Предпосылки образования абсолютизма в россии. Возникновение абсолютизма в западной европе

АБСОЛЮТИЗМ (от латинского absolutus - безусловный, неограниченный), государственный строй в странах Западной Европы на позднем этапе доиндустриальной эпохи, характеризующийся отказом от сословно-представительных учреждений и предельной концентрацией власти в руках монарха. Наряду с понятием абсолютизма в литературе бытует первичное по отношению к нему понятие «абсолютная монархия», употребляемое в широком (ничем не ограниченная власть государя), а также в узком, строго научном, смысле, совпадающем с понятием абсолютизма.

Абсолютизм как историческое понятие . Термин «абсолютизм» получил распространение с середины 19 века, однако то, что этот строй представлял собой целостное явление, включавшее не только институты власти, но в значительной степени и социальные отношения, осознавалось уже накануне Великой французской революции. Тогда суть этого явления выражало понятие «старый порядок» (Ancien regime).

В 18 веке получили распространение также термины «деспотизм» и «феодальный порядок» - приблизительные синонимы «старого порядка». Понятие абсолютизма сложилось для обозначения уходящего в прошлое строя и для борьбы с ним, затянувшийся на весь 19 век. В нём была заложена идея исторического развития - от угнетения и невежества к свободе и просвещению, от самовластья к конституционному строю. Благодаря А. де Токвилю («Старый порядок и революция», 1856) абсолютизм стал рассматриваться также и в социологическом контексте не только как централизация власти, но и как способ нивелирования сословных (социальных) различий.

Генезис и формирование политических теорий абсолютизма . Понятие абсолютной монархии как формы организации власти гораздо древнее, чем понятие абсолютизма как эпохи европейской истории. Оно восходит к римскому праву, к формуле юриста 2 века Ульпиана: princeps legibus so- lutus (или absolutus) est (государь не связан законами). Оно употреблялось в средние века и широко распространилось в 16 веке, став фактически самоназванием абсолютистских режимов. Фоном для развития теорий абсолютной монархии в 15-17 веках было формирование понятия государства. В античной и средневековой политической мысли господствовала восходившая к Аристотелю синкретическая модель: социальный, политический, этический, правовой и религиозный уровни организации общества не вполне различались. На учение Аристотеля об идеальном государстве опирались концепции «раздельного суверенитета» (Ф. де Комин, К. Сейссель и др.), объединявшие некоторые черты монархии, аристократии и демократии при приоритете сильной королевской власти, противополагаемой тирании. В 15-16 веках в связи с освобождением политики от религии и морали развивается и понятие государства (особую роль сыграл трактат Н. Макиавелли «Государь», 1532 год). К концу 16 века слово «государство» (stato, etat, state, Staat) начинает обозначать не сословие или «положение» короля, но некоторую абстрактную сущность, воплощение публичной власти.

Важнейший этап в развитии представлений о государстве - создание французским юристом Ж. Боденом теории нераздельности суверенитета («Шесть книг о республике», 1576 год), то есть высшей государственной власти, которая целиком принадлежит монарху, при этом предполагалось, что абсолютная монархия совместима с правами и свободами подданных и не может посягать на их собственность. Абсолютная монархия противопоставлялась восточным деспотиям, где государь произвольно распоряжается жизнью и имуществом подданных. Даже самые последовательные приверженцы её, не исключая кардинала Ришелье, считали, что нарушать права подданных правитель имеет право только в крайних случаях, во имя спасения государства (теория «государственного интереса»). Таким образом, абсолютизм практически развивался как система чрезвычайного управления, связанного, прежде всего с войнами, вызывавшими потребность в увеличении налогов. В то же время в абсолютизме отражался и характерный для эпохи образ мысли: люди 16-17 веков воспринимали вселенную как иерархию идеальных сущностей, в которой король и привилегированные слои образовывали континуум, а человеческая воля была ограничена рамками богоустановленного порядка. В идеологии абсолютизма наряду с рационалистическими политическими теориями большое место занимала идея Божественного происхождения власти.

Оппозиционные абсолютизму политические теории . Теориям абсолютной монархии противостояли идеи тираноборчества и общественного договора. В эпоху Реформации 16-17 веков политические конфликты часто принимали религиозную форму. Верность истинной религии (наряду с правом собственности) противники абсолютизма, прежде всего в протестантских кругах, считали основой общественного договора, нарушение которого королём даёт подданным право на восстание. Абсолютизм не устраивал и «ультрамонтанскую оппозицию»: мысль о том, что король получает власть не непосредственно от Бога, а из рук народа, руководимого мудрыми пастырями,- важнейший тезис кардинала Р. Беллармина. Трагический опыт гражданских войн породил представление о том, что верность религии вторична по отношению к общественному порядку. Отсюда - идея абсолютного индивида (то есть индивида, взятого до вхождения в социальные группы, в том числе и в церковь) как основы общества.

Решающий вклад в её разработку внёс английский философ Т. Гоббс («Левиафан», 1651 год). По Гоббсу, абсолютные индивиды пребывают в состоянии «войны всех против всех». Подавленные страхом смерти, они решают передать абсолютную власть государству. Гоббс дал наиболее радикальное обоснование абсолютизма, но вместе с тем заложил фундамент либерализма как политической и экономической теории. Идея абсолютного индивида разрушала образ вселенной как иерархии идеальных сущностей, а вместе с ним и интеллектуальные основы абсолютизма. В конце 17 века английский философ Дж. Локк использовал идеи Гоббса уже для обоснования конституционного строя.

Абсолютизм как государственный строй . Абсолютные монархии пришли на смену сословно-представительским монархиям. В 13-14 веках в Европе сложилась система органов сословного представительства (парламент в Англии, генеральные и провинциальные штаты во Франции, кортесы в Испании, рейхстаги и ландтаги в Германии). Эта система позволяла королевской власти получать поддержку знати, церкви и городов в проведении политики, на которую не хватало её собственных сил. Принципом сословной монархии была формула: что касается всех, должно быть одобрено всеми (quod omnes tangit, ab omnibus debet approbari).

Резкое усиление королевской власти начинается во 2-й половине 15 - начале 16 веков, прежде всего в Испании, Франции и Англии. В Италии и Германии, где национальные государства сформировались только в 19 веке, тенденция к усилению государственной власти реализовалась преимущественно в отдельных княжествах («региональный абсолютизм»). Своеобразные абсолютные монархии сложились также в Скандинавии (с сохранением некоторых сословно-представительских институтов) и в Восточной Европе (с неразвитостью сословных прав и крепостничеством). Развитие абсолютизма состояло в формировании государственного аппарата, росте налогов и становлении постоянной наёмной армии при одновременном упадке средневековых сословий. В Англии, однако, постоянная армия почти не получила развития, а парламент сохранил контроль над налогами. В то же время укреплению абсолютистских тенденций в этой стране способствовало присвоение монархом функций главы своей церкви.

Причины возникновения абсолютизма. Абсолютизм и общество. В советской историографии возникновение абсолютизма объяснялось классовой борьбой крестьянства и дворянства (Б. Ф. Поршнев) или дворянства и буржуазии (С. Д. Сказкин). Сейчас историки всё больше предпочитают видеть в абсолютизме результат социальных и культурных трансформаций эпохи генезиса капитализма, не сводимых к единой формуле. Так, развитие торговли рождало потребность в протекционистской политике, находившей своё обоснование в идеях меркантилизма, а рост городской экономики - в перераспределении доходов от неё в пользу знати. И то и другое, а также огромные расходы на войны, вызывавшие усиленное налогообложение, - всё это требовало сильной государственной власти. Дворянство стало больше зависеть от королевской службы, распад социального единства городской общины побуждал новые городские элиты к сближению со знатью и к отказу от городских вольностей в пользу монархии, а возникновение национальных государств ставило церковь под контроль монархии. Абсолютизм, рождённый из распада средневековых сословий, до конца оставался дворянским государством, частично модернизированным, но связанным с архаичным для 16 века «обществом привилегий».

Абсолютизм и культура . Абсолютные монархи поощряли развитие культуры и науки и одновременно стремились к контролю над ними. К эпохе абсолютизма восходит государственная институционализация культуры и науки (создание королевских академий, научных обществ). Культурная политика была важным средством укрепления королевской власти и «одомашнивания» дворянства, которое «дисциплинировалось» благодаря придворному этикету. Совместно с церковью абсолютизм добивался усиления контроля над массой населения, подавляя традиционную народную культуру и прививая народу элементы культуры образованных элит. Между развитием абсолютизма и складыванием современного типа личности, рационально контролирующей собственное поведение, а также современной пенитенциарной системы, существовала несомненная связь. Абсолютизм участвовал в формировании менталитета и ценностных ориентаций человека Нового времени (представление о долге и ответственности перед государством и др.).

Кризис абсолютизма. Просвещённый абсолютизм. Хотя во 2-й половине 17 века абсолютизм продолжал укреплять свои позиции в ряде европейских стран (Скандинавские государства, Бранденбург-Пруссия), с середины 17 века появились первые признаки его кризиса. Наиболее заметным его симптомом стала Английская революция, а в 18 веке он стал очевиден почти повсеместно. Абсолютные монархи попытались приспособиться к развитию экономики и светской культуры с помощью политики так называемого просвещённого абсолютизма - заигрывания с «философами», отмены наиболее экономически вредных привилегий (реформы Тюрго во Франции в 1774-76 годов), а иногда отмены крепостного права (Иосифом II Габсбургом в Богемии, а затем и в других провинциях Австрии). Эта политика дала лишь кратковременный эффект. Буржуазные революции и конституционные реформы конца 18-19 веков привели к смене абсолютизма конституционными монархиями и буржуазными республиками. О форме власти в России, родственной европейскому абсолютизму, смотри Самодержавие.

Лит.: Кареев Н.И. Западноевропейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII вв. СПб., 1908; Поршнев Б.Ф. Народные восстания во Франции перед Фрондой (1623- 1648). М.; Л., 1948; Mousnier R. La venalite des offices sous Henri IV et Louis XIII. 2 ed. Р., 1971; Сказкин С. Д. Избранные труды по истории. М., 1973. С. 341-356; Anderson Р. Lineages of the absolutist state. L., 1974; Duchhardt Н. Das Zeitalter des Absolutismus. Munch., 1989; Konocoe Н.Е. Высшая бюрократия во Франции XVII в. Л., 1990; Малов В. Н. Ж.-Б. Кольбер: Абсолютистская бюрократия и французское общество. М., 1991.

Хронология

  • 1613 — 1645 гг. Царствование Михаила Федоровича Романова.
  • 1617 г. Подписание Столбовского мира со Швецией.
  • 1618 г. Подписание Деулинского перемирия с Польшей.
  • 1645 — 1676 гг. Царствование Алексея Михайловича Романова.
  • 1649 г. Принятие Соборного Уложения.
  • 1676 — 1682 гг. Царствование Федора Алексеевича Романова.

Россия в XVII в. Формирование абсолютизма

Ближайшим следствием “ ” стало величайшее разорение страны. По выражению В.О. Ключевского “смута отняла спокойствие и довольство, но дала взамен опыт и идеи”. Главной тенденцией политического развития России в первой половине XVII в. стало формальное ограничение верховной власти. В царствование Михаила Романова (1613 — 1645) все дела в государстве решались с участием Боярской Думы и Земского Собора. Первые десять лет правления Земские Соборы заседали почти беспрерывно. Кроме того, сильное влияние на формирование политики Российского государства оказывал патриарх Московский и всея Руси Филарет (отец Михаила).

Основная задача этого времени — восстановление разрушенной экономики страны, порядка и стабильности, во внешней политике — возвращение потерянных в годы смуты земель и расширение территории страны.

Внешняя политика в XVII в.

Войны с Речью Посполитой и Швецией то вспыхивали, то затихали. В 1617 г. в Столбово был заключен “вечный” русско-шведский мир, по которому Россия вернула Новгород. А 1634 г. заключен мирный договор с Польшей. За Польшей остались Смоленские, Черниговские и Новгород-Северские земли.

По Люблинской унии (1569 г.), объединившей Польшу и Литву в единое государство, Речь Посполитую, в нее были включены Белоруссия и большая часть Украины. Социальные, национальные и религиозные противоречия вызвали массовые выступления населения Украины и Белоруссии.

Центром этой борьбы в 40-е гг. XVII в. стала Запорожская Сечь, территория казачества. Борьбу возглавил Б. Хмельницкий, захвативший со своим войском в 1648 г. Киев. Но ему было не обойтись без поддержки России. Решение о помощи было принято Земским Собором 1653 г. Польше была объявлена война. 8 января 1654 г. Украина была принята в состав Российского Государства. Речь Посполитая не признала воссоединения. Началась изнурительная русско-польская война, закончившаяся в 1667 г. заключением Андрусовского перемирия, по которому Россия получила Левобережную Украину, Смоленск, Киев.

В 1656 — 1658 гг. Россия вела войну и против Швеции. Но основная задача — завоевание Балтики — не была решена.

Территория России в XVII в.

В XVII веке в состав России вошли не только левобережная Украина с Киевом и область Запорожья, шло продвижение в Сибирь, где россияне достигли берега Тихого океана. Уже во второй четверти XVII в. были пройдены моря Северного Ледовитого океана, русские землепроходцы прошли к Байкалу. В конце 40-х гг. Семен Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой. В 1649 — 1681 гг. Ерофей Хабаров из Якутска дошел до Амура. Землепроходцами были, как правило, служилые люди, в том числе стрельцы, казаки. В это же время начинается заселение крестьянами Сибири, здесь основываются города-остроги (Енисейск, Якутский и др.), становившиеся впоследствии административно-военными и хозяйственными центрами. Заинтересованные в освоении Сибири царские власти переселили сюда крестьян из Северного Приморья.

На юге границы России подошли вплотную к Крымскому ханству, Северному Кавказу и Казахстану.

Царь Алексей Михайлович (1645 — 1675 гг.)

Характерной чертой экономического развития России в XVII веке стало безраздельное господство феодально-крепостнической системы.

Правление Алексея Михайловича (1645 — 1675 гг.) фактически оформляет общегосударственную систему крепостного права.

Это было зафиксировано в Соборном Уложении 1649 г.: крестьяне навсегда прикреплялись к земле, посадские люди — к городам; была отменена исковая давность и урочные лета. По этому же закону устанавливалась наследственность крепостного состояния и право землевладельцев распоряжаться имуществом крепостного крестьянина.

Кроме того, в Уложении была узаконена самодержавная власть. Период сословно-представительной монархии закончился. Прекратился созыв Земских Соборов, которые являлись неотъемлемой частью государственной власти в первой половине XVII в.

Земский собор 1653 г., принявший постановление о воссоединении Украины с Россией, считается последним собором полного состава. Окрепшее самодержавие более не нуждалось в поддержке сословно-представительного органа. Он был оттеснен правительственными учреждениями-приказами, а также Боярской думой.

Таким образом, в политическом строе страны отчетливо выступают тенденции оформления абсолютизма. Это проявилось прежде всего в переходе от сословно-представительной монархии к чиновничье-дворянской монархии, к абсолютизму. Абсолютизм — это форма правления, при которой верховная власть в государстве безраздельно принадлежит одному лицу — монарху. Власть достигает наибольшей степени централизации. При этом монарх правит с помощью чиновничьего аппарата, имеет постоянную армию и полицию, ему подчиняется и церковь как идеологическая сила.

“Бунташный век”

XVII в. вошел в историю как век бунташный. Значительно осложнили внутреннюю обстановку в стране городские восстания середины XVII в. Они охватили многие города России. Восстание 1648 г. в Москве приобрело большой резонанс, — волна движений летом этого года охватила многие города страны. Вслед за этим восстания развернулись в 1650 г. в Пскове и Новгороде, поводом к чему послужило резкое повышение цен на хлеб. Восстание же в Москве в 1662 г., известное под названием Медного бунта, было связано с затянувшейся русско-польской войной, вызвавшей серьезные финансовые затруднения. Медный бунт явился еще одним свидетельством кризисного состояния страны. Вершиной его выражения стала крестьянская война под предводительством С.Т. Разина.

В мае 1667 г. Разин во главе отряда в тысячу человек отправился на Волгу, оттуда двинулся к западным берегам Каспийского моря, где совершил набеги на владения иранского шаха.

В августе же 1669 г. Разин с казаками высадился в Астрахани. Несколько позже, 4 сентября 1669 г., он отправился на Дон, где занялся подготовкой нового похода. Поход Разина в 1670 г. превратился в крестьянскую войну, в которой наряду с казаками, русскими крестьянами участвовали народы Поволжья: мордва, татары, чуваши и др.

С захватом Астрахани Разин создал себе условия для того, чтобы двинуться на север. И все же восстание потерпело поражение. С жестокостью царское правительство расправилось с восставшими, трагической оказалась судьба и самого Разина, в июне 1671 г. он был казнен в Москве на Красной площади.

Церковная реформа Никона. Раскол

Расширение связей с Украиной, православными народами бывшей Византийской империи требовало введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. В 1652 г. московским патриархом был избран Никон, который начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы по греческим правилам.

Эти нововведения вызвали протест со стороны части боярства и духовенства. Произошел раскол в русской церкви.

Внешне разногласия между Никоном и старообрядцами сводился к тому, по каким образцам — русским или греческим — унифицировать церковные книги. Спор шел и о том, как креститься — двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход — по ходу солнца или против.

Одержав победу над старообрядцами, Никон сумел добиться титула “великого государя”, что ставило его почти в равное положение с царем Алексеем Михайловичем. Таким образом, церковь создавала серьезное препятствие на пути перехода к абсолютизму, претендуя на большую власть. Конфликт церкви и государства принял открытый характер в 50 — 60-е гг. XVII в. Светской власти понадобилось восемь лет, чтобы оформить низложение Никона — церковный собор 1666 г. сместил Никона с поста патриарха. Местом его ссылки стал Ферапонтов монастырь под Вологдой.

Таким образом, в России в конце XVII в. отчетливо наметились тенденции перехода к абсолютной монархии.

В России абсолютизм развивался в специфических условиях крепостного права и сельской , которая в тот момент уже подверглась серьезному разложению. Не последнюю роль в становлении российского абсолютизма политика царствующих особ, стремящихся усилить собственную власть.

В XVII столетии возникли значительные противоречия между посадским населением и феодалами. Зарождающийся в тот период абсолютизм для решения своих как внутренних, так и внешних задач старался поощрять развитие промышленности и торговли. Поэтому в период начального становления абсолютной власти монарх в конфронтации с представителями боярской аристократии и церковной оппозиции опирается на верхи посада: купечество, служивое сословие, крепостническое .

Становлению абсолютизма в России способствовали и внешнеэкономические : необходимость ведения борьбы за экономическую и политическую независимость государства и возможность выхода к морскому побережью. Более подготовленной вести такую борьбу оказалась абсолютная монархия, а не сословно-представительная форма уклада государственной власти.

Возникновение в Российской абсолютной монархии было вызвано внешнеполитическим положением страны, ходом общественно-экономического развития, возникшими противоречиями между различными классами общества, приводящими к классовой борьбе, а также зарождением буржуазных отношений.

Установление абсолютной монархии

Развитие и становление абсолютизма как основной формы правления привело к отмене Земских соборов во второй половине XVII века, которые ограничивали власть царствующей особы. Царь долбился ранее недоступной для него значительной финансовой самостоятельности, получая прибыль от собственных вотчин, таможенных сборов, податей с порабощенных народов, налогов с развивающейся торговли. Ослабление политической и экономической роли бояр привело к утрате Боярской думы. Имел место активный процесс подчинения священнослужителей государству.Таким образом, второй половине XVII века в России установилась абсолютная монархия с боярской Думой и боярской аристократией, оформившаяся окончательно во времена правления Петра І, в первой четверти XVIII века.

В этот же период российская абсолютная монархия получила законодательное закрепление. Идеологическое обоснование абсолютизма было дано в книге Феофана Прокоповича «Правда воли монаршей», созданной в соответствии с требованиями специального указания Петра І. В октябре 1721 года, после выдающейся победы России в баталиях Северной войны, Духовный Синод и Сенат жалуют Петру І почетный титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского». Государство российское становится империей.

Зарождение абсолютизма в условиях России, так же как и во многих других , было вполне закономерным процессом. Однако, между абсолютными монархиями разных стран существуют как общие, так и обособленные черты, определяемые местными условиями развития того или иного государства.

Абсолютизм разных стран

Так, во Франции и в России абсолютная монархия существовала в полностью завершенном виде при котором в структурах государственного аппарата отсутствовал орган, который мог бы ограничить власть царствующей особы. Абсолютизм такой формы высокой степенью централизации государственной власти, наличием многочисленного чиновничьего аппарата и мощными вооруженными силами. Для Англии был характерен незавершенный абсолютизм. Здесь имелся , в незначительной степени все же ограничивающий власть правителя, существовали местные органы самоуправления, не было многочисленной постоянной армии. В Германии так называемый «княжеский абсолютизм» только способствовал дальнейшей феодальной раздробленности государства.

Периоды развития абсолютизма в России

В течение своей 250-ти летней истории российский абсолютизм претерпел ряд изменений. Существует пять основных периодов развития абсолютизма в условиях России:

Первый этап – существующая во второй половине XVII века, наряду с боярской аристократией и Боярской Думой, абсолютная монархия;
- второй – дворянско-чиновничья монархия XVIII века;
- третий – абсолютная монархия первой половины XIX века, продолжающаяся вплоть до реформы 1861 года;
- четвертый этап – абсолютная монархия в период с 1861 года по 1904 год, в период которой со стороны самодержавия был сделан шаг к буржуазной монархии;
- пятый – в период с 1905 года по февраль 1917 года, когда со стороны абсолютизма был предпринят еще один шаг в направлении буржуазной монархии.

Абсолютная монархия в России была свергнута в результате событий Февральской буржуазной

Во второй половине XVII в. общая тенденция развития государственного строя России заключалась в переходе от сословно представительной монархии к абсолютизму. Абсолютизм - это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. Власть достигает наивысшей степени централизации. Абсолютный монарх правит, опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется и церковь.

В России абсолютная монархия сложилась в ходе петровских реформ. Однако уже с Соборного уложения 1649 г. отчетливо прослеживаются мероприятия, отразившие попытки перехода к новым формам организации власти. Изменился титул московских государей, в котором появилось слово самодержец. После воссоединения Левобережной Украины с Россией он звучал так: Великий государь, царь и Великий князь всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец…

С 80-х гг.XVII в. прекратился созыв Земских соборов. Последний Земский собор полного состава принял решение о воссоединении Украины с Россией в 1653 г. Были предприняты первые попытки реорганизации приказной системы: несколько приказов подчинялись одному лицу. Был создан возглавлявшийся самим Алексеем Михайловичем тайный приказ, сосредоточивший контроль за важнейшими государственными делами. Изменения вносились и в систему управления на местах. С целью централизации власти соседние уезды были объединены в «разряды» - своеобразные прообразы петровских губерний. На места посылались воеводы, облечённые всей полнотой власти. В 1682 г. было отменено местничество.

Во второй половине XVII в. были предприняты разрозненные попытки реорганизации армии. Создавались так называемые полки «нового строя»: солдатские (пехота), рейтарские (конница) и драгунские (смешанного строя). Сто крестьянских дворов давали одного солдата на пожизненную службу. Делались первые попытки создания флота. Эти полки собирались только на время войны, а после её окончания распускались. Под Коломной было сооружено несколько военных кораблей для плавания по Волге и Каспийскому морю. В армию стали приглашать иноземных офицеров.

Общий процесс подчинения всех областей жизни страны неограниченной власти монарха встретил недовольство со стороны руководства русской церкви.

Во второй половине XVII в. произошёл конфликт между руководством церкви и государства. Патриарх Никон выдвинул идею независимости и руководящей роли церкви в государстве. Никон доказывал, что он – представитель Бога на земле. Имея огромное личное влияние на царя, Никон сумел добиться титула «великого государя», что ставило его почти в равное положение с царём Алексеем Михайловичем. Церковным собором 1666 - 1667 гг. Никон был отрешён от патриаршей власти и выслан из Москвы.


К середине XVII в. разруха и разорение времён Смуты были в основном преодолены. Дальнейшие развитие экономики в условиях непрекращающихся народных выступлений заставило правительство приступить к реформе законодательства. В 1648- 1649 гг. был созван Земский собор, завершившийся принятием «Соборного уложения» царя Алексея Михайловича. «Соборное уложение» состояло из 25 глав и содержало около тысячи статей. Оно явилось первым русским законодательным памятником, изданным типографским способом, и оставалось действующим вплоть до 1832 г.

В первых трёх главах «Уложения» говорилось о преступлениях против церкви и царской власти. Любая критика Бога и церкви каралась сожжением на костре. Лица, обвиняемые в измене и оскорблении чести государя, а также бояр, воевод, подвергались казни.

«Соборное уложение» отразило процесс слияния поместья с вотчиной, предусматривая обмен поместий, в том числе обмен поместья на вотчину. «Соборное уложение» положило начало слиянию бояр и дворян в один замкнутый класс-сословие. Наряду с этим «Соборное уложение» ограничивало рост церковного землевладения.

Важнейшим разделом «Соборного уложения» был «суд о крестьянах» Вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, подтверждался запрет перехода крестьян к новым владельцам в Юрьев день. Феодалы получили право практически полностью распоряжаться собственностью и личностью крестьянина. Это означало юридическое оформление системы крепостного права. Одновременно с частновладельческих крестьян крепостнические порядки распространялись на черносошных и дворцовых крестьян, которым запрещалось покидать свои общины. В случае бегства они также подлежали бессрочному сыску. В 1674 г. черносошным крестьянам было запрещено записываться в дворянство. В 1679-1681 гг. было введено подворное обложение. Единицей взимания налогов становился крестьянский или посадский двор.

Глава «О посадских людях» внесла изменения в жизнь города. Были ликвидированы «белые» слободы, все городские население должно было нести тягло на государя. Под страхом смертной казни запрещались переход из одного посада в другой. Горожане получали монопольное право торговли в городах. Крестьяне не имели права держать лавки в городах, а могли торговать только с возов и в торговых рядах.

Все крестьянское население было прикреплено к своим владельцам, а посадские люди - городам. Усилилась власть монарха, что означало движение по пути установления абсолютной монархии в России. «Соборное уложение» было принято, прежде всего, в интересах сословий господствующего класса.

В политической и административной областях также шло постепенное ужесточение режима: сословно-представительные учреждения и местное самоуправление были заменены бюрократическими институтами; непомерно разрослись приказы, осуществлялась их структурная перестройка, изменены их функции. Однако это не приносило желаемого эффекта, что явилось причиной так называемой «злокозненной московской волокиты» - ситуации, когда важнейшие социальные, экономические и государственные вопросы по несколько лет не находили разрешения, из-за громоздкости бюрократического аппарата. Раньше аналогичные дела можно было решить выборными органами местного самоуправления. С этими же факторами (сворачивание деятельности местного самоуправления и бюрократизация власти) связано упразднение Земских соборов. Таким образом, при характеристике эволюции государственного строя в России второй половины XVII в. можно говорить о постепенной ликвидации монархии с сословным представительством (самодержавия) и появлении абсолютизма, опиравшегося на жесткую, но далеко не всегда эффективную бюрократическую систему.

В эпоху раннего Нового времени страны Западной Европы вступили в новую фазу своего политического развития. К началу XVI в. в основном было завершено «собирание» королями французских, английских, испанских земель. Даже в тех регионах, где не сложились крупные централизованные государства (Германия, Италия), была заметна консолидация земель вокруг местных политических центров.

Институционное развитие государства привело к образованию его новой формы – абсолютной монархии, характерными признаками которой были практически неограниченное личное правление государя, отказывавшегося от созыва сословно-представительных учреждений и опиравшегося на новые бюрократические органы и разветвленный чиновничий аппарат, регулярную армию и более совершенную финансовую систему. В рамках абсолютной монархии был преодолен многовековой дуализм церковной и светской власти, и церковь была интегрирована в систему государства. Абсолютизм XVI–XVII вв. нашел идейное обоснование в политической теории, провозглашавшей божественную природу королевской власти, верховный суверенитет государя и недопустимость сопротивления ему.

Причины усиления королевской власти коренились в специфических социально-политических условиях, сложившихся в западноевропейских странах на рубеже XV - вв. Деформация средневековых сословий и прежних форм их организации привела к тому, что дворянство, духовенство и бюргерство (т. е. социальные группы, в той или иной мере причастные к политической власти) оказались в большей, чем прежде, зависимости от короны. Дворянство в условиях падения его доходов видело в королевской власти источник финансовой поддержки и устремлялось к монаршим дворам в поисках придворных синекур, постов в армии и государственном управлении. Оно ожидало от короны активной внешней политики, гарантировавшей участие в военных кампаниях, и социальной политики, обеспечивающей дворянству доминирующее положение в обществе. Позиция духовенства определялась ослаблением римско-католической церкви и утратой ее автономии от светских властей, как в регионах победившей Реформации, так и в католических странах. Таким образом, ведущие феодальные сословия, нередко составлявшие в прошлом оппозицию королевской власти, в силу обстоятельств склонялись к союзу с ней. Третье сословие, в особенности предпринимательские элементы, традиционно поддерживающие сильную королевскую власть, видели в ней залог своего процветания, нуждаясь в протекционизме – экономическом регулировании, поощряющем национальное производство и торговлю.

Используя заинтересованность сословий и их противоречия, монархии удается возвыситься до положения почти надсословной силы и обрести невиданную ранее самостоятельность. Лавирование между старым дворянством, сохранявшим большое политическое влияние, и раннебуржуазными элементами, которые не обладали политическим весом, но располагали финансовыми средствами, – характерная черта политики абсолютистских государств. При этом забота о дворянстве была продиктована самой сущностью феодальной монархии: оно оставалось доминирующим сословием, плотью от плоти которого был сам государь. Поощрение же предпринимательских элементов было делом дальновидности монарха и его готовности заботиться о процветании национальной экономики. В этих условиях личность самого монарха и его склонности приобретали огромное значение для судеб страны.



При абсолютизме утвердились новые принципы управления: на смену средневековому подходу к государству как к королевской вотчине пришла административная система, методы работы которой приобрели публично-правовой, общенациональный характер. Это нашло отражение в политической теории XVI–XVII вв., оперирующей такими понятиями, как «благо нации» и «государственный интерес». Возникновение абсолютизма было важным шагом в развитии более совершенного в институциональном отношении, самодовлеющего суверенного государства.

Именно в такой форме – в рамках крупного централизованного национального образования – сложился абсолютизм во Франции, Англии, Испании; в том же направлении развивались Дания и Швеция, где, однако, формирование абсолютизма шло замедленными темпами и прерывалось рецидивами феодальной вольницы. Европа XVI–XVII вв. знала и иную модель развития – «региональный» или «княжеский» абсолютизм, характерный для итальянских и германских земель с присущим им полицентризмом. Но и здесь в рамках небольших государств шел процесс укрепления монархической власти, формирования бюрократического аппарата, реформирования армии и включения церкви в систему светской власти.