Народный туристический маршрут: Сладково, день первый

Министр транспорта «полетит» в места не столь отдаленные?

Как ранее предполагала The Moscow Post, в руководстве госмонополии РЖД назрели коренные перестановки. Ихз информированных источников стало известно, что пост президента Российских железных дорог займет вице-премьер Правительства РФ Аркадий Дворкович. Таким образом, зреющие слухи от отставке нынешнего главы РЖД Олега Белозерова подтверждаются. К этому все давно шло, учитывая «заработанную» Белозеровым репутацию.

Скандалы в РЖД

Коррупции при новом руководителе РЖД Олеге Белозерове меньше не стало. Зато повысилась зарплата начальника корпорации: за прошлый год топ-менеджер заработал 86,2 млн рублей.

Господин Белозеров в 2015 году заработал 86,2 млн рублей, сообщила железнодорожная монополия на своем сайте.

Интересно, что, согласно отчетности госкомпании, зарплата топ-менеджеров в четвертом квартале 2015 года выросла в 2,45 раза до 469,8 млн руб. Общая сумма расходов выросла с 373,3 млн до 553,5 млн руб. В годовом выражении вознаграждения выросли на 14,5% до 1,6 млрд руб.!

Отметим, что официальный доход бывшего главы госкомпании Владимира Якунина в РЖД составлял 4–5,5 млн рублей в месяц, в зависимости от числа командировок и других факторов. Это если не учитывать доходы контор его семьи, получающих заказы от РЖД.

Скажи мне, кто твой друг…

Карьера нового главы РЖД Олега Белозерова построена, как отмечают ряд экспертов, на дружбе с Аркадием и Борисом Ротенбергами.

Так, лояльность нынешнего главы РЖД к братьям позволила Ротенбергам войти в проекты по строительству скоростной автотрассы «Москва-Санкт-Петербург», федеральной трассы М-4 «Дон», М-11 «Нарва» и М-9 «Балтия» и т.д. Участники железнодорожного рынка поговаривают, что миллиардер хочет приватизировать часть РЖД, а Белозеров не против.

Олег Белозеров, глава РЖД

Белозеров познакомился с Аркадием и Борисом Ротенбергами в конце 1990-х годов, когда работал в «Ленэнерго». Ротенберги были совладельцами компании «Ростоппром», которую Белозеров возглавлял в 2002-2004 годах.

В конце апреля 2015 года подконтрольный РЖД негосударственный пенсионный фонд (НПФ) «Благосостояние» приобрел 38,63% акций строительной компании «Мостотрест» у компании Marc O’Polo Investments Ltd.

Офшор, как и сам «Мостотрест», подконтролен Аркадию Ротенбергу. Получается, что за почти 40% акций «Мостотреста» структура Ротенберга получила от фонда РЖД 10,04 млрд руб .

Интересно, что Белозеров в начале 1990-х стал партнером петербургского предпринимателя Андрея Кадкина.

Борис и Аркадий Ротенберги, российские миллиардеры

Господин Кадкин теперь известен тем, что в декабре 2012 года его арестовали по уголовному делу о хищении 48 млн руб. из денег на ремонт сетей тепло- и водоснабжения Петербурга. По версии следственного департамента МВД РФ, общий ущерб составил более 3 млрд руб. А в Тверском суде, который санкционировал арест Кадкина, представители обвинения аргументировали необходимость ареста тем, что Кадкин, в частности, «обладает обширными связями в госструктурах».

«Ленэнерго»

Работая в «Ленэнерго» с 1998 по 2000 годы, Белозеров одновременно входил в совет директоров и был миноритарным совладельцем (0,7%) петербургского Северо-Западного инвестиционно-финансового агентства, основным акционером которого (83,3%) было ОАО «Лагун». Бывшие работники этого агентства в своих резюме отмечали, что оно «эксклюзивно провело всю приватизацию предприятий Ленинградской области». Интересно, РЖД ждет та же судьба?

Ранее Белозеров уже заявлял, что РЖД проживет без дотаций . Большие зарплаты топ-менеджменту будут обеспечены за счет приватизации.

Отметим, что весь российский транспорт курирует в правительстве Максим Соколов. В структурах Минтранса под его началом происходят скандал за скандалом.

Дело о взятках

Около десяти сотрудников столичного Ространснадзора, в числе которых оказались начальник московского управления Игорь Суржик и глава Южного управления ведомства Игорь Высоцкий, подозреваются в получении взяток от нескольких транспортных компаний.

По версии следствия, за полученные денежные средства фирмам обеспечивалось особое покровительство: руководителям сообщали о планируемых проверках, а также освобождали от уплаты штрафов.

С обысками в главный офис Центрального управления государственного автодорожного надзора, расположенный на Ленинградском проспекте, стражи порядка нагрянули рано утром 28 сентября. Незадолго до этого к ним поступила информация, что группа сотрудников УГАДН занимается тем, что «крышует» ряд коммерческих компаний, занимающихся перевозками, как пассажирскими, так и грузовыми.

За это сговорчивое руководство фирм получало информацию о датах готовящихся внеплановых проверок. А если система давала сбой, и об «аудите» предупредить не удавалось, покровители помогали своим подопечным избежать штрафов. Уже установлено, что сумма взяток превысила миллион рублей, однако это не предел: блюстители закона полагают, что в ходе расследования эта цифра увеличится как минимум в два раза.

Также устанавливается весь список фирм, пользующихся «услугами» могущественных взяточников. К слову, СМИ удалось выяснить, что руководителям некоторых компаний поступали странные предложения о покровительстве. Однако, связаны ли они со скандалом в Ространснадзоре, пока не ясно.

Мне в июне этого года звонили по телефону незнакомцы, которые предлагали покровительство моей компании, - рассказал владелец одной из фирм, занимающихся грузоперевозками в столице. - Когда я уточнил, что включает в себя это понятие, звонящий сразу же стушевался и предложил встретиться лично. Тогда я сказал, что меня это не интересует и повесил трубку. Больше подобных звонков мне не поступало. Кстати, со слов коллег по «цеху», знаю, что и им поступали подобные предложения.

Безнадзорный надзор?

В свое время были арестованы и осуждены сотрудники Ространснадзора Тимергазеев и Семенов в связи с крушения теплохода «Булгария».

По версии следствия, они, будучи ответственными за предлицензионную проверку, дали положительное заключение о готовности компании–субарендатора «Булгарии» к соблюдению требований и условий лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом.

Махинации в Росавтодоре

Сотрудники петербургского Управления Следственного комитета проводят обыски по уголовному делу, возбужденному в отношении замначальника управления земельно-имущественных отношений федерального дорожного агентства «Росавтодор». 39-летнего Тимофея Мещерякова обвиняют в получении взятки.

По версии следствия, с августа 2014 года по май 2016 года Мещеряков получил взятку в сумме 730 тыс. рублей, за общее покровительство при заключении, реализации и приемке выполненных работ по контрактам, заключенным с коммерческими структурами в указанный период времени .

Эксперты уличили руководство «Росавтодора» в лоббировании интересов Аркадия Ротенберга при строительстве моста через Керченский пролив.

Вскоре субподрядчиком этого проекта может стать «Мостотрест», а генподрядчиком является «Стройгазмонтаж». Обе эти компании подконтрольны Ротенбергу, выяснил корреспондент The Moscow Post.

Коррупционные скандалы при строительстве моста через Керченский пролив продолжаются. В лоббизме оказалось заподозрено руководство Федерального дорожного агентства министерства транспорта Российской Федерации («Росавтодор»).

«Стройгазмонтаж» и подконтрольное «Росавтодору» учреждение «Управление дорогами «Тамань» подписали контракт на строительство моста через Керченский пролив.

Уже известно, что «Стройгазмонтаж» возьмет на себя чуть более половины работ по контракту общей суммой 228,3 млрд. руб. Самое интересное, что у этой компании нет опыта строительства мостов.

Иными словами, госзаказ как минимум на 114,15 млрд. руб. выполнит структура без опыта работы в сфере мостостроительства.

Сомнительная диссертация

Вице-премьер российского правительства, глава совета директоров «Российских железных дорог» Аркадий Дворкович, по сообщениям СМИ, сменит Олега Белозерова на должности президента монополии. В свою очередь Белозеров может стать министром транспорта. Причиной ротации называют неудовлетворительное положение дел в РЖД, которое после ухода Владимира Якунина так и не изменилось в лучшую сторону. Возможное назначение станет продолжением крупных перестановок в менеджменте холдинга. Подробнее – в материале РИА «ФедералПресс».

В управлении российской железнодорожной монополии ожидаются принципиальные перестановки: по информации «Русской планеты» , президент РЖД Олег Белозеров покинет пост, его сменит глава совета директоров компании, зампредседателя правительства РФ Аркадий Дворкович. Основной причиной решения Кремля, официальная огласка которого ожидается в среду, источники издания называют неудовлетворительное положение дел в ОАО «РЖД», которое после ухода бывшего президента Владимира Якунина и не изменилось к лучшему. «После ухода Якунина порядок так и не был наведен», - отметил собеседник издания.

Вице-премьер Аркадий Дворкович, представляя коллективу «РЖД» нового президента Олега Белозерова в августе прошлого года, от компании продолжать работу без срывов и сбоев. Возможное назначение Дворковича станет продолжением крупных перестановок в руководстве компании, когда вслед за Якуниным свои посты покинули несколько топ-менеджеров.

В конце сентября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что совет директоров РЖД возглавит Михаил Фрадков. Сам Дворкович совмещая государственную службу с руководящей должностью в транспортной монополии, специализируется на экономических вопросах, а в правительстве курирует, в том числе, транспортную сферу. Он назначен председателем совета директоров РЖД с 22 июня 2015 года, незадолго до отставки Владимира Якунина.

РЖД улучшила финансовое положение в 2015-2016 годах, но на следующий год прогнозирует значительный убыток. Фото: pravda.ru

Судя по отчетности компании, прошлогодние показатели вышли в плюс. Так, чистый убыток в размере 44 млрд рублей по итогам 2014 года сменился в 2015 году прибылью в 318 млн рублей при плановом отрицательном показателе 26,2 млрд рублей. Доходы от перевозок превысили 1 326 трлн рублей (+8,2 %), прибыль от продаж выросла на 43 %, до 83,6 млрд рублей при снижении пассажирооборота на 6,5 % и сохранении грузооборота на прежнем уровне, выручка достигла 1,5 трлн рублей (+7,8 %).

За шесть месяцев 2016 года результаты также превысили прошлогодние показатели января-июня, чистая прибыль по МСФО увеличилась на 70 %, до 45 млрд рублей, выручка достигла 1,040 трлн рублей (+8,08 %). Прогноз компании на 2016 год также оптимистичен: по расчетам РЖД, чистая прибыль может составить 900 млн рублей.

Однако по информации «Ведомостей» , в расчетах компании на 2017 год заложен убыток в размере 142,4 млрд рублей. Это нулевой вариант финансового плана с учетом всех возможных рисков, предельный сценарий, сверстанный с мировыми и российскими экономическими и финансовыми прогнозами, а также прогнозами по снижению роста погрузки и других основных факторов, от которых зависит состояние монополии. В самой компании говорят, что продолжат оптимизацию расходов. По расчетам газеты, экономия должна составить 50,3 млрд рублей при условии выхода на прибыль в размере 10 млрд рублей.

Также для безубыточности РЖД необходимо продление экспортной надбавки к тарифам либо индексация тарифов на грузоперевозки, которая может затронуть производителей щебня, угля, черных металлов и нефтепродуктов. По мнению экспертов, прогноз по убытку завышен, а тарифы можно поднимать только после оценки затрат. Выдвигались предположения, что корпорация назвала возможный размер убытка, чтобы добиться от правительства выгодных для себя финансовых условий.

После ухода Владимира Якунина РЖД заявили, что откажутся от государственных субсидий. Фото: medialeaks.ru

Одной из причин ухода Владимира Якунина в августе 2015 года называли именно финансовую составляющую. Так, федеральный чиновник рассказал «Ведомостям» , что тогдашний глава РЖД просил субсидии в размере 130 млрд рублей на поддержание устойчивости монополии с учетом повышения стоимости грузоперевозок на 7,5 % согласно прогнозам Минэкономиразвития, либо 100 млрд рублей при удорожании на 10 %. Однако ему предложили ограничиться суммой в 30, либо 75 млрд рублей. Первый вариант предлагало Минэкономразвитие, второй – Аркадий Дворкович. При этом Якунин стал возмущаться и заявил, что не может сократить издержки и уйдет в случае, если его просьба не будет поддержана.

В отчете холдинга за 2015 год говорится, что индексация грузовых тарифов на 2016 год принята на уровне 9 % (с учетом скидок – 7,5 %). «Впервые за последние два года компания обеспечит сбалансированность деятельности без предоставления государственной субсидии на осуществление работ по капитальному ремонту объектов железнодорожной инфраструктуры», - приводятся в отчете слова Олега Белозерова. В прошлом году объем господдержки РЖД составил 157,9 млрд рублей, из которых 105,8 млрд – субсидии федерального бюджета. В 2016 году РЖД остались без господдержки – после ухода Якунина монополия впервые не стала просить финансовой помощи государства.

По информации «Коммерсанта» , пока не принято решение об индексации тарифов РЖД на 2017 году выше уровня инфляции. «Также в протоколе не получили отражения предложения ОАО РЖД по дифференцированной индексации тарифов по типам грузов», - пишет газета. При этом на прошлой неделе монополия предложила индексировать тарифы на 6,8 % против возможных 4,5 %. Рассматривался вариант общей или выборочной индексации по типам грузов: максимальный рост был предусмотрен для наиболее дешевых (на 8,2 %), минимальный – для грузов третьего класса (+2,2 %). Эффект от индексации оценили в 39,5 млрд рублей. Также рассматривался вариант с одновременной двухлетней отменой экспортной надбавки.

Кроме того, в 2016 году РЖД планировали выручить порядка 14 млрд рублей с продажи ценных бумаг дочерних предприятий - ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» (25% минус 3 акции), ОАО «БетЭлТранс» (50% минус 2 акции), ОАО «ВРК-3» (100 % минус 1 акция), ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш» (75% минус 2 акции), а также мехзавода «Красный путь».

Нынешний президент РЖД Олег Белозеров на должность президента холдинга 20 августа 2015 года, официально вступил в должность на следующий день. Одним из первых документов, который подписал президент РЖД, стал приказ о награждении Якунина знаком «За заслуги в развитии корпорации» 1-й степени. Ранее возможным преемником Якунина называли Аркадия Дворковича или Александра Мишарина. При этом СМИ сообщали, что назначению Белозерова способствовали Ротенберги. Также участники рынка сомневались, что отрасль выиграет от появления Белозерова в компании.

Двадцатого августа исполняется два года с того момента, как молодой технократ из Минтранса Олег Белозеров возглавил РАО «РЖД», сменив на посту Владимира Якунина. Эксперты считают, что особых достижений за это время компания не продемонстрировала: важные реформы отложены, старые проблемы остались неразрешенными. В госкомпании также, как и раньше, замечены неэффективные траты. Главным же достижением Российских железных дорог, пожалуй, можно считать разве что возросшие доходы топ-менеджеров.

Круговая порука?

В начале августа Ространснадзор опубликовал итоги проверки подмосковных электричек. Связано это было с произошедшим в апреле этого года инцидентом, когда в районе Кунцево столкнулись пассажирский электропоезд и грузовой состав. В результате аварии за медицинской помощью обратились 30 человек, восемь госпитализированы. Проверка выявила многочисленные нарушения работы электропоездов, в частности, тормозных и противопожарных систем. Обнаружились и проблемы с «формальными» ремонтами электричек в мотовагонных депо РЖД. Другими словами, для полумиллиарда пассажиров, которые в год пользуются услугами московских электропоездов, столь тесное знакомство в РЖД может быть попросту небезопасным.

При этом в Российских железных дорогах заявляют, что только в 2016 году инвестировали 16 млрд руб. в обновление парка пригородных поездов, закуплено 232 новых вагона, выполнен капремонт 877 вагонов на 2,6 млрд руб.

По словам главы «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова , заказчик не мог не замечать отсутствия необходимого ремонта. Такое положение может быть следствием «либо коррупции, либо служебного несоответствия, либо речь идет о круговой поруке в ремонтном комплексе АО «РЖД» и ЦППК».

Нерыночный характер отношений

Вместе с тем деньги РЖД тратит, словно руководство госкорпорации и не слышало про экономию. Профессиональные аудиторы «Делойт» (Deloitte) выяснили , что одна лишь оптимизация расходов позволила бы Российским железным дорогам сэкономить от 95 до 130 миллиардов рублей по итогам 2016 года.

РЖД, например, расточительно на закупках. Средний размер скидки по контрактам составляет всего 1,8%, а это худший показатель среди крупнейших госкомпаний. Аудиторы сочли, что низкая эффективность тендеров может быть следствием «потенциальных сделок с заинтересованностью».

Аудиторы считают, что нерыночный характер отношений между заказчиками в РЖД и претендентами на госзаказ прослеживается как на стадии подготовки конкурсной документации, так и на этапе конкурсного отбора.

Еще одной возможностью снижения расходов для Российских железных дорог могла бы стать оптимизация штата. В компании слишком раздут управленческий аппарат, его сокращение на 4% помогло бы госкорпорации сэкономить еще порядка 25–60 миллиардов рублей. Вот только прислушается ли к советам аудиторов руководство РЖД?

Аффилированный бизнес

В то же время монопольные интересы РЖД растут, и выглядят они порой достаточно сомнительно. Так, компания «Тринфико пропети менеджмент» намеревалась приобрести 100% «УВЗ-логистик» (входит в транспортную группу «Уралвагонзавода») в интересах НПФ «Благосостояние», учрежденного РЖД. При этом финансовое состояние вагонного оператора близко к критическому. «УВЗ-логистик» должен материнской компании 24,4 млрд рублей, еще 91,5 млрд рублей составляет долг оператора и банкам, в частности Газпромбанку и Сбербанку. Таким образом «Тринфико пропети менеджмент» после покупки взял бы на себя налоговую нагрузку более 120 млрд рублей.

Но интрига в этой сделке, конечно, присутствовала. «УВЗ-Логистик» владеет 27,5 тысячами единиц железнодорожного подвижного состава. Приблизительная доля компании на рынке - 5,7%. В свою очередь, «дочка» РЖД - Федеральная грузовая компания, имеет 72,8 тысяч единиц подвижного состава, а это 15% от внутреннего рынка. Таким образом, приобретя оператора, РЖД бы легче диктовать другим участникам рынка свои условия. Впрочем, покупка не удалась: антимонопольная служба отказала структурам РЖД в приобретении «УВЗ-Логистик». ФАС счел, что в этом случае у РЖД появится возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия предоставления железнодорожного подвижного состава.

Деловые люди

Стоит сказать и о том, что деятельность менеджмента РЖД привлекает внимание правоохранительный органов. Так, Генеральная прокуратура начала в РЖД доследственную проверку, через месяц после начало которой был уволен начальник департамента управления имуществом РЖД Павел Потопов . При этом есть вероятность, что в будущем РЖД покинет и еще один топ-менеджер - первый замглавы Петр Кацыв . Его сын Денис в США не вылазит из судов, активы Кацыва-младшего на 24 млн долларов арестованы . Денис Кацыв - собственник компании Prevezon Holdings, которая была заподозрена в выводе из России денежных средств. Нелады с законом у семьи Кацывов есть не только в США, но и в Израиле. Тамошние правоохранителей подозревают, что Кацывы занимались «отмыванием».

Источники успеха

Но, может, специфическая активность менеджмента госкомпании не так и важна, главное как работает РАО «РЖД». Цифры на первый взгляд впечатляют. За 2016 год чистая прибыль РЖД по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) увеличилась на 25,8% до 10,294 млрд руб. Доходы увеличились на 7,1%, до 2,133 трлн руб., операционные расходы - на 9,4%, до 2,095 трлн руб.

Правда, эксперты не усматривают тут больших поводов для радости. Бодрые показатели РЖД не совсем связаны с талантливым менеджментом Олега Белозерова. Например, ставка НДС на пассажирские перевозки была снижена с 18 до 10%, а с 2017 года вообще составила 0%. Вот и один из секретов прибыли.

Кроме того, государственная поддержка РЖД осталась. В прошлом году в капитал перевозчика было внесено 25 млрд рублей, в 2015 году более 121 млрд рублей в и немногим менее 29 млрд рублей - в 2014 году.

При этом, как уже сообщала газета «Наша версия», известно, что в этом году тарифы монополии выросли на 6%. И это на 2% больше, чем прогнозируемая инфляция. Кроме того, у компании есть налоговые льготы по налогу на имущество, что также дает немалую экономию средств.

В этой связи как-то нелогичным выглядит заработок Олега Белозерова, который за прошлый год составил свыше 170 млн рублей, увеличившись в два раза по сравнению с 2015 годом. Ведь по большому счету в работе РЖД с пришествием Олега Белозерова мало что изменилось: траты, как и прежде, остаются неэффективными, зарплаты топ-менеджмента высокими, а бизнес аффилирован с нужными людьми.

Для обычных же россиян все осталось неизменным и стабильным. Билеты на поезда дороги, в расписании электричек по-прежнему нет уверенности, а вагоны электропоездов за редким исключением остаются старыми и грязными. Теперь, правда, после отчета Ространснадзора пассажиры стали еще и задумываться, а насколько вообще безопасно в этих электричках ездить?

Больше года как Олег Белозеров возглавил ОАО «Российские железные дороги». Премьер-министр Дмитрий Медведев, объявляя о назначении, указал Олегу Белозёрову на необходимости радикальных преобразований в холдинге. Перед новым топ-менеджером была поставлена трудная цель - дать новый шанс для развития убыточной компании, на содержание которой государству приходилось тратить все больше денег. Как справляется с этой задачей новый глава РЖД?

Без бюджетной помощи

После того как Владимир Якунин покинул пост президента ОАО «РЖД» в конце лета прошлого года, его преемник Олег Белозёров заявил, что в 2016 году компания не станет просить у государства субсидии на поддержание финансовой устойчивости и на капитальный ремонт.

При этом глава правительства Дмитрий Медведев предложил для облегчения положения холдинга избавиться от части непрофильных активов, например, футбольного клуба «Локомотив» и корпоративного телевидения «РЖД-ТВ». В марте компания объявила , что впервые за последние несколько лет РЖД получила 300 млн рублей прибыли без государственной поддержки.

А 9 ноября Олег Белозёров доложил президенту Владимиру Путину о том, что затраты РЖД за год в результате оптимизации расходов сокращены на 100 млрд рублей.

Оптимизация расходов

Но за счет чего произошла это сокращение, что оно дало гражданам, сотрудникам РЖД и их семьям?

внимание на то, что Олег Белозёров выступал фактически против всех предложений Владимира Якунина. Так, Владимир Якунин просил правительство не сокращать пассажирские перевозки и повысить субсидии. В итоге, как мы помним, сокращение, а то и полная отмена пригородных поездов привели к росту социальной напряженности в ряде регионов. Например, в городском поселении Кропачево (Ашинский район Челябинской области) в июле 2016 года случился настоящий бунт: жители поселка пытались прорваться в служебный поезд РЖД, чтобы уехать на работу. Состав из локомотива и пяти вагонов Куйбышевской железной дороги (КЖД) остановили , в буквальном смысле выйдя на рельсы.

Непрозрачные механизмы

Вряд ли можно признать и то, что в части прозрачности работы РЖД произошли большие изменения. ОАО «Центральная ППК» - крупнейший пригородный железнодорожный перевозчик России, – дочерняя организация РЖД. Федеральная служба по тарифам регулирует только плату за использование инфраструктуры, остальные платежи РЖД рассчитывает самостоятельно.

По мнению ряда руководителей регионов, в условиях отсутствия механизма регулирования и контроля за ценовой политикой ОАО «РЖД» и ППК нет оснований ожидать снижения или замедления роста их затрат. Несмотря на наличие ряда пригородных компаний, конкуренции как таковой нет, а ОАО «РЖД» по прежнему является монополистом.

Не способствует прозрачности и механизм госзакупок, под который попадает деятельность компании. Закупочная деятельность РЖД регулируется ФЗ-223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Этот документ не содержит норм о необходимости единого поставщика при проведении тендера. Кроме того, ранее руководство РЖД разработало положения для госзакупок, разрешив не проводить тендеры «в исключительных случаях». Подобное решение может принять едва ли не любой железнодорожный начальник, начиная от президента, вице-президентов до руководителей филиалов, структурных подразделений ОАО «РЖД». Так было при Владимире Якунине, когда в 2015 году заключено 53 483 договора на общую сумму в 88,7 млрд рублей. Так осталось и при Олеге Белозёрове, когда за восемь месяцев 2016-го заключено 30 689 договоров на сумму 79,5 млрд рублей.

По теме

Спасительная индексация

С индексацией тарифов все тоже не вполне ясно. Совершенно неожиданно стало известно, о том, что правительство может проиндексировать тарифы компании в декабре на 2 процента.

Напомним, решение об индексации тарифов естественных монополий принимается раз в год. И ранее ни о какой дополнительной индексации речь не шла.

Таким образом РЖД может получить своеобразную новогоднюю премию, которая, по подсчетам экспертов, оценивается 2 млрд рублей.

По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова , в этом случае в 2017 году доходы РЖД вырастут в связи с дополнительной индексацией на 26 млрд рублей. А запланированная индексация на 4,5% принесет компании еще 53 млрд рублей. И все будет неплохо складываться и без всяких реформ.

Понятно, государство всегда подставит плечо компании, 100 процентов акций которой ему принадлежит. Но ведь сейчас, если верить цифрам, в такой поддержке особой надобности нет. Почему вообще тогда возникают подобные идеи, больно бьющие по и без того не слишком богатым пассажирам? И не только по ним.

Эксперты обращают внимание на то, что подобная индексация тарифов в итоге делает непредсказуемой конечную стоимость транспортных расходов компаний и могут повлечь увеличение транспортной составляющей в конечной стоимости продукции до 80%.

По словам грузоотправителей, если тариф будет дополнительно проиндексирован на 2% уже в декабре, то рост стоимости перевозки, например, угля к декабрю 2015 года составит 43%.

Но это еще не все. По данным СМИ, у РЖД были и еще несколько пожеланий, в числе которых, например, дополнительно проиндексировать в 2017 году тарифы на перевозки дорогих грузов II и III тарифных классов на 2,2–4,2%, а также на порожний пробег вагонов – на 2,75%.

Кроме того, предлагалось проиндексировать тариф за порожний пробег на 10%. В противном случае, по расчетам РЖД, убыток компании может составить в следующем году 142,4 млрд рублей. Выходит, что и новый руководитель холдинга Олег Белозёров продолжает практику обращаться в случае необходимости за помощью к правительству. А компания как была убыточной, так, по всей видимости, ей и останется.

Преемственность поколений

Зато неизменно стабильным остается положение руководства компании. Топ-менеджеры РЖД, несмотря на оптимизацию расходов, не только не сократили премиальный фонд руководству холдинга, но даже увеличили его. Так, премиальный фонд, выплаченный РЖД топ-менеджерам в первой половине 2016 года, вырос в 2,8 раза - до 894,2 млн рублей (годом ранее за тот же период выплаченная премия составляла чуть более 311 млн рублей). А общий размер вознаграждений членам правления РЖД почти удвоился до 1,2 млрд рублей, хотя их заработная плата выросла только на 3,6% (до 297,5 млн рублей). Не обижен оказался и экс-глава компании Владимир Якунин, получивший от корпорации премию в 90 млн рублей.

Можно ли привычным путем, к которому относятся повышение тарифов, сокращение персонала, сокращение пассажирских перевозок, изменить положение? Благосостояние граждан и доходы бизнеса не растут вместе с тарифами монополий. Вероятно, нужны какие- то более радикальные меры для перестройки работы железнодорожного монополиста. Иначе что же изменилось для потребителей от рокировки Владимира Якунина на Олега Белозёрова? А ведь власти хотели действенных изменений в Российских железных дорогах.

Несмотря на значимую государственную поддержку (например, в 2009 году компания в качестве господдержки получила 130 млрд руб., в 2010 году - 140 млрд руб) , ее финансовые показатели год от хода ухудшались.

Так в 2010 году чистая прибыль ОАО «Российские железные дороги» по международной финансовой системе отчетности (МСФО) составила 208,3 млрд руб. В 2011 году этот показатель снизился на 12% - до 183 млрд рублей, в 2012 году – на 54%, до 78 млрд руб.

В 2013 и 2014 годах чистый убыток составил уже 198,2 млрд руб. и 99,3 млрд рублей.

Из бюджета в 2014 году ОАО «РЖД» получило на поддержание финансовой устойчивости 27,6 млрд руб., а в 2015 году - еще 31,8 млрд руб.

Депутат Госдумы Андрей Голушко использует принадлежащую ему охотничью базу «Сладково» для совместного отдыха с федеральными министрами, партийными чиновниками и известным телеведущим Леонидом Якубовичем

Депутат Госдумы Андрей Голушко и министр культуры Владимир Мединский – давние друзья. Их объединяет не только работа на благо государства, но и страсть к охоте. Тесную дружбу и детали биографии экс-сенатора от Омской области изучал Эдуард Белозеров.

Старт карьеры

Андрей Голушко – уроженец небольшого поселка Шербакуль в Омской области. Начинал зарабатывать будущий депутат, как и многие его коллеги, в бизнесе в конце 1980-х годов. Со своим первым бизнес-партнером Сергеем Калининым Голушко познакомился на юридическом факультете ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Начиналось все с кооператива по ремонту автомобилей, затем партнеры организовали холдинговую компанию «Акция». Эта компания, расположенная по адресу Интернациональная, 14, стала начальной точкой роста «империи» Голушко.

Андрей Голушко

После того как в начале 1990-х годов со своего поста ушел друг Голушко и мэр Омска Юрий Шойхета, тот решил сам податься в политику. Для того чтобы продвигать интересы своего бизнеса, Голушко стал депутатом областного Законодательного собрания, работал в администрации области, а после вернулся в частную сферу. Случилось это в 2002 году из-за чрезмерно накалившихся отношений с губернатором Леонидом Полежаевым, который решил убрать своего слишком амбициозного заместителя из омской политики. Это подвигло Голушко пойти выше – на федеральный уровень. Бизнес Голушко сохранил идоверил партнеру Калинину, который с 1997 года регулярно переизбирается в депутаты Законодательного собрания региона.

Охота с министром

Голушко познакомился с Мединским в Государственной думе пятого созыва, куда оба были избраны депутатами: первый от Калининградской области, второй от Липецкой. Там они, судя по всему, сблизились и дружат семьями. Настолько тесно, что Мединский регулярно посещает омские охотничьи владения Голушко. Об этом не скрывая рассказывал сам Голушко, который принимал своего друга в августе 2012 года – спустя несколько месяцев после того как Мединский получил пост министра культуры в правительстве Дмитрия Медведева. Сам же Голушко на тот момент был сенатором от Омской области, поскольку Полежаев покинул губернаторский пост, таким образом дав возможность бывшему заму вернуться в политику региона. Тогда это был лишь частный визит, а официальное появление министра в регионе произошло месяцем позже.

1 мая 2015 года Мединский в Омск приехал не один, а привез своего высокопоставленного сопартийца – председателя Высшего совета «Единой России» Бориса Грызлова. Быстрая рабочая поездка с осмотром ряда объектов прошла при участии губернатора Омской области Виктора Назарова и главы омского Минкульта Виктора Лапухина. Судя по фотографиям, в деловых костюмах были только Мединский и Лапухин, остальные же важные персоны предпочли более свободную форму одежды. Журналисты связали это с последующим визитом вип-гостей в охотничье угодье «Сладково».

На тот момент Галушко был представителем Совета Федерации от этого региона. Праздничный день для визита – Первое мая – был выбран в связи с началом охотничьего сезона в регионе.

Не отказался от визита к другу Мединский и в 2016 году. Тогда этот визит прошел на фоне крупногокоррупционного скандала в Министерстве культуры, когда был арестован заместитель министра Григорий Пирумов. Для ТАСС министр прокомментировал скандал вокруг постановки «Тангейзера» в Новосибирском театре оперы и балета и увольнение его главы Бориса Мездрича, а также собственное отношение к социальной сети Facebook, которая была полна постов о коррупции в его ведомстве.

До этого Мединский был в Омске в январе 2016-го. Тогда он очень быстро посетил омский цирк, местный Эрмитаж, театр «Арлекин» и Омскую крепость, иногда он даже не выходил из автомобиля. Такую же «экспресс-проверку» Мединский проводил в августе 2015 года. Эти инспекции были организованы с целью оценить готовность города к празднованию 300-летия Омска, главой оргкомитета которого являлся министр Мединский. Спешный порядок этих ревизий, видимо, объясняется сильным желанием поскорее отправиться в гости к своему омскому другу.

Сладковый друг

«Общая территория угодий «Сладково» превышает 110 000 гектар. Любители охоты непременно оценят разнообразие фауны в пределах огромного охотничьего хозяйства. Кабан, косуля, олень, марал, барсук, лисица, заяц, пернатая дичь и другие дикие звери могут стать заветными трофеями удачливого охотника», –говорится на официальном сайте гостиничного комплекса.

Сладково. Фото – www.sladkovo.ru

Пожить в гостинице при угодьях стоит от 8 до 12 тысяч рублей, поохотиться на косулю – 15 тысяч рублей, на кабана – 20 тысяч рублей. Также клиентам предлагаются «релакс-процедуры»: массаж, бассейн, баня и настойки.

«Наши услуги, дополненные чистейшим воздухом, гарантируют: всего через пару дней отдыха в «Дубровное» ваше тело наполнится небывалой энергией и здоровьем», – говорится там же.

Крупным охотничьим хозяйством на границе Тюменской и Омской областей владеет депутат Госдумы Андрей Голушко. Например, в проморолике охотничьего хозяйства он представляется владельцем «Сладково».

Формально охотничья база называется «Дубровное». Из рекламы можно узнать: ее директор – Людмила Анатольевна Жеребцова. Согласно «Картотеке», Жеребцова руководит двумя организациями – туристической компанией «Глобус» и АО «Дубровное», специализирующимся на гостиничной деятельности. АО «Дубровное» – преемник компании АО «Омскгоргаз» при реорганизации в 2016 году.

Совладельцы компании «Дубровное» – ОАО АКБ «ИТ Банк», АО «Омскоблгаз», ООО «Ф-Консалтинг», ООО «Консультационная фирма «Консалтинвест» и неизвестный гражданин России.

Все компании между собой связаны. ОАО АКБ «ИТ Банк» входил в число владельцев АО «Омскоблгаз». Среди владельцев банка – банкир Владимир Волков и депутат Омского городского совета Юрий Федотов: оба были вице-мэрами при Валерии Рощупкине. С ними же связана ООО «Консультационная фирма «Консалтинвест». Компания ООО «Ф-Консалтинг» на 76,5% принадлежит Илье Фридману – одному из самых влиятельных бизнесменов Омска.

На фотографиях видно, что «Дубровное-Сладково» располагается на берегу озера. Есть выход к воде, а также вертолетная площадка. На юге от села Сладково, за озером Бузан, есть еще одно озеро – Дубровное. Там, вдалеке от любопытных глаз, располагается то самое охотничье хозяйство.

Стоп-кадр из промо-ролика «Сладково»

Со спутника можно рассмотреть только очертания зданий, больше может рассказать карта Росреестра. Согласно официальным данным, рядом с озером располагается пять нежилых зданий и теннисный корт. Четыре из них принадлежали АО «Омскгоргаз» с 2006 года, пока в 2014-м и 2015 годах компания не продала их АО «Дубровное» Жеребцовой.

Правда, одно из зданий – всего 132 кв. м – побывало еще в одних руках: в 2007 году владелец ООО «Агрофирма «Красивое» и бывший директор муниципального хлебозавода Дмитрий Елгин отдает его по «договору купли-продажи двух жилых домов, находящихся на одном земельном участке» в собственность омской холдинговой компании «Акция».

Внутреннее убранство «Сладково». Фото – www.sladkovo.ru

В октябре 2007 года на момент сделки Андрею Голушко принадлежало 60% компании. Согласно предвыборной декларации, он получал дивиденды от акций ОАО «Омскгоргаз». В декабре 2007 года он стал депутатом Госдумы V созыва. Правда, недвижимость в Сладково вернулась к «Омскгоргазу» только в 2010 году.

Доходы друга

Андрей Голушко – весьма состоятельный политик. За 2015 год экс-сенатор заработал 16,6 млн рублей, в то время как в 2013-м его доходы были почти в два раза больше – 35 млн рублей.

По данным последней публичной декларации, семья сенатора Голушко владеет 12 земельными участками (общая площадь – 33 128 кв. м), тремя жилыми домами (1 282,2 кв. м), квартирой (186,4 кв. м), тремя гаражами (116,9 кв. м) и двумя легковыми автомобилями – Porsche Cayenne и Land Rover Range Rover. Зарубежные активы – двухэтажный дом (498 кв. м) и земельный участок (7 800 кв. м) во Франции – записаны на его супругу Елену.

Источник – declarator.org

Когда Голушко указали на любовь к загородным домам во время выступлений на праймериз Единой России 7 мая 2016 года, сенатор посоветовал оппонентам не обращать внимание на чужое имущество, а больше заниматься проблемами региона: «Я смотрю, у нас столько борцов с коррупцией развелось: все забыли про дороги, ЖКХ и другие проблемы».

На предыдущих дебатах Голушко предлагал отменить большую часть из 80 льготных категорий, оставив послабления для пожилых людей, детей и инвалидов. «В нынешней экономической ситуации невозможно сделать государство всеобщего счастья», – обозначил свою позицию по социальной политике будущий депутат Госдумы.

Похвала профессора

Предположение о тесной дружбе между семьями Голушко и Мединского лишний раз подтверждают некоторые факты. Мединский, например, похвалил дочь Голушко – Марию – в связи с успешной защитой второго красного диплома в МГИМО. Об этом стало известно из взаимных твитов двух друзей, где Голушко поблагодарил Мединского фразой: «Тебе отдельное спасибо, профессор». Это лишний раз вызывает интерес, так как Мединский является на четверть ставки профессором кафедры связей с общественностью факультета международной журналистики МГИМО.

Предыдущее образование Марии также весьма достойное: она закончила экономический факультет Женевского университета. Швейцарское образование Мария получала и до этого – она училась в частной школе-интернате Aiglon College. Удовольствие это не из дешевых: вступительные взносы составляют 9 тыс. швейцарских франков (520 тыс. рублей), год в младшей школе стоит 66450 CHF (3,8 млн рублей), в средней – 94800 CHF (5,4 млн рублей), а в старшей – 102600 CHF (5,9 млн рублей) .

Детский офшор

В 2013 году дочь Голушко открыла свой бутик Herve Leger в Москве. Помимо этого она владеет тремя фирмами – ООО «Руско Партнерс» занимается поставками одежды в специализированные магазины, ООО «Хэллоу Раша» – туристическим бизнесом, ООО «МАМ» связано с деятельностью ресторанов.

Самое же интересное случилось 16 мая 1997 года, когда Марии было всего восемь лет. В тот год Андрей Голушко занимал должность заместителя губернатора Омской области Леонида Полежаева и отвечал за финансовые вопросы. Свои финансовые вопросы папа Марии Голушко также успешно решал: он оформилна дочь офшорную фирму Vitafin Limited. Согласно «панамским файлам» компании-регистратора Mossack Fonseca, на имя Марии и миссис Марии Капт-Голушко был оформлен офшор на Британских Виргинских Островах. В этой офшорной схеме Мария указана и как акционер, и как выгодоприобретатель.

Источник – offshoreleaks.icij.org

О том, что это не просто полная тезка дочери высокопоставленного политика, говорит еще пара связей в этой схеме. Во-первых, загадочный адрес 5 Army Street 4-54; Omsk; Russia. Во-вторых, это связанный с этим адресом и фирмой Vitafin Limited Сергей Лепешонков.

Лепешонков – арбитражный управляющий суда Омской области, который частенько проводит банкротства компаний, связанных с холдингом Голушко и Калинина «Акция». Среди них – дело «Омскгазводпроекта» иразбирательства с УК «ИнвестКапитал» и волейбольным клубом «Омичка». Свою связь с офшором Голушко никак не прокомментировал. За него ответила пресс-секретарь Ольга Боровская: она заявила, что Андрей Иванович не владеет офшорами, а его дочь достаточно долго занимается бизнесом за рубежом, где офшоры – обычное дело.

Впрочем, в друзьях у Голушко не только федеральные министры и депутаты региональных парламентов. В списке оказался, к примеру, известный телеведущий Леонид Якубович, активно помогавший Голушко в его предвыборной кампании в депутаты Госдумы. Агитировал Якубович за своего друга настолько активно, что его несколько раз признавали умершим. Леонида Якубовича можно увидеть и в рекламном ролике охотничьего хозяйства «Сладково».

Олигарх Роман Абрамович тоже в свое время часто гостил в Омске у Голушко. Последний был с ним тесно знаком в конце 1990-х годов, когда Абрамович начинал вместе с Борисом Березовским строить бизнес вокруг крупных нефтегазовых компаний, – например, «Сибнефти». С одним из руководителей «Сибнефти» был хорошо знаком Голушко – оттуда и общие с Абрамовичем бизнес-интересы, и совместные посиделки в охотничьих угодьях Голушко.

Об этих и многих других «хороших знакомствах» депутата Голушко известно немало.Это наглядно демонстрирует, насколько разнообразными могут быть связи у надолго задержавшихся у власти политиков и как неприкрыто они ими пользуются в своих целях.

Эдуард Белозеров