Государственная закупка у единственного поставщика. Каков порядок проведения закупок у единственного поставщика

,
старший специалист учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок

Закупки у единственного поставщика привлекательны для заказчиков относительной простотой своей процедуры, однако нередко в ходе их организации и осуществления возникают затруднения. , старший специалист учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок, ответит на самые злободневные вопросы наших читателей.

В 2013 году мы заключили контракт на текущий год по правилам ранее действовавшего Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " ". Предметом этого контракта была закупка хозяйственных товаров. В настоящее время возникла необходимость приобретения дополнительной партии хозяйственных товаров. Можем ли мы заключить договор с единственным поставщиком на сумму до 100 тыс руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " "), или это будет признано искусственным дроблением закупки и нам необходимо проводить торги с использованием конкурентных способов определения поставщика?

КГБУЗ Бирилюсская РБ

Да, можете. Заказчики имеют право заключать договоры с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. ( ; далее – Закон № 44-ФЗ). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. В то же время, при заключении таких договоров не требуется составление отчета о невозможности и нецелесообразности использования другого вида закупки ().

Норма о закупке товара на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., не устанавливает конкретных случаев ее применения. Иными словами, данное правило применимо и к закупке хозяйственных товаров, как в Вашем случае.

Таким образом, можно сделать вывод, что нормы об осуществлении закупки у единственного поставщика могут применяться Вами в отношении любых объектов закупок, независимо от того, какие контракты и по правилам какого закона Вы заключали ранее.

На участие в электронном аукционе было подано две заявки, и по результатам рассмотрения их первых частей обе заявки были допущены к участию в аукционе. По результатам изучения вторых частей заявок было установлено, что только одна из них соответствует требованиям аукционной документации (). В связи с этим электронный аукцион признан несостоявшимся, и нам необходимо заключить контракт с единственным поставщиком. Должны ли мы согласовывать заключение этого контракта с контрольным органом?

Слинкина Л.В.

Обращение заказчика о согласовании заключения контракта должно быть направлено в контрольный орган в 10-дневный срок с даты размещения в единой информационной системе (а до ее создания – на Едином портале госзакупок) протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика несостоявшимся.

Условия заключения контракта должны быть предусмотрены документацией о закупке, а цена предложена участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта; цену контракта, указанную соответствующим участником в заявке или предложенную им в ходе проведения электронного аукциона.

Муниципальным договором осуществления строительных работ предусмотрены обязанность заказчика по проведению строительного контроля и обязанность подрядчика компенсировать затраты заказчика на строительный контроль. Возможно ли заключение трехстороннего договора по на сумму до 100 тыс. руб., по которому муниципальный заказчик по договору осуществления строительных работ заключает с контролирующей организацией договор на строительный контроль, а оплачивает услуги по контролю подрядчик?

Ирина Быкова

Да, Вы вправе заключить трехсторонний договор на основании . Государственный и муниципальный контракт – это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд (). Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные ().

Поскольку государственный (муниципальный) контракт является разновидностью договора, полагаю, что он может носить трехсторонний характер.

Включаются ли закупки на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, в совокупный годовой объем закупок?

Все зависит от того, как организована командировка. Если при направлении работника в служебную командировку Вы заключили контракт с единственным поставщиком (), то такая закупка включается в расчет совокупного годового объема закупок. Речь идет об обеспечении работнику проезда к месту служебной командировки и обратно, найме жилого помещения, транспортном обслуживании, обеспечении питанием. Сведения о закупке, произведенной в соответствии с этой нормой, указываются в плане закупок, плане-графике, а также в реестре контрактов.

Если же работник занимается организацией командировки самостоятельно, а работодатель впоследствии компенсирует ему расходы на проезд, проживание и питание, применяется другое правило. Возмещение работнику по правилам трудового законодательства командировочных расходов в денежной форме не является закупкой и, соответственно, не подлежит включению в план закупок и в совокупный годовой объем закупок. Данная позиция подтверждена .

Водители автотранспортного предприятия часто выезжают в командировки на машинах, находящихся на балансе у предприятия. Если в пути машина сломалась, и водитель вынужден оплатить расходы за наличные средства в ближайшем автосервисе, можно ли в дальнейшем оформить эти расходы как закупку у единственного поставщика?

Государственное бюджетное учреждение "Автобаза Президента, Парламента и Правительства Республики Саха (Якутия)"

Нет, Вы не можете оформить расходы водителя на покупку запчастей для служебной машины, которая сломалась в пути, как закупку у единственного поставщика. Такая покупка не может служить основанием для заключения контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку ().

Осуществить закупку запчастей для служебной машины заказчик может, заключив договор на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. Общая стоимость таких договоров не должна превышать 2 млн руб. в год или не должна превышать 5% от совокупного годового объема закупок и составлять более чем 50 млн руб. ().

Годовой объем закупок составляет 1,5 млн руб., при этом мы хотим осуществить все закупки у единственного поставщика (то есть годовой объем закупок не превысит в таком случае 2 млн руб.).Ограничена ли такая возможность максимальной долей закупок у единственного поставщика в годовом объеме закупок какими-либо специальными требованиями?

Фатюшин Александр Анатольевич

Нет, каких-либо специальных ограничений, в том числе содержащихся в подзаконных актах, нет. В соответствии с заказчик самостоятельно принимает решение о том, какой показатель будет использоваться при определении совокупного годового объема закупок, осуществляемых у единственного поставщика (5% от совокупного годового объема закупок или 2 млн руб.).

Таким образом, если весь Ваш совокупный годовой объем закупок не превышает 2 млн руб., Вы вправе осуществить все Ваши закупки у единственного поставщика на основании данного пункта. При этом стоимость каждого контракта не должна превышать 100 тыс. руб.

Включается ли сумма договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком, заключаемого в соответствии с , в совокупный годовой объем закупок?

читатель под ником "topaz-tn"

Все зависит от того, для каких целей заказчик производит совокупный годовой объем закупок. К сожалению, формулировка вопроса не позволяет это определить, поэтому рассмотрим общее правило и исключение, применяемое для расчета совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Под совокупным годовым объемом закупок понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году (). Совокупный годовой объем закупок рассчитывается для решения вопроса о необходимости создания контрактной службы, определения поставщика и других целей. Таким образом, по общему правилу все закупки заказчика включаются в совокупный годовой объем закупок, независимо от основания, на котором заключается контракт.

Однако если Вы производите расчет для определения объема закупок, которые заказчик обязан осуществить, предоставив преимущества для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со (исключение), применяется другой порядок расчета совокупного годового объема закупок.

Напомню, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом , путем проведения конкурентных процедур (аукционов в электронной форме, конкурсов, запросов котировок и запросов предложений). При этом в расчет совокупного годового объема закупок не включаются следующие закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей ().

Таким образом, если Вы определяете совокупный годовой объем закупок у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, то в такой расчет не включаются закупки, осуществляемые у единственного поставщика (в том числе закупки электрической энергии у гарантирующего поставщика). В иных случаях в расчет совокупного годового объема закупок включаются все закупки независимо от основания, на котором заключается контракт.

В 2013 году мы провели торги по действовавшему на тот момент Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " " на приобретение автомобильных запчастей. Победителем был признан поставщик из другого города, с которым мы и заключили контракт. Однако работать с ним оказалось не совсем удобно из-за большого расстояния между нашими городами. В настоящее время у нас появилась возможность заключить договор на приобретение запчастей на сумму до 100 тыс. руб. с местным поставщиком. Имеем ли мы право это сделать, не расторгая контракт с первым поставщиком?

КГБУЗ Бирилюсская РБ

Да, Вы можете это сделать. Заказчик вправе осуществить закупку товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. Стоит отметить, что номенклатура товаров, работ или услуг, которые заказчик имеет право приобретать на основании данного пункта, не установлена. Также не ограничено право на заключение контракта с единственным поставщиком при наличии более ранних контрактов с аналогичным предметом, исполнение которых не завершено.

Таким образом, Вы можете приобрести запчасти на сумму до 100 тыс. руб., если установленный данным пунктом годовой лимит на осуществление закупок у единственного поставщика не превышен.

Нашей организации были выделены денежные средства на покупку мебели в размере 150 тыс. руб. Необходимо закупить разную мебель, но ни у одного из продавцов всех необходимых предметов мебели в ассортименте нет. Можем ли мы закупить мебель у разных поставщиков договорами до 100 тыс. руб. (то есть разбить общую сумму выделенных денег) или необходимо проводить конкурсные процедуры?

Морозова Наталия

Да, Вы имеете право заключить несколько контрактов независимо от объекта закупки (). Напомню, согласно данному пункту на заключение прямых договоров с единственным поставщиком стоимостью до 100 тыс. руб. Вы можете потратить не более 2 млн. рублей или не более 5% от совокупного годового объема закупок и не более 50 млн руб.

Наш детский дом для умственно отсталых детей является учреждением социальной защиты населения, но имеет лицензию на предоставление образовательных услуг. В штате детского дома состоят воспитатели и педагоги, с детьми проводятся учебные занятия. Имеем ли мы право заключать контракты с единственным поставщиком до 400 тыс. руб. как образовательная организация, ссылаясь на ?

Татьяна Тверитина

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ " " (далее – закон об образовании) разделяет понятия "образовательная организация" и "организация, осуществляющая обучение". Образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (). Организация, осуществляющая обучение, – это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную в качестве дополнительного вида деятельности ().

Государственные или муниципальные образовательные организации имеют право заключить договор с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. ().

Исходя из указанного, детский дом, для которого образовательная деятельность не является основной, не может быть признан образовательной организацией, и следовательно, не имеет права осуществлять закупки на основании .

Однако для такой организации доступно заключение договоров с единственным поставщиком на основании на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: .

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем .

В ходе ведения хозяйственной деятельности производственным и торговым предприятиям приходится закупать материалы, комплектующие и товары. Зачастую рынок насыщен различными конкурирующими продавцами, представляющими однотипный продукт, поэтому у покупателей практически всегда есть возможность выбора.

Осуществление закупки у единственного поставщика - экономическая ситуация, при которой заказчик предлагает заключить контракт конкретному кандидату.

Целью этих действий, как правило, становится:

  1. Запланированное приобретение продукта.
  2. Экстренное решение неожиданно возникшей проблемы.
  3. Нейтрализация результата неудачного или несостоявшегося конкурентного мероприятия.

цель и способы

Ситуация, при которой заказчик вынужден сотрудничать только с одним исполнителем, приближается к такому явлению, как «монополия» со всеми ее опасностями и рисками. С помощью большого количества различных мер (законодательные акты, нормативы, правила, санкции) государство всячески препятствует подобному положению вещей. Проведение закупок единственного поставщика само по себе, конечно, не преступление, но оно регулируется законом № 223 «О закупках», чтобы исключить злоупотребление и ущемление прав одного из участников торговых или партнерских отношений.

Этот закон предусматривает обстоятельства, при которых разрешена закупка такого типа, порядок действий субъектов, список недобросовестных покупателей и продавцов, а также документальное оформление таких сделок (включая обязательные отчеты). Осуществление закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика регулируют и другие законы, описывающие схожие процедуры. Их действие распространяется на большинство ситуаций, при которых участники торговых отношений прибегают к неконкурентным поставкам. Наряду с нормами, эти акты формулируют случаи, которые расцениваются как исключения.

Субъекты неконкурентной закупки

В первую очередь государство определяет, кто может быть заказчиком (то есть, кто осуществляет закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика):

  1. Те организации, деятельность которых относится к регулируемым видам (связаны со сферой электроснабжения, водоснабжения и другими).
  2. Предприятия, которые более чем на 50% принадлежат государству.
  3. Естественные монополисты (предприятия, добывающие и обрабатывающие газ или нефть).
  4. Организации, которые финансируются из бюджета, в том случае, когда они планируют оплатить закупку внебюджетными средствами (полученными грантами, собственной прибылью).

Исполнителем (поставщиком) считается любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Особенности неконкурентных закупок

Сравнивая совершение закупки у единственного поставщика с традиционным ведением деловой деятельности, можно заметить, что она проходит существенно быстрее и содержит меньше этапов.

Это объясняется отсутствием сложной процедуры, при которой заказчик отбирает участников для подписания контракта. Также нет необходимости составлять обычную документацию.

Однако иногда закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика должны быть обоснованы, а о согласии сторон требуется информировать Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Кроме того, существует перечень ситуаций, которые требуют участия в приемке товаров экспертной организации.

Как правило, неконкурентные закупки проводятся чрезвычайно быстро, но сделка все равно проходит этапы подготовки.

Последовательность планирования и осуществления таких товарных отношений регулируется законом №44-ФЗ «О закупках». В нем описана последовательность действий госучреждений, которые прибегают к закупкам на контрактной основе.

Контролирующие органы имеют право проверить правильность проведения данного вида закупок и в случае нарушения законодательства расторгнуть договор.

В каких случаях допустимо выполнение закупки у единственного поставщика

Закон включает перечень ситуаций, которые могут стать основанием и оправданием неконкурентных закупок:

Нетипичной становится ситуация, при которой идут с участием единственного поставщика. По сути, это уже не может называться аукционом, так как существует одно предложение цены или заявка на выполнение работы.

Однако если активность проявил только один участник (других желающих не было или их заявки не прошли проверку), заказчику приходится работать именно с ним. Такая ситуация позволяет совершать закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика.

Уважительной причиной признают также возникновение чрезвычайной ситуации на предприятии заказчика, которая спровоцировала неконкурентную закупку, а также нехватку времени на организацию традиционных торгов.

Что включает подготовка к заключению контракта

Назначение этапа подготовки заключается в выборе организации-исполнителя. В обычных условиях заказчик изучает предложения нескольких поставщиков и выбирает наиболее выгодное. Если это невозможно, задание поручают тому исполнителю, который доступен на данный момент.

Согласно 223-ФЗ обоснование закупки у единственного поставщика должно базироваться на невозможности выбора иного вида закупки. По этой причине обязанностью заказчика становится подготовка следующих документов:

  • Отчета о том, что выполнение закупки другим способом нецелесообразно.
  • Расчета цен и формулировки обоснования.
  • Обращения, необходимого для того, чтобы закупка была согласована.
  • Проекта контракта.

Использование всех этих документов не является обязательным для абсолютно всех случаев. Специфика конкретных ситуаций может потребовать подготовки только некоторых из них.

Закупка у единственного поставщика: отчет-обоснование

Для того чтобы доказать законность причин, которые привели к сотрудничеству с одним исполнителем, руководитель или уполномоченное лицо предприятия-заказчика составляет и подает в контролирующий орган отчет. 44-ФЗ «О закупках» не содержит указание о форме и детальном содержании этого документа, поэтому зачастую он отражает следующие данные:

  • Код, присвоенный закупке.
  • Кто выступает заказчиком.
  • Пункт о том, что данная закупка является вынужденной или оправданной по ряду причин (указание обоснований).
  • Наиболее важные тезисы: что, в каком количестве и почему планируют покупать. Также важны цена и срок выполнения контракта. Все эти пункты должны быть обоснованы.
  • Дата составления договора.

Пример для иллюстрации

Чаще всего примеры закупок у единственного поставщика - это заказ оборудования вместо вышедшего из строя или срочный наем исполнителей для устранения повреждений.

Если проблема с электрической проводкой приведет к поломке электронной техники и компьютеров в классе информатики, то администрации школы придется принимать меры для их срочного ремонта или замены. Обоснованием закупки нового оборудования у единственного поставщика может стать близость экзаменов и отсутствие времени на поиск наиболее выгодных

Срочная закупка может быть осуществлена, но при этом в отчете будут присутствовать данные о том, какое количество новых компьютеров будет куплено (столько же, сколько пострадало от неисправности), по какой цене и в какую сумму обойдется их доставка, установка и настройка.

Как определяют стоимость контракта

Цена закупки должна быть правильно рассчитана и обоснована, этот процесс отражается в соответствующем документе. Зачастую цена определяется так же, как и при проведении конкурентной закупки: методом сопоставимых рыночных цен, нормативным, тарифным, проектно-сметным или затратным методом.

Законодательством предусмотрено исключение:

  1. Закупка с целью обеспечения гособоронзаказа.
  2. Ситуация, когда объектом торга становится экономжилье.

В этих случаях стоимость формируется под влиянием других факторов.

Субъекты неконкурентной закупки имеют право осуществить сделку только после того, как контрольный орган получит, рассмотрит и одобрит обоснования, изложенные в документации.

Для чего нужна публикация информации о сделке

Законодательство требует от заказчика размещения специального документа (извещения о закупке) в открытом доступе. Это необходимо для того, чтобы операцию можно было признать прозрачной и открытой.

Однако при этом нельзя публиковать сведения, которые относятся к секретным. Как правило, данные о сторонах-участниках, предмете и условиях контракта выкладывают в информационный портал в сети Интернет.

Как происходит заключение контракта

Существует две формы контрактов, которые применяют при проведении неконкурентных закупок:


Вторым вариантом могут воспользоваться субъекты закупки при следующих условиях:

  • Они являются субъектами и центрального депозитария.
  • Если объем закупок очень мал.
  • Когда предметом торга становятся услуги коммунальных хозяйств.
  • В ситуациях выполнения закупок для организаций медицины, культуры, спорта или для госаппарата.

Использование упрощенной формы контракта позволяет субъектам выбрать практически любой вид договора, оговоренный в ГК РФ. При этом соглашение может быть заключено в устной форме, если сумма закупок у единственного поставщика не превышает 100 000 рублей.

Нюансы, связанные с исполнением контракта

Лица, осуществляющие неконкурентные закупки, должны понимать, что экспертиза становится неотъемлемым этапом приемки товара. Ее проводят в подавляющем большинстве случаев. Для этого приглашают сторонних специалистов или обходятся своими силами.

Экспертиза не нужна в ряде случаев:

  • Если предметом закупки становятся услуги экспертных организаций или частных экспертов.
  • При малых объемах поставки.
  • Если итог работ уже прошел экспертизу (проект строительства или другой результат инженерных изысканий обязательно проходит оценку экспертов).

По факту исполнения контракта составляется отчет и публикуется в единой информационной системе. Его содержание включает основные данные и сведения. Также к нему должны быть прикреплены документы, использовавшиеся в ходе подготовки сделки.

Рассмотрим определение закупки у единственного поставщика, случаи, правила и порядок осуществления процедуры закупки. Приведем образы шаблонов и примеров, которые понадобятся при работе со статьей 93 закона 44-ФЗ.

Большая часть государственных закупок осуществляется путем проведения торгов. Конкурентные процедуры (конкурсы, аукционы) подразумевают, что заказчик не может самостоятельно выбрать понравившегося исполнителя, он лишь предъявляет требования, которым будущий подрядчик должен соответствовать. Такой подход позволяет заручиться условиями для создания максимально честной конкуренции. Тем не менее, закупки у конкретного поставщика возможны – законодательство содержит такое понятие, как «закупки у единственного поставщика».

Данный вид закупок позволяет заказчику заключить контракт с конкретным исполнителем без проведения тендера, однако случаи, при которых это возможно, строго регулируются статьей 93 44-ФЗ, а также рядом дополнительных нормативно-правовых актов. Закупки у единственного поставщика в случаях, не предусмотренных статьей 93, незаконны и могут стать причиной серьезного штрафа для заказчика.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Закупки у единственного поставщика: что это означает

Каждый пункт статьи о закупке у единственного поставщика в нашей таблице подсказок - отдельное основание для закупки. По каждому пункту слева мы указали, что надо сделать, а справа - что необязательно. С живой таблицей подсказок вам не нужно листать длинный список, а можно открыть лишь те пункты, которые вас интересуют.

Из статьи

В каких случаях заказчик может провести закупки у единственного поставщика

Возможность работать с единственным поставщиком остается правом заказчика, однако это не значит, что все закупки можно осуществлять подобным образом. Условия, при которых возможно воспользоваться данным правом, оговорены в части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ. Всего в ч.1 представлено порядка 50 различных ситуаций, каждая из которых максимально конкретизирована. На практике же применяются лишь некоторые из них. При применении данных условий надо быть очень внимательными.

Основные условия, при которых заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком в рамках 44-ФЗ:

  • ✔ Закупки товаров, услуг или работы у субъектов естественных монополий . Если определенный товар производит только одна компания-монополист, то такие сделки осуществляются в рамках закупок у единственного поставщика. Субъекты естественных монополий обозначены в соответствующем законе (« » от 17.08.1995 № 147-ФЗ). К этой же группе относятся закупки услуг центрального депозитария. (п.1)
  • Закупки на незначительные суммы . Если сумма контракта не превышает 100 тысяч рублей, то заказчик может осуществлять такую закупку у единственного поставщика, а не проводить конкурентную процедуру. (п.4)
  • ✔ Заказ услуг, товаров или работ для нужд оборонной отрасли . Поскольку деятельность оборонной отрасли относится к категории государственной тайны, то и закупки в этой сфере проводятся на особых условиях. Кроме того, при закупках для оборонной отрасли следует учитывать реестр единственных поставщиков военной техники, который включает в себе список компаний, с которыми можно заключать контракты в рамках закупок у единственного поставщика. (п.7)
  • Закупки в сфере культуры и искусства . Сюда относятся как закупки музейных ценностей, так и закупки в области литературы и других видов искусства. Чаще всего на данных условиях работают различные музейные комплексы, фонды, театры и т.д. (п.10, 13 и другие).
  • Закупки услуг в области водоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения . Обеспечение государственных нужд в основных ресурсах, как и обеспечение оборонной сферы, строго регулируется государством. (п.8)
  • ✔ Закупки товаров, услуг или работ в случаях, когда необходима срочная (экстренная) медицинская помощь после возникновения форс-мажорных обстоятельств (катастрофы природного и техногенного характера). (п.9)

В целом, законодательство дает широкий перечень ситуаций, в которых можно воспользоваться процедурой закупок у единственного поставщика. В большинстве случаев эти ситуации так или иначе связаны со сферами, имеющими большое значения для государства в целом: культура и искусство, информационная безопасность, оборонная сфера, медицина, деятельность по обеспечению основных нужд населения, деятельность, связанная с государственной тайной.

Кроме того, закон предусматривает возможность совершать закупки у единственного поставщика, если на то было дан письменный указ Правительства или уполномоченных органов.

Для того, чтобы точно определить, если ли в конкретном случае возможность воспользоваться условиями статьи 93 Закона 44-ФЗ, необходимо максимально точно ознакомиться с актуальной редакцией закона, а также пояснительными записками и выяснить, нет ли прямого запрета на такой вид закупок для выбранной отрасли.

Согласование закупки у единственного поставщика после несостоявшегося открытого конкурса

Помимо случаев, когда закупки у единственного поставщика являются правом заказчика, существуют условия, при которых применение статьи 93 является обязанностью. В частности, сюда относятся закупки по результатам несостоявшегося открытого конкурса (аукциона).

Пункты 24 и 25 статьи 93 44-ФЗ содержат требование, согласно которому заказчик обязан заключить контракт в рамках закупок у единственного поставщика в том случае, если проведенный конкурс был признан несостоявшимся по причине подачи всего 1 заявки или признания 1 заявки соответствующей требованиям.

Заключение контракта с единственным поставщиком является обязанностью в случаях, когда:

  • на конкурсный отбор была подана единственная заявка;
  • только 1 поданная заявка по результатам проверки была признана соответствующей требованиям;
  • только 1 участник был признан соответствующим всем заявленным требованиям.

Таким образом, если в результате конкурсного отбора только 1 поданная заявка была признана действительной и проведение самой процедуры аукциона невозможно ввиду отсутствия конкурентов, вступает в силу действие статьи 93 Закона 44-ФЗ.

Механизм действий в данном случае прост. Если только 1 заявка была признана соответствующей требованиям, тогда участник, предоставивший данную заявку, становится победителем тендера автоматически. Конкурсный отбор считается несостоявшимся, а заказчик заключает контракт с победителем. В случае, когда не было подано ни одной заявки, заказчик может провести второй этап конкурсного отбора. Правила относительно закупок у единственного поставщика по единственной заявке справедливы и для второго этапа.

До 2015 года действовало правило, согласно которому заказчик, чей конкурсный отбор был признан несостоявшимся, обязан был получить предварительное разрешение от ФАС на заключение контракта с единственным поставщиком. Начиная с 2015 года, это требование отменено. Сегодня при соблюдении всех правил и условий проведения конкурсного отбора заказчик сразу может перейти к процедуре заключения контракта с единственным поставщиком, .

Как провести закупку у единственного поставщика по 44-ФЗ

Закупки у единственного поставщика пользуются большим спросом во многом благодаря тому, что сама процедура крайне проста. Заказчик должен сделать несколько простых действий.

① Размещение в Единой информационной системе (ЕИС) извещения о процедуре проведения закупок у единственного поставщика. Крайний срок – за пять дней до даты заключения контракта.

② Уведомление контрольного органа. Это должно быть сделано не позднее одного рабочего дня с даты заключения самого контракта.

Кроме того, заказчик должен приложить к документам копию заключения, в котором содержится обоснование закупок у единственного поставщика. Если такого обоснования не будет, то контролирующие органы вправе наложить санкции и отменить данную сделку, так как она является необоснованной и нарушает принцип честной открытой конкуренции.

В качестве обоснования может служить информация о признании проведенного конкурса несостоявшимся либо ссылка на условия, обозначенные в части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ. В некоторых случаях потребуется дополнительно указать невозможность или нецелесообразность проведения иных процедур определения поставщика, а также сослаться на стоимость или существенные условия контракта, которые предполагают использование процедуры закупок у единственного поставщика.

Важно

Необходимость обоснования закупок и размещения информации в единой информационной системе предусмотрена не для всех случаев закупок у единственного поставщика! Случаи, когда необходимо предоставить обоснование или разместить информацию, обозначены в ч. 2 и 3 статьи 93 44-ФЗ. Перед тем, как заключить контракт, внимательно ознакомьтесь с требованиями статьи.

Практика применения статьи 93 Закона о контрактной системе. Особые случаи и условия

Практика применения условий, обозначенных в статье 93 44-ФЗ, имеет ряд особых случаев, которые требуют дополнительного внимания.

Закупки в оборонной сфере

Все, что так или иначе касается оборонной сферы или государственной (военной) тайны, имеет строгие ограничения, контроль и осуществляется в особых условиях. Что касается государственных закупок у единственного поставщика для нужд обороны, то здесь закон накладывает на заказчиков дополнительные ограничения. Осуществлять подобные закупки у «кого угодно» нельзя, существует Единый Реестр Поставщиков для нужд ГОЗ (государственного оборонного заказа).

Реестр единственных поставщиков для нужд оборонного заказа содержит наименования компаний, у которых можно закупать товары, работы и услуги. Данный реестр формируется Правительством РФ, его содержание строго контролируется.

Данный реестр является уникальным для области закупок у единственного поставщика. Для других отраслей (даже тех, что упомянуты в пунктах части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ) никаких официальных реестров не существует.

Малые закупки

Для небольших контрактов проводить полноценный конкурс иногда не имеет смысла, в том числе с финансовой точки зрения, именно поэтому законом в ч. 1 статьи 93 предусмотрена возможность проводить малые закупки у единственного поставщика. К малым закупкам относятся контракты размером до 100 тысяч рублей.

Закон 44-ФЗ содержит и другое требование для малых закупок у единственного поставщика: общий годовой объем малых закупок не должен превышать 2 миллиона рублей (или составлять более 5% общего совокупного годового объема закупок заказчика). Кроме того, общий объем малых закупок за весь период работы с госконтрактами не должен превышать 50 миллионов рублей. Исключение из этого правила составляют лишь закупки для сельских поселений.

Малые закупки на условиях 44-ФЗ пользуются большой популярностью, так как их не нужно подробно отображать в плане-графике закупок, нет необходимости размещать сведения о них в единой информационной системе. Ограничения, связанные с малыми закупками, введены для того, чтобы исключить злоупотребление данными возможностями.

Практика применения статьи 93 показывает, что малые закупки у единственного поставщика – это один из наиболее эффективных вариантов закупок для небольших государственных и муниципальных компаний, которые не работают с большими объемами и не имеют возможности содержать отдельный обширный штат сотрудников для работы с тендерами.

Форс-мажор

Форс-мажор – это особые ситуации, в которых заказчик может воспользоваться правом заключения контракта с единственным поставщиком. На практике получается, что многие пытаются использовать обстоятельства непреодолимой силы (именно так определяется форс-мажор) для заключения договора с интересующим поставщиком. Однако стоит помнить, что далеко не все обстоятельства можно понимать, как непреодолимые.

Непреодолимыми считаются обстоятельства, о которых не было известно заранее, которые невозможно предсказать и которые непосредственно влияют на условия исполнения обязательств по контракту. Подробнее с понятием можно ознакомиться в статье 401 Гражданского Кодекса. Чаще всего к такого рода обстоятельствам относятся различные катастрофы и чрезвычайные ситуации. При заключении контракта на основании форс-мажора необходимо предоставить доказательства целесообразности использования данного пункта статьи 93.

Проверка контрактов, заключенных с единственным поставщиком

Закон содержит требование уведомить контролирующий орган о заключении контракта с единственным поставщиком в срок не позднее 1 рабочего дня после даты подписания договора. Это необходимо для того, чтобы контролирующий орган (ФАС в данном случае) мог провести проверку и выявить, были ли допущены нарушения при использовании норм, предусмотренных статьей 93 44-ФЗ.

После заключения контракта заказчик направляет соответствующее уведомление в ФАС или орган местного самоуправления (в особых случаях – в другой уполномоченный орган). К данному уведомлению обязательно прикрепить копию самого заключенного контракта, а также предоставить обоснование закупок у единственного поставщика. После получения документов, контролирующий орган начинает проверку. Строгой регламентируемой процедуры проверки не существует, однако, как правило, она содержит ряд основных этапов.

Этапы проверки уведомления о заключении контракта с единственным поставщиком:

  • Специалист тщательно проверяет поступивший пакет документов на соответствие всем нормам закона 44-ФЗ и статьи 93;
  • По результатам проведенной проверки подготавливается доклад;
  • В том случае, если в действиях заказчика нарушений обнаружено не было, то контролирующий орган не предпринимает никаких действия – заказчик продолжает работы по контракту;
  • В том случае, когда в действиях заказчика были обнаружены нарушения, контролирующий орган вправе организовать внеплановую проверку. О проведении данной проверки заказчик будет уведомлен в обязательном порядке;
  • По результатам проведенной проверки будет принято решение относительно дальнейшей судьбы данного контракта.

В большинстве случаев, если заказчик действует строго согласно закону и не злоупотребляет своим правом закупать товары у единственного поставщика, контролирующий орган не будет препятствовать таким закупкам.

Законами о закупках предусмотрено несколько видов процедур.Одна из них - возможность заключить контракт через закупку у . Такие процедуры закупок называют неконкурентными.

Закупка у единственного поставщика, пожалуй, наиболее любима как среди заказчиков, так и среди поставщиков. В этом случае контракт заключается минуя стадии закупок такие как рассмотрение заявок, аукцион, подведение итогов. Т.е. контракт заключается напрямую между продавцом и покупателем.

1. Плюсы закупки у единственного поставщика

У данной процедуры имеются несомненные плюсы для обеих сторон:

  • короткие сроки проведения закупки
  • Заказчик обращается к поставщику, который может гарантированно выполнить контракт
  • Приостановить действие и подписание контракта практически невозможно
  • Процедура проста и удобна
  • Чтобы заключить контракт с единственным поставщиком последнему не нужно задействовать большое количество людских ресурсов.

2. Случаи применения закупки у единственного поставщика по 44 фз

Все случаи описаны в 1 части 93 статьи . Собственно, закон не обязывает использовать такой способ закупок. Он дает заказчикам такое право (исключение составляет случай, когда объявленная процедура закупок не состоялась), а использовать его или нет - решение остается за заказчиком. Заказчики это право используют с удовольствием, но на любую сумму в этом случае контракт не заключить по закону. В основном, сумма закупки будет до ста тысяч рублей. В отдельных случаях допускается большая сумма для закупки, например, закупку у единственного поставщика для обеспечения детей - сирот всем необходимым можно осуществлять на сумму до четырехсот тысяч рублей. Случаи закупки у единственного поставщика охватывают любую форс-мажорную ситуацию, которая требует срочного решения. В законе описано пятьдесят два пункта, когда такая закупка может проводиться. Так же там указано, касательно каких закупок заказчик принимает решение сам, в каких - обязан сообщить в контролируемый орган, а в каких - осуществлять её только по согласованию контрольного органа. При этом тот, кто осуществляет закупку, вынужден закупать товар по заявленным ценам продавца без возможного снижения и на его условиях, это - большой минус для покупателя, поскольку он вынужден соглашаться с предложенной ценой без возможности снижения. В то же время, вся сумма подобных закупок максимально может достигать не больше двух миллионов рублей в год, или больше пяти процентов от общего объема закупок заказчика, но не более пятидесяти миллионов рублей.

3. Проведение закупки у единственного поставщика

Поскольку мы рассматриваем этот тип закупок со стороны поставщиков, то не будем останавливаться на всех действиях, которые обязан сделать заказчик, а остановимся на общем алгоритме.

  • Заказчик выбирает компанию, с которой заключает контракт и согласовывает условия закупки и текст договора (контракта).
  • Извещение размещается покупателем в системе (единая информационная система) и ещё остается пять дней до подписания контракта.
  • Чтобы известить о закупке контрольный орган у покупателя есть в запасе один рабочий день после подписания контракта, и следует не забыть предоставить его копию с обоснованием необходимости закупки и цены.

Все неконкурентные способы закупок находятся под внимательным наблюдением надзорных и контролирующих органов, и это нужно учитывать при составлении документов.Алгоритма, по которому оценивается насколько правомерно заключение контракта с единственным поставщиком нет. Здесь все зависит от сотрудников контрольного органа и от аргументации необходимости закупки. Поскольку внимание к таким способам закупок повышенное, то корректное обоснование цен и необходимости закупки у единственного поставщика сильно упростит жизнь не только заказчику, но и поставщику.

4. Закупка у единственного поставщика по 223 ФЗ

В тоже есть такое понятие. Иногда его называют ещё прямой закупкой. Инициатива может исходить как от заказчика, так и от продавца. Правила такой закупки по 223 фзпрописываются в положении о закупках заказчика.В определенных случаях (это описано вч.15 ст.4 223 фз) такие закупки в систему не вносятся. Понять, как должна проходить такая закупка у конкретного заказчика можно прочитав его Положение о закупках (расположено на сайте государственных закупок)


Так как же попасть на закупку у единственного поставщика? Отметим основное: заказчик обращается к поставщикам, с кем он взаимодействует. Или к компании, у которой нет конкурентов в силу уникальности предлагаемого товара или оказываемой услуги. Поэтому, если вы с заказчиком не общаетесь, контракт с единственным поставщиком будет отдан вашему конкуренту. Если заказчика не устраивает по каким-то причинам то, как вы выполняете обязательства по другим контрактам, закупку отдадут вашему конкуренту. Наличие у вас на складе дефектурной позиции сильно повышает ваши шансы, поскольку этот товар купить можно будет только у вас.

Для заключения контракта с единственным поставщиком заказчику необходимо обосновать целесообразность этой закупки, а так же привести обоснованность цены и способ её расчета. Как правило, с обоснованием цены помогает тот поставщик, к которому обратились. Он выставляет Коммерческое предложение. Возможно, что заказчик с запросом обратится не к одному поставщику, и выберет предложение с более низкой ценой.

6. Программа Партнерства Центра Поддержки Предпринимателей

Если поставщик хочет заключать контракты через закупку у единственного поставщика, ему в первую очередь необходимо заработать репутацию добросовестного и ответственного исполнителя. Иметь ресурсы для быстрого и качественного выполнения работ или быстрой поставки товара. Внимательно относиться к формированию своей цены в коммерческом предложении для заказчика. Ознакомиться со статьями 44фз и 223 фз касательно этого вида закупки. При работе с 223 фз необходимо ещё проштудировать Положение о закупках заказчика.

Конечно, это можно сделать самому. Но сегодня все больше внимания уделяется закупкам у малого и среднего предпринимательства, в том числе и закупкам у единственного поставщика. Для облегчения этой задачи создаются специальные программы партнерства, в которых участвуют как заказчики, так и поставщики. Страничка одной из таких программ присутствует на нашем ресурсе. Участвуя в таких программах крупные заказчики приобретают постоянных добросовестных поставщиков из числа малых предпринимателей, а малый бизнес получает возможность стать поставщиком и полноценным партнером для крупных корпораций. Центр Поддержки и Предпринимательства помогает с оформлением документов, а после вступления в программу оборудует на сайте многофункциональный кабинет с полной информацией по планируемым (и объявленным) закупкам и торгам именно вашего профиля. Так же участникам программы предоставляется персональный менеджер, который помогает разобраться в сложной системе торгов и поиске ваших профильных аукционов. Как известно, субъектам малого предпринимательства очень тяжело содержать тендерный отдел, в котором работают высококвалифицированные специалисты,Программа партнерства призвана помочь решить эту проблему и обеспечить малый бизнес высококвалифицированной поддержкой специалистов в области торгов.

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Большинство закупок, особенно на государственном уровне, проходит при использовании системы торгов. Конкурентные процедуры (тендеры, аукционы) подразумевают, что клиент не может самостоятельно выбирать исполнителя, он только предъявляет требования, которые должен удовлетворить будущий подрядчик. Такой подход позволяет обеспечить условия для создания наиболее честной конкуренции. Но есть вариант осуществления закупочной деятельности только у одного поставщика - законодательство содержит такую ​​процедуру, как «покупки у единственного поставщика».

Современное законодательство о закупках предусматривают несколько видов процедур в этой области. Одна из них - возможность подписать контракт с единственным поставщиком посредством закупок у него. Такие процедуры называются неконкурентными. Покупка у одного поставщика, пожалуй, самая любимая процедура среди клиентов и поставщиков. В этом случае договор обходит стадию закупок, например, рассмотрение заявок, аукцион, подведение итогов. То есть контракт заключается сразу между продавцом и покупателем.

Сущность закупок

Закупки - это процесс предоставления всех видов материально-технических ресурсов в требуемое время и в объемах, необходимых для нормального осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Правильно организованная закупка позволяет не только получить нужное количество товаров в необходимое время, но и повлиять на поставщика или производителя. Такое влияние позволяет улучшить качество поставляемой продукции, а также постоянно обновлять и расширять ассортимент своей продукции, что в итоге повышает конкурентоспособность предприятия и максимально удовлетворяет потребительский спрос.

Законодательная и нормативная база

Основными законодательными актами в сфере изучаемых вопросов являются ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ.

В таблице представлены сравнительные характеристики двух законов.

Применение 44-ФЗ

Возможности осуществления данной формы закупок описаны в 1 части 93 статьи 44-ФЗ. На самом деле закон не требует использования этого метода. Он дает клиентам такое право, а использовать его или нет - решение остается за клиентом.

Клиенты пользуются этим правом с удовольствием, но для строго ограниченной суммы по закону (до 100 тысяч руб.)

В некоторых случаях для покупок допускается большая сумма, например, приобретения у одного поставщика для обеспечения сирот всего, что им необходимо. В такой ситуации суммы контрактов могут доходить до 400 тыс. руб. Варианты, которые предполагают закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ, охватывают любую форс-мажорную ситуацию, требующую срочных решений. Закон описывает 52 пункта, когда такая покупка может быть совершена.

В нем также говорится о том, какие покупки совершать. Но покупатель обязан информировать контролируемый орган и согласовывать перечень с ним. В то же время тот, кто совершает покупку, вынужден приобретать товары по заявленным ценам продавца без возможного снижения и на его условиях, это большой минус для клиента, поскольку он вынужден согласиться с условиями контракта без возможности их изменения.

В то же время вся сумма закупок у единственного поставщика по 44-ФЗ может достигать максимума не более двух миллионов рублей в год или пяти процентов от всех покупок клиента, но не более пятидесяти миллионов рублей.

Применение 223-ФЗ

Аналогичное понятие имеет и федеральный закон 223-ФЗ. Инициатива может исходить как от клиента, так и от продавца. Правила такой закупки составляют в соответствии с 223-ФЗ, они указаны в положениях о закупках заказчика.

Концепция единого поставщика

Единственный поставщик. Определение этого понятия заключается в том, что им является любое юридическое лицо (организация, предприятие, учреждение) или лицо, которое поставляет товары или услуги клиентам.

Поставщик ведет бизнес в соответствии с условиями контракта на поставку, который является одним из видов договора купли-продажи. В соответствии с договором поставки он обязуется передать в установленные сроки товары, произведенные или приобретенные им клиенту для применения в хозяйственной деятельности или для других целей, не связанных с личными, семейными, домашними или другими аналогичными методами использования.

Определение понятия закупок у одного поставщика

Закупки у одного поставщика являются неконкурентной формой установления контрагента, при которой отсутствует формальная процедура отбора. Также это механизм закупок, в котором клиент предлагает только одному подрядчику выполнить контракт, минуя процедуры тендера и не привлекая других участников торгов.

Стоит отметить, что покупка у единственного поставщика является правом, а не ответственностью клиента. Единственными исключениями являются покупки, когда конкурентные процедуры в 44-ФЗ терпят неудачу. Покупки у единственного поставщика привлекают клиентов с их относительной простотой и низкими затратами времени.

Преимущества данной формы закупок

Данная схема взаимодействия между клиентом и поставщиком имеет несколько положительных сторон:

  • поставщику гарантирован контракт;
  • клиент получает гарантированного проверенного поставщика;
  • вероятность неисполнения договора минимальна;
  • процедура проста и удобна для всех, она не требует больших затрат труда и времени;
  • короткие сроки покупки;
  • клиент связывается с поставщиком, который может выполнить гарантированный договор;
  • почти невозможно приостановить контракт;
  • чтобы заключить договор с одним поставщиком, последнему не нужно использовать большой объем человеческих ресурсов.

Недостатки такой формы закупок

Они включают в себя:

  • ситуацию, когда отсутствует здоровая конкуренция, как следствие, минимальный уровень снижения цен;
  • по очевидным причинам такой тип закупок всегда привлекает внимание надзорных органов.

Осуществление процедур закупки по 44-ФЗ

За время своего существования 44-ФЗ неоднократно подвергался различным изменениям и дополнениям.

Невозможно приобрести продукцию у одного поставщика, если такая покупка не указана в списке случаев, установленных данным законом. Список случаев, в которых покупка может быть выполнена у единственного поставщика по 44-ФЗ, приведен в части 1 ст. 93.

В этом перечне в настоящее время предусмотрено 45 случаев такой покупки.

Выделим основные группы:

  • если конкурсные процедуры не состоялись;
  • при строительстве объектов, их ремонте, обслуживании;
  • закупки в области культурных направлений, спорте и образовании;
  • закупки в области медицины и реагирования на чрезвычайные ситуации;
  • приобретение услуг в сфере коммунальных, электро- и теплоуслуг;
  • покупки от естественных монополий;
  • закупки в области государственного управления и обороны;
  • и другие случаи, когда закупки могут производиться у одного поставщика.

Клиент принимает решение заключить договор с одним поставщиком без каких-либо утверждений от контрольного органа. Иногда такая координация и уведомление необходимы.

Организация закупок по 223-ФЗ

Покупка у одного поставщика по 223-ФЗ также иногда называется прямой.

В зависимости от инициативной стороны закупки у одного поставщика могут быть осуществлены посредством сообщения о возможности заключении контракта выбранному поставщику без учета конкурирующих предложений.

Случаи прямых закупок устанавливаются клиентом в его правилах (часть 2 статьи 2 223-ФЗ). Регламент закупок - документ, который регулирует всю деятельность по приобретению товаров.

Основная часть покупок, сделанных клиентами и не превышающая 100 (500) тысяч рублей, - это приобретения товаров у одного поставщика. В таких случаях клиенты также имеют право не размещать информацию о закупках, включая уведомления, документацию и протоколы, что значительно упрощает жизнь клиентов.

Наиболее распространенные случаи закупок у единственного поставщика по 223-ФЗ:

  • невысокая стоимость приобретенных продуктов (работ, услуг), когда использование конкурентных методов закупок не подходит;
  • наличие необходимых продуктов только у одного поставщика;
  • поставщик является владельцем исключительных прав в отношении этого товара;
  • ранее проведенные закупки на конкурсной основе не состоялись;
  • срочная потребность в продуктах (чрезвычайные ситуации, несчастные случаи и т. д.).

Отчетность о закупках у единого поставщика распределяется в отдельном разделе как часть общей ежемесячной отчетности, размещенной на официальном веб-сайте в соответствии с частью 19 статьи 4 223-ФЗ.

Контракт: основы разработки

Когда контракт заключен с единственным поставщиком, то он по своему наполнению может иметь точно такую же форму и содержание, что и обычный договор поставки. В статье 34 44-ФЗ уточняется, что содержание контракта должно соответствовать положениям ГК РФ. Некоторые разделы могут быть пропущены.

Например, можно не отмечать ответственность сторон друг перед другом, правила расчета и уплаты штрафов. Можно не указывать график выполнения работ и порядок расчетов с предпринимателем. Еще одним дополнительным условием для документа, подписанного с одним поставщиком, является процедура обеспечения контракта и возврата средств.

В то же время, если исполнителем является лицо, которое не зарегистрировано в качестве ИП, в договоре обязательно указывается, что сумма контракта с единственным поставщиком уменьшается на сумму налога, так как клиент в этом случае является налоговым агентом.

Организация закупочной деятельности у одного поставщика

Поскольку мы рассматриваем этот вид закупок у поставщиков, мы не будем останавливаться на всех действиях, которые должен выполнить клиент, а определим только общий алгоритм.

  1. Клиент выбирает компанию, с которой он подписывает контракт, и соглашается с условиями покупки и текстом соглашения (контракта).
  2. Уведомление размещается покупателем в системе (единая информационная система), до подписания контракта остается еще пять дней.
  3. У покупателя есть один день после подписания контракта на то, чтобы уведомить контрольный орган о предстоящих закупках.

Все неконкурентные методы закупок находятся под тщательным надзором регулирующих органов, и это необходимо учитывать при составлении документов.

Нет алгоритма для оценки того, насколько законным является заключение с единственным поставщиком контракта. Все зависит от персонала надзорного органа и от аргументации о необходимости закупок. Поскольку внимание к таким методам закупок увеличивается. Правильное обоснование единственного поставщика и его цен значительно упростят жизнь не только клиенту, но и заказчику.

Пошаговая инструкция

Пошаговая инструкция по покупке у единственного поставщика (ЕП) следующая.

Этап 1. Подготовка к покупке данным образом.

  • Шаг № 1. Подготовка Приказа (или другого документа) по реализации закупок у одного поставщика.
  • Шаг № 2. Подготовка обоснования соответствия ЕП требованиям законодательства и документации по закупкам.
  • Шаг № 3. Подготовка заявки на утверждение заключения (возможность оформления) договора с единственным поставщиком.

Этап 2. Формирование документации для покупки у ЕП.

  • Шаг № 4. Разработка и утверждение проекта контракта.
  • Шаг № 5. Расчет и обоснование закупки у единственного поставщика и цены контракта.
  • Шаг № 6. Подготовка отчета, подтверждающего заключение договора с ЕП и нецелесообразность проведения конкурсных процедур закупок (до размещения уведомления и заключения договора).
  • Шаг № 7. Занесение в единую справочную систему уведомления о закупке у ЕП.

Этап 3. Непосредственно сам процесс заключения контракта с ЕП.

  • Шаг № 8. Обратиться к надзорному органу с просьбой одобрить сделку через извещение о единственном поставщике.
  • Шаг № 9. Подписание контракта после того, как поставщик представил документ для обеспечения исполнения контракта.

Этап 4. Уведомление надзорного органа о контракте с ЕП.

  • Шаг № 10. Представление уведомления (с копией заключенного договора и обоснования его заключения) в контрольный орган.

Этап 5. Принятие товаров.

  • Шаг № 11. Привлечение независимых экспертов.

Расчет цены контракта

  • метод рыночного анализа;
  • нормативный способ;
  • тарифный метод;
  • способ проектирования и оценки;
  • затратный метод.

Клиент может применять другие варианты расчета цены контракта с поставщиком, если перечисленные не могут быть использованы.

Согласование закупки с контрольным органом

Когда конкурентная покупка не состоялась и происходит заключение договора с одним поставщиком, необходима координация действий с вышестоящим контрольным органом управления.

Также всегда необходимо координировать работу с единственным поставщиком по исходам открытых закупок, за исключением трех случаев:

  • автономная организация осуществляет закупки в соответствии с подразделом 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;
  • юридическое лицо осуществляет закупки в соответствии с частью 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;
  • запрос на котировки не состоялся.

Контракты с единственными поставщиками по результатам электронных закупок не нуждаются в координации.

Необходимо отправить уведомление следующим организациям:

  • ФАС - на уровне покупок для федеральных нужд;
  • контрольный орган в области государственных оборонных заказов;
  • исполнительный орган субъекта РФ, который контролирует закупки (приобретение товаров для региональных нужд);
  • местный орган самоуправления, который контролирует покупки, когда приобретает продукцию для муниципальных нужд.

Необходимо приложить копию договора и обоснование осуществления закупки у единственного поставщика к уведомлению. Отправлять документы в орган контроля необходимо не позже одного рабочего дня с даты заключения договора. В противном случае работник службы контрактов будет оштрафован на 15 тыс. рублей, а организация - 100 тыс. рублей.

Новые правила

Так как подобный вид закупок является вторым по популярности способом оформления контрактов (в 2017 году почти половина всех сделок осуществлялась таким образом), то законодательство постоянно следит за исполнением договоров, время от времени их совершенствуя.

Новые изменения правил уже в ближайшем будущем состоятся в следующем:

  1. Отпадает необходимость размещения извещения о проведении закупок у ЕП. Заранее будет формироваться специальный график-план с указанием такой информации;
  2. Устраняется обязанность организаторов торгов по обоснованию невозможности осуществления закупки в конкурентной форме;
  3. Устраняется необходимость проведения внешней экспертизы для госконтрактов;
  4. Случаи согласования с ФАС будут необходимы только в ходе отдельных способов определения поставщика;
  5. Будут введены новые обеспечения гарантий обязательств поставщика;
  6. У заказчика будет право заключения госконтракта с участником второго номера в ситуации, когда с первым номером контракт расторгнут;
  7. Ранее заказчик имел право заключать арендный договор по следующим объектам: здания, строения, сооружения. Теперь в этот список добавлен такой объект, как земельный участок.

Заключение

Для того чтобы стать единственным поставщиком, необходимо следовать следующим советам:

  • добросовестно выполнять все контракты, поддерживать хороший имидж;
  • предлагать уникальный продукт на рынке: клиенту просто негде больше купить данный товар.

В заключение остановимся на нескольких важных моментах..

  1. Во-первых, покупки у ЕП для клиентов являются очень привлекательной формой закупок, хотя они требуют большего внимания со стороны регулирующих органов.
  2. Во-вторых, необходимо внимательно прочитать статьи 93-96 44-ФЗ для того, чтобы понять, покупаются ли данные товары таким образом или нет.
  3. В-третьих, если компания планирует участвовать в закупках по 223-ФЗ, нужно исследовать положения о закупках клиента, в процедуре которого он будет участвовать.
  4. В-четвертых, полностью и своевременно исполнять взятые обязательства перед клиентами по заключенным договорам.