Бюджетный учет операций по безналичным расчетам. Учет операций по движению денежных средств в бюджетных учреждениях (Семенихин В.В.). Кто может не выдавать чек

Понятие и состав финансовых активов организации

Денежные средства могут быть размещены:

  • На лицевых счетах (руб. и иностранная валюта)

    Во временном распоряжении

    Отвлеченные в дебиторскую задолженность

    На депозитах

    В аккредитивах

К денежным документам относятся оплаченные талоны на бензин и масла, на питание и т.п., оплаченные путевки в дома отдыха, санатории, турбазы, полученные извещения на почтовые переводы, почтовые марки и марки государственной пошлины и т.п.

Финансовые вложения включают ценные бумаги: облигации, векселя, иные ЦБ. Кроме того, это акции и иные формы участия в капитале: вклады в уставные фонды государственным и муниципальных предприятий, участие в государственных (муниципальных) учреждениях, иные финансовые активы: активы в управляющих компаниях; доли в международных организациях, прочие финансовые активы.

Учет денежных средств

Бюджетным учреждениям не открываются собственные расчетные счета в кредитных организациях, а все безналичные расчеты осуществляются органами федерального казначейства через открытые у них лицевые счета.

Учет денежных средств ведется на счете 0 201 01 000 отсутствуют коды целевого использования денежных средств, применяется только КОСГУ 510 (поступление на счета бюджетов) и 610 (выбытие со счетов бюджетов). Для отражения целевого использования средств ведутся забалансовые счета:

"17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" и "18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения"

Счет 0 201 00 000 "Денежные средства учреждения"

Для формирования информации в денежном выражении о наличии денежных средств учреждений и хозяйственных операций, изменяющих указанные объекты учета, применяются следующие группы счетов:

0 201 10 000 "Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства";

0 201 20 000 "Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации";

0 201 30 000 "Денежные средства в кассе учреждения"

Денежные средства учреждения учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета и соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета:

1 "Денежные средства учреждения на счетах";

2 "Денежные средства учреждения, размещенные на депозиты";

3 "Денежные средства учреждения в пути";

5 "Денежные документы";

6 "Аккредитивы";

7 "Денежные средства учреждения в иностранной валюте".

Операции по безналичным денежным средствам в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции отражаются на следующих счетах аналитического учета:

0 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства";

0 201 13 000 "Денежные средства учреждения в органе казначейства в пути".

Основанием для записей по счетам учета денежных средств являются выписки из лицевых счетов и первичные учетные документы к ним.

Операции с наличными денежными средствами отражаются на счете 0 201 34 000 «Денежные средства в кассе учреждения". Учет операций по движению наличных денежных средств на счете ведется в Журнале операций по счету "Касса" на основании документов, прилагаемых к отчетам кассира.

Бухгалтерские записи по учету движения безналичных денежных средств

    Поступление субсидии:

Предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания: Д 4 201 11 510 - К 4 205 81 660

На иные цели (на отдельный лицевой счет): Д 5 201 11 510 – К 5 205 81 660

В виде бюджетных инвестиций (на отдельный лицевой счет): Д 6 201 11 510 – К 6 205 81 660

2. Поступление средств из кассы: 0 201 11 510 - К 0 201 13 660

3. Поступление денежных средств на восстановление ранее произведенных расходов (авансовых выплат) в погашение дебиторской задолженности: Д 0 201 11 510 – К 0 206 00 660, 0 208 00 660 , 0 303 00 730.

4. Поступление иных доходов: Д 2 201 11 510 - К 2 205 00 660

5. Перечисление предварительной оплаты в соответствии с заключенными государственными (муниципальными) договорами на нужды учреждения и прочих авансовых выплат: Д 0 206 00 560 - К 0 201 11 610

6. Перечисление денежных средств в оплату поставленных (изготовленных) материальных ценностей, оказанных услуг, выполненных работ: Д 0 302 00 830 - К 0 201 11 610

7. Перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей: Д 0 303 00 830 – К 0 201 11 610

Бухгалтерские записи по учету движения наличных денежных средств

    Поступление наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в кассу с лицевого счета учреждения: Д 0 201 34 510 - К 0 201 13 660

    Поступление доходов в кассу учреждения: Д 2 201 34 510 – К 2 205 00 660

    Поступление неиспользованных остатков подотчетных сумм: Д 0 201 34 510 - К 0 208 00 660

    Выбытие денежных средств из кассы учреждения для зачисления на лицевой счет в органе: Д 0 201 13 560 – К 0 201 34 610

    Выдача денежных средств в подотчет: Д 0 208 00 560- К 0 201 34 610

    Выдача из кассы заработной платы, прочих выплат, стипендий, пенсий, пособий и иных социальных выплат, вознаграждений: Д 0 302 00 830 – К 0 201 34 610

Все бюджетные учреждения по своей организационно-правовой форме разделены на три типа:
- бюджетные;
- автономные;
- казенные.
Так как самым распространенным типом учреждений являются бюджетные учреждения, то рассмотрим вопросы по учету операций по движению денежных средств на их примере.
Для отражения операций со средствами, находящимися на счетах учреждений, открытых в кредитных организациях или в органах Федерального казначейства, а также операций с наличными денежными средствами и денежными документами предусмотрен группировочный счет 020100000 "Денежные средства учреждения".
В соответствии с п. 70 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), для формирования информации в денежном выражении о наличии денежных средств учреждений и хозяйственных операций, изменяющих указанные объекты учета, применяются следующие группы счетов:
- 020110000 "Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства";
- 020120000 "Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации";
- 020130000 "Денежные средства в кассе учреждения".
020110000 "Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства". Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами установлен Приказом Федерального казначейства России от 07.10.2008 N 7н.
Для ведения бухгалтерского учета операций по безналичным денежным средствам в валюте Российской Федерации, осуществляемых на лицевых счетах бюджетного учреждения, открытых в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), применяются следующие счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции:
- 020111000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства".
Операции по поступлению денежных средств на лицевые счета бюджетного учреждения оформляются следующими бухгалтерскими записями:
Д-т сч. 4 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства" К-т сч. 4 205 81 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам" - поступление субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания;
Д-т сч. 5 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства" К-т сч. 5 205 81 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам" - поступление субсидий на иные цели на отдельный лицевой счет бюджетного учреждения;
Д-т сч. 6 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства" К-т сч. 6 205 81 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам" - поступление бюджетных инвестиций на отдельный лицевой счет бюджетного учреждения;
Д-т сч. 0 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства" К-т сч. 0 210 03 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам" - поступление средств из кассы бюджетного учреждения (отражается на основании объявления на взнос наличными, прилагаемого к выписке из лицевого счета бюджетного учреждения).

Пример 1. Бюджетное учреждение на выполнение государственного задания получило субсидии в размере 200 000 руб.

Д-т сч. 4 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства" К-т сч. 4 205 81 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам" - отражено поступление на лицевой счет бюджетного учреждения субсидии на сумму 200 000 руб.;
Д-т сч. 4 205 81 560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам" К-т сч. 4 401 10 180 "Прочие доходы" - начислены доходы в сумме субсидии на выполнение государственного задания учреждением - 200 000 руб.

Операции по выбытию денежных средств с лицевых счетов бюджетного учреждения оформляются по дебету счетов аналитического учета счета 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам" кредиту счета 0 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства" по следующим основаниям:
- перечисление аванса поставщику материальных запасов;
- перечисление предварительной оплаты в соответствии с заключенными государственными (муниципальными) договорами на нужды учреждения (авансы по договорам на приобретение материальных ценностей, выполнение работ, услуг);
- на осуществление других авансовых выплат (п. 73 Инструкции N 174н).
При перечислении аванса поставщику материальных запасов в бухгалтерском учете учреждения будет сделана следующая запись:
Д-т сч. 4 206 34 560 "Увеличение дебиторской задолженности по авансам по приобретению материальных запасов" К-т сч. 4 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства";
Дебет счетов аналитического учета сч. 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам" К-т сч. 0 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства" - перечисление денежных средств в оплату поставленных (изготовленных) материальных ценностей, оказанных услуг, выполненных работ в соответствии с заключенными государственными (муниципальными) договорами на нужды бюджетного учреждения, а также перечисление средств иным кредиторам, в том числе работникам учреждения, по принятым в отношении их денежным обязательствам.
При перечислении денежных средств поставщику за приобретенные материальные запасы в бухгалтерском учете будет сделана следующая запись:
Д-т сч. 4 302 11 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов" К-т сч. 4 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства";
Дебет счетов аналитического учета сч. 0 208 00 000 "Расчеты по выданным авансам" К-т сч. 0 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства" - перечисление подотчетным лицам денежных средств на основании их личного заявления при условии полного отчета по ранее выданному авансу с указанием назначения аванса и срока, на который он выдается.
При перечислении с лицевого счета учреждения денежных средств на оплату проезда при направлении сотрудника в командировку будет сделана следующая бухгалтерская проводка:
Д-т сч. 4 208 22 560 "Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате транспортных услуг" К-т сч. 4 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства".
- 020113000 "Денежные средства учреждения в органе казначейства в пути".
Напомним, что денежными средствами в пути признаются денежные средства, перечисленные учреждению, подлежащие зачислению на его счета в следующем месяце, а также средства, переведенные с одного счета учреждения на другой счет при условии перечисления (зачисления) денежных средств не в один операционный день (п. 162 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее - Инструкция N 157н), утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н).
Операции по поступлению денежных средств учреждения в органе казначейства в пути оформляются следующими бухгалтерскими записями (п. 74 Инструкции N 174н):
Д-т сч. 0 201 13 510 "Поступления денежных средств учреждения в органе казначейства в пути" Кредит счета аналитического учета сч. 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты" - перечислены денежные средства в рублях в рамках расчетов между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами), которые будут зачислены на лицевые счета бюджетного учреждения в другом отчетном периоде;
Д-т сч. 2 201 13 510 "Поступление денежных средств учреждения в органе казначейства в пути" К-т сч. 2 201 26 610 "Выбытия денежных средств с аккредитивного счета учреждения в кредитной организации" - принятие к учету денежных средств в рублях, перечисленных с аккредитивного счета, но не поступивших в один операционный день;
Д-т сч. 0 201 13 510 "Поступления денежных средств учреждения в органе казначейства" К-т сч. 0 201 27 610 "Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте со счета в кредитной организации" - перечислены денежные средства для конвертации иностранной валюты в валюту Российской Федерации (рубли).
020120000 "Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации". Для ведения бухгалтерского учета по операциям с денежными средствами на счетах бюджетных учреждений, открытых в соответствии с законодательством Российской Федерации в кредитной организации, применяются следующие счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции:
- 020123000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути".
Согласно п. 77 Инструкции N 174н операции по поступлению средств в пути оформляются следующими бухгалтерскими записями:
Д-т сч. 0 201 23 510 "Поступления денежных средств учреждения в кредитной организации в пути" К-т сч. 0 201 26 610 "Выбытия денежных средств учреждения с аккредитивного счета учреждения в кредитной организации" - поступление средств в иностранной валюте, перечисленных с аккредитивного счета бюджетного учреждения, при условии их зачисления на этот счет в операционный день, отличный от дня перечисления;
Д-т сч. 0 201 23 510 "Поступления денежных средств учреждения в кредитной организации в пути" К-т сч. 0 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства" (сч. 0 201 27 610 "Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте со счета в кредитной организации") - перечисление средств на аккредитивный счет бюджетного учреждения при условии их зачисления в операционный день, отличный от дня перечисления;
Д-т сч. 0 201 23 510 "Поступление денежных средств учреждения в кредитной организации в пути" К-т счета 0 201 34 610 "Выбытия средств из кассы учреждения" - выбытие денежных средств из кассы учреждения в иностранной валюте для зачисления на счет в кредитной организации согласно объявлению на взнос наличными при условии их зачисления на счет бюджетного учреждения в операционный день, отличный от дня перечисления.
- 020126000 "Аккредитивы на счетах учреждения в кредитной организации".
В общепринятом смысле под аккредитивом понимается условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению плательщика по аккредитиву, осуществить платеж в пользу получателя средств по аккредитиву указанной в аккредитиве суммы по представлении последним в банк документов в соответствии с условиями аккредитива в указанные в тексте аккредитива сроки.
Основными нормативными документами, регулирующими аккредитивные расчеты в Российской Федерации, являются:
- Положение о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденное Банком России от 19.06.2012 N 383-П;
- Гражданский кодекс РФ (ст. ст. 867 - 873).
Счет 020126000 предназначен для учета движения денежных средств по аккредитивным расчетам в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте по договорам с поставщиками за поставки материальных ценностей и за оказанные услуги (п. 173 Инструкции N 157н). Учет операций по выставленным аккредитивам в иностранных валютах ведется в валюте Российской Федерации по курсу Банка России на дату совершения операций в иностранной валюте. Переоценка денежных средств в иностранной валюте осуществляется на дату совершения операций в иностранной валюте и на отчетную дату.
Приведем корреспонденцию счетов по поступлению денежных средств на аккредитивный счет бюджетного учреждения в кредитной организации:
Д-т сч. 0 201 26 510 "Поступление денежных средств на аккредитивный счет учреждения в кредитной организации" К-т сч. 0 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства" - поступление денежных средств в течение одного операционного дня;
Д-т сч. 0 201 26 510 "Поступление денежных средств на аккредитивный счет учреждения в кредитной организации" К-т сч. 0 201 23 610 "Поступления денежных средств учреждения в кредитной организации в пути" - поступление (зачисление) денежных средств, перечисленных в предыдущий операционный день;
Д-т сч. 0 201 26 510 "Поступление денежных средств на аккредитивный счет учреждения в кредитной организации" К-т сч. 0 201 27 610 "Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте со счета в кредитной организации" - поступление денежных средств в иностранной валюте в течение одного операционного дня.
- 020127000 "Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации".
Согласно п. 177 Инструкции N 157н счет 020127000 предназначен для учета операций по движению денежных средств учреждения в иностранной валюте в случае проведения указанных операций не через органы Федерального казначейства.
Операции по поступлению денежных средств бюджетного учреждения в иностранной валюте на счет в кредитной организации отражается по Д-ту сч. 0 201 27 510 "Поступления денежных средств учреждения в иностранной валюте на счет в кредитной организации" и К-ту сч.:
- 0 201 236 10 "Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации в пути" - поступление денежных средств в иностранной валюте на счет в кредитной организации после конвертации валюты Российской Федерации;
- 0 201 34 610 "Выбытия средств из кассы учреждения" (либо сч. 0 201 23 610 "Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации в пути") - поступление наличных денежных средств в иностранной валюте на счет в кредитной организации из кассы учреждения;
- 0 201 26 610 "Выбытия денежных средств с аккредитивного счета учреждения в кредитной организации" - поступление средств в иностранной валюте с аккредитивного счета на счет в кредитной организации в течение одного операционного дня;
- 0 401 10 171 "Доходы от переоценки активов" - отражение положительной курсовой разницы при конвертации.
Операции по выбытию денежных средств бюджетного учреждения в иностранной валюте со счета в кредитной организации оформляются следующими бухгалтерскими записями (п. 82 Инструкции N 174н):
Д-т сч. 0 201 13 510 "Поступления денежных средств учреждения в органе казначейства" К-т сч. 0 201 27 610 "Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте со счета в кредитной организации" - перечисление средств на конвертацию иностранной валюты в рубли;
Д-т сч. 0 201 26 510 "Поступление денежных средств на аккредитивный счет учреждения в кредитной организации" К-т сч. 0 201 27 610 "Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте со счета в кредитной организации" - перечисление денежных средств в иностранной валюте на аккредитивный счет бюджетного учреждения в течение одного операционного дня;
Д-т сч. 0 201 34 510 "Поступления средств в кассу учреждения" К-т сч. 0 201 27 610 "Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте со счета в кредитной организации" - выбытие денежных средств в иностранной валюте со счета в кредитной организации для поступления в кассу бюджетного учреждения;
Дебет соответствующих счетов аналитического учета сч. 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам" К-т сч. 0 201 27 610 "Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте со счета в кредитной организации" - перечисление предварительной оплаты в иностранной валюте в соответствии с заключенными государственными (муниципальными) договорами на нужды учреждения;
Д-т сч. 0 401 10 171 "Доходы от переоценки активов" К-т сч. 0 201 27 610 "Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте со счета в кредитной организации" - отражена отрицательная курсовая разница.

Для справки. Правовые основы операций купли-продажи иностранной валюты хозяйствующими субъектами-резидентами установлены положениями Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона N 173-ФЗ покупка и продажа иностранной валюты резидентами должна осуществляться только через уполномоченные банки. Под уполномоченным банком понимается кредитная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющая право на основании лицензий Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующий на территории Российской Федерации филиал кредитной организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, имеющей право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Пример 2 (цифры условные). Директор бюджетного учреждения был направлен в служебную командировку в США сроком на 4 дня. Под отчет ему были выданы оплаченный авиабилет и суточные на срок командировки. Проживание обеспечивала принимающая сторона. Коллективным договором организации установлено, что размер суточных при командировках в США составляет 70 долл. США в сутки.
Учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности было решено приобрести 280 долл. США. Предположим, что на дату приобретения валюты курс Банка России составлял 31 руб/долл. США. Комиссионное вознаграждение банка составило 120 руб. Таким образом, учреждение перечислило банку 8800 руб. [(280 долл. США x 31 руб.) + 120 руб.]. На момент зачисления иностранной валюты на счет учреждения курс доллара изменился и составил 30 руб/долл. США.
В бухгалтерском учете учреждения были сделаны следующие записи:
Д-т сч. 2 201 23 510 "Поступления денежных средств учреждения в кредитной организации в пути" К-т сч. 2 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства" - перечислены денежные средства в рублях на покупку иностранной валюты в сумме 8680 руб.;
Д-т сч. 2 201 27 510 "Поступления денежных средств учреждения в иностранной валюте на счет в кредитной организации" К-т сч. 2 201 23 610 "Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации в пути" - зачислена иностранная валюта на счет в сумме 8400 руб. (280 долл. США x 30 руб.);
Д-т сч. 2 401 20 226 "Расходы на прочие работы, услуги" К-т сч. 2 201 27 610 "Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте со счета в кредитной организации" - списано комиссионное вознаграждение банка в сумме 120 руб.;
Д-т сч. 2 401 10 171 "Доходы от переоценки активов" К-т сч. 2 201 23 610 "Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации в пути" - отражена отрицательная курсовая разница от переоценки валюты в сумме 280 руб. [(31 руб. - 30 руб.) x 280 долл. США].
Предположим, что на момент зачисления иностранной валюты на счет учреждения курс доллара составил 33 руб/долл. США.
Таким образом, в результате увеличения курса доллара возникает положительная курсовая разница, которая относится на увеличение финансового результата текущего финансового года:
Д-т сч. 2 201 27 510 "Поступления денежных средств учреждения в иностранной валюте на счет в кредитной организации" К-т сч. 2 401 10 171 "Доходы от переоценки активов" - отражена положительная курсовая разница от переоценки валюты в сумме 560 руб. [(33 руб. - 31 руб.) x 280 долл. США].

Для целей налогообложения прибыли налоговый учет результатов операции приобретения (продажи) иностранной валюты отражается следующим образом:
1) в составе внереализационных расходов:
- в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки валютных ценностей за исключением авансов выданных (полученных), в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Банка России в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ (НК РФ);
- в виде отрицательной (положительной) разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса Банка России, установленного на дату перехода права собственности на иностранную валюту в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 265 НК РФ;
2) в составе внереализационных доходов:
- в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки валютных ценностей, за исключением авансов выданных (полученных), в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Банком России в соответствии с п. 11 ст. 250 НК РФ;
- в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Банком России на дату перехода права собственности на иностранную валюту в соответствии с п. 2 ст. 250 НК РФ.
020130000 "Денежные средства в кассе учреждения". В силу п. 83 Инструкции N 174н для ведения бухгалтерского учета денежных средств, денежных документов в кассе бюджетного учреждения и хозяйственных операций по их движению применяются счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции:
- 020134000 "Касса".
Операции по поступлению денежных средств в кассу бюджетной организации оформляются на основании следующих документов:
- унифицированной формы первичной учетной документации N КО-1 "Приходный кассовый ордер" (форма по ОКУД 0310001), утверждена Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (далее - Постановление N 88));
- квитанции (форма по ОКУД 0504510, утверждена Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению").
Поступление денежных средств в кассу оформляются следующими бухгалтерскими проводками:
Д-т счета 0 201 34 510 "Поступления средств в кассу учреждения" К-т сч. 0 210 03 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам" - поступление наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в кассу с лицевого счета учреждения, открытого в органе казначейства, 0 201 27 610 "Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте со счета в кредитной организации" - поступление наличных денежных средств в иностранной валюте в кассу бюджетного учреждения со счета в кредитной организации;
Д-т сч. 2 201 34 510 "Поступления средств в кассу учреждения" Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 2 205 00 000 "Расчеты по доходам" - поступление доходов в кассу учреждения;
Д-т сч. 0 201 34 510 "Поступления средств в кассу учреждения" Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 208 000 00 "Расчеты с подотчетными лицами" - поступление остатков подотчетных сумм;
Д-т сч. 0 201 34 510 "Поступления средств в кассу учреждения" Кредит соответствующих счетов аналитического учета сч. 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу имуществу" - поступление наличных денежных средств в возмещение ущерба, причиненного имуществу бюджетного учреждения;
- иными бухгалтерскими записями (п. 84 Инструкции N 174н).

Пример 3. В январе 2013 г. бюджетное учреждение А провело инвентаризацию, в результате которой была выявлена недостача фурнитуры для изготовления концертных костюмов, стоимостью по данным бухгалтерского учета 7500 руб. Рыночная стоимость фурнитуры также составила 7500 руб.
Сотрудница учреждения признала свою вину и возместила в кассу учреждения сумму ущерба исходя из рыночной цены недостающего имущества.
В бухгалтерском учете учреждения были сделаны следующие записи:
Д-т сч. 2 401 10 172 "Доходы от операций с активами" К-т сч. 2 105 36 440 "Уменьшение стоимости прочих материальных запасов - иного движимого имущества учреждения" - списана с учета недостающая фурнитура в сумме 7500 руб.;
Д-т сч. 2 209 74 560 "Увеличение дебиторской задолженности по ущербу материальных запасов" К-т сч. 2 401 10 172 "Доходы от операций с активами" - отражена сумма ущерба (рыночная стоимость недостающей фурнитуры) в сумме 7500 руб.;
Д-т сч. 2 201 34 510 "Поступления средств в кассу учреждения" К-т сч. 2 209 74 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу материальных запасов" - возмещен ущерб виновным лицом в сумме 7500 руб.

В целях гл. 25 НК РФ доходы в виде сумм возмещения ущерба, признанных работником, являются внереализационными доходами учреждения (п. 3 ст. 250 НК РФ).
Операции по выбытию наличных денежных средств из кассы бюджетного учреждения на основании расходных кассовых ордеров (форма по ОКУД 0310002, утверждена Постановлением N 88), оформляются следующими бухгалтерскими записями:
Д-т сч. 0 210 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам" К-т сч. 0 201 34 610 "Выбытия средств из кассы учреждения" - выбытие денежных средств в валюте Российской Федерации из кассы учреждения для зачисления на лицевой счет в органе казначейства;
Дебет соответствующих счетов аналитического учета сч. 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам" К-т сч. 0 201 34 610 "Выбытия средств из кассы учреждения" - оплата из кассы бюджетного учреждения предварительных платежей по государственным (муниципальным) договорам на нужды учреждения (авансов);
Д-т сч. 2 207 14 540 "Увеличение задолженности дебиторов по займам, ссудам" К-т сч. 2 201 34 610 "Выбытия средств из кассы учреждения" - предоставление займа, ссуды из кассы бюджетного учреждения;
Д-т сч. 0 209 81 560 "Увеличение дебиторской задолженности по недостачам денежных средств" К-т сч. 0 201 34 610 "Выбытия средств из кассы учреждения" - отражены суммы выявленных недостач, хищений, потерь денежных средств;
Д-т сч. 0 304 06 830 "Уменьшение расчетов с прочими кредиторами" К-т сч. 0 201 34 610 "Выбытия средств из кассы учреждения" - принятие к учету дебиторской задолженности по восстановлению иного источника финансового обеспечения, привлеченного на исполнение обязательства.

Пример 4 (воспользуемся условиями примера 3). Руководитель учреждения внес принятые в кассу денежные средства (сумма возмещенного ущерба) на лицевой счет учреждения. Данная операция была отражена бухгалтером следующим образом:
Д-т сч. 2 210 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам" К-т сч. 2 201 34 610 "Выбытия средств из кассы учреждения" - внесены денежные средства на лицевой счет учреждения в сумме 7500 руб.;
Д-т сч. 2 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства" К-т сч. 2 210 03 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам" - зачислены денежные средства на лицевой счет учреждения в сумме 7500 руб.

020135000 "Денежные документы".
Согласно п. 169 Инструкции N 157н денежными документами являются:
- оплаченные талоны на горюче-смазочные материалы (ГСМ);
- оплаченные талоны на питание;
- оплаченные путевки в дома отдыха, санатории, турбазы;
- полученные извещения на почтовые переводы, почтовые марки, конверты с марками и марки государственной пошлины и тому подобное.
Прием в кассу и выдача из кассы таких документов оформляются следующими документами:
- приходными кассовыми ордерами (форма по ОКУД 0310001) с оформлением на них записи "Фондовый";
- расходными кассовыми ордерами (форма по ОКУД 0310002) с оформлением на них записи "Фондовый".
Такие кассовые ордера регистрируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов отдельно от приходных и расходных кассовых ордеров, оформляющих операции с денежными средствами. Учет операций с денежными документами ведется на отдельных листах Кассовой книги учреждения с проставлением на них записи "Фондовый".
Довольно часто работодатели предоставляют своим сотрудникам путевки в дома отдыха, а их детям - путевки в оздоровительные лагеря. В большинстве случаев работодатель оплачивает часть стоимости путевки, а другую оплачивает работник. Рассмотрим порядок отражения в учете бюджетного учреждения поступления и выдачи такого денежного документа, как курортно-санаторная путевка.

Пример 5. Бюджетное учреждение А за счет средств от приносящей доход деятельности приобрело для своего сотрудника курортно-санаторную путевку стоимостью 20 000 руб. В трудовом договоре указано, что при предоставлении путевки сотрудник должен возместить учреждению 17% от ее стоимости. Работник при получении путевки оплатил свою часть стоимости путевки наличными деньгами в кассу учреждения.
В бухгалтерском учете учреждения данные операции будут отражены следующим образом:
Д-т сч. 2 206 26 560 "Увеличение дебиторской задолженности по авансам по прочим работам, услугам" К-т сч. 2 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства" - произведена оплата за курортно-санаторную путевку в сумме 20 000 руб.;
Д-т сч. 2 201 35 510 "Поступление денежных документов в кассу учреждения" К-т сч. 2 302 26 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам" - принята к учету путевка в сумме 20 000 руб.;
Д-т сч. 2 302 26 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам" К-т сч. 2 206 26 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по прочим работам, услугам" - списана предварительная оплата на расчеты с санаторием в сумме 20 000 руб.;
Д-т сч. 2 208 26 560 "Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате прочих работ, услуг" К-т сч. 2 201 35 610 "Выбытия денежных документов из кассы учреждения" - выдана из кассы путевка сотруднику в сумме 20 000 руб.;
Д-т сч. 2 201 34 510 "Поступления средств в кассу учреждения" К-т сч. 2 208 26 660 "Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате прочих работ, услуг" - оплачена сотрудником часть стоимости путевки в сумме 3400 руб. (20 000 руб. x 17%).
После возвращения сотрудника из санатория:
Д-т сч. 2 401 20 226 "Расходы на прочие работы, услуги" К-т сч. 2 208 26 660 "Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате прочих работ, услуг" - отражены расходы, в части оплаты путевки учреждением в сумме 16 600 руб. (20 000 руб. - 3400 руб.).

Гражданским кодексом РФ предусмотрены два вида денежных расчетов - наличные и безналичные. Как правило, учреждения бюджетной сферы используют безналичные виды расчетов. В то же время без наличных денежных расчетов им не обойтись. Реализация товаров (работ, услуг) населению, выплата заработной платы работникам учреждения, социальных пособий, стипендий, осуществление командировочных расходов - все это предполагает использование наличных денежных средств. Если расчеты проводятся наличными денежными средствами, то возникает необходимость ведения кассовых операций.
При оформлении и учете кассовых операций учреждения должны руководствоваться порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, установленным Банком России (п. 167 Инструкции N 157н).
Порядок ведения кассовых операций на территории Российской Федерации в целях организации на ее территории наличного денежного обращения определен Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России от 12.10.2011 N 373-П (далее - Положение N 373-П).
Для ведения кассовых операций учреждения должны установить максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в кассе после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит). Данное требование установлено п. 1.2 Положения N 373-П. Этот лимит должен быть закреплен распорядительным документом, хранящимся в порядке, определенном руководителем учреждения или иным уполномоченным лицом. Порядок расчета лимита остатка наличных денег изложен в Приложении к Положению N 373-П.
Наличные денежные средства сверх установленного лимита учреждения обязаны хранить на банковских счетах в кредитных организациях или в Банке России (п. 1.4 Положения N 373-П).
Уполномоченный представитель учреждения вносит наличные деньги в банк или в организацию, входящую в систему Банка России, уставом которой ей предоставлено право осуществления перевозки наличных денег, инкассации наличных денег, а также кассовых операций в части приема и обработки наличных денег для зачисления, перечисления или перевода их на лицевой счет учреждения.
Нахождение денежных средств в кассе сверх лимита допустимо:
- в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы, и выплат социального характера, включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты. Заметим, что срок выдачи наличных денег на эти выплаты определяется руководителем, однако он не может превышать 5 рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты), что следует из п. 4.6 Положения N 373-П;
- в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения учреждением в эти дни кассовых операций.
В других случаях накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег учреждением не допускается.
Применение контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении бюджетными учреждениями наличных денежных расчетов. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) организации, в том числе бюджетные учреждения, осуществляющие наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт, при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг обязаны применять кассовый аппарат, включенный в Государственный реестр ККТ.
Пунктом 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ установлен перечень видов деятельности, при осуществлении которых учреждение в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения может производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ. Так, например, возможность неприменения ККТ предусмотрена при обеспечении питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий. Бюджетные учреждения, которые в соответствии с Законом N 54-ФЗ могут не применять ККТ, должны отразить свой выбор в учетной политике учреждения.
Также ККТ может не применяться в случае оказания услуг населению при условии выдачи учреждениями соответствующих бланков строгой отчетности.

Пример 6. В бюджетном учреждении была проведена инвентаризация, по результатам которой была выявлена недостача спортивного инвентаря, стоимостью по данным бухгалтерского учета 2000 руб. Рыночная стоимость инвентаря также составила 2000 руб.
Сотрудник учреждения признал свою вину и возместил в кассу учреждения сумму ущерба исходя из рыночной цены недостающего имущества.
В бухгалтерском учете учреждения были сделаны следующие записи:
Д-т сч. 2 401 10 172 "Доходы от операций с активами" К-т сч. 2 105 36 440 "Уменьшение стоимости прочих материальных запасов - иного движимого имущества учреждения" - списан с учета недостающий спортивный инвентарь в сумме 2000 руб.;
Д-т сч. 2 209 74 560 "Увеличение дебиторской задолженности по ущербу материальных запасов" К-т сч. 2 401 10 172 "Доходы от операций с активами" - отражен ущерб (рыночная стоимость недостающего инвентаря) в сумме 2000 руб.;
Д-т сч. 2 201 34 510 "Поступления средств в кассу учреждения" К-т сч. 2 209 74 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу материальных запасов" - возмещен ущерб виновным лицом в сумме 2000 руб.

Список литературы

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
2. Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: Приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н.
3. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Денежные расчеты осуществляются организацией либо наличными деньгами, либо в виде безналичных платежей.

Безналичные расчеты осуществляют посредством безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги. Их применение позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность.

Безналичные расчеты осуществляют по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции и т.п.

К нетоварным операциям относят расчеты с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями, учебными заведениями и т.п.

В зависимости от местонахождения поставщика и покупателя безналичные расчеты разделяют на иногородние и одногородние (местные).

Иногородними называют расчеты между организациями, обслуживаемыми учреждениями банка, находящимися в разных населенных пунктах, а одногородними - расчеты между организациями, обслуживаемыми одним или несколькими учреждениями банка, находящимися в одном населенном пункте.

Формы безналичных расчетов определены ст. 862 ГК РФ и Положением Центрального банка РФ(10) - это:

расчеты платежными поручениями;

расчеты по-инкассо;

расчеты по аккредитиву;

расчеты чеками.

Формы безналичных расчетов избираются организациями самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых организациями с банками. В рамках безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

Все операции по банковским счетам осуществляются только на основании расчетных документов. Расчетный документ - это оформленное на бумажном носителе или в электронном виде распоряжение:

плательщика - о списании денежных средств со своего счета и перечислении их на счет получателя;

получателя - о списании денежных средств со счета плательщика и перечислении на счет, указанный покупателем.

В Положении Центрального банка РФ изложены требования к оформлению расчетных документов на бумажных носителях информации: расчетные документы (кроме чеков) заполняются только на пишущей машинке или ЭВМ шрифтом черного цвета; заполнение чеков производится ручкой с пастой, чернилами черного или синего цвета или на пишущей машинке шрифтом черного цвета; не допускаются исправления, подчистки, помарки, а также использование корректирующих жидкостей; расчетные документы должны содержать обязательные реквизиты, установленные Положением, и др.

Расчетные документы должны быть представлены в банк в течение 10 календарных дней, не считая дня выписки расчетного документа. В банк представляется столько экземпляров расчетных документов, сколько необходимо для всех участников расчетов. Копии расчетных документов могут быть изготовлены с применением копировальной бумаги, множительной техники или ЭВМ.

Первый экземпляр расчетного документа (кроме чека) подписывают два уполномоченных лица (или одно лицо, если в организации отсутствует лицо с правом второй подписи). Кроме того, на документе ставится оттиск печати.

Порядок оформления, приема, обработки электронных расчетных документов и осуществления расчетов сих использованием регулируется не Положением, а другими нормативными актами Центрального банка РФ, а также договорами банков с клиентами.

Движение бюджетных средств и средств, полученных за счет внебюджетных источников, учитывается бюджетными учреждениями на счетах органа казначейства или на счетах в кредитных организациях (если эти учреждения или их средства, полученные за счет внебюджетных источников, не переведены на казначейское обслуживание), в прочих денежных документах.

Для учета безналичных денежных средств применяют следующие счета:

09 "Средства федерального бюджета";

10 "Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов";

11 "Средства, полученные за счет внебюджетных источников";

Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в регионах создаются Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения.

Отделения являются юридическими лицами, имеют в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках, могут приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, несут обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Отделения ПФ РФ имеют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также фирменные бланки, штампы.

В своей деятельности Отделения ПФ РФ руководствуются Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, решениями Правления ПФР и Исполнительной дирекцией ПФРО, настоящим Положением.

Отделения ПФ Российской Федерации осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. Бюджет ПФР ежегодно утверждается федеральным законом о бюджете ПФР.

Основными документами, которые регулируют в настоящее время наличное денежное обращение в РФ, являются Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05 января 1998 № 14-П (далее - Правила) и Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный ЦБ РФ от 22 сентября 1993 № 40 (далее - Порядок). Отметим, что Положение и Порядок обязательны для выполнения организациями, предприятиями и учреждениями на территории Российской Федерации.

Для осуществления расчетов наличными денежными средствами каждой организации необходимо иметь кассу. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно - правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично - денежные расчеты.

Все кассовые операции, проводимые организациями, должны оформляться первичными документами. Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» предусмотрены унифицированные формы по учету кассовых операций.

Установлено, что на основании письма ЦБ РФ от 16 мая 2003 № 23 «Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования» в целях учета операций с наличной иностранной валютой, осуществляемых через кассу организации при расчетах с командируемыми лицами, организация может отражать операции по выдаче и приему наличной иностранной валюты, полученной со счета в банке для оплаты командировочных расходов.

В соответствии с Положением ЦБ РФ от 25 июня 1997 № 62 «О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов», данное письмо применяется с учетом особенностей, установленных Указанием ЦБ РФ от 20 октября 1998 № 383-У «О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации», по аналогии с порядком учета рублевых кассовых операций в кассовой книге. При этом учет кассовых операций с наличной иностранной валютой должен осуществляться в отдельной кассовой книге.

Таким образом, нами рассмотрено нормативное регулирование движения денежных средств предприятий и организаций на основе постановлений, писем и прочих распорядительных документов Центрального Банка, Госкомстата Российской Федерации.

Установлено, что регулирование наличных денежных средств связано прежде всего с необходимостью обеспечения экономической безопасности государства, стремлением ограничить практику использования наличных средств в теневой экономике Российской Федерации.

На данном этапе исследования осуществлен анализ большого числа нормативных актов. Однако, указанные документы регулируют только общие вопросы предмета исследования. По этой причине необходимо изучить нормативные документы, регулирующие порядок бухгалтерского учета и контроля денежных средств, определить цели и задачи, стоящие перед соответствующими подразделениями предприятия.

Денежные средства, поступающие на расчетные счета Управления ПФ РФ в Ульяновском районе, являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

В соответствии с действующим законодательством Отделения хранят временно свободные денежные средства (за исключением наличных денег в кассе в пределах установленного лимита) в банке.

Расчетный счет обязан открыть банк по месту регистрации учреждения, бюджетные средства на содержание учреждения накапливаются на этом счете.

Взаимоотношения между Отделениями и банком оформлены договором текущего счета. По этому договору банк обязуется открыть расчетный счет и другие счета, зачислять на них поступающие клиенту суммы и по поручению клиента списывать соответствующие суммы управления для зачисления их на счета кредиторов, принимать от клиента и выдавать ему наличные деньги и др. Первый расчетный счет служит для обеспечения финансирования выплаты государственных пенсий и плановых показателей по сбору страховых взносов, а второй расчетный счет служит для финансирования УПФ РФ на исполнение сметы доходов и расходов.

Поступление денежных средств из бюджета учитываются на расчетном счете в бухгалтерии Отделений и отражаются на активном субсчете 201.01 «Расчетный счет» по дебету и кредитуются счетом 304.04 «Внутренние расчеты между главным распорядителем и получателем бюджетных средств».

По кредиту этого субсчета отражаются операции, связанные с различными платежами, выдачей и перечислением денежных средств, в корреспонденции с дебетом счетов 201.04 «Касса», 302.00 «Расчеты с поставщиками и подрядчиком», 303.02 «Расчеты с Фондом социального страхования РФ», «Расчеты с Фондом обязательного медицинского страхования РФ», « Расчеты с Пенсионным фондом РФ». Со счета денежные средства осуществляются платежными и другими расчетными документами, составленными в соответствии с требованиями настоящего Положения, в пределах имеющихся на счете денежных средств. Учет операций по движению на расчетном счете ведется в накопительной ведомости к журналу операций№2. По окончании итоги переносятся в книгу Журнал - Главная. Отделения имеют право перечислять авансы другим организациям по договорам. В договорах должен быть пункт об оплате вначале аванс 30% , а после оказанных услуг полностью оплата оставшейся части 70%. Все авансовые платежи отражаются по дебиту субсчета 302.00 кредит 201.01 .

Отделения осуществляют все расчеты с поставщиками за полученные товары и оказанные услуги, как правило, в безналичном порядке по расчетным документам через учреждения банков. Центральным Банком установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами 10 тысяч рублей.

Формы расчетов определяются в договорах сторон в соответствии с Законодательством РФ. Работники бухгалтерии должны точно и своевременно учитывать и строго контролировать все расчетные операции, принимать меры к ускорению расчетов, предупреждать нарушения расчетной дисциплины. Важно правильно и оперативно оформлять расчетные документы, своевременно сдавать их в банк для осуществления расчетов, следить за полнотой и своевременностью платежей.

Платежными документами считаются платежное поручение - это распоряжение плательщика банку списать со счета на счет получателя определенную сумму в погашение своих обязательств. Так же платежные требования - поручения поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в банк, обслуживающий плательщика, расчетных документов стоимость поставленных по договору оказанных услуг или выполненных работ. Оно является акцептированным если плательщик не отказался от оплаты, «Акцепт», который означает согласие плательщика на оплату расчетных документов за товарно - материальные ценности и услуги. Все расчетные операции регулируются нормативными актами Банка России, определяющими порядок обмена электронными документами с использованием средств защиты информации. В Отделениях существует отдел по защите информации, в обязанность которого входит контроль за входящей информацией и ушедшей вся она проверяется Анти - Вирусом.

Отделения готовили расчетные документы на бумажных носителях - это были в основном платежные поручения, которые печатались автоматизировано шрифтом черного цвета. Подписи на расчетных документах проставлялись ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета. При составлении документа особо обращалось внимание на то, чтобы оттиск печати и оттиск штампа на расчетных документах всегда были четкими, все слова на печати хорошо читались. Также внимание обращалось на заполнение реквизитов, на назначение платежа, в котором обязательно указывался счет, или договор являющиеся основанием для перечисления со счета денежной суммы на счет получателя, указывалась очередность платежа согласно правилам, которые утверждены постановлением Банка, например налоги - 3 очередность, платежи за услуги - 6 очередность. Списание денежных средств с расчетных счетов проходило в течении 3-х дней. Курьеру было необходимо отнести платежные документы и только на следующий день в выписке Банка можно было бы увидеть, произошло ли списание денежных средств со счета, но это не значит, что деньги уже на счете получателя. Они еще проделывали долгий путь, чтобы попасть на счет получателя, деньги из Бака попадают на счет сбербанка и только после этого на 3-й день происходит зачисление на счет получателя. Расчетные документы принимались и принимаются банком к исполнению независимо от их суммы. Если же банком будут определены нарушения при заполнении платежных документов, согласно установленным требованиям правил ведения бухгалтерского учета и настоящее частью Положения, то они будут возвращены и оплата по ним не будет произведена. Поручения действительны в течение десяти дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается). Финансирование ПФР производит своевременно. Расчеты через картотеку внебалансового счета, Отделения ПФ РФ не производит, в этом случае платежи не задерживаются. Банк в установленный срок производит списание денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

На сегодняшний, день в Отделениях ПФ РФ фонда производятся расчеты с контрагентами используя программное обеспечение «Банк - клиент». Эта программа изначально составлена программистами Банка. Конкретные люди имеют доступ к работе с банком, согласно инструкции, предусмотрены все необходимые условия для пользования секретными ключами этой программы. Все это помогает быстро, оперативно справится с задачами финансирования пенсий и всех текущих платежей. Сокращаются сроки списания денежных средств, с расчетного счета на расчетные счета получателя, сегодня он составляет всего 1 день. Уменьшился документооборот, меньше затрат на перечисление. Отделения сами контролируют банковскую выписку, к которой прикладываются все первичные документы на оплату, рассчитывают расходы исходя из остатков на расчетном счете. Однако, курьер все равно получает выписку из Банка для подтверждения остатков. Такие же требования остались к оформлению платежных документов, несмотря на то, что отправляются в электронном виде. «Банк - клиент» новшество очень удобное, современное и экономное во всех отношениях.

Общие положения о бюджетных отношениях

Значительным своеобразием отличаются безналичные расчеты в отношениях, связанных формированием и расходованием бюджета.

Как известно, в последние несколько лет произошли значительные изменения бюджетного законодательства, нацеленные на существенное ограничение самостоятельного участия публичным учреждений в хозяйственном обороте:

Вследствие перехода на казначейское исполнение бюджета (ст. 215 Бюджетного кодекса) все самостоятельные банковские счета получателей закрываются. Вместо этого получателям открываются лицевые счета в органах Федерального казначейства - Регистры аналитического учёта (запись в учёте органов казначейства), которые фактически банковскими счетами не являются, а являются просто счетами учета.

Расходование по лицевым счетам опосредуется деятельностью органов федерального казначейства. Согласно ст. 215.1. Бюджетного кодекса, - кассовое обслуживание счетов бюджетов всех уровней передаётся в состав исключительных полномочий Федерального казначейства.

Если ранее в определённых ситуациях кредитные организации могли выполнять роль Центрального банка РФ по обслуживанию счетов бюджета на основе заключения договора, то в настоящее время это недопустимо. Произошел переход от банковской системы на казначейскую.

Центральный Банк РФ стал кассиром публичного субъекта, представляемого органом исполнительной власти (казначейством). В этом органе распорядителям и получателям средств бюджета открываются лицевые счета. В соответствии со ст. 215 Бюджетного кодекса органы исполнительной власти (на федеральном уровне - органы Федерального казначейства) становятся кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств, и осуществляют платежи за счёт бюджетных средств от имени и по поручению соответствующих бюджетных учреждений. Осуществление органами казначейства функций по исполнению бюджета выражается, прежде всего, в их односторонне-властной деятельности по санкционированию выплат из бюджета

Изменение подходов к казначейскому исполнению привело к изменению принципа единства кассы (статья 216 Бюджетного кодекса РФ) в качестве основного принципа казначейского исполнения бюджетов. Теперь этот принцип предполагает зачисление всех доходов, а также поступлений из источников финансирования бюджетного дефицита на единый счёт бюджета, а также осуществление с этого счёта всех расходов бюджета. При этом, по общему правилу (статья 155 Бюджетного кодекса РФ), счета бюджетов всех уровней обслуживаются Центральным банком РФ. Иные кредитные организации, согласно статье 156 Бюджетного кодекса, могут обслуживать счета бюджетов лишь при наличии одного из следующих условий: а) отсутствие на соответствующей территории соответствующих территориальных учреждений Центрального банка РФ; б) невозможность выполнения такими учреждениями Центрального банка РФ функций по обслуживанию счетов соответствующих бюджетов.

Указанная норма была предметом рассмотрения Конституционного суда РФ, который подтвердил ее конституционность Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия»., указав на то, что финансовое регулирование должно отвечать требованиям прозрачности и открытости принятия финансовых решений, а бюджет субъекта РФ - это часть единой финансовой системы, функционирование которой должно гарантировать соблюдение основ конституционного строя и финансовое обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Публичное предназначение счёта бюджета обуславливает требование к целевому использованию находящихся на этом счёте денежных средств, что и достигается путём установления федеральным законодателем специальных императивных правил, относящихся к выбору субъектом РФ конкретной формы обслуживания счетов бюджетов. Отсутствие же выбора (помимо Центрального банка РФ) обусловлено текущей экономической ситуацией в РФ.

Таким образом, как при платеже публичному субъекту все поступает на единый счет, так и при расходных операциях средства контрагенту бюджета уходят с него же.

На основании заявок управлений Федерального казначейства центральный орган в пределах остатка средств на едином казначейском счёте перечисляет средства на счета управлений для проведения федеральных расходов на территориях соответствующих субъектов РФ. Управление осуществляет оплату расходов получателями бюджетных средств в течение одного операционного дня, весь неиспользованный на конец дня остаток возвращается на единый казначейский счёт.

О том, что наличие банковских счетов при работе с денежными средствами бюджета - исключение, свидетельствуют и нормы уже приводившееся в первой главе Инструкции «О закрытии и открытии банковских счетов …».

Так, п. 2.4. Инструкции устанавливает, что бюджетные счета открываются только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. А п. 4.8. предусматривает, что для открытия счета юридическое лицо должно представить документ, подтверждающий его право на обслуживание в банке.

Таким образом, можно вполне согласиться с А.В. Аграновским, отмечающим, что бюджетные счета, в отличие от расчетных и текущих счетов:

Открываются, как правило, бюджетным учреждениям, то есть организациям, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов;

Имеют строго целевое назначение (оплата товаров, работ и услуг по государственным и муниципальным контрактам, трансферты населению и т.п.)

Предполагают специальный режим учета и контроля в отношении использования средств А.В. Аграновский. О роли договора банковского счета в организации безналичных расчетов. Право и политика. 2005. № 2. С. 95..

Как отмечалось, участвуя в безналичных расчетах в бюджетных отношениях, кредитные организации являются механизмом межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала, ключевым элементом расчетного и платежных механизмов хозяйственной системы страны. Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин, А.М. Экмалян. Банковское право Российской Федерации. Общая часть. М., 1999. с. 15

Вследствие особой значимости роли кредитных организаций и Налоговый Кодекс РФ (ст. 132-136 НК РФ) и Бюджетный кодекс РФ (304, 305 БК РФ) считают кредитные организации особым субъектом ответственности.

Это нельзя не счесть обоснованным, так как правильного правового регулирования, установления прав, обязанностей и ответственности кредитных организаций зависит как формирование бюджета, так и движение бюджетных средств.

Согласно ст. 304 БК РФ, несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета соответствующих бюджетов, влечет наложение штрафов на руководителей кредитных организаций в соответствии с КоАП РФСФСР (в настоящих условиях правильным считать это указание относящимся к КоАП РФ), а также взыскание пени с кредитной организации в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

По общему правилу, установленному ст. 849 ГК РФ и ст. 80 Закона «О Банке России», общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней - в пределах субъекта Федерации и пяти дней - в пределах Российской Федерации, однако специальным законодательством могут быть установлены и иные сроки платежей.

Устанавливая обязанность кредитной организации исполнить платежное поручение клиента о перечислении средств в бюджет, Бюджетный Кодекс тем самым трансформирует частно-правовую обязанность кредитной организации перед клиентом в публично-правовую обязанность перед государством. Н.А. Кириенко. Непоступление налоговых платежей: причины и следствия// Аудиторские ведомости. 1999 №12.

Следует отметить, ст. 133 НК РФ также содержит нормы об ответственности банков за несвоевременное исполнение платежного поручения в части, относящейся к налоговым доходам бюджета. Нарушение данной нормы влечет наложение налоговой ответственности на кредитную организацию в виде взыскания пени в размере одной сто пятидесятой ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, но не более 0,2 % за каждый день просрочки.

Налицо конкуренция норм ст. 304 БК РФ и ст. 133 НК РФ.

В юридической литературе была высказан мнение Налоговый кодекс РФ. Часть первая. Под ред. В.И. Слома и А.М. Макарова. М. Статут. 2000. С. 461./ Цит. по Емельянова Е.С. Отвественность кредитной организации за нарушение бюджетного законодательства.// Финансовое право. 2005. № 2, С. 27., что ни НК РФ, ни БК РФ не содержат положений, которые бы исключали одновременность применения ответственности за нарушение ст. 304 БК РФ и ст. 133 НК.

Однако такое привлечение к ответственности вступает в противоречие с общими принципами российского права, которые утверждают, что за одно правонарушение ответственность наступает только один раз. Проблемы общей теории права и государства./ Под ред. В.С. Нерсесянца. С. 498

Указанный вопрос был разрешен Постановлением Пленума ВАС от 28.02.01 №5, которое указало необходимо исходить из того, что в соответствующих случаях ст. 133 Кодекса подлежит применению вместо ст. 304 БК РФ, устанавливающей аналогичную норму, поскольку в силу статей 1 и 41 БК РФ налоговое законодательство является специальным по отношению к бюджетному законодательству. П. 46 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового Кодекса РФ»// Вестник ВАС РФ. 2001. №7.

Ст. 304 БК РФ содержит отсылочную норму к статье КоАП РФ, предусматривающей наложение штрафов на руководителей кредитной организации в случае несвоевременного исполнения платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета соответствующих бюджетов.

Однако в настоящий момент КоАП РФ не содержит норму, предусматривающую ответственность за подобное правонарушение (та же проблема и в схожих статьях 305-306 БК РФ), в связи с чем de lege ferenda следовало бы указанный недостаток исправить и дополнить КоАП РФ соответствующими статьями.