Джонатан свифт личная жизнь. Чтобы помнили. свифт джонатан (jonathan swift). В усадьбе Темпла

Джонатан Свифт – знаменитый писатель из Ирландии. Родился в Дублине 30 ноября 1667 года. Отец Свифта умер еще до появления на свет сына, поэтому его воспитанием по просьбе матери занимается дядя. Он был адвокатом и смог дать мальчику хорошее образование. Он отправляет Свифта в лучшую по тем временам ирландскую гимназию. Там писатель учится до 1682 года.

В 1686 году Свифт изучает гуманитарные науки и становится бакалавром. Изначально он хотел продолжить учебу и получить степень магистра.Но гражданский переворот меняет планы писателя, и в 1688 году он покидает родную Ирландию и переезжает в Англию. Там он долгое время работает помощником Уильяма Темпла, выполняет разного рода поручения. Там же он познакомился с дочерью служанки своего начальника. Ее звали Эстер Джонсон, а писатель называл ее Стелла. Всю жизнь они оставались близки, по некоторым данным даже были повенчаны в 1716 году.

В 1695 году Свифт решает стать духовным наставником в англиканской церкви. В 1699 году после смерти своего начальника Свифт находит работу в небольшом церковном приходе недалеко от Дублина и ведет спокойный умиротворенный образ жизни.

Все это время Свифт занимается творчеством, но особого успеха не было. Только в 1704 году писать публикует памфлет «Битва книг» и произведение «Сказка бабочки», но свое имя не указывает. Эти публикации приносят ему некую популярность, но церкви не понравилась религиозная подоплека.

В 1710 году Свифт получает должность редактора еженедельника, где он погружается в политическую среду и активно пишет резкие памфлеты: «Поведение союзников» и «Атака на вигов». Сокровенные и тайные мысли он пишет своей возлюбленной, позже они стали составляющими для книги «Дневник для Стеллы».

В 1713 году писатель возвращается к церковной жизни. Его приглашают стать деканом в соборе Святого Патрика. В этот же промежуток времени он знакомится с Эстер Ванхомри и пишет поэму «Каденус и Ванесса».

В 1726году он публикует свое самое знаменитое произведение «Путешествия в некоторые удалённые страны мира в четырёх частях: сочинение Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей». Многие события в книге являются отражением исторических событий, в которых автор сам принимал участие.

В 1742 году у Свифта произошел инсульт. А через три года он скончался. Похоронили писателя по его завещанию в Дублине рядом с возлюбленной Эстер Джонсон.

Биография 2

Свифт – англо-ирландский писатель, философ, поэт и общественный деятель . Он появился в семье английских колонизаторов, в 1667 году в Дублине. В те годы местные относились к чужакам враждебно. Родина не нравилась Джонатану, он не мог чувствовать себя как дома долгое время. Когда Свифту исполнился год, мать уехала на постоянное проживание в Англию. Отец мальчика умер и Джонатан стал жить у дяди. Родственник был достаточно богат и мог позволить себе воспитание племянника.

После 14-лет Свифт начал учёбу в Тринити-колледже Дублина и закончил его со степенью бакалавра в 1686 году. В ходе учёбы юноша полностью разочаровался в точных науках.

В 1688 в Ирландии началась гражданская война. Короля Якова свергли, начались массовые беспорядки. Дядя разорился. Поэтому, Джонатан переехал в Англию на два года. Там он нашёл знакомого своей матери, дипломата Темпла, и устроился к нему секретарём. В имении своего начальника Джонатан встретил девочку 8 лет - Эстер. Её мать работала служанкой. Свифт подружился с ребёнком, затем долгое время был её наставником и другом.

С 1690 года Свифт вновь начинает жить в Исландии. Нередко он приезжает к бывшему начальнику и к выросшей Эстер. Мужчина помог Темплу написать мемуары, а тот в свою очередь дал ему самые лучшие рекомендации в сфере литературы. Джонатан начинает пробовать себя в поэзии. О его таланте узнал вскоре сам король Вильгельм. Однажды и он посетил поэта.

С 1694 Свифт становится священником в посёлке Килрут, получив звание магистра и приняв соответствующий духовный сан. Обязанности духовника не понравились мужчине и он вернулся на службу к Темплу. Джонатан пишет множество сатирических произведений, поэмы.

Темпл умер в 1699 году. Долгое время Свифт не может найти подходящую работу. С 1700 год а он наконец-то устраивается на должность пребендария собора Святого Патрика. Кроме основной работы, писатель продолжает писать анонимные брошюры, высмеивающие ту или иную ситуацию в городе и мире. Его творения находят своих поклонников.

Тринити-колледж даёт степень доктора богословия Свифту с 1702 года. Выходят «Сказка бочки» и «Битва книг» в 1704 году. Они напечатаны не под его именем, Джонатан предпочитал сохранять анонимность долгие годы творчества. Однако, его авторство никогда не было строгим секретом и многие знали, кто пишет эти сатирические произведения. Отчего популярность Свифта росла. С 1705 до 1707 года Писатель живёт в Ирландии. Там знакомится с ещё одной Эстер в своей жизни. Но этой девушке 19 лет. Он пишет ей трогательные письма, полные нежности и заботы. Девочку Эстер из имения Темпла он также не забывает. Возможно, Джонатан Свифт был женат впоследствии именно на ней. Но биографами это не доказано достоверно.

С 1713 года с помощью друзей в политических кругах, писатель получает место декана Собора Святого Патрика. Он руководит им, продолжая участвовать в событиях мировой политики на расстоянии, печатая различные памфлеты.

С 1720 года началась борьба Ирландии за независимость. Свифт полностью поддержал эти события и в этих же годах начал работу над «Путешествиями Гулливера». В 1724 году были опубликованы «Письма суконщика», которые имели такой политический резонанс, что за поимку автора была назначена награда. Но никто не указал на Свифта. Благодаря таким решительным мерам, Англия уступила Ирландии. Свифт стал народным героем. Чтобы народ не разорился, Джонатан даже учредил фонд помощи беднякам из собственного состояния.

В 1724 году выходят в свет «Путешествия Гулливера». Сначала анонимные книги становятся невероятно популярными. А вот душевное состояние писателя ухудшалось. И в 1742 году Джонатана разбил инсульт. Постепенно он стал совершенно не дееспособным. В 1745 году писатель умер. Похоронен Свифт на кладбище Собора Святого Патрика. Причём талантливый герой написал себе эпитафию заранее, ещё в 1740 году. Она же и украшает его памятник.

ДЖОНАТАН СВИФТ
(1667-1745)

Британский сатирик, церковный деятель, публицист, поэт и писатель Джонатан Свифт родился 30 ноября 1667 года в Дублине в британской семье. Отец Свифта не дожил до рождения отпрыска, мама через некое время навечно уезжает в Великобританию и Джонатана воспитывает его дядя, Годвин Свифт, узнаваемый дублинский юрист. Свифт получил не плохое образование — поначалу в школе графства Килкени (1673-1681), потом в дублинском Тринити-колледже (1682-1688), где ему присудили степень бакалавра искусств в 1686 году.
Взрыв насилия, который произошел в Ирландии в 1689 году, принудил Свифта находить убежище в Великобритании. К концу такого же года Свифт стал секретарем сэра Уильяма Темпла, дипломата в отставке и литератора, который жил в поместье Мур-Парк, в графстве Суррей. Свифт оставался на этой должности до смерти сэра Уильяма в январе 1699 года. Это были не наилучшие времена в жизни Свифта: он имел возможность всласть работать в большой библиотеке Темпла; конкретно тут, в Мур-Парке, начинается самостоятельная поэтическая деятельность Свифта; в 1692 году ему присуждают степень магистра искусств в Оксфорде; в конце концов, поместье Темпла становится основой домашнего счастья Свифта (начинающий писатель знакомится с Эстер Джонсон, падчерицей управляющего Мур-Парке, которая поначалу была его ученицей, а потом стала супругой).

В 1695 году Свифт был рукоположен в сан священника англиканской церкви и в течение будущего года служил в Килрутии, на севере Ирландии. Оказавшись в центре религиозных распрей, Свифт начинает писать один из узнаваемых сатирических произведений — памфлет «Притча бочки», работа над которым длилась пару лет. «Притча бочки» вышла в свет в 1704 году без указания имени создателя, подняв шумиху вокруг себя. Свифт снискал славу острослова, после того как его авторство было раскрыто. В видах 3-х братьев — Петра, Мартина и Джека — создатель подвергает сокрушительной критике три ветки христианства — католическую, англиканскую и пуританское.

В 1696 году писатель возвращается в Мур-Парке, где пишет сатиру «Битва книжек». Произведение было посвящено дискуссии меж сторонниками «старых и новых книжек», в какой на стороне «старых» участвовал и Темпл. Свифт в сатире выступает против канонизации древнего наследства, но за его творческое внедрение (сначала для предстоящего развития современной британской литературы).

После погибели Темпла 1699 года Свифт переезжает в Ирландию, где получает церковный приход в Ларакори. В 1702 году в дублинском Тринити-колледже он получил степень доктора богословия.

Его литературная известность стала еще большей после выхода серии очерков «Бумаги Бикерстафа» (1708 — 1709), в каких он высмеивал некоего Джона Патриджа, что составлял ежегодный астрологический альманах. Образ экстравагантного джентльмена Исаака Бикерстафа так пришелся по нраву читателям, что близок к вигов эссеист Ричард Стол начал издавать от имени Бикерстафа поучительно-сатирический журнальчик «Болтун» (1709). Свифт сотрудничал в этом журнальчике, выступал и как прозаик, и как поэт.

Через некое время Свифт, уже узнаваемый политический писатель, отходит от вигов и сближается с членами торийского кабинета, даже несколько месяцев (1710 — 1711) выдает торийской журнальчик «Экзаминер». С сентября 1710 по июнь 1713 года Свифт находится в Лондоне. В это время и развернулась его деятельность как торийського публициста. В области литературных связей наибольшее значение имел маленький кружок «Клуб Мартина Склиблеруса (Писаки)». Подробные сведения о политических и литературных событиях Лондона тех пор дошли до нас в письмах Свифта, которые после его смерти получили заглавие «Ежедневник для Стеллы» и были адресованы вторую всей его жизни — Эстер Джонсон.

На защиту тори и огромную поддержку правительства в собственных статьях и памфлетах в 1713 году Свифт занял пост декана в дублинском соборе св. Патрика. Он покидает Лондон и возвращается в Ирландию.

3-ий период творчества Свифта раскрывается памфлетом «Предложение о всеобщем использования ирландской мануфактуры» (1720), сходу после которого вышел ряд других памфлетов о Ирландию. Сначала XVIII века население Ирландии было неоднородным. Свифт выступил в защиту англо-ирландцев, но этим самым он поставил вопрос о томном состоянии всей Ирландии. Центральное место в ирландской публицистике Свифта принадлежит «Письмам Суконщика» (1724).

Произведение был ориентирован против патента, который был выдан английским правительством британскому негоцианту Вуду на право чеканить маленькую (и плохого) монету в Ирландии. К патенту Вуда в Ирландии отнеслись плохо, руководствуясь мотивами политического и экономического нрава. Ирландский парламент и его исполнительные органы предприняли против монеты Вуда ряд мероприятий, которые добивались поддержку бойкотом ирландцев. «Письма Суконщика» помогали этому бойкоту и принудили английское правительство отменить патент Вуда. Свифт стал государственным героем.

Главной книжкой жизни Дж. Свифта становятся «Путешествия Лемюэля Гулливера» (1721 -1725), которые были изданы в Лондоне в 1726 году.
Последнее десятилетие творческой деятельности величавого сатирика, было после выхода «Путешествий в различные страны света Лемюэля Гулливера» (1726-1737) отмечен большой активностью. Свифт пишет много различных публицистических и сатирических произведений, посреди которых не последнее место принадлежит памфлетам на ирландскую тему. Выступления Свифта в защиту Ирландии, как и ранее, находят отклик в сердцах людей и их поддержку. Его избирают знатным гражданином Дублина (1729). В этот период Свифт пишет много стихов. Его стихи отмечены направленным на определенную тематику многообразием. Ведущим жанром стихов есть политическая сатира, обычно, связана с Ирландией («Клуб Легион», 1736). Результат собственной творческой деятельности Свифт подводит в одном из более важных собственных поэтических произведений — «Стихах на погибель доктора Свифта» (1731, выданные 1738).

Свифт умер 19 октября 1745 года в Дублине. На его могиле высечена составленная им эпитафия: «Тут лежит тело Джонатана Свифта, доктора богословия, декана этого кафедрального собора, ожесточенное негодование не может больше терзать его сердце. Проходи, путешественник, и подражай, если сможешь, смелому заступнику свободы».

Святой Патрик самый уважаемый святой в Ирландии. Считается, что он крестил жителей острова в христианскую веру в источнике около которого затем был построен собор. За свою долгую историю Собор Святого Патрика много раз перестраивался, его восстанавливали после пожара, а из-за близости реки Поддл его регулярно подтапливало, поэтому в нем нет подвальных помещений. Он сильно пострадал во время английской реформации в 1537 году. В это время собор стал принадлежать англиканской ирландской церкви и во время конфискации имущества были уничтожены многие рисунки в его росписи, а позже разрушился его неф. Был период когда все серебро и драгоценности были переданы в Собор Христа, а часть зданий использовалась для суда и средней школы. Но, несмотря на все трудности, он выстоял. В наше время официальный статус Собора Святого Патрика - Национальный Собор Ирландской церкви.

Джонатан Свифт - декан собора Святого Патрика

Более 30 лет собором управлял Джонатан Свифт .

Именно здесь было создано его самое известное сатирическое произведение - «Путешествия в некоторые удаленные страны мира в четырех частях: сочинение Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей» (1726). Книга в год издания переиздавалась еще пять раз! В ней высмеиваются проблемы, некоторые из которых актуальны и в наши дни: «Словом, нельзя перечесть всех их проектов осчастливить человечество. Жаль только, что ни один из этих проектов еще не доведен до конца, а пока что страна в ожидании будущих благ приведена в запустение, дома разваливаются, и население голодает и ходит в лохмотьях». Судя по воспоминаниям современников, Джонатан Свифт был человеком жестким, острым на язык, но при этом вызывал глубокую симпатию и уважение.

Еще одно известное произведение Свифта - «Дневник для Стеллы». Это сборник писем адресованных его возлюбленной Эстер Джонсон, которую Свифт называл Стелла. Книга была опубликована уже после смерти писателя. Известно, что имя Эстер персидского происхождения и означает «звезда». Имя Стелла с латинского тоже переводится, как «звезда». Почему писатель выбрал латинский вариант имени - останется его тайной. Ходили слухи, что Свифт и Эстер сочетались тайным браком, но никаких документов подтверждающих это, не сохранилось. Неизвестно, были ли их отношения только платоническими или все же супружескими. Стелла умерла в 1728 году. Свифт тяжело переживал ее смерть, у него начало развиваться душевное расстройство. К концу жизни он перенес инсульт, потерял речь и умственные способности. Писатель предсказал свое безумие. Как-то гуляя в парке, он увидел засыхающий с верхушки вяз. «Так и я начну умирать - с головы»,- сказал он своему спутнику. Джонатан Свифт скончался в 1745 году и был похоронен по его завещанию в Соборе Святого Патрика рядом со Стеллой.

«Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этого собора, и суровое негодование уже не раздирает его сердце. Ступай, путник, и подражай, если можешь, тому, кто мужественно боролся за дело свободы».

Собор Святого Патрика

Всего в самом соборе и на прилегающем к нему кладбище погребены около 500 человек.

Одна из интересных достопримечательностей - «Дверь примирения» - деревянная дверь с прорубленным в ней отверстием. В 1492 году Джеймс Батлер спасаясь от погони спрятался в одном из помещений за этой дверью, тогда Джеральд Фицджеральд прорубил дыру и протянул руку - так кланы Батлеров и Фицджеральдов примирились.

В 1742 году вместе с хором в соборе впервые была исполнена оратория «Мессия» Георга Фридриха Генделя. В экспозиции можно увидеть орган на котором играл Гендель, а также некоторые его ноты.

И еще несколько фотографий внутренних интерьеров собора:

Покормив чаек и голубей по дороге,

Далее начинается самая известная улица Дублина - Графтон-стрит (Grafton Street ). Точнее у парка она заканчивается, а начинается она у Тринити Колледжа от Саффолк Стрит (Suffolk Street). В этом месте в 1987 году, в честь тысячелетия столицы Ирландии , был установлен памятник Молли Мэлоун .

Это героиня ирландской баллады «Cockles and Mussels» (Моллюски и мидии) - неофициального символа Ирландии , ее поют на матчах футбольные болельщики. Около памятника всегда полно туристов, надо сильно постараться, чтобы сделать удачную фотографию. Ирландцы относятся к Молли с легкой иронией, называя ее «шлюшкой с тележкой» или «распутницей с моллюсками». Графтон-стрит это шумная и многолюдная пешеходная улица. Много баров, магазинов, кафе, уличных музыкантов и всевозможных шоуменов - каждый найдет здесь что-то по душе.

Часовня «Campanile». Суеверие гласит, что студенты, которые пройдут под ней когда звонят колокола - провалятся на экзаменах!

В библиотеке хранится Келлская книга (не Кельтская, а именно Келлская) - это четыре рукописных Евангелия написанных на латинском языке ирландскими монахами примерно в 800 году. О дате и месте создания книги велись ожесточенные споры. Точно известно, что книга долгое время хранилась в Келлском аббатстве (отсюда ее название) и в 1661 году была подарена Тринити колледжу. Келлская книга - одна из самых щедро украшенных миниатюрами и орнаментами средневековых рукописей дошедших до нашего времени. Для того, чтобы посмотреть на нее, нам пришлось отстоять ооочень длинную очередь.

В библиотеке хранится около 4 миллионов книг. Кому интересно, в длинной комнате снимали некоторые эпизоды Гарри Поттера. Недалеко от входа в библиотеку можно увидеть «Сферу внутри сферы» итальянского скульптора Арнальдо Помодоро. Она представляет из себя открытую сферу внутри которой расположена еще одна сфера.

Он был ректором Тринити-колледжа с 1888 и до своей смерти в 1904 году. Решительно выступал против обучения женщин в колледже. Женщин начали принимать на обучение в качестве полноценных студентов в 1904 году, после смерти Сальмона. Тринити-колледж был первым из университетов Европы, сделавшим этот шаг.

Острое перо ирландского и английского философа и сатирика Джонатана Свифта наделало много шума в годы его жизни. Современникам писатель запомнился как автор памфлетов, наделенных глубокой иронией, а в мире прославился романом «Путешествия Гулливера». Свифт всегда скрывался под псевдонимами или вовсе не указывал авторство, но читатели непременно узнавали его по исключительному стилю.

Детство и юность

Будущий писатель родился в Дублине 30 ноября 1667 года - через два месяца после смерти отца, мелкого судейского чиновника. Мальчику досталось имя родителя – Джонатан. Вдова Свифта-старшего осталась с двумя детьми на руках и без средств к существованию, к тому же новорожденный оказался крайне болезненным ребенком с врожденной патологией.

Помучившись некоторое время, мама решила отдать Джонатана на воспитание обеспеченному брату покойного супруга Годвину Свифту, который был на хорошем счету в адвокатском обществе.

Мальчик окончил лучшую в Ирландии гимназию «Kilkenny», школьные годы переживал тяжело – пришлось забыть о вольной, но бедной жизни, адаптируясь к строгим гимназическим условиям. В 14 лет Джонатан поступил в колледж Тринити при Дублинском университете, откуда вышел со степенью бакалавра и стойким отвращением к наукам.

Литература

Творческая биография писателя началась во время вынужденного переезда в Англию. Дядя разорился, а на родине вспыхнула гражданская война. Джонатану Свифту пришлось самостоятельно зарабатывать на хлеб, и он по протекции матери заступил на пост секретаря к богачу и дипломату Уильяму Темплу. Начинающему литератору предоставили свободный пропуск к солидной библиотеке работодателя.


В гостях у Темпла бывали видные деятели и представители богемы того времени, общение с которыми тоже подготовило почву для писательского таланта Свифта. Молодой поэт, а именно с поэзии и коротких эссе Джонатан зашел в литературу, в дальнейшем помогал своему благодетелю писать мемуары.

Из Британии Свифт дважды возвращался на родину. В 1694 году молодой человек, окончив магистратуру в Оксфорде, принял духовный сан англиканской церкви и стал священником в церквушке небольшого ирландского села. А чуть позднее продолжил службу в столичном соборе Святого Патрика. Параллельно становится автором ярких, острых политических памфлетов на злобу дня.


Однако обязанности священника Джонатану быстро надоели, и он вновь приехал в Англию. Здесь из-под его пера вышла череда поэм, а также притчи «Битва книг» и «Сказка бочки». Последнее произведение стало очень популярным – народ его полюбил, а церковь жестоко осудила, хотя писатель и не думал критиковать религию, просто пародировал гордость.

Интересно, что собственное творчество литератор не собирался афишировать – все произведения были обнародованы анонимно. В будущем этой идее Джонатан Свифт не изменял. Впрочем, все вокруг знали, кто автор этих сатирических книг, поэм и опусов.


Расцвет сатирического таланта писателя пришелся на 1710-е годы. Джонатан Свифт обрел финансовую независимость, заступив на пост декана собора Святого Патрика, и спокойно наслаждался литераторством. Его поэмы, памфлеты и статьи наполнились гневом по поводу социальной несправедливости, царящей в обществе, критикой власти и религии. В 1720 году центральной темой творчества становится проблема автономии Ирландии, которую англичане нещадно пытались разорить.

Народная любовь и почитание обрушилась на Джонатана после анонимных «Писем суконщика», которые вышли из-под типографских станков многотысячным тиражом. Они призывали игнорировать английские деньги и не покупать товары, произведенные в Британии. Поднялась волна негодования, да так, что Лондон был вынужден поменять наместника, который назначил вознаграждение тому, кто укажет автора «Писем».


Попытки найти виновных оказались тщетными, а Англии пришлось пойти на экономические уступки. После этих событий Свифта возвели в ранг национального героя, его портретами был обвешан весь Дублин. Вскоре случился очередной скандал, на сей раз по поводу резких высказываний на тему нищеты. Писатель посоветовал правительству, которое не в силах прокормить подрастающее поколение, продавать детей на мясо и кожу.

За работу над самым знаменитым романом о путешествиях Свифт засел в начале 20-х годов 18 столетия. Первые две книги фантастического произведения, высмеивающего человеческие пороки и несовершенства общества, вышли в 1726 году, а спустя год читатели получили еще два тома. Судовой врач Гулливер знакомится с нравами и обычаями стран лилипутов, великанов и разумных лошадей, попадает на летающий остров, государство чародеев, бессмертных людей и даже в закрытую в те времена для европейцев Японию.


Тетралогия имела оглушительный успех, в дальнейшем став классикой литературы и вдохновением для десятков режиссеров. Даже в Россию книги попали сравнительно быстро: в 1772 году их перевел с французского писатель Ерофей Каржавин. Изначально роман имел объемное название, впрочем, это почти точный перевод оригинала - «Путешествия Гулливеровы в Лилипут, Бродинягу, Лапуту, Бальнибарбы, Гуигнгмскую страну или к лошадям».

Личная жизнь

Личная жизнь Джонатана Свифта выглядит довольно странной. Писателя связывали романтические отношения с двумя девушками, которых звали одинаково – Эстер.

В годы работы у Темпла молодой человек познакомился в его доме с 8-летней дочкой служанки Эстер Джонсон. Возрастная разница в 15 лет не помешала подружиться: Джонатан стал наставником и учителем девочки, которую называл Стеллой, а в будущем и возлюбленным. В разлуке автор «Гулливера» ежедневно писал девушке нежные, проникновенные письма, превратившиеся после его смерти в книгу «Дневники для Стеллы».

После кончины матери осиротевшая Эстер переехала в Ирландию, поселившись в доме любимого, хотя для окружения девушка была не больше чем воспитанницей писателя. Биографы предполагают, что в 1716 году пара даже обвенчалась, но официальных подтверждений этот факт так и не получил.


Еще одну женщину, с которой Свифт был замечен в любовных отношениях с 1707 года, звали Эстер Ванхомри. Девушка-сирота с легкой руки Джонатана носила прозвище Ванесса. Ей тоже посвящены трогательные, грустные письма.

Ванесса умерла от туберкулеза в 1723 году, а спустя пять лет скончалась Стелла. Писатель тяжело переживал потерю любимых женщин, эти трагедии подорвали здоровье как физическое, так и психическое. Но мужчине еще предстояло пройти долгий жизненный путь.

Смерть

Несколько лет до смерти Джонатан Свифт страдал от душевной болезни. В письмах друзьям жаловался на плохое настроение и всепоглощающую скорбь. Психическое расстройство прогрессировало, а в 1742 году писатель пережил инсульт и вовсе оказался недееспособным – не мог передвигаться, потерял речь. Мужчине назначили опекуна. Умер сатирик на родине в октябре 1745 года.


Свифт подготовился к кончине еще в 1731 году, написав поэму «Стихи на смерть доктора Свифта», в которой обозначил собственное кредо – «лечить испорченность людскую» жестоким смехом. В 40-м году из-под пера писателя вышла эпитафия, выгравированная потом на надгробии, а также он завещал почти все накопления на строительство больницы для психически больных. Вскоре после смерти писателя построили «Госпиталь Святого Патрика для имбецилов», двери которого до сих пор открыты.

Библиография

  • 1697 - «Битва книг»
  • 1704 - «Сказка бочки»
  • 1710-1714 - «Дневник для Стеллы»
  • 1726 - «Путешествия Гулливера»

19 октября 1745 года в Дублине происходили очень странные вещи - тысячи людей хоронили декана собора святого Патрика, который подолгу не служил, находясь в Лондоне, имел очень запутанную личную жизнь, предлагал матерям откармливать младенцев для продажи и со всей страстью занимавшийся политикой. Этого необычного священника сегодня знает каждый человек в России. Его звали Джонатан Свифт.

На его могиле до сих пор выбита эпитафия, написанная им самим за пять лет до смерти: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этого собора, и суровое негодование уже не раздирает его сердце. Ступай, путник, и подражай, если можешь, тому, кто мужественно боролся за дело свободы» . Кончине писателя предшествовала долгая агония, продолжавшаяся несколько лет.

Болезнь Свифта разрушила мозг, лишила его памяти и иногда приводила к припадкам. Пять взрослых мужчин едва могли сдержать пожилого декана, желавшего вырвать себе глазное яблоко. Делал он это потому, что нарыв на глазу чудовищно болел. Незадолго до этого эпизода пожилой декан собора святого Патрика решил вспомнить привычки молодости и, желая укрепить свои силы, помногу часов ходил по комнате и опустелому дому. Он превратился в скелет, обтянутый кожей, его характер стремительно портился - даже для немногочисленных близких друзей он был скуп, и в доме Свифта гости не могли рассчитывать на серьезное угощение или на бутылку хорошего вина.

Однако в своем завещании этот необычный скряга оставил свое состояние в 12 тысяч фунтов на создание больницы для умалишенных и неизлечимо больных, а пока силы не оставили его, он вел активную благотворительную деятельность в соборе святого Патрика.

Священник раздавал бедным прихожанам пенсии по 20 фунтов в год, создал кассу взаимопомощи, хлопотал перед своими влиятельными друзьями в Лондоне за того или иного человека. Иногда его обманывали мошенники, но Свифт, всегда говоривший о том, что он разочаровался в людях, продолжал хлопотать и помогать.

Самый известный его литературный герой - Гулливер считал, что человеческое общество выродилось в йеху, и полагал, что необходимы немедленные радикальные реформы, чтобы исправить ситуацию. Дублинский декан также считал современное ему общество весьма порочным, но мизантропия Свифта имела под собой куда более глубокие корни. На смерть одного из своих друзей он откликается поразительной фразой, скрывающей его душевную боль: «Я прихожу к тому заключению, что скупость и черствость сердца – таковы два качества, доставляющие человеку наибольшее счастье».

Не обладая ими, автор «Сказки бочки» постоянно переживал трагедии. В 1728 году умерла Эстер Джонсон - Стелла - женщина, любившая Свифта, на которой он, возможно, был тайно женат. История эта началась очень давно. Молодой Свифт жил в доме Уильяма Темпля и знал Стеллу еще ребенком. Затем юная девушка стала ученицей Джонатана, и постепенно между ними возникли странные отношения.

Стелла вместе со своей спутницей Дингли уехали за Свифтом в Ирландию, где тот получил англиканский приход. Впоследствии Стелла и Джонатан обменивались письмами, ездили друг за другом, но при этом никогда не жили вдвоем в одном доме. Мисс Дингли всегда была рядом и своим присутствием свидетельствовала о том, что молодых людей связывала лишь горячая дружба. Биографы английского писателя находят доказательства, что Стелла испытывала к Свифту более глубокие чувства, да и сам Джонатан, скорее всего, тоже любил ее, но никаких однозначных свидетельств того, что они хотели создать семью, найти не удалось.

Большая часть их отношений протекала в очень странном любовном треугольнике - в 1707 году сорокалетний Джонатан знакомится с 19-летней Эстер Ваномри (по другим данным знакомство произошло в 1708 году, а девушке было всего 17), которая будет любить его пылко и горячо до самой смерти от туберкулеза в 1723 году. Юная Ванорми пишет Свифту страстные письма: «Если Вы находите, что я пишу слишком часто к Вам, то Вы должны сообщить мне об этом или вообще написать мне снова, чтобы я знала, что Вы не совершенно позабыли обо мне!».

В ответ священник из Дублина грубовато и несколько иронично рассказывает девушке о том, что он живет в глуши и видит вокруг лишь пастбища, хотя на самом деле в эти годы Свифт становится первым памфлетистом Англии. Его перо последовательно поддерживает сперва вигов, а затем тори, и начало XVII века становятся временем расцвета его сатиры.

После «Сказки бочки», в которой он осмеивает католиков и протестантов, Свифт выпускает целый ряд памфлетов. В одном из них писатель предлагает откармливать младенцев, а затем продавать их для того, чтобы из них получались вкусные и питательные блюда. С убийственной иронией дублинский священник рассказывает о выгодах этого предложения - цена на младенца значительно превысит расходы матери на его содержание и поможет решить проблемы бедности, преступности и бродяжничества среди детей, а также позволит удовлетворить изысканные вкусы богатых горожан. Разумеется, Свифт не собирался осуществлять этот проект, но в столь гипертрофированной форме показывал знатному обществу на его пороки.

Однако вернемся к Ванорми, которая довольствуется редкими встречами с деканом церкви святого Патрика и начинает подозревать, что у отца Джонатана есть другая женщина.

Соперницей была Стелла, которой посвящен «Дневник для Стеллы», писавшейся с 1710 по 1713 год. Отношения с ней также были не безоблачны, и есть версия, что в 1716 году Свифт тайно обвенчался с ней. Это не помогло разрушить любовный треугольник - обе женщины, подозревавшие о существовании друг друга, продолжали бороться за сердце писателя.

Что касается самого декана, то он не хотел создавать семью. В молодости этому препятствовал страх неспособности содержать семью, в зрелом возрасте - активная политическая деятельность, в пожилом - смерть двух его близких женщин и долгая болезнь.

Любовный треугольник разрешился трагически - незадолго перед 1723 годом она пишет письмо Стелле с просьбой рассказать об ее отношениях с отцом Джонатаном, а та передает его дублинскому священнику (по другой версии послание адресовано Свифту). Узнав об этом послании, писатель приходит в ярость и разрывает отношения с Эстер Ванорми.

От потрясения женщина заболевает и вскоре умирает от туберкулеза. Но после ее кончины на свет появляется поэма Свифта Каденус и Ванесса, которая становится памятником этой любви, а имя Ванесса навсегда связывается с Эстер Ванорми. Что же касается имени Каденус, то это лишь немного переставленное слово «декан» с латинским окончанием ус.

Стелла ненадолго пережила Ванессу, и после 1728 года пожилой священник остался почти полностью одиноким. Лишь несколько друзей поддерживали его до 1735 года, года болезнь окончательно подчинила себе отца Джонатана.

Как относился священник-сатирик к религии? Английский сатирик не был ни безбожником, ни, тем более, борцом с христианством. В «Сказке о бочке» молодой Джонатан формулирует то отношение к религии, которое он сохранит до самой смерти: «Религию, говорят нам, нельзя подвергать осмеянию, и это правда; однако извращения в религии, конечно, можно осмеивать, ибо избитое изречение учит нас, что если религия - наилучшее, что есть в мире, то извращения в ней должны быть наихудшим злом».

Конечно, Свифт не был Лютером, не был он и Честертоном или Льюисоми. Самый мизантропичный сатирик, желавший ожесточить собственное сердце, ошибся - его сердце разрывало не только негодование, но и любовь. Только очень наивный и любящий человек мог изменить мир с помощью истории про Гулливера или серии памфлетов в защиту независимости Ирландии. Эту любовь оценил народ, в день похорон стремившийся взять себе на память хоть волос своего декана.