным направлением деятельности Федерального Собрания РФ является принятие законов, обладающих после Конституции РФ высшей юридической силой по сравнению с иными нормативными правовыми актами.

    Основы конституционно-правового статуса Федерального Собрания определяются Конституцией РФ (гл. 5 "Федеральное Собрание" и другие главы). Специальный федеральный закон, регулирующий конституционно-правовой статус Федерального Собрания, отсутствует.

    Порядок формирования Совета Федерации и избрания депутатов Государственной Думы

    Процедура формирования Совета Федерации и избрания Государственной Думы в современный период, согласно положению ч. 2 ст. 96 Конституции РФ, установлена Федеральными законами от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и от 3 февраля 2012 г. № 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

    Полномочиями в соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции РФ в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Следует отметить, что только представители указанных органов могут входить в Совет Федерации.

    Формирование Совета Федерации , члена Совета Федерации может быть наделен гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

    Кандидатура для избрания представителя в Совет Федерации от однопалатного или двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ вносится на рассмотрение этого органа его председателем или председателями палат. Альтернативную кандидатуру может вынести также группа депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

    Избрание представителя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в зависимости от структуры этого органа может проходить по-разному. Если в субъекте РФ однопалатный законодательный (представительный) орган государственной власти, то представитель от этого органа избирается этим же органом на срок его полномочий. Если законодательный орган двухпалатный, то такой представитель избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

    Решение об избрании представителя в Совет Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением однопалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или совместным постановлением обеих палат двухпалатного законодательного органа субъекта РФ.

    Представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий.

    В случае, если высшее должностное лицо субъекта РФ избирается гражданами, проживающими на территории данного субъекта РФ, каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации. В случае, если конституцией (уставом), законом субъекта РФ предусмотрено избрание высшего должностного лица субъекта РФ депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидат на должность высшего должностного лица субъекта РФ представляет кандидатуры представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в законодательный (представительный) орган соответствующего субъекта РФ. Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации – представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ должно быть принято вновь избранным высшим должностным лицом субъекта РФ не позднее чем на следующий день после дня его вступления в должность. Данное решение оформляется соответствующим указом (постановлением).

    Орган государственной власти субъекта РФ, принявший решение об избрании (о назначении) члена Совета Федерации, не позднее чем на следующий день после дня вступления решения в силу размещает его на официальном сайте данного органа государственной власти субъекта РФ в сети Интернет и направляет его в Совет Федерации.

    Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении его полномочий, а прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации – представителя от того же органа государственной власти субъекта РФ, что необходимо для непрерывности осуществления государственной власти.

    Совет Федерации - верхняя палата Федерального Собрания (парламента России), включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта РФ - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

    Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся:

    · утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

    · утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

    · утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения

    · назначение выборов Президента Российской Федерации;

    По вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации принимает постановления, которые принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

    В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.

    При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет право внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в целом. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

    Обстоятельства, исключающие преступность деяния и пределы их правомерности.

    Обстоятельства, исключающие преступность деяния - это признаваемые уголовным правом условия, при которых деяния, формально содержащие в себе признаки объективной стороны предусмотренного уголовным законом преступления, не влекут за собой уголовной ответственности.

    34. Уголовная ответственность

    Уголовная ответственность является одним из видов юридической ответственности.

    Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами права, обязанностью и противоправным поведением граждан и их объединений. Государство, издавая нормы права, определяет юридическую ответственность субъектов независимо от их воли и желания, она носит государственно-принудительный характер.

    В отличие от моральной ответственности юридическая ответственность характеризуется наличием государственного принуждения. Характерная особенность такого принуждения заключается в том, что сама эта деятельность строго регламентирована законом, имеет свои правовые рамки.

    Субъектами юридической ответственности с одной стороны выступает государство в лице государственных органов и должностных лиц (суд, прокуратура, милиция, различные административные органы и т.п.), с другой стороны выступают физические лица и их объединения. Государство в этих правоотношениях всегда выступает в качестве субъекта наделенного властными полномочиями.

    Юридическая ответственность имеет следующие основные признаки:

    · юридическая ответственность выступает в качестве правового отношения возникающего между государством в лице его специальных органов и правонарушителем;

    · юридическая ответственность выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя в виде личного, имущественного, организационно-физического лишения либо ограничения;

    · юридическая ответственность всегда урегулирована нормативно-правовыми актами;

    · юридическая ответственность воплощается в строго установленном законом порядке;

    · юридическая ответственность наступает за совершенное правонарушение.

    Уголовной ответственности присущи все вышеперечисленные признаки. Однако уголовная ответственность имеет ряд особенностей, отличающих ее от других видов ответственности (административной, гражданско-правовой, дисциплинарной ответственности).

    Эти особенности выражаются в следующем:

    · уголовная ответственность от имени государства применяется только строго определенными органами (суд, прокуратура, следствие, дознание);

    · уголовная ответственность выражается в наиболее жестких, но строго определенных видах отрицательных последствий (уголовных наказаний) для правонарушителя;

    · уголовная ответственность устанавливается исключительно нормами Уголовного кодекса;

    · уголовная ответственность воплощается в порядке установленном нормами уголовно-процессуального законодательства, малейшее отступление от которых, приводит к неправомерности применения уголовной ответственности;

    · уголовная ответственность наступает за совершенное деяние, которое в особенной части Уголовного кодекса определено как преступление.

    Таким образом, уголовная ответственность представляет собой правовое отношение, возникающее между государством в лице строго определенных органов и физическим лицом, совершившим деяние, определенное Особенной частью Уголовного кодекса, как преступление и выражающейся в применении к виновному в строго установленном процессуальном порядке государственного принуждения (уголовного наказания).

    Уголовная ответственность реализуется в виде:

    · привлечения к уголовной ответственности;

    · назначения наказания;

    · исполнения наказания;

    · судимости.

    Основание уголовной ответственности.Уголовное законодательство Российской Федерации устанавливает, что основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом (ст. 8 УК РФ).

    Объективным основанием уголовной ответственности является совершение физическим лицом не любого деяния, а только общественно опасного, которое посягает на охраняемые уголовным законом общественные отношения.

    Вместе с тем уголовное законодательство РФ, категорически отвергает объективное вменение и признает возможность наступления ответственности только тогда, когда лицо совершило общественно опасное деяние виновно, то есть умышленно или по неосторожности. Следовательно, виновность лица при совершении преступления является субъективным основанием уголовной ответственности.

    Объективные и субъективные основания ответственности позволяют установить, что именно данное лицо совершило общественно опасное деяние. Поэтому, для уголовной ответственности требуется установить правовое основание, каковым в соответствии со ст. 8 УК является наличие в содеянном всех признаков состава преступления.

    Под составом преступления понимается совокупность определенных признаков (элементов), при наличии которых совершенное общественно опасное деяние признается преступлением. К таким обязательным признакам относятся: объект преступления, объективная сторона преступления, субъект преступления, субъективная сторона преступления.

    Объект преступления - это общественные отношения, сложившиеся в обществе, интересы и блага, охраняемые уголовным законом, на которые посягает то или иное преступное посягательство.Объективная сторона характеризует внешнее проявление общественно опасного посягательства на охраняемый уголов­ным законом объект выраженное в действии или бездействии. Субъектом преступления признается физическое вменяемое лицо, совершившее общественно опасное деяние, предусмотренное Особенной частью УК, достигшее установленного законом возраста уголовной ответственности.Субъективная сторона характеризует внутреннее, психическое отношение лица к содеянному и к наступившим последствиям. Более подробно все эти элементы состава будут рассмотрены в дальнейшем.

    Только состав преступления содержит в себе объективные и субъективные основания для привлечения виновного к уголовной ответственности. Наличие всех признаков состава преступления строго обязательно. Отсутствие хотя бы одного из них исключает возможность привлечения лица к уголовной ответственности.

    виды уголовных наказаний

    Наказание - мера государственного принуждения, предусмотренного УК РФ, применяемая по приговору суда от имени государства к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

    Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

    Уголовный кодекс РФ насчитывает 13 видов наказания, которые подразделяется на две группы: основные (применяемые самостоятельно) и дополнительные (применяемые только в сочетании с основными), а также и меры, применяемые в качестве как основных, так и дополнительных.

    Обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний.

    Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

    Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяются только в качестве дополнительных видов наказаний. Конфискация имущества исключена из перечня видов наказания и на сегодняшний день применяется как иная мера уголовно-правового характера.

    Штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ.

    Сущность штрафа состоит в ущемлении имущественных интересов лица, виновного в совершении преступления.

    Определение размера штрафа предусмотрено двумя способами:

    Это имеет важное практическое значение, так как наказание одинаково репрессивно по отношению к различным слоям населения.

    В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределах санкции, предусмотренной статьей Особенной части УК РФ (ч. 5 ст. 46).

    Понятие злостного уклонения от уплаты штрафа определено уголовно-исполнительным законом: злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф либо часть штрафа в срок, установленный ч. 1, 3 ст. 32 УИК РФ.

    Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

    При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

    Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отрабатываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными.

    Особенностями рассматриваемого вида наказания являются:

      обязательность работ;

      выполнение работ только в свободное от основной работы или учебы время;

      бесплатность работ для осужденного;

      определение вида работ и объектов, где они отбываются, органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

    В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 3 ст. 49 УК РФ.

    Исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного.

    В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытую часть наказания ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ, один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ч. 4 ст. 50 УК РФ).

    Ограничение по военной службе состоит в лишении возможности повышения в должности и воинском звании осужденных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с одновременным удержанием в доход государства установленной приговором суда части их денежного довольствия (ст. 51 УК РФ).

    Во время отбывания ограничения по военной службе осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания (ч. 2 ст. 51 УК РФ). Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет, а при замене военнослужащему исправительных работ, назначенных за совершение преступлений, не связанных с военной службой, ограничением по военной службе, - на срок от двух месяцев до двух лет. Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность как в пределах воинской части, гак и в связи с переводом в другую часть или местность (ст. 145 УИК РФ).

    Ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения приговора 18-летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора (ч. 1 ст. 53 УК РФ).

    В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы оно заменяется лишением свободы на срок ограничения свободы, назначаемого приговором суда. При этом время отбытия ограничения свободы засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы (ч. 4 ст. 53 УК РФ).

    Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.

    Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет.

    Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет.

    Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.

    Лишение свободы устанавливается на срок от двух месяцев до 20 лет.

    В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более 25 лет, а по совокупности приговоров - более 30 лег.

    Пожизненное лишение свободы устанавливается только за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности.

    Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста.

    Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. В настоящее время в России существует мораторий на смертную казнь до 2010 г. Конституционный Суд РФ своим постановлением от 2 февраля 1999 г. № 3-П установил, что до создания судов присяжных заседателей во всех субъектах Российской Федерации смертная казнь не может назначаться ни одним судом Российской Федерации.