Основные понятия географии. Основы учения о географической среде как объекте единой географии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»

Контрольная работа

по предмету: «География»

Студента 2 курса 11 группы

специальность «Биоэкология»

Ложкина Максима

Витебск 2010 г.

1. Описание формы и размеров Земли

Меридиан -- половина линии сечения поверхности земного шара плоскостью, проведённой через какую-либо точку земной поверхности и ось вращения Земли.

Северный полюс -- точка, в которой ось вращения Земли пересекает её поверхность в Северном полушарии.

Южный полюс -- точка, в которой воображаемая ось вращения Земли пересекает её поверхность в Южном полушарии.

Экватор -- воображаемая линия пересечения с поверхностью Земли плоскости, перпендикулярной оси вращения планеты и проходящая через её центр. Экватор делит земной шар на Северное и Южное полушария и служит началом отсчёта географической широты.

Полярный радиус (Rпол.) Земли - малая полуось эллипсоида Красовского.

Экваториальный радиус (Rэкв.) Земли - большая полуось эллипсоида Красовского.

1) площадь земной поверхности - 510 млн. км 2 ;

2) длина экватора - 40075 км;

3) полярный радиус - 6356 км;

4) экваториальный радиус - 6378 км;

5) средний радиус - 6371 км;

6) полярное сжатие - 21,4 км.

Математические модели, используемые для описания формы Земли:

Шар (сфера);

Кардиоид;

Сфероид или эллипсоид вращения;

Трехосный эллипсоид.

2. Решен ие задач на определение времени

А) солнце восходит и заходит в Витебске раньше чем в Минске. В Москве солнце восходит раньше чем в Витебске. Объясняется это тем, что Витебск находится западнее Москвы и восточнее Минска.

Б) одновременно с нами встречают полдень жители: Москвы, Анкары, Каира, Бухареста, Кишинева. Полночь в это время на Аляске.

В) первыми Новый год встречают жители западнее 180 меридиана, а последними жители восточнее 180 меридиана.

Первой территорией- встречающей Новый Год будут острова Рождества (Christmas isl.), цепочки островов Киритимати (Kiritimati), государства Кирибати.

Самыми последними территориями встречающими Новый год будут острова Самоа и Американское Самоа, Ниуе и атолл Мидуэй.

В-10: Москва, Лос-Анджелес, Норильск.

Если, перемещаясь с запада на восток, в каждом часовом поясе ставить часы по местному (поясному) времени, т.е. переводить их стрелки на час вперед, в конце кругосветного путешествия окажется, что они переведены вперед на 24 часа и таким образом приобретены лишние сутки. При перемещении с востока на запад стрелки часов придется переводить назад, и в конце путешествия одни сутки окажутся потерянными. Чтобы счет суткам во время плаваний и перелетов был правильным, установили условную линию - линию перемены дат , пересекая которую моряки, путешественники и летчики пропускают одни сутки (одно число) или считают одно и то же число дважды в зависимости от того, в каком направлении они следуют: с запада на восток или с востока на запад.

3. Задания по карте

Расстояние от Москвы до Минска-810км, от Москвы до Воронежа-48600км.

От Якутска до моря Лаптевых -1265 км, от экватора до Санкт-Петербурга 7865000км. Протяженность Евразии по параллели 500 С.Ш. -704000 км.

Географические координаты объектов по картам полушарий и СНГ:

Минск - 53о С.Ш./27о в.д.

Москва - 56 о С.Ш./38 о в.д.

Кишинев - 47 о С.Ш./29 о в.д.

Дели-28 о С.Ш./77 о В.Д.

Крайняя восточная точка Австралии- 155 о Ю.Ш./28 о в.д.

4. По разделу «Атмосфера»

А) В-10.

Б) В-10.

Б) проанализировав полученную диаграмму, видно, что на данной территории наибольшими по частоте и повторяемости являются ветры северо-западного, западного и юго-западного направлений. Ветры северного и южного направлений отмечаются не так часто. Наименее выраженными являются ветры северо-восточного, восточного и юго-восточного направлений.

а) Сингапур: находится в экваториальном поясе. Средняя температура воздуха в январе составляет +19 °C, в июле -- +36 °C. среднегодовое количество осадков --более 2000 мм. Слабые неустойчивые ветры, жарко и влажно, сезонные колебания температуры и влажности воздуха очень малы. Область низкого атмосферного давления.

б)Рим: располагается в субтропическом поясе. Средняя годовая температура воздуха в январе составляет -4°C, абсолютный минимум - - 59 о С, абсолютный максимум - + 37 о С. Средняя годовая температура воздуха в июле-+44 о С, абсолютный макимум+33 о С, абсолютный минимум--21 о С. среднее годовое количество выпавших осадков -- 1000 мм.

4 . «Гидросфера», «Литосфера»

А) Большой, или мировой, круговорот -- водяной пар, образовавшийся над поверхностью океанов, переносится ветрами на материки, выпадает там, в виде атмосферных осадков и возвращается в океан в виде стока. В этом процессе изменяется качество воды: при испарении соленая морская вода превращается в пресную, а загрязненная -- очищается. Мировой круговорот охватывает все оболочки Земли.

Б) Схема Мирового круговорота воды:

В) оболочки земного шара, связанные в процессе влагооборота:

Атмосфера;

Гидросфера;

Литосфера;

Биосфера.

Г) значение Мирового влагооборота для географической оболочки:

Перемещение и перераспределение влаги;

Перемещение и перераспределение тепла;

Перенос химических веществ (солей, взвесей, газов) с суши в океан;

Самоочищение природных вод в результате изменения физических и химических свойств воды.

Д) уравнения годового баланса влагооборота для океана и для суши:

Годовой баланс влагооборота для океана:

Е ок = Х ок + f = 458+47=505

Годовой баланс влагооборота для суши:

Х с = Е с - f =119-47=72

Годовой баланс влагооборота для шара:

Х с = Е с + Е ок = 577=72+505

А) соленость поверхностных вод Океана в зависимости от широты:

Экваториальные широты - 34-35‰;

Тропические широты - 36-37‰ (максимальная);

Умеренные широты - 33‰;

Полярные широты - 32‰ (минимальная).

Б) средняя соленость поверхностных вод Океана 35‰. Отклонения средней солености в ту или другую сторону вызываются главным образом изменениями в приходно-расходном балансе пресной воды. Атмосферные осадки, выпадающие на поверхность Океана, сток с суши, таяние льдов вызывают понижение солености, испарение; образование льда, наоборот повышают ее. Приток вод с суши заметно сказывается на солености у берегов и особенно вблизи впадения рек.

В) в экваториальных широтах поверхностные слои воды несколько распреснены вследствие того, что здесь количество осадков больше испарения. В субтропических и тропических широтах соленость поверхностных слоев повышенная, она достигает максимума для поверхности открытого Океана - 36-37‰. Это объясняется тем, что расход воды на испарение не покрывается осадками; Океан теряет влагу, соли же остаются. К северу и югу от тропических широт соленость океанских вод постепенно понижается до 33 - 32‰ из-за уменьшения испарения и увеличения количества осадков. Понижению солености на поверхности Океана в высоких широтах способствует таяние плавучих льдов.

Широтную зональность в распределении солености на поверхности Океана нарушают течения: теплые повышают ее, холодные, наоборот, понижают.

Наибольшую среднюю соленость имеет Атлантический океан - 35,4‰, наименьшую - Северный Ледовитый - 32‰. Повышенная соленость Атлантического океана объясняется влиянием материков при его сравнительной суженности. В Северном Ледовитом океане опресняющее действие оказывают сибирские реки (у берегов Азии соленость падает до 20‰).

Г) различия в солености вод Балтийского, Красного, Баренцева, Карского морей - в морях полярных и умеренных широт соленость пониженная. Здесь положительный баланс воды - много осадков, наибольшая испаряемость, впадающие реки. В морях субтропических и тропических широт - высокая соленость из-за сухого климата, низкого уровня осадков, отсутствия стока с суши, большой испаряемости.

В-4. Графики распределения температур в различные сезоны года.

Сезон - 2. Обратная стратификация:

Озеро находится в умеренном климатическом поясе.

Нагревание и охлаждение воды озера осуществляется в основном через их поверхность. В результате наибольшие колебания температуры наблюдаются на поверхности озера, а с глубиной ход температур с течением времени более равномерен.

В-4. Продольный профиль озера по створу.

экватор географический климатический рельеф

5 . Описание по физическо й карте форм рельефа

Горы Анды: Располагаются на западной части Южной Америки, максимальная высота -г. Аконгугуа-6960м. Средняя высота около 4000 м., протяженность с севера на юг-9000 км, омываются Тихим океаном.

Среднесибирское плоскогорье: Располагается на восточной части России, максимальная высота-1701м, средняя высота-500-700м, омывается с севера морем Лаптевых, с севера-востока окружена Верхоянским хребтом,с юга протекают реки-Ангара и Лена, с северо-запада окружено Западно-сибирской равниной. С запада на восток протяженность-236500км, с севера на юг-220000км.

С писок использованной литературы

Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Землеведение и география. Мн., 1987.

Неклюкова Н.П. Практикум по общему землеведению. М., 1997.

3. ОБЩЕЕ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ: Учебно-методический комплекс для студентов ОЗО по специальности «Биология» со специализацией «Охрана природы» / Сост. С.И. Козик. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2003.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ правил проведения границ часовых поясов, их количества на поверхности Земли. Изучение сущности поясного времени - местного среднего времени осевого меридиана пояса, распространенного на территории всего пояса. Декретное, летнее и судовое время.

    реферат , добавлен 01.06.2010

    Гипсометрическо-батиметрический профиль вдоль меридиана 200 в.д. от экватора к Южному полюсу. Гипотетический разрез земной коры. Полоса основных типов почв и растительности, давлений воздуха в январе и июле, среднегодовых температур по линии меридиана.

    научная работа , добавлен 20.02.2015

    Россия на карте часовых поясов, общие сведения и географическое положение. Экологические проблемы морей. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Отряд Ермака, походы русских в Западную Сибирь. Географические открытия конца XVI - начала XVII в.

    реферат , добавлен 21.06.2010

    Характеристика климатических различий на примере двух метеорологических станций. Расположение городов Астрахань и Хабаровск на карте России. Атмосферная циркуляция, солнечная радиация, облачность, термический и ветровой режим, осадки на станциях.

    реферат , добавлен 21.02.2013

    Общая протяженность территории Дагестана и физико-географические зоны. Характеристика климата умеренного континентального, засушливого. Разнообразие растительно-климатических поясов Дагестана. Описание основных рек и озер, их расположение и значение.

    реферат , добавлен 07.02.2010

    Элементарные положительные и отрицательные формы местности с пересеченным рельефом. Глубинное строение Земли. Классификация форм рельефа по внешнему виду и происхождению. История взглядов на глубинное строение Земли. Характеристика веществ литосферы.

    реферат , добавлен 13.04.2010

    Состав и строение атмосферы Земли. Значение атмосферы для географической оболочки. Сущность и характерные свойства погоды. Классификация климатов и характеристика видов климатических поясов. Общая циркуляция атмосферы и факторы, влияющие на нее.

    реферат , добавлен 28.01.2011

    Форма и движение Земли. План местности и географическая карта. Литосфера и рельеф. Формы земной поверхности. Минералы и горные породы. Основные климатические зоны. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые Украины. Климатические ресурсы.

    учебное пособие , добавлен 20.01.2013

    Виды, типы и свойства местности. Приемы и способы чтения топографических карт, измерения и ориентирование по карте и на местности. Использование топографических карт (планов) в оперативно-служебной деятельности ОВД. Ориентирование на местности по карте.

    курс лекций , добавлен 27.06.2014

    Научный вклад П. Семенова-Тян-Шанского и Н. Пржевальского в освоение Центральной Азии. Развитие материка, особенности и основные формы рельефа Евразии. Размещение полезных ископаемых, разнообразие климатических условий, распределение внутренних вод.

Методологические основы географии и процесс географического познания, теория географической науки (проблемы, идеи, гипотезы, концепции, законы), теоретические основы географического прогноза.

Методология – совокупность наиболее существенных элементов теории, необходимых для развития самой науки, т.е. это концепция развития теории.

Методика – совокупность технических приемов и организационных форм для проведения научных исследований.

Гипотеза – это какое-то чисто теоретическое обобщение материала, без доказательств.

Теория – система знаний, подкрепленных доказательствами.

Концепция – это совокупность наиболее существенных элементов теории, изложенных в конструктивно приемлемой для практики форме, т.е. это теория, переведенная в алгоритм решения конкретной задачи.

Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановления проведенных решений, метод решения, господствующая в данное время.

Научный аппарат – аппарат фактов, систем и классификаций научных знаний. Основное содержание науки – это эмпирический научный аппарат.

Предмет изучения географии (физ-гео) – географическая оболочка, биосфера, учет основных характеристик географической оболочки – зональность, предельность и т.д.

Выделяется 4 принципа: территориальность, комплексность, конкретность, глобальность.

Зональность: следствие – наличие природных зон и подзон.

Целостность – взаимосвязь всего со всем.

Неоднородность вещества в любой точке земной поверхности (пример – азональность) – пространственный полиморфизм.

Цикличность – замкнутость. Ритмичность – имеет какой-то вектор.

Гироскопичность (параметры местоположения объекта) – появления гироскопического эффекта у любого предмета, движущегося параллельно поверхности Земли (сила Кориолиса).

Центросимметричность – центральная симметрия.

Предельность – существуют четкие границы сфер.

Вещественный полиморфизм – в результате наличия ландшафтной оболочки, физических, химических и других условий, способствующих возникновению многообразных форм и структур вещества.

Географическое мышление – комплексное; мышление, привязанное к территории.

Глобальность – соотношение локальных, региональных проблем с общеземным фоном.

Систематика – классификация и типизация. Классификация – деление на группы по совокупности, отличных по количественному признаку. Типизация – по качественному признаку.

Следует различать понятие “прогноз” и “прогнозирование”. Прогнозирование – это процесс получения данных о возможном состоянии исследуемого объекта. Прогноз – результат прогнозных исследований. Есть много общих определений термина “прогноз”: прогноз – это определение будущего, прогноз – это научная гипотеза о развитии объекта, прогноз – характеристика будущего состояния объекта, прогноз - оценка перспектив развития.



Несмотря на некоторые отличия определений термина “прогноз”, связанные, по – видимому, с различиями целей и объектов прогноза, во всех случаях мысль исследователя устремлена в будущее, то есть прогноз представляет собой специфический вид познания, где прежде всего исследуется не то, что есть, а то, что будет. Но суждение о будущем не всегда есть прогноз. Например, есть закономерные события, которые не вызывают сомнения и не требуют прогнозирования (смена дня и ночи, сезонов года). Кроме того, определение будущего состояния объекта – это не самоцель, а средство научного и практического решения многих общих и частных современных проблем, параметры которых, исходя из возможного будущего состояния объекта, задаются в настоящие время.

Общая логическая схема процесса прогнозирования представляется как последовательная совокупность:

1) представлений о прошлых и современных закономерностях и тенденциях развития объекта прогнозирования;

2) научного обоснования будущего развития и состояния объекта;

3) представлений о причинах и факторах, определяющих изменение объекта, а также условий, стимулирующих или препятствующих его развитию;

4) четвертых, прогнозных выводов и решений по управлению.

Географы определяют прогноз преимущественно как научно обоснованное предвидение тенденций в изменении природной среды и производственно территориальных систем.

Методы географии – совокупность (система ) включающая общенаучные методы, частные или рабочие приемы и методы получения фактического материала, методы и технические приемы сбора и обработки полученного фактического материала.

Метод – это система правил и приемов подхода к изучению явлений и закономерностей приро­ды, общества и мышления; путь, способ достижения определенных результатов в познании и практике, прием теоретического исследования или практических действий, исходящий из знания закономерностей развития объективной действительности и исследуемого предмета, явления, процесса. Метод является центральным элементом всей системы методологии. Его место в структуре науки вообще, его взаимоотношения с другими структурными элементами можно наглядно представить в виде пирамиды (рис. 11), в которой соответствующие элементы науки расположены восходящим образом в соответствии с происхождением научного знания.

По В. С. Преображенскому, современный этап развития всех наук характеризуется резким усилением внимания к проб­лемам методики, стремлением наук познать самое себя. Эта об­щая тенденция проявляется в усиленной разработке вопросов логики науки, теории познания, методологии.

Какими же объективными процессами обусловлены эти тенденции, с чем они связаны?

Во-первых, происходит расширение использования научных знаний, углубляется проникновение в сущность природных явле­ний и отношений между ними. Решить эту задачу невозможно, не совершенствуя методику.

Второй причиной является развитие науки как единого про­цесса познания природы. При этом возникают новые вопросы о свойствах природных тел и систем. А новые вопросы часто тре­буют для своего решения и поиска новых методических путей и приемов.

В современных условиях все важнее становится прог­нозировать поведение сложных систем, включающих как природные комплексы, так и технические сооружения. При этом обост­ряется потребность в новом подъеме работ по развитию методики.

Нельзя не отметить существование взаимной связи между ме­тодикой и теоретическим уровнем науки: чем совершеннее методика, тем глубже, шире и прочнее теоретические выводы, с другой стороны, чем глубже теория, тем многообразнее, четче, определеннее, отточеннее методика.

Третий толчок к ускоренному развитию методики определен гигантским ростом географической информации. Объем научных данных о земной природе растет столь быстро, что с помощью уже сложившейся методики, с помощью чисто интуитивных решений с этим потоком справиться невозможно. Возрастает необходимость в научной организации исследований, в выборе не просто каких-либо методов, а в создании наиболее рациональной и эффективной системы методов, методики.

Встает задача поиска принципиально новых методических приемов. Поиск же всегда связан с решением еще не решавшихся или оставшихся до сих пор нерешенными проблем.

Прежде чем перейти к рассмотрению собственно методов географии, нужно установить некоторые понятия.

Основы географии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

В.Ф.Вальков - профессор кафедры экологии
и природопользования РГУ,
К.Ш.Казеев - доцент кафедры экологии
и природопользования РГУ
Программа утвержденакак авторская
заседанием кафедры экологии и природопользования РГУ
17 ноября 2004 г., протокол 4.

Программа по курсу "ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ"

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КУРСА

Курс "Основы географии" входит в цикл естественнонаучных дисциплин Государственного образовательного стандарта. В курсе "Основы географии" рассматриваются положение Земли в солнечной системе, оболочечное строение Земли, эволюция биосферы, геофизические условия жизни, биоклиматические пояса Земли. Курс "Основы географии" создает систему базовых знаний, необходимых для освоения некоторых разделов ботаники и зоологии, экологии, биогеографии, курса "местная флора и фауна", дисциплин, посвященных охране природы.

Задачи курса "Основы географии"

Сформировать у студентов систему знаний о строении оболочек Земли;

Сформировать у студентов систему знаний о геофизических условиях жизни и биоклиматических поясах Земли;

Раскрыть зависимость некоторых биологических закономерностей от географического положения экосистемы;

Сформировать начальные представления об эволюции биосферы


ПРОГРАММА ПО КУРСУ "ОСНОВЫ ГЕОГРАФИИ"

2.1 Система географических наук. Физическая география, орография, биогеография (зоогеография, ботаническая география, геоботаника). Экономическая и экологическая география. Краткий очерк истории великих географических открытий.

2.2 Строение и движение Земли. Место планеты Земля в Солнечной системе. Форма и размеры Земли. Обращение Земли вокруг Солнца и вращение вокруг собственной оси и их следствия.

2.3 Зональность природы. В.В. Докучаев - автор закона зональности. Последокучаевское развитие представлений о зональности природы. Современные представления о зональности. Понятие о природно-географических образованиях: природная зона, провинция, ландшафт, биогеоценоз. Естественно-географические предпосылки зональности и провинциальности природы. Основные климатические особенности. Поступление тепла и его циркуляция (суммы положительных температур, среднегодовая температура, температура зимы и лета). Поступление атмосферных осадков на земную поверхность (сумма осадков, годовые, летнего и зимнего периодов, коэффициенты увлажнения). Циркуляция атмосферы (пассаты, муссоны, циклоны, антициклоны). Континентальность климатов. Особенности климата в западных и восточных берегов континентов. Особенности климатических условий горных территорий.

Составные компоненты природно-географических образований: растительности, зооценозы, микробоценозы, коры выветривания, гидрогеология и гидрология, почвы, атмосфера.

Зональность Мирового океана. Теплые и холодные морские течения.

2.4 Системный подход к изучению географической среды. В. В. Докучаев - основатель учения о системном подходе к познанию объектов и явлений природы. Взаимосвязь и взаимообусловленность природных объектов. Сравнительно-географический метод - важнейший инструмент познания природной среды. Иерархия природных систем, единство части и целого. Открытость природных систем Обмен веществ, энергии и информации - главные характеристики природных систем. Интеграционные и дифференциальные явления в развитии географической среды Системный подход при прогнозировании экологической ситуации и разработки мероприятий по охране окружающей среды.

2.5 Образование современной литосферы. Формирование Солнечной системы. Место планеты Земля в Солнечной системе. Соседи Земли - Венера и Марс, их особенности. Протоконтинент Гондвана. Дрейфы континентов. Геоструктура Земли: материки, океанические впадины, равнинно-платформенные области, горные пояса. Морфоструктуры: хребты, нагорья, плоскогорья, межгорные впадины, низменности, возвышенности равнин, антиклинали, синклинали, разломы, рифты. Подвижные пояса платформ, зоны землетрясений и вулканически зоны. Морфоструктуры дна океанов: шельф, материковый склон, океанические котловины, срединно-океанические хребты, океанические горы и возвышенности, глубоководные желоба, рифты и разломы.

2.6 Гидросфера. Мировой океан. Вертикальное и горизонтальное движение в мировом океане. Ресурсы Мирового океана.

2.7 Полярный биоклиматический пояс Зона арктических пустынь, тундровая зона, зона лесотундры. Провинциальные особенности зон полярного биоклиматического пояса.

2.8 Бореальный биоклиматический пояс. Зона тайги, зона смешанных лесов, лесостепная зона. Провинциальные особенности зон бореального биоклиматического пояса.

2.9 Суббореальный биоклиматический пояс. Зона широколиственных лесов, степная зона, сухостепная зона, зона полупустынь, зона пустынь. Провинциальные особенности зон суббореального биоклиматического пояса.

2.10 Субтропический биоклиматический пояс. Зона широколиственных лесов с вечнозеленым подлеском, зона ксерофильных лесов с травянистым покровом со средиземноморским типом климата, зона субтропических степей и полупустынь. Субтропические пустыни. Провинциальные особенности зон субтропического биокпиматического пояса.

2.11 Тропический биоклиматический пояс. Зона постоянно влажных тропических лесов (гилей), зона высокотравных саванн и листопадных лесов, зоны саванн и сухих саванн. Тропические пустыни. Провинциальные особенности зон тропического биоклиматического пояса.

2.12 Природа горных систем. Вертикальная поясность природы. Последокучаевское развитие представлений о зональности горных систем. Природная индивидуальность горных систем и их зональности. Особенности природных систем различных биоклиматических поясов. Основные горные системы России: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье. Теневые эффекты горных систем.

2.13 Географические особенности Северного Кавказа и Ростовской области. Географическое положение, геологическое строение, рельеф, гидрографическая сеть. Климатическая характеристика территории: изотермы температур, сумма положительных и активных температур, экстремальные значения и амплитуда температур, количество и характер осадков, коэффициент увлажнения, преобладающее направление и скорость ветров. Неблагоприятные условия погоды (заморозки, гололед, суховеи...). Ландшафты Северного Кавказа. Почвенный покров.

2.14 Эволюция биосферы. Понятие о биосфере и ее место среди других сфер Земли. Эволюция растительности и животного мира в различные геологические эпохи. Былые биосферы и их особенности. Факторы эволюции биосферы. Биогеохимические циклы и участие в них живых организмов. Преобразование и формирование оболочки Земли под воздействием живых организмов. Появление человека, образование ноосферы и ее генезис.

3. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1.

План и карта. Стороны горизонта. Масштаб. Градусная сеть и ее элементы. Картографические проекции. Виды карт. Значения карт. Глобус.

Занятие 2.

Физическая карта мира. Крупнейшие объекты географической карты (озера, острова, реки, пустыни, горные системы, проливы и др.).

Занятие 3.

Климатическая карта мира и материков.

Занятие 4.

Почвенная карта мира и России.

Занятие 5.

Карта природных зон мира и материков.

Занятие 6.

Физическая карта России.

Занятие 7.

Физические и другие карты Северного Кавказа и Ростовской области. Экологический атлас Ростовской области.

Занятие 8. Топографические карты и работа с ними. Геоморфологический профиль местности. Измерение расстояний, площадей по картам. Ориентирование на местности. Компас, магнитное склонение, азимут.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Атлас по физической географии. Материки и океаны. 7 класс. - М.: Просвещение, 1998. - 32 с.
  2. Вальков, В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И. Основы физической географии. В 3-х частях. - Ростов н/Д: УПЛ РГУ, 2001. - 167 с.
  3. Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 477 с.
  4. Вальков, В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И. Почвоведение. - Москва-Ростов н/Д: МарТ, 2004. - 496 с.
  5. Вальков, В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И. Очерки о плодородии почв. - Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2001. - 234 с.
  6. Готовимся к экзамену по географии. Часть 2. Физическая и экономическая география России. - М.: 1998, - 240 с.
  7. Лазаревич К.С. Физическая география: Пособие по географии учащихся и поступающих в вузы. М.: Московский лицей, 1996. - 159 с.
  8. Мир географии: География и географы. Природная среда - М.: Мысль, 1984. - 367 с.
  9. Природные условия и естественные ресурсы. Южный округ. Ростовская область. - Ростов н/Д: Батайское книжное изд-во, 2002. - 432 с.
  10. . Чешев А.С., Вальков В.Ф. Основы землепользования и землеустройства. - Ростов н/Д: МарТ, 2002. - 544 с.
  11. Экологический атлас Ростовской области. - Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2000. - 150 с.

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Вся природа земной поверхности представляет собой ту особую географическую общность, известные сочетания которой явились благоприятными условиями для возникновения человечества. Появление человека на Земле означало рождение новой, еще более могущественной силы, чем силы природы. Материальное производство - основа и способ существования человеческого общества в ходе его естественно-исторического развития. Элементы природы при этом превращаются в компоненты человеческого общества. Являясь одновременно и продуктом труда, и средством производства, эта «вторая природа» вместе с людьми и техникой составляет основное содержание человеческого общества. Эта историческая природа служит географической основой, входящей в содержание общества, или географической средой.

Р.К. Баландин и Л.Г. Бондарев приводят интересный пример того, как в отечественной науке начало зарождаться учение о взаимосвязи природы и общества. Более 260 лет назад В.Н. Татищеву было предложено составить географическое описание России. Он взялся за дело увлеченно и основательно. Приступил к сбору необходимых книг и документов. Но вскоре убедился: толковое землеописание сделать невозможно без хорошего знания истории страны. По этой причине он занялся изучением истории России. И пришел к выводу, что для успеха в этом предприятии требуется постоянно использовать географические сведения.

Татищев так выразил свою мысль о взаимосвязи истории природы и истории человеческого общества: «Где, в каком положении или разстоянии, что учинилось, какие природные препятствия к способности тем действам были, також где какой народ прежде жил и ныне живет, как древние города ныне именуются и куда перенесены, оное география и сочиненные ландкарты нам изъясняют; и тако история или деесказания и летописи без землеописания (географии) совершенного удовольствия к знаниям нам подать не могут».

Много лет минуло с той поры, но идея Татищева не устарела. Более того, теперь мы знаем, какими тесными и сложными взаимосвязями осуществляется единство природы и человека, как неразрывно связана история природы земной поверхности с историей человеческого общества.

Учет изменений природной среды, вызванных деятельностью человека, совершенно необходим географии. Это хорошо понимал К. Риттер, который через сто лет после Татищева утверждал, что география не может обойтись без исторического элемента, если хочет быть истинной наукой о земных пространственных отношениях, а не отвлеченной копией местности.

Со второй половины XX в. проблема взаимодействия природы и общества становится исключительно актуальной и в практическом аспекте. В этих условиях все большее значение приобретает географический подход к проблеме изучения изменений и перестроек ландшафтов планеты (и даже некоторых геосфер) в результате деятельности человека.

Географическая среда - часть географической оболочки, которая тем или иным способом, в той или иной мере освоена человеком, вовлечепа в общественное производство и составляет материальную основу существования человеческого общества.

Географическая среда - одна из основных и в то же время спорных категорий географической науки. До настоящего времени ведутся споры относительно следующих научных позиций:

  • сущности и значения этой научной категории;
  • ее соотношения с географической (ландшафтной) оболочкой;
  • ее структуры и, в особенности, по поводу того, является ли общество частью географической среды.

Заслуживают внимания разные точки зрения, разные ответы на эти спорные вопросы. Но прежде, чем их представить, напомним, что термин «географическая среда» (ГС) впервые употребил выдающийся французский географ Элизе Реклю , который под этим термином понимал окружающие человека условия общественного развития. Сущностью ГС Реклю считал сочетание не только природных, но и общественных элементов, называемых им «динамическими». Он писал: «Итак, вся окружающая среда распадается на бесчисленное множество отдельных элементов: одни из них относятся к внешней природе, и их-то обыкновенно и обозначают названием “внешней среды” в узком смысле слова; другие относятся к иному порядку, так как проистекают из самого хода развития человеческих обществ и образуются, увеличиваясь последовательно до бесконечности, приумножаясь и создавая сложный комплекс явлений в действии. Эта вторая “динамическая” среда, присоединяясь к влиянию первичной «статичной» среды, образует сумму влияний, в которой определить, какие силы преобладают, - трудно и часто даже невозможно» .

Реклю понимал исторический характер влияния ГС на жизнь человеческого общества: «Итак, история человеческая, как во всем своем объеме, так и в своих частях, может быть объяснена лишь совокупным влиянием внешних условий и сложных внутренних стремлений на протяжении веков. Для того, однако, чтобы лучше понять совершающуюся эволюцию, необходимо принимать во внимание и то, в какой мере изменяются сами внешние условия и в какой мере, следовательно, изменяется при общей эволюции их действие. Так, например, горная цепь, с которой некогда спускались в соседние долины колоссальные глетчеры и не позволяли никому подняться на ее крутые склоны в позднейшие времена, когда ледники отступили и снегом оказался покрыт лишь ее гребень, могла утратить значение такого препятствия к сообщению между соседними народами. Точно так же та или другая река, являвшаяся могущественным препятствием для племен, незнакомых с судоходством, могла позднее сделаться важной судоходной артерией и получить огромное значение в жизни населения ее берегов, когда это население научилось управлять лодками и судами» 1 .

В предисловии к книге своего друга и соратника в географической деятельности Л.И. Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки» Реклю писал о том, что «среда изменяется не только в пространстве, она меняется также и во времени... Человеческая история представляет нечто иное, как длинный ряд примеров того, как условия среды и очертания поверхности нашей планеты оказывали благоприятное или задерживающие влияние на развитие человечества» .

А вот аналогичные мысли Л.И. Мечникова : «Многими географами упускалось из виду, что факторы физико-географической среды... представляют весьма различную ценность в разных областях земного шара для историка и социолога» . Далее он пишет о том, что «человек, обладая вместе со всеми организмами способностью приспособляться к среде, господствует над всеми животными видами в силу ему одному свойственной способности приспособлять среду к своим потребностям. Способность эта, как кажется, может развиваться у человека до бесконечности вместе с прогрессом науки, искусства и промышленности» .

И еще одно важное положение Мечникова: «...мы отнюдь не являемся защитниками теории «географического фатализма», провозглашающего наперекор фактам, что данная совокупность физико-географических условий играет и должна всюду играть одну и ту же неизменную роль. Нет, дело идет только о том, чтобы установить историческую ценность этих условий и изменчивость этой ценности в течение веков и на разных ступенях цивилизации» .

Понятие «географическая среда» в социологическую литературу ввел Г.В. Плеханов. Под географической средой он понимал природные условия жизни общества. Он справедливо считал, что внешняя по отношению к обществу географическая среда лишь опосредованно, через достигнутый обществом уровень производительных сил может влиять на производственные отношения. Такое понимание географической среды вошло в нашу научную литературу: «Географическая среда - совокупность предметов и явлений природы (земная кора, нижняя часть атмосферы, воды, почвенный покров, растительный и животный мир), вовлеченные на данном историческом этапе в процесс общественного производства и составляющие необходимые условия существования и развития человеческого общества» 1 .

Не останавливаясь на взглядах других ученых XIX и первой половины XX в. относительно сущности и влияния ГС на жизнь человеческого общества, обратим внимание на трактовку этой категории, которую предложили в конце 50-х годов XX в. Ю.Г. Саушкин и В.А. Анучин, «возбудив» своими трудами живой интерес к основополагающим теоретико-методологическим вопросам географии.

Ю.Г. Саушкин «утвердил» категорию ГС в обоих изданиях своего «Введения в экономическую географию» (1958 и 1970), рассматривая взаимодействие ГС и общественного производства.

Вот его основные положения:

«Географическая среда - это та земная природа, в которой живет, трудится, развивается человечество, непрерывно преобразует свое окружение, делает его более разнообразным и производительным... Географическая среда - источник и непременное условие жизни людей и общественного производства, исторически изменяющаяся под влиянием и саморазвития природы, и человеческой деятельности... Взаимодействие природы и человека является... очень сложным: природа влияет на жизнь человека, но и человек изменяет природу, поэтому на человека воздействует измененная, «очеловеченная» природа, в которой соединились и ее собственные свойства, и запечатленные в ней результаты труда, результаты ее изменения человеком, во многих случаях бесчисленного ряда поколений» .

В.А. Анучин , отстаивая свою идею единства географии, считал, что сущность этого единства заключается, прежде всего, в общности объекта науки. Таким общим объектом всех географических наук является часть ландшафтной оболочки, а именно - географическая среда, представляющая собой «одновременно условие и источник процессов общественного производства...» .

При этом подчеркивается ускорение «очеловечивания» ГС, обусловленное усиливающимся процессом взаимодействия общества с природой. В результате внутри ГС все большее место начинают занимать элементы, созданные и создаваемые человеческим трудом.

«1. Элементы, возникшие в результате видоизменения земной природы, существовавшей до человека. Сюда входят современные, пока еще не столь существенные изменения в рельефе, распаханные, превращенные в сельскохозяйственные угодья степи, леса после проведения лесоустройства и санитарных рубок, обезлесенные и эродированные горные склоны, осушенные болота, все комплексы измененных человеческой деятельностью почвенно-климатических условий, зарегулированные реки и т. д.

2. Элементы среды, но созданные человеком. Это, прежде всего вещественный продукт материально-производственной деятельности людей. Сюда входят все сооружения, появившиеся на Земле в результате труда, созданные людьми из материалов природы» .

Эти теоретические положения сторонников географического монизма (В.А. Анучина и родственных ему по взглядам ученых) встретили неприятие и порой даже жесткую критику со стороны ряда известных отечественных географов, особенно по поводу поспешного «очеловечивания» ГС и насыщения ее «разными посторонними элементами».

В этом отношении примечательны следующие выводы академика С.В. Калесника:

«1. Географическая среда - это только земное (в смысле планеты Земля) окружение человеческого общества.

  • 2. Географическая среда - это только та часть земного окружения общества, с которым общество находится в данный момент в непосредственном взаимодействии.
  • 3. Географическая среда и географическая (ландшафтная) оболочка - это разные понятия, относящиеся к двум различным объектам.
  • 4. Человеческое общество живет ныне в двух взаимосвязанных средах - географической и техногенной, разных по происхождению и по возможностям дальнейшего саморазвития.
  • 5. Географическая среда возникла без вмешательства человека и независимо от его воли и сознания. В нее входят как нетронутые человеком естественные элементы ландшафтной оболочки, так и те измененные им естественные элементы, которые сохранили и свои типологические аналоги в девственной природе, и способность к саморазвитию.
  • 6. Техногенная среда создана трудом и волей человека. Ее элементы не имеют аналогов в девственной природе и к саморазвитию не способны.
  • 7. Сущность даже наиболее крупных изменений, внесенных человеком в географическую среду, заключается в изменении структуры географических ландшафтов. В развитии географической среды человеческое общество играет роль внешнего направляющего стимула, а не решающего фактора» 1 .

По мнению Калесника, «познавая законы природы и умело их используя, человеческое общество становится лишь лоцманом географической среды, направляя ее движение в сторону наиболее удобной для человека гавани» .

Таковыми были разные «векторы» развития учения о ГС в 50- 70-е годы.

Преодолевая дуалистические взгляды (типа идей С.В. Калесника) в 80-х годах, как нам представляется, утверждаются новые основы теории (учения) ГС, одним из выразителей которых был Н.К. Мукитанов.

Он считает, что:

  • «в географическую среду входят общество и результаты его предметно-практической деятельности, в процессе которой оно начинает включать в орбиту своего специфического движения географическую среду, ее элементы»;
  • «географическая среда представляет собой диалектическое единство природных и социальных явлений, развивающееся под воздействием двух классов закономерностей»;
  • «противоречие между естественным и общественным в географической среде на данном этапе развития общественного производства является основным противоречием, приводящим к дальнейшему ее развитию» .

Характерно, что в работах отечественных ученых последнего десятилетия ГС фактически игнорируется, этот термин не употребляется, его обходят, а общим и предельным объектом исследования географических наук обычно называется географическая оболочка.

В некоторых случаях, ссылаясь на то, что понятие географическая среда не установилось (таково мнение довольно многих ученых), вместо термина ГС употребляют другие, например «окружающая среда» или «природная среда», считая их в известной степени идентичными понятиями.

Однако, по нашему мнению, это не повод «похоронить» представление и основы учения о ГС, восходящее к Э. Реклю, и Л.И. Мечникову.

И время от времени некоторые ученые возвращаются к этой географической категории. Так, А.Г. Доскач считает: «Землеведение по своей сущности является наукой о наиболее общих законах формирования географической среды и ее вычленения как самостоятельного реального объекта из мира природы в целом» . При этом подчеркивается представление о комплексности ГС, которое явилось важнейшей вехой в истории географической мысли.

М.А. Смирновым (2002) введено понятие информационной среды как отражения географической среды. С точки зрения географа, значимость информации заключается в ее организующем аспекте, когда она становится ресурсом, активно влияющим на развитие общества, отдельных его групп, и в совокупности с действием других факторов (ресурсов) приводит к определенной территориальной дифференциации общества и производительных сил.

Особенность информации как объекта географических исследований в том, что она эволюционирует настолько быстро, что ее влияние на территорию и население может иметь весьма малый по времени импульсный характер. Это трудно уловимо статистически, но может иметь огромное значение для развития территории. При употреблении понятия информационная среда подчеркиваются определенная уникальность, локальность, ориентированность именно на исследуемую территориальную группировку объектов.

На заре человечества информационная среда совпадала с ландшафтной. Основным источником информации была природа, от которой полностью зависела жизнь людей. С развитием общества происходило накопление вторичной, социальной информации, которая на сегодня играет определяющую роль в развитии отдельной личности и общества в целом.

Социум существовал в природной среде и получал всю необходимую информацию из нее. Умение «добывать», накапливать и использовать информацию позволяло развиваться быстрее. На определенном этапе социумы начинали конкурировать при использовании природных ресурсов. Характер их деятельности мог существенно измениться за счет «поглощенной» информации.

По-прежнему остаются актуальными вопросы, обсуждение которых продолжается вот уже более 20 лет:

  • а) о том, что «географическая оболочка», «географическая среда» и «окружающая среда» - не тождественные понятия;
  • б) о том, что, хотя общество является «компонентом географической оболочки (поскольку существует в пределах Земли), оно в то же время представляет собой существенно особый фактор, противостоящий этой оболочке (которая в данном аспекте выступает уже как географическая среда) - природе в целом (Земля плюс Галактика)» ;
  • в) о характере взаимодействия общества и географической среды как процессе, происходящем внутри географической оболочки;
  • г) о существовании «очеловеченной» природы, ее расширении и развитии и об усложнении ее связей с еще «не очеловеченной» природой Земли (схема 5).

Схема 5

Соотношение понятий «природа», «географическая оболочка», «географическая среда общества», «природные ресурсы», «окружающая человека среда»

(по изданию «Охрана ландшафтов // Толковый словарь»)

В этом отношении характерна эволюция взглядов известного отечественного географа В.С. Преображенского на структуру географической оболочки, которую он считал общим и предельным объектом исследования географических наук, сложной гетерогенной открытой динамической суперсистемой, включающей литосферу, атмосферу, гидросферу, педосферу и биоту 1 .

Как видно, человеческое общество в этой структуре не представлено, хотя признается, что судьба географической оболочки все в большей мере зависит от его деятельности.

Но вскоре в другой своей работе, Преображенский утверждает: «Географическая оболочка - это сложное единство природы и общества... Для географа-эволюциониста именно современное, прошлое и будущее состояние географической оболочки и слагающих ее геосистем и отдельных оболочек (атмосферы, гидросферы, биотосферы, педосферы, социосферы) и составляет предмет исследования» .

Сфера жизни и деятельности человеческого общества (социосфера) здесь рассматривается как одна из составляющих географической оболочки. Преображенский добавляет, что такое убеждение разделяют не все географы. И это действительно так.

Вместе с тем в вышеприведенных рассуждениях ученого не нашлось места понятию «географическая среда».

Один из основоположников современной отечественной экологии Н.Ф. Реймерс предложил рассматривать окружающую человека среду как состоящую из четырех неразрывно взаимосвязанных компонентов - подсистем: 1) собственно природной среды; 2) порожденной агротехникой среды - «второй природы»; 3) искусственной среды - «третьей природы»; 4) социальной среды . Поскольку эти понятия нередко получают различное толкование, он дал им определения.

Природная среда, окружающая человека, - факторы чисто естественного или природно-антропогенного системного происхождения (т. е. имеющие свойства самоподдержания и саморегуляции без постоянного корректирующего воздействия со стороны человека), прямо или косвенно, осознанно или неосознанно (регистрируемые и не регистрируемые органами чувств, измеряемые или неизмеряемые, например информация, приборами) воздействующие на отдельного человека или человеческие коллективы (вплоть до всего человечества).

Среда «второй природы », или квазиприродная среда, - все модификации природной среды, искусственно преобразованные людьми и характеризующиеся отсутствием системного самоподдержания

(т. е. постепенно разрушающиеся без постоянного регулирующего воздействия со стороны человека): пахотные и иные преобразованные человеком угодья («культурные ландшафты»); грунтовые дороги; внешнее пространство населенных мест с его природными физикохимическими характеристиками и внутренней структурой; зеленые насаждения. Все эти образования имеют природное происхождение, представляют собой видоизмененную природную среду и не являются чисто искусственными, не существующими в природе.

«Третья природа», или артеприродная среда, - весь искусственный мир, созданный человеком, вещественно-энергетически не имеющий аналогов в естественной природе, системно чуждый ей и без непрерывного обновления немедленно начинающий разрушаться. Это уже не «очеловеченная природа», а в корне преобразованное человеком вещество, либо не входящее в естественные геохимические циклы, либо входящее в них с трудом.