Основные явления политико правовой сферы жизни общества. Сфера понятия "переходное право" и его политико-правовое значение на примере россии. Экономическая сфера жизни общества

Политико-правовая сфера жизни общества основана на осознании социальными общностями своих политических интересов и потребностей, связанных с завоеванием власти, использованием властных функций, законотворческой деятельностью и исполнением законов.

Виды власти в обществе:

· Экономическая;

· Политическая;

· Правовая;

· Военная;

· Духовная;

· Семейная;

· Информационная.

Структура политико-правовой сферы жизни общества:

· Политическая организация общества;

· Политическое и правовое сознание субъектов;

· Политические и правовые отношения;

· Политико-правовая культура;

· Политико-правовая деятельность.

Основные функции государства:

· Представительская;

· Регулятивная;

· Охранительная;

· Внешнеполитическая:

· Интеграционная.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

На сайте сайт читайте: философия. севастьянов м а..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Севастьянов Михаил Александрович
Философия. Конспект лекций. Учебное пособие.-М.:НОУ МЭЛИ 2009г. В учебном пособии раскрываются основные мировоззренческие проблемы философской науки. Учебное пособие в кра

О способах, методах, приемах познания и преобразования как природной, так и социальной действительности
2. Идеалы как конечная цель стремлений и деятельности, совершенство, образец. 3. Ценности – важность, нужность, значимость чего-либо в диапазоне от общечеловеческого до индивидуальных. Цен

Уровни мировоззрения
1. Обыденное Это мировоззрение, которое формируется стихийно на основе опыта и знаний людей, полученных в результате их повседневной жизнедеятельности. Обыденное мировоззрение вкл

Исторические типы мировоззрения
1. Мифологическое мировоззрение. 2. Религиозное мировоззрение. 3. Философское мировоззрение. Мифологическое мировоззрение – это система взглядов н

Основные вопросы
1. Философия как особый вид знания и тип мировоззрения. 2. Предмет, структура и функции современной философии. Литература Спиркин А.Г. Философия. Учебник

Основной вопрос философии
«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию» (Ф. Энгельс.) Основной вопрос философии:

Специфика (особенность) философского знания
1. Это знание о сущностях и закономерностях всего существующего. 2. Это знание общего и всеобщего характера. 3. Стремление объяснить мир, философские проблемы опир

Историческое развитие представления о предмете философии
Пифагор – «любовь к мудрости». Сократ – средство познания добра и зла. Платон – особая наука, направленная на познание вечного истинного бытия. Аристотель

Социальные функции философии
Функция философии – это роль, назначение, которую выполняет философия относительно потребностей общества, человека. 1. Мировоззренческая. 2. Познав

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое философия? 2. С постановки каких проблем начинается философия? 3. Чем характеризуется философское мировоззрение? 4. В чем заключается специфика философского

Исторические типы философии
Учебные вопросы: 1. Древняя философия: А. Философия Древней Индии и Китая Б. Философия Древней Греции. 2. Философия Средневековья и эпохи Возрожд

Философские школы Древней Индии
Ортодоксальные (астика) Признавали авторитет Вед и разделяли убеждения их авторов · Санкхья (Капила) · Йога (Патанджали) · Веданта (Бадараяна)

Буддизм и его основные идеи
Буддизм – религиозно-философское учение, распространившееся в Индии, Китае, странах Юго-Восточной Азии. Основатель учения Гаутама Будда. 1. Главная идея буддизма – «Средний путь»

Четыре благородных истины буддизма
Путь достижения Нирваны связан с усвоением «четырех благородных истин»: · Земная жизнь полна страданий. · Причина страданий – желания (жажда наживы, славы, удовольствий и т.д.)

Некоторые важные понятия философии Древнего Китая
· Дао – всеобщий космический закон; естественный ход вещей; Абсолют как высшее состояние бытия; начало и конец всех вещей; символ высшей космической гармонии. · Дэ

Видение мира и окружающей действительности с позиций древнейших китайских национальных школ
· Восприятие Китая как центра существующего мира. · Осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов. · Слитность отдельно

Даосизм
Даосизм – древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построение и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, прир

Основные идеи даосизма
· Все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями. · Материя, из которой состоит мир, едина; существует кругоо

Качества, которыми должен обладать руководитель (начальник)
· Подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам. · Управлять на основе добродетели. · Обладать необходимыми знаниями. · Верно служить стране, быть патриотом.

Афоризмы конфуция
· Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен. · Благородный муж винит себя, низкий человек винит других. · Благородный муж думает о морали, долге и о том, к

Древнегреческая философия
Древнегреческой называется философия (учения, школы) выработанная греческими философами, проживающими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремеслен

Досократические школы Древней Греции
1. Милетская школа «физиков» (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). 2. школа пифагорейцев. 3. Школа Гераклита Эфесского. 4. Элейская школа (Парменид, Зенон, Мелисс Самосский).

Афоризмы пифагора
Берегите слёзы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле. Будь другом истины до мученичества, но не будь её защитником до нетерпимости.

Философы милетской школы
1. выступали со стихийно материалистических позиций; 2. занимались наряду с философией точными и естественными науками; 3. пытались объяснить законы природы (за что получили свое

Анаксимандр (610 -540 г.г. до н.э.)
Ученик Фалеса, естествоиспытатель, географ и натурфилософ. · Первоначалом всего сущего считал «апейрон» - бесконечное, неопределенное материальное первоначало. · Дал первую характ

Анаксимен (546-526 г.г. до н.э.)
Ученик Анаксимандра. · Первоначалом всего сущего считал воздух: все вещи представляют его порождения, образуясь путём его сгущения или разрежения. · Другие изменч

Атомисты
Материалистическая философская школа (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атом

Софисты
Философская школа, существовавшая в 5 – пер. полов. 4 вв до н.э. (Протагор, Горгий, Продик, Критий). «Софисты» - мудрецы, учителя мудрости. Они выступали в качестве философов-педагогов, обучавших ф

Протагор (5 в до н.э.)
Основное кредо Протагора: «человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют» · Критерием оценки окружающей действительности, хорошего

Основные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля
Сократ (469-399 до н.э.) – полемист, мудрец, философ-педагог. · Свою просветительскую деятельность вел в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы, диалога,

Афоризмы Сократа
Брак, если говорить правду, зло, но необходимое зло. Ваятель должен во внешности выражать душевную деятельность. Всякое знание, отделённое от справедливости и другой добродетели,

Философия Платона
Платон (427-347 гг до н.э.) – ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, создатель системы объективного идеализма. Наиболее важные сочинения Платона: «Апология Сократа», «

Философия Аристотеля
Аристотель (384-322 до н.э.) – ученик Платона, основатель Афинской школы «Ликей», воспитатель Александра Македонского. Отец многих наук, таких как психология, логика, биология, эстетика и др.

Основные философские идеи Аристотеля
1. Не существует «чистых идей», эйдосов, не связанных с окружающей действительностью. Они являются отображением вещей и предметов реального мира; 2. существуют только единичные и конкретно

Афоризмы Аристотеля
Быть свободным - значит иметь равные права на справедливость. Быть смелым значит: считать далёким всё страшное и близким всё внушающее смелость. Внутренние распри

Аристипп из Кирены (430 - 355 г. до н.э.)
Для того чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю. Необходимо либо вовсе не приближаться к царям, либо говорить им лишь то, что им приятно. Мудрецы не умеют разгова

Афоризмы Цицерона
Нет ничего более противного разуму и природе, чем случайность. Трудности, доставляющие славу, переносятся с легкостью. Ненавижу мудреца, который не мудр для себя. Мы долж

Философия Средневековья
Средневековая философия – это философия эпохи феодализма в Европе в 5-15 веках. · Начало средневековой философии ознаменовано союзом философии и теологии, а ее завершение – распадом этого

Основополагающие догматы средневековой философии
Догмат творения. Согласно догмату творения: · Бог сотворил окружающий мир из ничего; · Творение мира есть результат акта Божественной воли;

Патристика и схоластика
Патристика – совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2-8 вв, имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование х

Важнейшие проблемы схоластической философии
· Рациональное доказательство бытия бога; · Креационизм; · Соотношение веры и разума; · Свобода воли и теодицея; · Провиденциализм; · Бо

Афоризмы Августина Аврелия
Время врачует раны Воля в нас всегда свободная, но не всегда добрая Верь, чтобы понимать Если зла нет, то сам страх перед ним есть зло Кто ненавидит мир? Те, кто

Фома Аквинский (1225-1274)
· Доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма, - направления католической Церкви. Разработчик основ католицизма.

Афоризмы Фомы Аквинского
Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бесполезны Историческое значение средневековой теоло

Философия эпохи Возрождения (Ренессанса)
Это особый этап в истории философии, характеризующийся утверждением новой формы философствования, строящийся на принципах независимых от философской схоластики. Пер

Афоризмы Данте Алигьери
Следуй своей дорогой и пусть люди говорят что угодно Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена великих нравственных переломов сохранял нейтралитет Франче

Николай Коперник (1473-1543)
Основные положения картины мира, предложенной естествоиспытателем: · Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм); · Солнце является центром, Земля вращается вокру

Галилео Галилей (1564-1642)
На практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно: · Изобрел телескоп; · С помощью телескопа исследовал небесные тела; · Доказал, что небесные т

Политическая философия Николо Макиавелли (1469-1527)
Основное произведение «Государь». · Человек обладает изначально злой природой; · Движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде

Словарь основных терминов
· Возрождение (или Ренессанс) – термин, обозначающий переходную эпоху от средневековья к Новому времени. Хронологические границы эпохи Возрождения – 14 – 16 (17) вв. ·

Философия Нового времени 16-17 вв
Особенности эпохи: · Начало первых буржуазных революций (в Нидерландах и Англии) и утверждение капиталистического промышленного развития; · Ослабление влияния цер

Дуализм Р. Декарта
· Человек – единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой; · Исходя из того, что челов

Учение Р. Декарта о субстанции
Для характеристики сущности бытия Р. Декарт вводит понятие субстанции. · Субстанция– это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого с

Учение Р. Декарта о врожденных идеях
· Суть данной теории в том, что духовная субстанция имеет в себе врожденные идеи. Это особый род знаний, который не нуждается в доказательстве. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достове

Основные философские идей Френсиса Бэкона
· Философия должна иметь прежде всего практический характер; там, где она остается умозрительной (схоластикой), она неистинна. · Суть основной философской идеи Ф. Бэкона за

Учение Ф. Бэкона о методе познания
· Бэкон выдвинул главным методом познания индукцию. Этот метод философ разрабатывает в своем главном труде «Новый Органон». «Органон» - в пер. с греч. – означает орудие, инструмент, средство

Призраки театра
· «Призраки рода» - это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей; · «Призраки пещеры» - заключаются в ошибках индивидуального характ

Афоризмы Ф. Бекона
Законы подобны паутине: мелкие насекомые в них запутываются Нет больше вреда для державы, чем принимать хитрость за муд­рость. Что самое главное в государственных делах? - Смелос

Афоризмы Э. Роттердамского
Лишь одним дуракам даровано умение говорить правду, никого не ос­корбляя. Большинство людей глупы, и всякий дурачится на свой лад. Начать войну легко, а закончить трудно.

Философия И. Канта (1724-1804)
· Основоположником немецкой классической философии считается И. Кант. Творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: (1) докритический – до начала 70-х годов 18 века; (

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831)
Гегелем были выдвинуты и разработаны: · Теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является Абсолютная Идея, Мировой Дух); · Диале

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831). Немецкий философ
Великий человек осуждает людей на то, чтобы они его объясняли.

Немецкий философ, разрабатывающий концепцию антропологического материализма
Основные философские труды: · «Сущность христианства»; · «Основные положения философии будущего»; · «Лекции о с

Недостатки философии Л. Фейербаха
· Критика им Гегеля носила односторонний характер: отрицая идеализм, он недооценил гегелевскую диалектику; · Чрезмерное преувеличение «природной» стороны в человеке и недооценка социальной

Фейербах Людвиг Андрюс (1804-1872). Немецкий философ
Чтобы познать человека, нужно его полюбить. Где мораль утвер

В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом; нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя
Все великие всемирно-исторические события и личности появляются дважды: один раз в виде трагедии, второй раз - в виде фарса. Все виды экономии в обществе сводятся в конечном счёте к эконом

Нужно, чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым
Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства. Революции - локомотивы истории. Теория становится материальной силой, как только овладевает массам

ЛЕНИН Владимир Ильич (Ульянов) (1870-1924). Российский политический деятель
Всё искусство управления и политики состоит в том, чтобы знать, где сосредоточить сво

Афоризмы Ларошфуко
Ум служит нам порою для того, чтобы смело делать глупости. Радости и несчастья, которые мы испытываем, зависят не от разме­ров случившегося, а от нашей чувствительности.

Основные черты русской философии
· В нашем конспекте не ставится задача рассмотреть в деталях ту или иную национальную философию. Это соответствует тому, что в учебниках математики рассматривается не немецкая или французская матем

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1784-1948). Российский философ
· ФИЛОСОФИЯ Н.А.БЕРДЯЕВА: ЧЕЛОВЕК - ЭТО ОТКРОВЕНИЕ, СВОБОДА И ТВОРЧЕСТВО

Есть одно мерило, которым можно измерить свободу, это веротерпимость
По-настоящему любит свободу тот, кто утверждает её для другого. Нетерпимость, смягчённая форма фанатизма, есть всегда сужение сознания, непонимание множественности и индивидуальности жизни

Философия как творческий акт ничего общего не имеет ни с познанием натуралистическим, ни с познанием математическим - она есть искусство
Само сознание человека, как центра мира, в себе таящего разгадку мира и возвышающегося над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без которой нельзя дерзать философствовать.

Женщины лживее мужчин, ложь есть самозащита, выработанная историческим бесправием женщины
Мир не есть мысль. Мир есть страсть и страстная эмоция. В творческом подъёме преодолевается подавленность, а это самое главное. Оптимизм и пессимизм одинаковы формы детерминизма,

Война и революция - судьи людей и народов
Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, всё для неё уже подготовлено. История человечества есть в значительной с

Искусство освобождает от рабства у обыденности
Существование личности предполагает существование сверхличных ценностей. Личности человека нет, если нет бытия, выше его стоящего, если нет того горнего мира, к которому она должна восходить.

С точки зрения общественного благополучия можно оправдать любое бесправие
Если наука переходит в философию, то философия переходит в религию. Трагична не только неразделённая любовь, трагична всякая любовь по самой своей сущности, так как она не знает удовлетвор

Революционеры поклоняются будущему, но живут прошлым
Вежливость есть символически условное выражение уважения ко всякому человеку. Добрые дела”, которые совершаются не из любви к людям и не из заботы о них, а для спасения собственной души, с

Философия наших дней
· Современная философия представляет собой единое, но разнородное целое. Изучающему философию следует ориентироваться в этой разнородности. Недостаточно знать только одно философское направление, и

Гуссерль Эдмунд (1859-1938). Немецкий философ
Человек не может мыслить (не может сохранить способ существования мыслящего существа)

Гадамер Ханс Георг (р. 1910). Немецкий философ
Всегда смысл текста превышает авторское понимание. Всякий перевод уже являет

Есть философы, которые существуют, чтобы поддерживать статус-кво, и другие, которые существуют, чтобы преобразовать его сверху донизу
Идеология на самом деле одно из орудий образования стада. К очень неприятным явлениям нашего времени относится то, что только ограниченные люди оказываются очень уверенными в правоте своег

Ненавидеть врагов легче и увлекательнее, чем любить друзей
Не старайся избегать искушений: со временем они сами начнут тебя избегать. Никому ещё не удалось создать философию одновременно и правдоподобную и внутренне последовательную. Нищи

При демократии дураки имеют право голосовать, при диктатуре - править
Свобода мнения может существовать только тогда, когда правительство уверено в своей безопасности. Стоик добродетелен не для того, чтобы делать добро, а делает добро, чтобы быть добродетель

Витгенштейн людвиг (1889-1951). Австрийский философ
Смысл мира должен лежать вне его. В мире всё есть, как оно есть, и всё происходит так

Свобода воли состоит в том, что поступки, которые будут совершены впоследствии, не могут быть познаны сейчас
· ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ · Если местом становления аналитического направления в философии по праву можно считать Англию (Кембридж), где рабо

Поппер Карл Раймунд (1902-1994). Австрийский философ, социолог
Без демократического контроля не может быть ни малейшего основания, почему бы правите

Попытка создать рай на земле неизбежно приводит к созданию преисподней
Признание историцизма с необходимостью предполагает ту или иную форму тоталитаризма. Кто хочет управлять историей, тот должен управлять человеческим разумом, совестью, действиями. Для этого необход

Тот, кто учит, что править должен не разум, а любовь, открывает дорогу тому, кто будет убежден, что править должна ненависть
Хотя история не имеет цели, мы можем навязать ей свои цели, и хотя история не имеет смысла, мы можем придать ей смысл. Человеческая нужда - вот насущная проблема государственной политики.

Философия бытия
Учебные вопросы: 1. Бытие как философская проблема. 2. Виды и формы бытия. Литература: Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов. М.: Гардарики,

Историческое осмысление категории бытия
Термин «бытие» был введен в философию древнегреческим философом Парменидом. Согласно Пармениду, бытие – это то, что действительно ес

Понятие бытия
Бытие– философская категория, служащая для обозначения всего того, что реально существует. Это и материальные явления и социальные процессы и творческие акты, происходящие в сознан

Формы движения материи (по Ф. Энгельсу)
· Механическая; · Физическая; · Химическая; · Биологическая; · Социальная. Основные группы форм движения:

Онтологическая структура бытия согласно Г. Гегелю
Абсолютная идея сама по себе (Мировой разум=Бог) Логическая ступень развития. Абсолютная идея. Природа как инобытие Абсолютной ид

Естественно-научное определение материи
· Материя есть объективная реальность. · Элементы структуры материи: - неживая природа, - живая природа, - социум (общество). · Материя – это вся совоку

Материя и ее атрибуты
· Философское определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, ото

Мегамир (бесконечный космос)
- метагалактика (доступная изучению часть Вселенной); - скопления и системы галактик; - Галактики; - звездные скопления и системы; - планетные системы и Звезды;

Структура материи (материального бытия)
В зависимости от основных способов существования материи выделяются: · Неживая природа в единстве: элементарных частиц, атомов, молекул, звездных систем, галактик и метагалактик, веществ и

Движение как способ существования материи
· Материя существует и проявляет себя только в движении; · Движение применительно к материи есть изменение вообще. · Свойства движения: - объективность;

Формы существования материи
· Пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, расположение элементов внутри материальных объектов и объектов между собой. ·

Основные концепции пространства-времени
· Субстанциальная (Декарт, Эпикур, Ньютон). - пространство и время не связаны между собой; - пространство и время не связаны с материей и существуют сами по себе

Словарь
· Бытие – философская категория, которая служит для обозначения всего существующего, независимо от того, знает ли человек об этом существовании или нет. · Реальность (от лат. вещественный)

Принципы и законы диалектики
Структура диалектики: · Принципы диалектики: - принцип развития; - принцип всеобщей связи; - принцип детерминиз

Закон единства и борьбы противоположностей
Закон дает представление об источнике и механизме развития явлений реальной действительности и мышления. Позволяет ответить на вопрос, почему идет развитие. ·

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
Данный закон характеризует механизм образования качественно новых явлений и процессов. Закон позволяет ответить на вопрос, как происходит развитие, возникновение нового. &n

Методологическое значение закона взаимоперехода количественных и качественных изменений
· Закон указывает на необходимость познания качественной определенности процессов и предметов, на анализ их сходства и различия между собой. · Закон требует проводить объективный и точный

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос, куда идет развитие и раскрывает его направленность. · Центральная категория данного закона – диалектическое отрицание.

Состояние начального отрицания
(исходное) состояния Закон отрицания отрицания показывает, что развитие идет через цепь диалектических отрицаний, которые обеспечивают устранение старого, утверждение ново

Словарь
· Диалектика – философское учение о взаимосвязи и развитии всех видов и форм бытия. · Объективная диалектика – диалектика объективного мира, представляет собой совокупность связей и отноше

Сознание, его происхождение и сущность
Основные философские концепции происхождения сознания: · Идеалистическая концепция – сознание существует изначально до появления материи и

Отражение
Отражение – это способность материальных образований (объектов, предметов) при взаимодействии друг с другом изменяться или сохранять следы взаимодействий. Формы от

Биологические предпосылки и социальные факторы возникновения сознания
· Биологические предпосылки: - развитие нервной системы и особенно головного мозга; - развитие первой сигнальной системы; - изменение строения тела (прямохождение, развит

Структура сознания
· В зависимости от основных состояний сознания в нем выделяются: - знания; - эмоционально-чувственные состояния; - волевые состояния; - ценностные установки;

Сущность и структура общественного сознания
· Общественное сознание – совокупность идей, теорий, концепций, программ, взглядов, норм, традиций, привычек, мнений, слухов и других духовных образований, отражающих общественное бытие конкретного

Словарь
· Адаптация (от лат. – приспособление) – вид взаимодействия личности или социальной группы со средой. · Социальная адаптация – приспособление среды к своим потребностям, видоизменение сред

Теория познания
Гносеология (теория познания) – раздел философии, в котором изучается природа познания. 5.1 Основные гносеологические концепции: ·

Формы отражательно-познавательных связей между
субъектом и объектом: · Связи отражения (от объекта к субъекту); · Связи выражения (формирование в сознании образа, знака, имеющих смысл и содержание на основе от

Философия общества
Социальная философия – философское учение об обществе. 6.1 Основные проблемы социальной философии: · Сущность общества. · Происхождение

Теории развития общества
1. Эволюционного типа: · Теория Г. Спенсера. · Теория Э. Дюркгейма. · Теория Ф. Тенисса. · Теория индустриального общества (Р. Арон, У. Ростоу).

Материально-производственная (экономическая) сфера жизни общества
Материально-производственная (экономическая) сфера – жизнедеятельность общества по воспроизводству, хранению, распределению, обмену и потреблению материальных ценностей, удовлетворе

Структура способа производства
1.Производительные силы: · Люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками; · Средства производства (предметы труда – те объекты, на которые направлен труд людей

Социальная сфера жизни общества
Социальная сфера жизни общества – необходимая подсистема, характеризующая положение людей в обществе с позиции социального равенства или неравенства, справедливости или несправедливости. &

Духовная сфера жизни общества
Духовная сфера жизни общества связана с воспроизводством индивидуального и общественного сознания, с удовлетворением духовных потребностей субъектов общества и развитием духовного мира человека.

Понятие гражданского общества
Гражданское общество – человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур (объединений, организаций, ассоциаций, Союзов

Философия истории
Философия истории – наука и раздел философии, исследующая логику и направленность закономерного развития общества, единство и многообразие исторического процесса, п

Линейная концепция развития
Христианская традиция развития: · Исторический процесс есть единая линия, направленная в будущее; · Начало истории – в божественном творении мира,

ТОЙНБИ Арнольд Джозеф (1889-1975). Английский историк и социолог
Общество, как и пространство, не является и не может быть ничем иным, кроме как посре

Концепция круговорота истории Д. Вико (1668-1744)
Основной труд: «Основания новой науки об общей природе наций». Основные идеи: · Допускал существование божественного начала, от которого якобы исходят законы истории; · В

ВИКО Джамбаттиста (1668-1744). Итальянский философ
На трёх пороках, ведущих людей по ложному пути, - на жажде крови, скупости и честолюбии - основывает законодательство войско, торговлю и двор. Основ

Формационный (спиралевидный) подход к истории
Предложен К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным. Основные идеи: · Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических фор

Формационный подход к истории
Достоинства: · Понимание истории как закономерного объективного процесса; · Глубокая разработка экономических механизмов развития; · Реал


ШПЕНГЛЕР Освальд (1880-1936). Немецкий философ, историк
Каждая культура имеет свою эпоху расцвета и все впадают в эпоху окостенения цивилизац

Философские проблемы будущего
Футурология – область научных знаний, охватывающая перспективы цивилизационных процессов. 8.1 Философия решает ряд методологических

Глобальные проблемы человечества
· Духовный кризис; · Угроза мировой войны с применением оружия массового уничтожения; · Истощение природных ресурсов планеты; · Неравномерное социально-политическое разви

Словарь
Природа – совокупность естественных условий существования человеческого общества. Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающую

Философия в современном мире
(вместо заключения) Как мы уже знаем, философия - это форма духовной дея­тельности, направленной на постановку, анализ и решение ко­ренных мировоззренческих вопросов

Словарь терминов по всему курсу
Абсолют - духовная первооснова и одновременно высшая, верховная ценность. Абстракт - нечто выделенное, наделенное самостоятельностью и вложенное, как общее, в предмет исследования.

Структура способа производства

1.Производительные силы:

· Люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками;

· Средства производства (предметы труда – те объекты, на которые направлен труд людей, и средства труда – орудия труда, транспорт, здания и сооружения и т.д.).

2.Производственные отношения:

· Отношения собственности на средства производства;

· Отношения обмена деятельностью;

· Отношения по поводу распределения продуктов труда;

· Отношения по поводу потребления продуктов труда.

Значение материального производства:

· Оно создает материальную базу жизни общества;

· Способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

· Непосредственно влияет на социальную структуру общества;

· Влияет на политические процессы;

· Влияет на духовную сферу жизни общества.

Политико-правовая сфера жизни общества основана на осознании социальными общностями своих политических интересов и потребностей, связанных с завоеванием власти, использованием властных функций, законотворческой деятельностью и исполнением законов.

Виды власти в обществе:

· Экономическая;

· Политическая;

· Правовая;

· Военная;

· Духовная;

· Семейная;

· Информационная.

Структура политико-правовой сферы жизни общества:

· Политическая организация общества;

· Политическое и правовое сознание субъектов;

· Политические и правовые отношения;

· Политико-правовая культура;

· Политико-правовая деятельность.

Основные функции государства:

· Представительская;

· Регулятивная;

· Охранительная;

· Внешнеполитическая:

· Интеграционная.

Классификация государств

1.По функциональной характеристике:

· Полицейское (военное);

· Религиозное;

· Правовое;

· Социальное.

2.По форме правления:

· Монархия;

· Теократия;

· Республика.

3.По административно-территориальному построению:

· Унитарное;

· Федеративное;

· Конфедеративное.

4.По политическому режиму:

· Демократическое.

5.По политической стабильности:

· Стабильное;

· Нестабильное.

Признаки права:

· Общеобязательность;

· Формальная определенность;

· Исполнение норм права осуществляется добровольно со стороны субъектов общества и принудительно со стороны государства;

· Нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев и фактов.

Право выполняет функцию:

· Закрепления основ существующего строя;

· Способствует развитию позитивных общественных отношений;

· Создание предпосылок для целенаправленного и целесообразного функционирования деятельности государства;



· Критерия правомерного и неправомерного поведения людей;

· Воспитания у людей правового сознания.

Основные критерии политико-правовой сферы жизни общества:

· Согласованность политики государства с интересами граждан страны и нормами права;

· Наличие и соблюдение политических и правовых свобод;

· Демократизм;

· Верховенство закона и др.

Институт Права и публичной политики
совместно с

Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики»

Фондом «Либеральная миссия»

Московской государственной юридической академией имени О.Е. Кутафина

МЕЖДУНАРОдная научная конференция

«КОНСТИТУЦИОННЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ:
ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ»


Сфера понятия "переходное право" и его политико-правовое значение на примере России

Карин Беше-Головко

Понятие «переходного права» давно используется в областях гражданского права, административного права или уголовного права. Оно тогда определяется как совокупность норм, имеющих временный характер для перехода от одного вида решения правовых вопросов к другому. Например, в административном праве, если Государство установит новые нормы для открытия аптек, это не означает что срочно надо закрыть все аптеки, пока они не будут соответствовать новой регламентации. Если в гражданском праве появятся новые юридические требования для заключения некоторых договоров, это не означает что надо признать недействительными все договоры, уже заключенные. Из-за принципа правовой определенности, необходимо принять некоторые меры, чтобы обеспечить, в юридическом плане, эффективность новой регламентации. Они и есть суть переходного права в этих областях.

Но в области конституционного права, понятие «переходное право» - или «переходное состояние права» - не настолько техническое и определенное. В основном, трудности и особенности здесь возникают в связи с близостью конституционного права с политикой. И всем уже сложно сказать, объективно, когда заканчивается переходное право, а когда правовая система просто нормально развивается. Другие сложности вытекают из использования разных близких понятий, таких как «переходное право», «переходный период», «переходное государство». В рамках этих понятий, баланс между юридическими и политическими компонентами меняется. Понятие «переходное право» имеет, в основном, юридическое значение, тогда как понятие «переходный период» более политизировано, а понятие «переходное государство» имеет значение и в юридическом (с точки зрения установления государственных органов, например), и в политическом плане (с точки зрения процесса появления его легитимности). Таким образом понятно, что даже когда речь идет о « переходном праве», все равно очень сложно держать анализ четко в рамках права.

Для изучения понятия «переходное право», российский пример полезен. Российское государство перешло от советского периода к «постсоветскому» периоду, который стали называть переходным периодом . В это время правовая система России, в том числе в области конституционного права, существенно изменялась. И сейчас возникает вопрос: можно ли сказать, что российское право вышло из «переходного состояния»? Чувствуем, что да. Но как объективно определить критерии, поскольку если понятно когда начинается переходный период, не настолько ясно, когда он закончится? Также можно ли сказать, что понятие постсоветское право принадлежит только к переходному периоду? Если да, то это означает, что российская правовая система вместе с переходным периодом выходит и из постсоветского периода? Или под понятием «постсоветское право» надо понимать отдельную правовую семью, правовую семью sui generis , и вопрос тогда состоит в оценке совершенства этой правовой модели? Иначе говоря, выход из переходного состояния не означает выход из постсоветского права.

В конституционной науке появилось понятие «конституционное право перехода». При этом не уточняется, касается ли это переходного состояния права, государства или политического режима соответствующего государства. В рамках этой теории существуют два подлежащих анализу периода: «межконституционный период» и «внутренний конституционный период».

На самом деле, межконституционный период является действительным переходным периодом с точки зрения конституционного права, то есть период после аннулирования бывшей конституции до принятия новой конституции. По отношению к России, это формально касается периода от аннулирования Конституции СССР 1977 года с принятием соглашения президентов РСФСР, Украины и Белоруссии в декабре 1991г. до принятия новой Конституции от 12 декабря 1993 года и ее вступления в силу 25 декабря. Хотя и здесь возникает вопрос, почему период перехода не отсчитывается раньше? Почему он не отсчитывается от конституционной реформы от 14 марта 1990 года, поскольку тогда начала меняться и основная идеология (например, конец принципа однопартийности, конец принципа социалистической собственности в форме государственной и колхозно-кооперативной и т. д.). Почему он не отсчитывается от декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года? Как мы видим, если уже сложно объективно установить начало переходного права, еще сложнее определить его конец и для многих принятие новой конституции для этого недостаточно.

Помимо того, что нельзя четко – и формально – определить границы переходного периода, такой подход не удовлетворяет многих конституционалистов еще и потому, что не позволяет уточнить, в какой мере все новые конституционные нормы и принципы стали реально действительными для общества.

Поэтому помимо межконституционного периода, правовая доктрина установила и другое понятие - «внутренний конституционный период», в рамках которого анализируется реализация положений конституции, то есть конкретные правовые меры - законодательство, судебная и административная практика и т. д., возникшие уже в период действия демократической конституции. По отношению к России, такой период начинается с принятием Конституции от 12 декабря 1993 года. Но, это намного осложняет вопрос выхода из переходного состояния, как минимум, потому что здесь смешаются и политические критерии и юридические. На простом языке, это означает, что переходный период продолжается, когда уже нет переходного конституционного права.

Поскольку здесь речь идет не только о переходе как таковом, но о переходе к демократии, такой парадокс теоретически допустим, потому что часто говорят о наличии разных стадий развития демократии. По мнению Андреаса Шедлера, например, существует сначала «избирательная демократия» (утверждение демократического принципа + свободные и плюралистические выборы), затем «либеральная демократия» (ограничение осуществления власти) и наконец «развитая демократия» (защита фундаментальных прав, независимость судебной системы, наличие гражданского общества). И только тогда, когда эффекты демократизации очевидны в обществе, можно сказать, что переходный процесс закончен.

Это конечно очень красиво звучит и было бы так приятно в это поверить, но ни одна страна не может развиваться по такому «педагогическому» графику. Более того, данная теория содержит как минимум три основных дефекта. Она, во-первых, не позволяет отделить переходное состояние права от обычных процессов развития права. Во-вторых, она смешивает юридическую и политическую оценки, касаясь то правовой системы, то политической практики. В-третьих, непонятно, кто будет иметь возможность объявить, что демократия уже развитая.

И действительно, вопрос отличия переходного права от обычного развития любой правовой системы, довольно сложен, поскольку любая правовая система постоянно развивается. В этом смысле, утверждение, что данная правовая система носит окончательный демократический характер, скорее всего, является политическим решением, или объявлением. Всегда надо стараться укреплять демократию, всегда надо очень осторожно анализировать изменения норм, касающихся баланса властей, осуществления народного суверенитета, защиты фундаментальных прав человека. Как мы знаем, из-за развития терроризма и экстремизма, во многих государствах существует нормы, ограничивающие свободы людей: например, возможность распространения видеокамер на улицах или в разных зданиях, возможность создания многих баз личных данных. Это также может касаться запрета деятельности общественных организаций или политических партий. Иными словами, даже в странах, принятых как демократические, всегда существует риск регрессии. Из-за этих сложностей, необходимо установить - насколько можно - объективные критерии и прежде всего отграничить понятие «переходное право» от понятий «переходное государство» и «переходный период».

Цель такой классификации состоит в возможности определить политическое и юридическое понимания феномена «перехода». Переход включает в себя и юридические, и экономические, и социальные и политические аспекты. В области права можно отличать материальные нормативные аспекты от правовых институциональных. Нормы, которые носят временный характер; нормы, которые устанавливают особые правовые механизмы; нормы, которые предусматривают наличие других ценностей; все эти нормы создают переходную систему права. А понятие «переходное государство» отсылает к институциональному виду управления страной, который существует до момента принятия новой конституции. Таким образом, переходное право может продолжаться, когда уже нет переходного государства.

В правовой доктрине существует несколько критериев для того, чтобы определить наличие переходного права. Это, в основном:

· наличие исключений из обычных правовых механизмов, например, когда Б. Ельцин принял указ №1400 для того, чтобы начать поэтапную реформу конституционной системы. Интересно что он использовал именно подзаконный акт, хотя цель акта явно превышала область «регламентарной власти». Указ более похож на выражение почти «королевский» воли.

· наличие временных правовых мер, которые носят системный характер, например закон РСФСР от 24 апреля 1991 года о президенте, или закон РСФСР от 12 июля 1991 года о Конституционном суде РСФСР.

· наличие специальных мер для повышения легитимности правовой системы, как например, указ президента от 15 октября 1993 года о проведении всенародного голосования по проекту конституции.

· наличие специальных механизмов, направленных на появление новой системы правовых ценностей, например, в связи с принятием декларации прав или с ратификацией Европейской конвенции по правам человека.

В силу этого можно понять, что переходное право отличается от обычного развития любой правовой системы, поскольку изменения носят здесь системный характер. Правовая система продолжает развиваться, как и сейчас в России, но с формальной точки зрения, система создана. Государственные органы созданы и работают. Есть совокупность норм, в рамках которых можно урегулировать конфликты. Тогда в чем проблема?

Наверное, проблема в том, что правовая система в России создана, однако большинство населения еще не испытывает к ней доверия. Возможно, оправданно. Впрочем, не буду здесь говорить о том, что известно вам лучше, чем мне (коррупция, выборы …). В теоретической плоскости вопрос в другом – доверие со стороны населения есть обязательное условие существования и развития любой правовой системы.

Тогда как оценить выход России из переходного права? Прежде всего, надо напомнить, что выход из переходного права это, скорее всего, политическое решение или объявление, поскольку нет точных границ самого переходного периода. Невозможно сказать точно, в какой день российская правовая система приобрела или приобретет достаточно стабильный характер. Хотя остается вопрос ее эффективности и значит вопрос (не)совершенства российской правовой системы.

Поэтому, если формально российское право, наверное, уже вышло из переходного состояния, пока еще сложно говорить о нем как о стабильной правовой системе.

Такая ситуация имеет юридические, политические и геополитические последствия.

В сфере юридических последствий, сейчас понятно, что оптимизация правовой системы требует пересмотра механизмов создания правовых норм. Иными словами, государство нигде не способно постоянно навязывать свои желания или решения обществу. Ему нужно сотрудничать со всеми элементами общества, в том числе с теми, у которых есть другое мнение. Для этого политико-правовая система должна признать наличие политической оппозиции и ее право принимать участие в руководстве страной. Мы сейчас видим движение в этом направлении. Упомяну в качестве примера проект закона об упрощении процесса регистрации политических партий. И может быть, когда-нибудь Счетная палата или комиссия по бюджету Парламента будут возглавляться оппозицией, что ныне является обязательным в некоторых странах. Но сотрудничество между государством и обществом требует также признание активной роли гражданского общества, может быть в виде участия профильных организаций в подготовке законодательства, в виде участия населения в процессе принятия локальных решений.

В сфере политических последствий, государству нужно срочно укрепить свою легитимность. Сегодняшняя политика требует конкуренции на всех уровнях государственной системы, то есть наличия реального политического плюрализма. Поэтому большую опасность для легитимности любой политической системы представляет существование доминирующей партии. Такая партия отождествляется с государством и volens nolens уничтожает возможность его развития. Дефекты легитимности этой партии заражают легитимность и политической системы и государства в целом. Политическая конкуренция и принцип политического плюрализма находятся в центре механизмов совершенствования правовой системы.

Эти юридические и политические последствия имеют значительное влияние на геополитические последствия. Поскольку в наше время право является стратегическим геополитическим инструментом, Россия имеет возможность стать альтернативой, стать притягательной моделью развития только тогда, когда сможет создать у себя эффективную и убедительную правовую систему.


Определение терминов

Власть - политический и экономический феномен, описывающий систему господства-подчинения и предполагающий наличие субъекта власти, центр и источник власти, определенное оформление властных отношений (законы).

Государство - общность людей, объединенных одной территорией, общими правовыми законами и публичной властью, а также налогами.

Гражданское государство - сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти.

Правовое государство - правовая форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

Политика - одна из форм деятельности по управлению общественными отношениями и связями, возникающими между людьми в процессе создания материальных и духовных ценностей. Политика включает в себя следующие элементы: власть, политические отношения, политические организации, политические интересы и идеи.

Человек и политика

Современные представления о взаимоотношениях личности и политики, сформировались под влиянием двух методологических ориентиров политической науки.

Первый - институциональный анализ, истоки которого находятся в классической политической мысли.

Второй - поведенческий подход, разработанный во второй половине XX века.

Для институционального анализа характерен интерес к философским, нравственным, ценностным, культурным и историческим элементам политики в их соотношении с природой человека. Данный анализ позволяет выделить две теоретические модели описания, понимания и объяснения взаимодействия человека и политики: "подчинения" и "интереса". Каждая из них характеризует различные механизмы включения человека во власть. В условиях функционирования модели подчинения, действующей в обществе с достаточно высокой степенью регламентации, происходит взаимодействие механизма отбора, контроля и предписания. Необходимость такой модели мотивируется природой человека: неразумной, эгоистичной и, следовательно, нуждающейся в контроле. Основные элементы этой модели были замечены еще Аристотелем, полагавшим, что властвование и подчинение не только необходимы, но и полезны, так как заложены в самой природе людей, среди которых одни от рождения предназначены к подчинению, другие к властвованию.

Фундаментальные же основы ее были разработаны Т. Гоббсом, полагавшим, что врожденный инстинкт человека - "вечное и бесконечное желание все большей и большей власти. Мало того, там, где нет власти, способной держать в подчинении всех, люди не испытывают никакого удовольствия (а, напротив, значит горечь) от жизни в обществе". Власть - источник всех этических норм. Эта идея Гоббса была поддержана и исследована как элитаристами, согласно которым нормальное функционирование социума возможно там, где имеет место наличие компетентной власти меньшинства над большинством, так и эгалитаристами - сторонниками демократических традиций, по утверждению которых отдельные индивиды во имя общей свободы обязаны отказаться от "жажды" власти и руководствоваться только в соответствии с "общей волей" социума. Новые мотивы, объясняющие необходимость подчиненного положения личности вводят современные политологи: во-первых, оправданием ее управленческих задач, так как современное общество является созревшей меритократией, где власть основана на признании заслуг (Д. Белл, С. Липсет, У. Мур); во-вторых, обеспечением константной и стабильной демократии, в основе которой требование "политики для политиков" (Р. Даль, У. Корнхаузер, Дж. Шумпетер); в-третьих, достижение большего равенства (Дж. Роулз, Г. Гэнс). Таким образом, личность в модели "подчинения" выступает в роли пассивного объекта управления, нуждающегося в механизмах, способных обуздать ее несовершенную природу.

Иная модель "интереса" была разработана первоначально в произведениях А. Смита и Г. Спенсера, в которых взаимоотношения личности и власти рассматриваются опосредованно, сквозь призму личного интереса как источника социальной активности. В этой модели социальный и политический порядок возможен в результате сочетания интересов различных групп социума. Поэтому, важна не сила подавления, а рациональное осознание людьми личных выгод от объединения общих усилий. политика государство гражданский общество

Существует два типа этой модели:

в основе "концепции благоразумных интересов" любая власть - источник угнетения человека;

в основе "концепции конкурирующих интересов" лежит порядок как непреднамеренное следствие взаимодействия между индивидами.

Самое главное в модели "интереса" рассмотрение личности как субъекта политической деятельности.

Сторонники "поведенческой ориентации" в анализе взаимоотношений человека и власти полагают, что стремление к власти - это один из природных признаков человека, его эмоций и инстинктов, воспроизводящих отношения господства и подчинения (З. Фрейд, Адлер, Райх, Э. Эриксон, К. Юнг, М. Блок, Г. Лассуэлл, С. Московичи, Ф. Гринстайн и др.).

Превращение индивида в социальное существо говорит о появление у него потребности в статусе, в том числе в такой ипостаси, как "инстинкт власти" или "потребность власти". Потребность власти имеет давнюю исследовательскую традицию в политической психологии. В настоящее время существует множество концепций потребности во власти: А. Адлер, Э. Фромм, Ю. Козелецкий, П. Кууси, Г. Лассуэлл, Д. Маклелланд, Дж. Аткинсон, Л.Я. Гозман, Е.Б. Шестопал и т.д. Так, Е.Б. Шестопал выводит три причины из-за которых власть может быть желанна: чтобы доминировать над другими и ограничивать действия других, создавать для них определенную депривацию; чтобы другие люди над ним не доминировали и не вмешивались в его дела; чтобы осуществлять политическое достижение.

Но наибольший интерес представляет психологическая концепция С.Б. Каверина, который из построенной им классификации потребностей личности, названные им базовыми выводит потребность власти как квазипотребность, складывающуюся по крайней мере из пяти базовых: потребность в свободе, гедонистическую потребность, потребность в самоутверждении, потребность в самовыражении, потребность быть личностью. В результате анализа вышеперечисленных потребностей он утверждает, что при комбинировании тех или иных потребностей формируются типы личности, каждому из которых характерно свое видение власти, "определяемой доминирующей потребностью".

Все данные им были сведены в таблицу. Из нее можно выделить пять условных типов личности, стремящихся по тем или иным критериям к власти: нонконформист, конформист, диктатор, авантюрист и демократ. Стремление к власти различно у людей. Иногда оно бывает снижено у представителей слабого типа нервной системы, с характерной им робостью и неуверенностью в себе. Данная потребность бывает неярко выражена у людей, которые полностью увлечены другой деятельностью, а также у индивидов недееспособных, невротиков, имеющих трудности в коммуникативном общении. Кратическая потребность - это комплекс устремлений человека к получению влияния на индивидов и сообществ, используя такие средства власти как принуждение и привилегии и т.д. Ю. Козелецкий полагает, что "в случае возникновения расхождения между притязаниями на руководство и реально наличными властными возможностями рождается мотивационное напряжение и человек старается повысить имевшийся у него до сих пор уровень контроля над другими людьми, стремится умножить свое экономическое и политическое влияние". Отсюда кратическая потребность чаще всего формируется на основе эгоистических интересов.

Так, Мак-Клелланд пришел к выводу, эта потребность проявляется в двух формах:

  • 1) эгоцентрическая - человек стремится к власти по причине того, что обладание ею дает ему удовлетворение;
  • 2) социоцентрическая - власть позволяет достичь определенных общественных целей. В жизни эти две формы взаимосвязаны, правда, часто к власти приходят личности с различными аномалиями.

Отношение к власти

Преобладающая потребность

Условное обозначение типа личности

Власть как стремление к независимости и самостоятельности

Потребность в свободе

Нонкомформист

Власть как источник материального благополучия или других личных выгод

Гедонистические потребности

Конформист

Власть как преобладание, господство над другими, источник престижа, высокого статуса, славы

Потребность в самоутверждении

Диктатор

Власть как игра

Потребность в самовыражении

Авантюрист

Власть как служение людям, обществу

Потребность быть личностью

Демократ

Жизненная форма человека проявляется во всех ценностных сферах и поэтому ее можно описать, как способность внушить другим индивидам собственную ценностную установку, либо константный, либо как приходящий мотив деятельности.

Таким образом, все проявления властных отношений, на взгляд Э. Шпрангера можно, в общем, определить как политические.

Отсюда, властный человек - политический человек. Все жизненные помыслы властного человека направлены на службу своим устремлениям. Познание для него - средство осуществления власти. Для властителя обычно на первом месте стоят науки об обществе и человеке; из них он пытается извлечь пользу, которая поможет ему достичь власти и поэтому кратический человек ориентируется на те области теоретического знания, которые помогают управлять людьми в соответствии с его жизненными планами.

Экономика для политика, в смысле богатство (как материальное, так и чисто финансовое) всегда является мощным политическим средством. Эстетическое - для кратического человека всего лишь звено в цепи средств осуществления его целей. Но часто властное и эстетическое соприкасаются. Это имеет место лишь тогда, когда кратическим человеком начинает двигать не столько рациональный расчет и знание обстоятельств, сколько безграничная фантазия, выливающаяся в гигантские проекты оформления и переоформления мирового целого. Именно этими фантазиями обладали многие из великих завоевателей в истории мировой цивилизации. Шпрангер выделяет в социальном плане два типа личностей: чистый политик, занятый только реализацией своих целей, даже если это не соответствует воле всех остальных; тип социально фундированной власти, где властитель осчастливливает народ самим фактом своего правления. В основе кратического человека лежит стремление преобладать над другими. Но в тоже время это весьма абстрактное определение, так как властитель определяется вне зависимости от права и общности. В системе же политических взаимосвязей, по утверждению Шпрангера, верно следующее утверждение: "Только тот, кто послушно следует, требованием высших ценностей, живущих в собственной душе, обладает способностями вести других и подчинять их влиянию собственного ценностного направления".

Б.А. Леви пишет, что любое учение о человеческом бытие наталкивается на феномен власти. Власть - это символическое воплощение бытия, создаваемое индивидом и социумом, для западного человека, а для восточного человека власть осознается как ценность, как выражение самой тайны бытия. В этом случае власть появляется независимо от человека, как отражение духа вселенной. Поэтому, человек обязан сознательно подчинится этой власти, даже не задумываясь, а ее смысле. Таким образом, власть - это неотъемлемая часть обыденного мировосприятия. Формирование и функционирование современного обыденного миропонимания - сложный и противоречивый процесс, испытывающий влияние, как современной науки, так и различного рода форм сознания и деятельности. Осмысление природы обыденного мировосприятия должно опираться не только на психологические, но и социокультурные основания

Политическая сфера. Эта подсистема общества связана с властными отношениями, государством и государственным устройством, с реализацией организационно-управленческой функции социальной системы.

Политическая сфера представляет собой сложную, развивающуюся, исторически конкретную систему государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения.

Власть – это форма социальных отношений, связанная со способностью одних социальных субъектов подчинять своей воле деятельность других с помощью государственно-правовых средств и в соответствии со своими потребностями и интересами.

Основными элементами политической системы являются государство, политические партии, общественные организации и движения.

Государство – это основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью – правом устанавливать и регламентировать нормы общественной жизни в пределах определенной территориальной целостности и использующий легитимные формы принуждения для их соблюдения по отношению ко всем членам общества. Легитимность насилия как специфического свойства государства обеспечивается различными внутренними основаниями: традициями, популярностью лидера (харизмой), рационально-добровольным признанием гражданами юридических норм.

Государство возникает объективно, в процессе усложнения общественной жизни как потребность в регуляции отношений между социальными группами и отдельными подсистемами общества. В социальной философии существует несколько концепций происхождения государства:

– христианско-теологическая, обоснованная в трудах Августина Блаженного, Фомы Аквинского. Трактует необходимость государства как результат слабости человека, его потребности в соборности, стремления к высшим образцам;

– договорная, разработана в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо. Теория общественного договора основана на понимании государственности через индивидуально-рациональное начало в человеке. Согласно этой теории любой народ проходит в своем развитии две стадии: естественную, догосударственную, и гражданскую, государственную. На первом этапе жизнь регулируется нормами естественного права, на втором – юридической законностью и моральными нормами. Гарантом прав, чести и достоинства, собственности и свободы граждан выступает государство, которому люди передают часть своих прав сознательно, на основе коллективного соглашения – общественного договора;

– классовая, представлена в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Объясняет возникновение государства в результате разделения труда, появления частной собственности и имущественного неравенства, возникновения классов. Государство, как и вся политическая организация общества, представляет собой надстройку над экономическим базисом. В этой связи формулируются законы об определяющей роли базиса по отношению к надстройке и об относительной самостоятельности самой надстройки.

Политическая система предполагает особый вид деятельности, поэтому в каждом обществе складывается своя политическая элита, т.е. правящая группа, которая имеет доступ к инструментам власти. Элита консолидируется в особые организации – клубы, кабинеты, партии.

Политическая партия – это общность людей, организационно и идеологически связанных, выражающих интересы определенных социальных групп и преследующих цель реализации этих интересов путем участия в государственной власти.

Актуальной в современной философии является проблема взаимодействия государства и гражданского общества. Степень развитости гражданского общества и характер его отношений с государством существенно определяют вектор развития социальной системы, формы политического участия отдельных людей, перспективы демократии, свободы, творчества. Исследование этого комплекса проблем инициировано представителями неомарксизма.

Гражданское общество – это целостная совокупность добровольных объединений граждан, самостоятельно регулирующих некоторые виды деятельности и социальные связи. Институты гражданского общества регламентируют свою деятельность независимо от государственных институтов, но государство, со своей стороны, призвано обеспечить эту свободу необходимыми правовыми гарантиями.

Таким образом, политическая сфера представляет собой особый вид деятельности и поэтому формирует определенный тип общественного сознания.

Конкретные проблемы и аспекты политической сферы жизнедеятельности общества рассматриваются в содержании учебной дисциплины «Политология».

Задания

1. Определите с объяснением критериев выбора, к какой социальной группе Вы относите себя, своих родственников и знакомых?

2. Какие причины производственных конфликтов Вы считаете наиболее существенными в настоящее время?

3. Проведите сравнительный анализ понятий «социальная система», «культура», «цивилизация».