Почему ватикан государственно подобное образование. Международнаяправосубъектность государственно-подобных образований. Проблема международной правосубъектности индивида

Международная правосубъектность иных участников международных отношений (ТНК, МНПО, индивида, человечества), в том числе государственно-подобных образований

Правосубъектность государственно-подобных образований

В международном праве в соответствии с межгосударственными договорами в прошлом и в настоящее время предоставляется специальный международно-правовой статус для некоторых политико-территориальных (государственно-подобных) образований. В соответствии с такими международными договорами эти образования наделяются определенными правами и обязанностями и тем самым становятся субъектами международно-правового регулирования. Их международная правосубъектность определяется тем, что они способны самостоятельно, независимо от государств и других субъектов международно-правового общения осуществлять установленные юридические права и обязанности. Соответствующая международная правоспособность определяется положениями указанных договоров, а в некоторых случаях и обычно-правовыми нормами. К ним относятся:

  • 1) вольные города. Им в прошлом принадлежал специальный международно-правовой статус. Так, согласно Венскому трактату 1815 г. "вольным, независимым и совершенно нейтрализованным" городом был провозглашен Краков (существовал до 1846 г.). Версальским мирным договором 1919 г. был установлен специальный международно-правовой статус "свободного государства" Данциг (1920–1939 гг.). Мирный договор с Италией 1947 г. предусматривал образование "Свободной территории Триест" (практически она не была образована; ее части вошли в состав Италии и Югославии);
  • 2) Западный Берлин – также обладал особым международно-правовым статусом. Основным международно-правовым актом, регулировавшим его международно-правовое положение, было четырехстороннее соглашение между СССР, США, Великобританией и Францией от 03.09.197 i. Согласно соглашению западные секторы города были объединены в особое политическое образование со своими органами власти (Сенатом, прокуратурой и т.д.), которым были переданы часть государственных полномочий. Ряд правомочий осуществлялись союзными властями держав-победительниц. Интересы населения города в международных отношениях представлялись и защищались консульскими должностными лицами ФРГ. Статус Западного Берлина прекращен в 1990 г.;
  • 3) Ватикан – резиденция главы католической церкви (папы римского) в особом районе Рима, называют иногда город-государство. Его правовой статус определяется соглашением 1984 г. между Италией и "святым престолом". Ватикан поддерживает внешние связи со многими государствами, в частности с католическими странами; он учреждает в них свои постоянные представительства, возглавляемые папскими нунциями или легатами. Ватикан участвует во многих международных конференциях и является участником многих международных соглашений. Кроме того, он является членом ряда универсальных международных организаций (ВПС, МАГАТЭ, МСЭ и др.), имеет постоянных наблюдателей при ООН, МОТ, ЮНЕСКО и некоторых других организациях.

Проблема международной правосубъектности индивида

Долгое время отечественная наука отрицала за индивидами качество международной правосубъектности. Ситуация изменилась в период "перестройки" в СССР, когда многие ученые стали призывать к пересмотру этой точки зрения. Дело в том, что государства как основные субъекты международного права все чаще путем согласования своих воль создают нормы, направленные не только на регулирование их взаимных отношений, но и нормы, адресованные другим лицам и образованиям. Эти нормы могут иметь адресатами МНПО, отдельные международные органы (комиссии, комитеты, судебные и арбитражные органы), служащих ММПО, т.е. лиц и образования, которые сами не обладают способностью создавать нормы международного права.

Хотя большинство норм, имеющих целью воздействовать па правовое положение личности, непосредственно адресованы государствам и обязывают их обеспечить индивидам определенную совокупность прав и свобод, в некоторых случаях, связанных с деятельностью международных органов по правам человека, международно-правовые нормы определяют нрава и обязанности индивида непосредственно.

Сложнее, конечно, обстоит дело с международной правосубъектностью индивидов по отношению к международным документам в области прав человека в случаях, если индивид непосредственно не может выступать перед международными органами.

Конечно, чаще всего нормы международного права, направленные на регулирование поведения физических или юридических лиц – субъектов внутригосударственного права, действуют в отношении них не прямо, а опосредовано нормами национального права. Однако в ряде случаев правами и обязанностями по международному праву непосредственно наделяются лица и образования, не обладающие способностью создавать нормы международного права.

Фактически круг лиц и образований, являющихся субъектом международного права, зависит от того, какое определение субъекта международного права дается. Если субъекты международного права определить как "образования, независимые друг от друга, не подчиненные в области международных отношений какой-либо политической власти, обладающие юридической способностью к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей, установленных международным правом" , то индивиды и юридические лица, а также МНПО не обладают качеством международной правосубъектности. Если же в качестве субъектов международного права рассматривать все лица и образования – носители прав и обязанностей непосредственно в силу норм международного права, то придется признавать субъектами международного права индивидов, в том числе служащих ММПО, определенный круг юридических лиц, МНПО, различные международные органы.

Вероятнее всего, в международном праве речь должна идти о двух категориях субъектов. К первой относятся те, которые обладают правами и обязанностями, непосредственно вытекающими из норм международного права, и сами непосредственно участвуют в создании этих норм, в обеспечении их соблюдения. Это в первую очередь государства, а также народы и нации, реализующие свое право на самоопределение, ММПО. Во вторую категорию входят индивиды, МНПО, ряд международных хозяйственных объединений (МХО), международные органы (комиссии, комитеты, судебные и арбитражные органы). Они, обладая определенным довольно ограниченным кругом прав и обязанностей по международному праву, сами непосредственно не участвуют в процессе создания норм международного права.

  • Международное право: учебник / под ред. Г. И. Тункина. М., 1982. С. 82.

Помощь в учёбе. Работы на заказ

Курсовая

Государственно-подобное образование - довольно сложное и исключительное явление международно-правового характера еще слабо изученное отечественной наукой международного права. Учебная литература содержит крайне мало сведений об этом уникальном явлении, а специальная литература лишь затрагивает определенные моменты отдельных государственно-подобных образований. Отдельных же монографических или...

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ПОНЯТИЕ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ПОДОБНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
  • 2. ВОЛЬНЫЕ ГОРОДА
  • 3. ВАТИКАН
  • 4. ИНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПОДОБНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Стоимость уникальной работы

Государственно-подобные образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государственно-подобное образование — довольно сложное и исключительное явление международно-правового характера еще слабо изученное отечественной наукой международного права. Учебная литература содержит крайне мало сведений об этом уникальном явлении, а специальная литература лишь затрагивает определенные моменты отдельных государственно-подобных образований.

Отдельных же монографических или диссертационных работ, посвященных понятию, международной правосубъектности и иным вопросам статуса государственно-подобных образований в России нет. Этот фактор является дополнительным стимулом для более детального изучения данного вопроса, актуализирует работу, придает ей новаторский характер.

Понимая всю сложность написания данной курсовой работы в практически полном отсутствии специальной литературы, тем не менее мы ставим ее целью определение международно-правового статуса и выявление сущностных характеристик государственно-подобных образований.

В связи с этим в качестве задач выдвигаются вопросы, во-первых, анализа существующих научных и иных источников с целью определения признаков и дачи дефиниции государственно-подобного образования, во-вторых, выявления отдельных аспектов их международной правосубъектности, в-третьих, определения различных сторон их международно-правовой деятельности и, в-четвертых, изучения отдельных государственно-подобных образований, как существовавших в прошлом, так и существующих по сей день.

Структурно работа разделена на параграфы в соответствии с логической последовательностью изложения материала, которая позволит в полной мере решить поставленные задачи и, в конечном счете, достичь цели данной работы ("https://сайт", 18).

В первом параграфе будут освещены общие вопросы, касающиеся всех государственно-подобных образований: понятия, выявления признаков, определения сущностных характеристик, анализа подходов в понимании, выявления отличий от других субъектов международного права. Последующие параграфы будут освещать данные вопросы применительно к отдельным государственно-подобным образованиям, детализируя их и выявляя особенности конкретных государственно-подобных образований.

Источники, используемые в данной работе, весьма разнообразны. Помимо традиционных — учебной и специальной литературы — мы использовали акты международно-правового характера, в том числе международные договоры, которые определяют статус того или иного государственно-подобного образования, основные законы этих образований, а также официальные источники из серверов государственно-подобных образований, размещенные в сети «Интернет».

Все это направлено на одно — достижение цели курсовой работы, обозначенной выше.

Стоимость уникальной работы

Список литературы

  1. Мирный договор между союзными и объединившимися державами и Германией (Версальский договор) [электронный ресурс]: от 28.06.1919 года. - Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».
  2. Договор между Святым престолом и Королевством Италия [электронный ресурс]: от 11 февраля 1929 года. // Официальный проект компании «Гарант»: «Конституция Российской Федерации и зарубежные конституции». - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/DOC_3 864 879.htm - свободный.
  3. Мирный договор с Италией от 10.02.1947. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XIII. - 1956. - С. 88−203.
  4. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18.04.1961. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XXIII. - 1970. - С. 136−148.
  5. Договор о нераспространении ядерного оружия от 01.07.1968 года. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XXVI. - 1973. - С. 45−49.
  6. Четырехстороннее соглашение от 03.09.1971. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XXVIII. - 1974. - С. 46−55.
  7. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12.09.1990. // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. - Вып. XLVII. - 1994. - С. 34−37.
  8. Основной закон Государства-Города Ватикан [электронный ресурс]: от 7 июня 1929 года (утратил силу) // Официальный проект компании «Гарант»: «Конституция Российской Федерации и зарубежные конституции». - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/ DOC_3 864 879.htm - свободный.
  9. Основной закон Государства-Города Ватикан от 26 ноября 2000 года (на немецком языке) // Официальный сайт Святого престола. - Режим доступа: http://www.vatican.va/vatican_city_state/legislation/documents/ scv_doc_20 001 126_legge-fondamentale-scv_ge.html - свободный.
  10. О назначении Садчикова Н. И. представителем Российской Федерации при Ватикане и при Суверенном Мальтийском Ордене по совместительству: Указ Президента Российской Федерации от 26.08.2005 № 989. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 35. - Ст. 3602.
  11. История отечественного государства и права. Часть 1. / Под ред. Чистякова О. И. - М., Юристъ, 2007. - 477 с.
  12. Каламкарян Р. А. Международное право : учебник. / Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачев - М.: Эксмо, 2004. - 688 с.
  13. Конституции буржуазных стран. Т.II. - М.-Л.: Соцэкгиз, 1936. - 419 с.
  14. Конституции государств Европы. / Под ред. Окунькова Л. А. - М.: Норма, 2001. - 816 с.
  15. Курдюков Г. И. Государства в системе международно-правового регулирования . / Г. И. Курдюков - Казань: Издательство Казанского университета, 1979. - 174 с.
  16. Лукашук И. И. Международное право . Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. / И. И. Лукашук - М.: Издательство БЕК, 2001. - 419 c.
  17. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права : учебник. / М. Н. Марченко - М.: Проспект, 2001. - 755 с.
  18. Матузов Н. И. Теория государства и права : учебник. / Н. И. Матузов, А. В. Малько - М.: Юристъ, 2005. - 540 с.
  19. Международное право: учебник для вузов. / Под ред. Игнатенко Г. В., Тиунова О. И. - М., Норма, 2001. - 705 с.
  20. Международное право: учебник. / Под ред. Колосова Ю. М., Кривчиковой Э. С. - М.: Международные отношения, 2000. - 713 с.
  21. Международное публичное право: учебник. / Под ред. Бекяшева К. А. - М.: Проспект, 2007. - 784 с.
  22. Моджорян Л. А. Статус вольного города . / Л. А. Моджорян // Советское государство и право. - 1962. - № 3. - С. 66−76;
  23. Ушаков Н. А. Международное право : учебник. / Н. А. Ушаков - М.: Юристъ, 2003. - 304 с.
  24. Фельдман Д. И., Курдюков Г. И. Основные тенденции развития международной правосубъектности . / Д. И. Фельдман, Г. И. Курдюков - Казань, Издательство Казанского университета, 1974. - 124 с.
  25. Черненко С. В. Рецензия на работу Фельдмана Д . И., Курдюкова Г. И. Основные тенденции развития международной правосубъектности. / С. В. Черненко // Правоведение. - 1975. - № 5. - С. 143−145.
  26. Шибаева Е. А. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций . / Е. А. Шибаева, М. Поточный - М.: Издательство МГУ, 1988. - 188 с.
  27. Силкин Б. И. Ганза : древний «общий рынок» Европы. / Б. И. Силкин // Знание - сила. - № 1. - 1998. // Режим доступа: http://skola.ogreland.lv/istorija/ slovo/G/g7.htm - свободный.
  28. Официальный сайт католической церкви (на английском языке). - Режим доступа: http://www.catholic-hierarchy.org/ - свободный.
  29. Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ - свободный.
  30. Официальный сайт Святого престола (на английском языке). - Режим доступа: http://www.vatican.va/phome_en.htm - свободный.
  31. Официальный сайт Суверенного Мальтийского Ордена (на английском языке). - Режим доступа: http://www.orderofmalta.org/site/index.asp ?idlingua=5 - свободный.
  32. Официальный сайт Центрального разведывательного управления Соединенных Штатов Америки (на английском языке). - Режим доступа: https://www.cia.gov/ - свободный.

Стоимость уникальной работы

Стоимость уникальной работы

Заполнить форму текущей работой
Другие работы

Значение непосредственной демократии трудно переоценить, так, например, В. И. Ефимов справедливо отмечает: «Через народ определяются суть, цель и основания демократической власти, и при этом предполагается единство всех этих определений. Утрата одного из них ведет к абсолютному снижению качества власти, ее перерождению в квазидемократические формы, прикрывающие автократическое или олигархическое...

Курсовая

Если вопросы, относящиеся к предмету регулирования, прямо в Конвенции не решены, то они подлежат разрешению в соответствии с общими принципами Конвенции; в случае отсутствия необходимого принципа - в соответствии с правом, применимым в силу норм международного частного права. Некоторые виды продаж под действие Венской Конвенции 1980 г. не подпадают. Например, продажа с аукциона, продажа ценных...

На современном этапе исторического развития человеческой цивилизации национальная экономика каждого государства неизбежно. Интегрируется в международную систему мирохозяйственных связей, т. е. выходит за национальные рамки и поэтому неизбежно испытывает влияние международного фактора. Интернационализация экономических связей объективно обусловливает зарождение, формирование и развитие...

Курсовая

В Европе и Америке парламент приобрел современный облик в результате буржуазных революций. После Второй мировой войны классическая либеральная концепция парламентаризма стала доминирующей. Предполагалось, что именно она позволяет выражать интересы не одного или немногих, а большинства народа. После революционных бурь парламентский способ регулирования конфликта социальных интересов, который смог...

Курсовая

Экономический оборот современного общества невозможно представить без объектов интеллектуальной собственности. Сегодня сфера их распространения не только и не столько личное потребление, но, прежде всего, общественное производство. Любое предприятие как имущественный комплекс включает две группы элементов: материальные и нематериальные. По некоторым данным доля нематериальных активов (таково...

Курсовая

В настоящее время общепризнано, что право ЕС может напрямую порождать у частных лиц права и наделять их обязанностями. Но на заре создания ЕС вопрос о том, могут ли учредительные договоры о создании ЕС («первичное право») и акты институтов ЕС («вторичное право») непосредственно наделять субъективными правами частных лиц, вызывал споры. Высказывалось, в частности, мнение о том, что частные лица...

В науке международного частного права взаимность понимается как один из фундаментальных принципов международного сотрудничества, позволяющий обусловить дружественное отношение одного государства к другому адекватным ответным отношением. Хотя проблематика международного частного права начинает занимать достойное место в трудах отечественных правоведов, на сегодняшний день вопросы взаимности...

Субъект МП - носитель межд. прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами МП либо предписаниями межд.-правовых актов.

Соответст­венно межд. правосубъектность - юридическая спо­собность лица быть субъектом МП.

Межд. правосубъект­ность: фактическая и юридическая.

1. Государства. Признаки: территория, население, публичные власти (система органов).

2. Нации, борющиеся за национальное самоопределение. Нация - историческая общность людей, проживающая на данной территории и характеризующаяся единством политики, экономики, культуры, социальной жизни и языка.

Чтобы быть субъектом МП, нации необходимы:

· территория, на которой она бы могла самоопределиться;

· политическая организация, которая могла бы выступать от имени всей нации;

· воинские формирования;

· признание при межд. организациях.

Производные субъекты МП (создаются первичными). Пра­воспособность производных субъектов МП оговаривает­ся в договорах об их создании.

1. Межд. организации.

· межд. межправительственные организации - основа­ны на межправительственных соглашениях. Существуют как уни­версальные (носят всемирный характер (ООН)) и региональные (объединяющие субъектов МП данного региона (ОБСЕ, Евросоюз, Совет Европы и др.));

· межд. неправительственные организации (так назы­ваемые органы народной дипломатии) - основаны не­правительственными, негосударственными организа­циями и лицами.

2. Государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден в Риме). В основе их создания лежит договор, как правило, с сопредельными государствами о ненападении на «вольные города», которые впоследствии трансформи­руются в подобия государства со своей незначительной армией, границей, подобием суверенитета.

Права государства как субъекта МП:

1. право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав, на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдени­ем признанных МП иммунитетов;

2. равноправие с другими государствами;

3. право на коллективную и индивидуальную самообо­рону против вооруженного нападения.

Обязанности госу­дарства:

1. воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других государств;

2. воздерживаться от разжигания междоусобицы на территории другого государства;

3. уважать права человека;

4. устанавливать на своей территории такие условия, которые не угрожали бы межд. миру;

5. решать все свои споры с другими субъектами МП только мирными средствами;

6. воздерживаться от угрозы силой или ее применения про­тив территориальной целостности и политической незави­симости или иным образом, несовместимым с МП;

7. воздерживаться от оказания помощи другому госу­дарству, нарушающую предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры предупрежде­ния или принуждения;

8. воздерживаться от признания территориальных при­обретений другого государства, действующего в на­рушение обязательства неприменения силы;

9. добросовестно выполнять свои обязательства.

Межд.-правовое признание - это акт государства, ко­торым констатируется возникновение нового субъекта МП и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на МП отношения.

Теории межд.-правового признания:

· конститутивная - акт признания дестинатора (адресата призна­ния) со стороны уже существующих субъектов МП играет решающую роль в его межд.-правовом статусе. Недостатки: на практике новые образования могут вступать в межгосу­дарственные отношения и без признания, не­ясно - признания скольких государств необходимо для того, чтобы новое образование приобре­ло межд. правосубъектность.

· декларативная - признание не означает придания ему соответствующего правового статуса, а лишь констатиру­ет факт возникновения нового субъекта международного права и облегчает осуществление с ним контакта. Преобладает в международно-правовой доктрине.

Формы признания:

1. Признание де-факто (de facto) - фактическое призна­ние государства путем установления с ним экономических отношений без установления дипломатических отношений.

2. Признание де-юре (de jure) - открытие дипломатических представительств, миссий в признаваемом государстве.

3. Признание (разовое) «ad hoc» - признание государства для конкретного случая.

Виды признания:

· традиционные виды признания: признание госу­дарств, признание правительств;

· предварительные (промежуточные): признание наций, признание восставшей или воюющей стороны, признание сопротивления, признание правительства в эмиграции.

Предварительные виды признания применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые мо­гут привести либо к созданию нового государства, либо к стабилизации положения в стране, где власть была за­хвачена революционным путем.

Акт, противоположный признанию, именуется протестом . Сущность протеста - в несогласии с правомерностью соответствующего юридически значимого факта или события, в квалификации его как международно-противоправного деяния. Протест должен быть явно выраженным и так или иначе доведенным до сведения государства, которого он касается.

ГПО – это особая политико-религиозная, историческая или политико-территориальная единица, которая на основе международного акта или международного признания имеет относительно самостоятельный международно-правовой статус. Общие термины (обобщающие понятия) для обозначения ГПО – это вольные города или вольные территории, свободные территории или зоны.

ГПО являются полноправными субъектами международного права, по свою международную правосубъектность они получают по прямому волеизъявлению государств. Это самоуправляющиеся образования, которым международноправовой статус предоставлен на основе договора. ГПО вправе участвовать в международных публичных правоотношениях. Высший юридический акт для ГПО – это международный договор или акт международной организации, который определяет его особую международную правосубъектность.

Создание ГПО предопределено объективными факторами международного порядка. Как правило, это один из наиболее эффективных способов замораживания территориальных претензий. По существу, ГПО представляет собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью. Может иметь собственную конституцию, государственные органы, вооруженные силы (но исключительно оборонительного характера). Создатели ГПО обычно разрабатывают механизм контроля за соблюдением его статуса. На международном уровне ГПО представляет либо заинтересованное государство, либо международная организация. Такое представительство не является обязательным – ГПО вправе самостоятельно участвовать в заключении международных соглашений, обмениваться официальными представительствами с другими государствами, предъявлять международные претензии. В международных организациях и на международных конференциях обычно имеют статус наблюдателей.

В старом международном праве существовало довольно большое количество вольных городов с особым международным статусом: Венеция, Новгород, Псков, Гамбург, Краков. Современное международное право демонстрирует тенденцию к сужению круга подобных субъектов. В 1918–1945 гг. статус ГПО имел вольный город Данциг (ныне – Гданьск) – спорная территория между Польшей и Германией. Данциг получил статус ГПО в целях замораживания территориальных претензий в соответствии с положениями Версальско- Вашингтонской договорной системы. В 1945 г. по итогам Второй мировой войны отошел к Польше.

В 1947–1954 гг. статус ГПО имела свободная территория Триест – предмет территориальных споров между Италией и Югославией. Создана на основе Мирного договора с Италией 1947 г. Находилась под защитой СБ ООН. В 1954 г. мирным путем была поделена между Италией и Югославией.

В 1945–1990 гг. единственный в своем роде особый международно-правовой статус имел Западный Берлин (на основе Соглашения между Великобританией, СССР, США и Францией 1971 г.). Эти государства имели особые права и несли особую ответственность относительно статуса Западного Берлина. Правительство ФРГ представляло интересы Западного Берлина в международных организациях и на международных конференциях, осуществляло консульское обслуживание его граждан. В 1990 г. после объединения Германии действие Соглашения 1971 г. было прекращено, поскольку Западный Берлин стал частью территории ФРГ.

В 1947 г. была принята резолюция ГА ООН, предусматривавшая режим вольного города для Иерусалима, однако это решение не выполнено по сей день. В 2005 г. Ватикан призвал мировое сообщество наделить Иерусалим специальным статусом города, находящегося под международной защитой.

В настоящее время основным ГПО со специфическим международно-правовым статусом является Ватикан (Святейший Престол). Ватикан – это город-государство, резиденция, административный центр католической церкви. В качестве города-государства и субъекта международного права признан с 1929 г. (на основе Договора с Италией). Имеет специфическую международную правосубъектность – это правосубъектность именно Святейшего Престола, а не католической церкви в целом.

Ватикан обладает почти всеми внешними атрибутами государства – территорией, населением, гражданством, имеет собственные органы власти и управления. Однако это не государство в смысле социального механизма управления обществом. Это именно административный центр католической церкви. Ватикан поддерживает дипломатические отношения более чем с 80 государствами мира (в том числе и с Российской Федерацией). В ООН Ватикан имеет статус наблюдателя, является членом многих специализированных учреждений ООН (МАГАТЭ, МОТ, ВПС, ФАО, ЮНЕСКО). Участвует во многих универсальных многосторонних конвенциях и в двусторонних договорах с государствами (конкордаты – соглашения о статусе католической церкви в каком-либо государстве).

Ватиканский паспорт приравнивается к дипломатическому. Чтобы получить его, нужно стать кардиналом или легатом Папы Римского. Граждане Ватикана либо постоянно живут и работают в самом Ватикане, или находятся за границей с дипломатической миссией по делам католической церкви. Привилегия быть гражданином Ватикана зависит от прямых и постоянных отношений с папским престолом. Когда связь прерывается, ватиканское гражданство утрачивается. Только один человек не может прервать эту связь до самой смерти: Папа Римский. У него паспорт с номером один, он абсолютный правитель в государстве Ватикан и единовластный авторитет католической церкви.

Святой Престол активно участвует в международной жизни, в борьбе за права человека. В 1965 г. была принята Nostra Aetate – Декларация Ватикана об отказе от обвинения евреев в ответственности за распятие Христа. В 2005 г. состоялся визит главы Израиля в Ватикан, в 2006 г. – ответный визит Папы Римского в Израиль. На VII конференции по пересмотру Договора о нераспространении ядерного оружия (2005 г.) Постоянный представитель Ватикана при ООН отметил, что страны, обладающие ядерным оружием, не соблюдают своих обязательств о полном разоружении; растет подпольное производство ядерного оружия, которое рискует попасть в руки террористов.

Мальтийский орден является еще одним действующим ГПО в современном мире. Это официальное историкорелигиозное формирование с международно-признанными благотворительными функциями. Мальтийский орден, сначала носивший название ордена Сан-Хуана, был создан в 1050 г. в Палестине для оказания помощи странникам, посещавшим Святую Землю. После изгнания крестоносцев в 1187 г. мальтийские рыцари вынуждены были скитаться по странам Средиземноморья, пока испанский монарх не подарил им остров Мальту. Мальтийский орден был признан субъектом международного права и сувереном на международных конгрессах в Аахене в 1818 г., в Вероне в 1822 г., на переговорах с Грецией в 1823–1828 гг. и с Италией в 1912– 1922 гг. Официальная цель Мальтийского ордена – благотворительная и историко-архивная деятельность. Имеет дипломатические отношения более чем с 80 государствами мира (в том числе с Россией). Папа Римский Бенедикт XVI является членом Мальтийского ордена.

В настоящее время Орден состоит из шести Великих приорств: в Риме, Венеции, Сицилии, Австрии, Богемии и Англии; трех суб-приорств (объединенного Силезии и Рейна-Вестфалии, Ирландии и Испании) и 54 национальных ассоциаций и орденских организаций (в том числе в России). Орден насчитывает более 10 тыс. членов и осуществляет более 150 проектов в 35 странах мира. При Великом магистре Ордена создана Вспомогательная комиссия но оказанию медицинской и гуманитарной помощи. Несколько сотен больниц и госпиталей Ордена размещены по всему миру (Орден является одной из крупнейших госпитальерских организаций). В ООН имеет статус наблюдателя. Представители Ордена участвуют в работе Комиссии ЕС, Совета Европы, ЮНЕСКО, ФАО, ИАТА, ЮНИДО и других международных организаций.

В 2004 г. состоялось подписание договора между правительством республики Мальта и Суверенным Мальтийским орденом о предоставлении Ордену одной из крепостей на территории Мальты в качестве экстерриториальной штаб-квартиры. Получив свою собственную территорию, Мальтийский орден стал самым маленьким в мире городом- государством (после Ватикана).

Государствоподобные образования не являются типичными субъектами международного права, поскольку их число нестабильно и часто имеют место ситуации, когда такие образования отсутствуют на международной арене. Однако это не исключает возможности появления новых ГПО в современном мире, прежде всего, в целях мирного разрешения территориальных разногласий. Представляется, что в настоящее время существует целесообразность придания такого статуса Южным Курилам.