Массовое спортивное мероприятие сколько человек. Технология организации массовых мероприятий в молодёжной среде. Что нужно учитывать

Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей граждан, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом.

Таким образом, исходя из определения понятия «массовое мероприятие», можно выделить три основных признака:

Большое количество людей;

Организованность действий;

Наличие цели.

Все это отличает массовые мероприятия от других случаев большого скопления людей, например на рынках, вокзалах, пляжах и т. п.

Условно все массовые мероприятия можно разделить по следующим признакам: по содержанию и направленности, значимости, периодичности проведения, способу возникновения, возможности участия.

1. Общественно-политические (демонстрации, митинги, уличные шествия, манифестации, выборы Президента и депутатов, высших и местных органов власти, съезды, конференции и др.). Для данного вида мероприятий характерны определенность состава участников, высокий уровень организации мероприятия, общность мотивов поведения.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» содержит дефиниции терминов и понятий массовых мероприятий:

публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

2. Культурно-массовые (народные гуляния, карнавалы, фестивали, профессиональные праздники, концерты, ярмарки и др.).

3. Спортивно-массовые (олимпиады, спартакиады, соревнования по различным видам спорта и др.).

4. Религиозные (обряды, крещения, проповеди, культовые праздники: православная Пасха, мусульманские Курбан-байрам, Ураза и др.)

5. Специальные мероприятия (траурные процессии, обеспечение безопасности проезда должностных лиц, имеющих право на государственную охрану).

6. Смешанные мероприятия, когда несколько видов мероприятий объединены в одно (национальные праздники субъектов Российской Федерации:
Сабантуй, Акатуй и др.).

Кроме того, массовые мероприятия можно подразделить по иным основаниям:

по значимости – международные, общероссийские, республиканские (краевые, областные) и местного значения (городские, районные и т. п.);

по периодичности проведения – разовые (открытие памятников, мемориальных комплексов и т. п.), повторяющиеся (выборы, съезды и т. п.);

по способу возникновения – организованные, спонтанные;

по возможности участия – общедоступные, ограниченные количеством участников.

Правовую основу деятельности граждан, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц при подготовке и проведении массовых мероприятии составляют положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», федеральные законы « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О безопасности», «О полиции» и др. Кроме того, конституции, законы, другие правовые акты субъектов Российской Федерации, а также правовые акты органов местного самоуправления, принятые ими в пределах своих полномочий.

Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума регулируется также нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний, других публичных акций религиозного характера регулируется отдельными положениями Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), – не позднее четырех дней до дня его проведения.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) Цель публичного мероприятия;

2) Форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Соревнования, фестивали, концерты, флешмобы, конференции, туристские слёты, парады и шествия заключают в себе определённую содержательную составляющую и, вместе с тем, это массовые мероприятия, при проведении которых нужно придерживаться определённых требований.

Что такое массовое мероприятие

Массовое мероприятие - это сбор значительного числа людей с целью участия в каком-либо событии, которое носит характер патриотического призыва, праздника, рекламы, зрелища, деловой встречи либо досугового времяпрепровождения.
Места проведения массовых мероприятий различны:

  • скверы и парки;
  • площади и городские улицы;
  • общественные корпуса;
  • театральные залы;
  • концертные площадки;
  • спортивные залы.

Организация культурно-массовых мероприятий способствует реализации потребностей жителей политического, культурного, экономического и религиозного характера.

Формы массовых мероприятий

Существуют различные группы и формы массовых мероприятий:

  • Государственные и политические: заседания акционеров, научно-практические конференции, конгрессы, парады, шествия.
  • Культурно-массовые: общегородской вечер для выпускников, театрализованные постановки, народные праздники, ярмарки и выставки, карнавальные шествия, фестивальные выступления, концертные программы, шоу-программы.
  • Спортивно-зрелищные: спортивные матчи, спартакиады, автогонки и ралли, легкоатлетические кроссы, олимпийские игры.
  • Мероприятия религиозного характера: праздники, церемониальные процессии.
  • Частные: банкеты, свадьбы, юбилейные торжества.

Все мероприятия могут проходить на муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне. Способ возникновения подобных действ делится на две большие группы:

  • Спонтанные.
  • Организованные.

Они могут проводиться одноразово или периодически, обеспечивая возможность участия ограниченного количества людей или общедоступность.

Как провести массовое мероприятие

Подготовкой и проведением мероприятий занимается целый ряд структур:

  • Органы местного самоуправления.
  • Учреждения, относящиеся к различным ведомствам и формам собственности.
  • Руководители учреждений, на территории которых оно осуществляется.

Массовое мероприятие - это чёткое соблюдение главных условий, порядка и требований к его проведению, сохранение личной безопасности каждого присутствующего.
Проведение культурно-массовых мероприятий предусматривает неоспоримую роль здравоохранения, автотранспортных и торговых предприятий, учреждений бытового обслуживания, информационных и интернет-ресурсов.

Если проводится подготовка широкомасштабных событий, администрация муниципалитета может сформировать координационные советы и штабы, координирующие и контролирующие всех участников. На такие комитеты возлагается обязанность по разработке соответствующих планов, сохранению правопорядка, срочной эвакуации зрителей и участников, если возникнет угроза для их жизни и здоровья.

Что нужно учитывать

Когда обсуждается порядок проведения массового мероприятия, то нужно взять во внимание условия его проведения:

  • График движения общественного муниципального транспорта (все присутствующие должны иметь возможность в конце воспользоваться общественным транспортом).
  • Погодно-климатические условия.
  • Стоянки для автомобильного транспорта.
  • Удобство подхода к основному месту с учётом ограничения доступа автотранспортных средств.
  • Наличие камер хранения.
  • Возможность оказания первичной медицинской помощи.
  • Работа точек питания и реализации безалкогольных напитков (в жаркую погоду - освежающих, в холодную - согревающих).
  • Наличие санузлов.

Инструкция по организации и проведению

  • Советы добровольных спортивных организаций и спорткомитет обязаны согласовать проведение необходимых обследований с администрацией муниципалитета, инженерными структурами, санитарной эпидемиологической станцией, правоохранительными органами, отделами по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Итогом обследований должны стать соответствующие акты.
  • Организаторы обеспечивают процесс проведения мероприятия (соблюдение персоналом правил пожарной и назначение ответственных лиц), должным образом уведомляют администрацию муниципалитета о том, где, когда и в какое время будет проводиться мероприятие, указывают название, формат, данные о количестве участников, контактные данные.
  • Руководители, в чьём ведомстве находятся здания и сооружения, обязаны обеспечить надёжность используемых трибун и иных конструкций, возможность всеобщей эвакуации, если возникнет опасность для жизни и здоровья окружающих.

Характерные черты массового мероприятия

Формат общественного мероприятия определяет его характерные черты. Условно любое общественно массовое мероприятие можно отнести к одному из основных видов по месту проведения:

  • Закрытые. В этом случае узкий круг конкретных приглашённых собирается в отдельном помещении, доступ гостей ограничен пригласительными билетами, социальный уровень и интересы собравшихся приблизительно одинаковы.
  • Открытые. Такой формат предоставляет любому желающему возможность принять участие в планируемых событиях. Тем самым значительно увеличивается риск создания опасных ситуаций.

Наиболее ярко неоднородность состава присутствующих проявляется при проведении спортивно-зрелищных мероприятий:

  • Болельщики принадлежат к соперничающим спортклубам, их контингент чётко обозначен.
  • Яркие, фанатичные пристрастия к своему клубу либо команде проявляются в выкриках, лозунгах, скандировании определённых фраз.
  • Возрастной и социальный состав, уровень образованности и культуры, ценностные ориентиры присутствующих могут сильно разниться, это может приводить к конфликтным ситуациям.

Потенциальные угрозы

Массовое мероприятие - это наиболее доступная возможность удовлетворения потребностей большой группы людей. Вместе с тем, это и потенциальная угроза жизни и здоровью всех участников, болельщиков, зрителей. Связано это с несколькими факторами:

  • Замкнутое пространство повышает опасность нарушения правопорядка со стороны группы людей, сформированной спонтанно либо организованно.
  • Изменение привычного ритма, динамика событий могут спровоцировать случаи конфликтов между отдельными гражданами либо определёнными их группами. Особенно способствуют этому специфические форматы неформальных мероприятий.
  • При значительном скоплении людей появляется возможность совершения краж, порчи имущества.
  • Коллективный сбор определённого контингента лиц (радикально настроенные болельщики, соперничающие партии, рок-фанаты) может аккумулировать проявление негативных эмоций.
  • Даже кратковременная нестандартная ситуация может способствовать проявлению паники, приводящей к большому числу жертв.
  • Появляется реальная угроза осуществления террористического акта в результате воплощения преступных либо антиобщественных планов.

Меры безопасности со стороны организаторов

За безопасность присутствующих в первую очередь отвечает организатор. Если система безопасности не будет сформирована должным образом, то даже самое яркое, зрелищное, интересное и важное по содержанию мероприятие потеряет свою значимость и может привести к печальным последствиям.

Обеспечение безопасности массовых мероприятий проводится за счёт оборудования пунктов, где будут размещаться участники, зрители, служба охраны, а также средства для тушения пожара.

В надлежащем состоянии необходимо содержать соблюдать санитарно-гигиенический режим на всей территории. Для служебного автотранспорта должен быть организован свободный проезд к сооружениям и источникам водоснабжения на случай опасности возникновения пожара. На центральных местах должны быть размещены эвакуационные планы и указатели эвакуационных выходов.

Обеспечение безопасности сотрудниками правоохранительных органов

Общественно-массовые мероприятия предусматривают соблюдение общественной безопасности, которую осуществляют правоохранительные органы. На что именно должны они обращать внимание?

  • Сотрудники органов внутренних дел обязаны не допускать граждан в состоянии наркотического, токсического либо алкогольного опьянения.
  • Особое внимание должно уделяться лицам, желающим пронести с собой любые виды оружия.
  • Если нормы наполняемости помещения становятся предельно допустимыми, то сотрудники правоохранительных органов должны предъявить к организаторам требование прекратить пропуск посетителей (зрителей, болельщиков) на территорию, где будет проходить мероприятие.
  • Если появится предполагаемая угроза, все присутствующие должны быть эвакуированы из зрительного зала, с трибун.
  • В процессе пресечения случаев нарушения правопорядка необходимо исключить возможность появления паники.

Правила поведения присутствующих

Правила поведения во время спортивно-зрелищных и культурно-массовых мероприятий определяются типовыми правилами и запрещают:

  1. Приносить с собою оружие, взрывчатые вещества, наркотические средства, алкогольные напитки, большие сумки.
  2. Выбегать на поле либо сцену, находиться в проходах или на лестницах.
  3. Нарушать порядок: распивать алкоголь, оскорблять и унижать присутствующих, проявлять признаки экстремизма.

Массовое мероприятие - это та уникальная ситуация, когда человек может почувствовать себя в кругу единомышленников, оказаться причастным к важным государственным, религиозным либо иным событиям, с интересом и пользой провести свой досуг.

Введение

II. Организация охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, управление силами и средствами

III. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения нарушений порядка организации и проведения массовых мероприятий

IV. Взаимодействие органов внутренних дел с государственными органами и общественными объединениями при проведении массовых мероприятий

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

порядок массовый мероприятие нарушение

Введение

Жители и гости любого большого города, так или иначе, достаточно часто или редко, непосредственно сами, или опосредованно через родственников, друзей, знакомых, соседей, коллег и т.п. сталкиваются с проблемой физической безопасности. Практика показывает, что этот риск резко увеличивается во время проведения различных массовых мероприятий. Массовые мероприятия имеют большое социальное и культурное значение в жизни, подчеркивая функции, они удовлетворяют потребность горожан в культурном отдыхе, повышая гордость граждан за свой город и статус в России. Организация культурно-массовых, спортивных и общественно-политических мероприятий - один из критериев, по которому жители города судят о деятельности Правительства Москвы, общественных организаций, правоохранительных органов.

Новое качество проблемы общественной безопасности связанное с её обострением обусловлено рядом факторов (социально-экономических, правовых, политических и т.д.) как всеобщих, так и специфических. К первым относятся: изменения форм общественного строя, вызвавшие растущее стремление населения выражать свое мнение в формах непосредственной демократии (демонстрации, митинги) провал социально-экономических "реформ", вынуждающих порой население идти на крайние меры выражения своего недовольства путем целенаправленных массовых протестных действий: рост демократического правосознания, развитие института "прав человека", осознание своих гражданских прав, свобод и обязанностей, с одновременным ростом правосознания относительно мер, принимаемых правоохранительными органами при выполнении своих функций; активизация религиозной жизни, выражающаяся в многотысячных религиозных празднествах; развитие массовой и рок культуры, вкупе с необходимостью экономической поддержки крупных спортивных и зрелищных комплексов, окупающихся лишь при наличии многотысячной аудитории; значительное увеличение рисков связанных с угрозой индивидуальной и коллективной безопасности со стороны международного терроризма и национального экстремизма; рост объема производства и потребления алкоголя, его всеобщая доступность; распространение наркотиков; дальнейшая маргинализация населения, превращение его в "толпу". Нельзя не отметить влияние низкой профессиональной этики и журналистской культуры в средствах массовой информации, разжигающих порой негативные общественные настроения.

Тема работы "Охрана общественного порядка и обеспечение общественного порядка при проведении массовых мероприятий" является актуальной на сегодняшний день, когда довольно часто возникают различные опасные ситуации - беспорядки на стадионах во время спортивных матчей, концертов, накаленная обстановка во время выборов. Деятельность милиции при таких ситуациях имеет первостепенное значение.

I. Понятие и виды массовых мероприятий. Задачи органов внутренних дел и особенности охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий

1.1 Основные понятия и виды массовых мероприятий

Массовое мероприятие - это организованная, активная форма реализации прав, свобод и законных интересов больших групп (масс) людей в общественных местах, а также способ удовлетворения экономических, политических, культурных, религиозных и других потребностей граждан. Публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов. Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам. Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Виды массовых мероприятий: По содержанию:

Общественно-политические (конгрессы, симпозиумы, конференции);

Культурно-массовые (фестивали, народные гуляния);

Спортивные (спартакиады, спортивные матчи, олимпиады). По значимости:

Международные;

Региональные;

Местные.

По способу возникновения:

Организованные;

Спонтанные.

По месту проведения:

В зданиях, сооружениях:

На открытой местности.

По периодичности проведения:

Разовые;

Повседневные;

Периодические.

По возможности участия:

Общедоступные;

Ограниченные количеством участников или социальным статусом.1

1.2 Задачи ОВД и особенности охраны во время мероприятий

Задачи ОВД по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий:

1. Создание условий для нормального осуществления массового мероприятия, обеспечения личной безопасности граждан.

2. Оказание содействия в организации массового мероприятия.

3. Предупреждение и пресечение возможных преступлений и других нарушений, обеспечение общественной безопасности.

4. Обеспечение строгого соблюдения участниками и зрителями установленных правил поведения.

5. Обеспечение безопасности дорожного движения и пожарной безопасности.

6. Недопущение ослабления охраны общественного порядка на территории, где мероприятие не проводится.

Силы ОВД по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий:

Силы милиции общественной безопасности: строевые части патрульно-постовой службы милиции, в т.ч. ОМОН; личный состав строевых подразделений ДПС ГИБДД: строевых подразделений милиции ведомственной охраны: строевых подразделений медицинских вытрезвителей; участковые уполномоченные милиции;

Специальные моторизованные оперативные части внутренних войск;

Силы криминальной милиции и других служб: уголовный розыск, ОБЭП, следствие, экспертно-криминалистические подразделения, сотрудники штабов, кадров и др.

Мероприятия, проводимые в подготовительный период:

1. Создается оперативный штаб. Определяется его состав и обязанности членов.

2. Организуется пункт управления: стационарный или передвижной.

3. Разрабатывается или корректируется план обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

4. Производится расчет необходимого количества сил и средств.

Как организовать масштабное городское событие и повторить этот успех несколько раз? В рамках проекта «Городской конструктор» публикуем вдохновляющий материал Института «Стрелка», где руководители и менеджеры социокультурных проектов из одиннадцати городов рассказали о своем опыте и реакции жителей на изменения окружающей среды.

Мы работаем с исторической средой, а не с официальными объектами культурного наследия, на реставрацию которых выделяются средства. Исторические постройки могут десятилетиями стоять, и их никто не будет трогать. Так, некоторые дома в Самаре уже сто лет не видели покраски. Проблема исторической среды болезненна для многих городов России. Чаще всего ее используют как строительную площадку для новых спальных районов. О ней много дискутируют в интернете, а мы решили, что если о ее судьбе написаны миллионы комментариев в социальных сетях, то можно найти хотя бы с десяток людей, которые перейдут от слов к делу.

Поскольку у властей не было никаких идей, что делать с исторической средой, мы решили взять ситуацию в свои руки. Показать, что даже небольшие инъекции, которые могут быть сделаны силами самих горожан, радикально изменяют ситуацию. Мы хотели показать, какой красивой может быть историческая застройка, если о ней немного заботиться. Изначально мы решили просто покрасить дома. Потом поняли, что этого недостаточно. Необходимы столярные работы, замена пришедших в негодность деталей, работа с жителями домов. Проект постоянно обрастает новыми смыслами. Позже пришла идея, что нужно приносить в эту среду культуру, создавать события, заниматься благоустройством территорий. Так мы учимся и делаем фестиваль всё сложнее и совершеннее. В 2016 году он успешно прошел уже в трех городах, где мы транслировали свой опыт. У нас накопилось такое количество знаний, что мы решили передать технологию дальше. Поэтому в марте мы проводим Школу «Том Сойер Феста» . Заявки пришли уже из десяти городов.

В начале запуска фестиваля было куда больше скепсиса к нашей деятельности, чем теперь. Не все верили, что мы сможем довести до конца работы хотя бы на одном доме. А сейчас восстановлено уже 11 домов в трех городах. В Самаре наши объекты привлекают туристов: у домов побывали тысячи экскурсантов, которые до наших работ просто проходили мимо них, не видя ничего примечательного. Мы очень старались сделать работу на фестивале не скорбным героическим трудом, а настоящим праздником. Местом, куда хочется прийти отдохнуть. В том числе отдохнуть от постоянного умственного труда и заняться физическим. «Том Сойер Фест» вышел по-своему социально полезным фитнесом.

С 2002 года я занимаюсь граффити, а с 2008 начал много путешествовать по России. В своих поездках я знакомился с местными жителями, мы рисовали и гуляли по городу. Возвращаясь каждый раз в Екатеринбург, я стал больше обращать внимание на город, архитектуру, людей и менталитет. Начал по-настоящему влюбляться в него и решил проводить мероприятия, посвященные продвижению граффити. Как раз в этот момент я встретил таких же небезразличных людей, как и я, это были Евгений Фатеев и Андрей Колоколов. Мы начали совместно придумывать формат чего-то интересного, важного, масштабного, а главное - общегородского. И в один прекрасный день 2010 года на скамейке в центре города родился Фестиваль уличного искусства «Стенограффия». Нашей задачей было сделать городское пространство немного лучше, ярче и интереснее.

Каждый год «Стенограффия» производит новые творческие проекты, новые смыслы в уличном пространстве. После того как мы сформулировали свою картину мира, у нас получилось заразить таких же небезразличных людей. Так у нас каждый год формируется большая команда организаторов и волонтеров.

Первые два года мы объясняли людям, что это такое и зачем оно нужно. Постепенно «Стенограффия» начала привлекать горожан, так как они увидели, что изменить среду, где они живут, не так уж и сложно. Екатеринбуржцы включены в процесс, их двор, улица, город становятся уже не чужим пространством, а обжитым и своим. Бывает, горожане помогают художнику создавать объект или кормят его. Один раз кто-то вынес на улицу телевизор, чтобы художник мог рисовать и следить за футбольным матчем своей любимой команды.

Мы искренне верим в то, что нужно бороться за «экологию визуального», ведь, изменяя свою среду обитания, мы меняем и себя. Думаю, именно это и привлекает людей. К нам приходят люди разного возраста, достатка и склада ума. Школьники, студенты, курьеры, менеджеры, бармены, директора агентств - все хотят помочь «Стенограффии». Кто-то хочет получить знание, кто-то - сделать мир ярче, кто-то просто хочет отдохнуть от рабочих будней.

Когда инициатива происходит снизу, проект живет дольше: до тех пор, пока он нужен горожанам. Эта позиция прочнее, потому что если проект задуман сверху, то директивы в один момент прекратятся и проект закроется.

Я хотел создать универсальный художественный язык. Таким поводом как раз и стала «Курбанистика». Организовывая фестиваль, я научился понятно говорить о сложных профессиональных вещах. Это бесценный опыт одновременного общения с чиновниками, трактористами, художниками, известными московскими архитекторами, местными жителями, коммунальщиками, студентами. Такое общение определенно заставляет действовать. С помощью мастер-классов, лекций и архитектурных воркшопов, которые мы проводим на фестивале, жители города осваивают технологии работы с городской средой.

Во время проведения фестиваля мы много общались с местными жителями, поэтому получили от них одобрение. Постоянно держали при себе мысль, что людям нравится видеть вещи, которые отражают их самих. Поэтому хороший организатор должен уметь сохранять баланс между концептуализмом и лубком.

В «Курбанистике» принимают активное участие студенты, стартаперы и люди, которые ищут себя. Также у нас в городе есть единый штаб волонтеров. Благодаря ему люди получают разные навыки, и команда городских фестивалей становится более открытой. Остальные приходят наблюдать, слушать и просто отдыхать.

Фактически «Курбанистика» выступает как катализатор перемен. Когда мы провели в 2015 году фестиваль в колледже народных промыслов, это событие зацепило департамент образования, и другие колледжи тоже начали внедрять образовательные инновации, делать дизайн-конференции. Кроме того мы сами продолжаем каждый год делать воркшопы и средовые проекты на других фестивалях в городе. Выходит, что «Курбанистика» каждый раз обретает новое лицо и запросы.

Идея «Бу!феста» в Владимире не пришла, а выросла в нем. Я знала про Московский «Бу!фест», знакома с организаторами, и сама идея объединить в одном месте маленькие издательства, хендмейд и некоммерческую музыку казалась симпатичной. К тому же «Эйдосу», нашему магазину-клубу, пора было развиваться. Сделать книжный фестиваль, с одной стороны, логично, с другой - хороший вызов, так как во Владимире их никто не делал.

В нашу команду постоянно вливаются те, кого привлекает дух творчества. «Бу!фест» резиновый и вмещает самые разные проекты, главное, чтобы они подходили по стилю. Администрация давно не вмешивается в рабочие процессы: весь контент, всё содержание и форму делаем мы. Это тоже привлекает творческих людей, многие из которых сторонятся чиновников и не участвуют в городских мероприятиях, не находя для себя в них места. Вместе с тем на «Бу!фесте» играет Губернаторский симфонический оркестр, библиотеки делают свою программу, участвует Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Вся суть успеха в том, чтобы объединить самых разных людей на общем поле любви к чтению и любопытства к книгам, которые не увидишь в сетевом магазине, поддерживая при этом яркую и легкую атмосферу. Эта легкость заразительна.

Семь лет назад Благотворительный фонд «ОМК-Участие» уже активно работал в Выксе. Мы сотрудничали с учреждениями, которые помогают детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказывали адресную помощь семьям, вели образовательные программы для педагогов. Но нам хотелось создать проект для подростков и молодежи Выксы - для тех, кто лет через десять придет работать на Выксунский металлургический завод, на другие предприятия этого города, для тех, кто стремится в большие города за новыми впечатлениями.

Иногда людям кажется, что жизнь в больших городах более насыщенная и полноценная, поэтому возникает стремление уехать в столицу, за границу, подальше от родного дома. Поначалу мы ориентировались на старшеклассников и студентов. С годами поняли, что наш фестиваль интересен и людям постарше. Хотя наш главный ориентир не возрастной: мы делаем фестиваль для тех, кто любит Выксу и готов участвовать в ее преображении. Мы стремимся к тому, чтобы Выкса заняла достойное место на культурной карте страны, чтобы жители города металлургов гордились не только историей завода, сложными технологиями современного производства, но и фестивалем городской культуры «АРТ-Овраг», который меняет ритм жизни города, его дворы, парки, скверы, судьбы его жителей.

На первых трех фестивалях уклон был сделан в пользу молодежной современной культуры: музыки, экстремального спорта и стрит-арта. В последующие годы акценты сместились в область архитектуры и развития городских пространств: появились арт-дворы и элементы благоустройства городского парка. «АРТ-Овраг» - фестиваль городской культуры, который преображает жизнь целого города. В Выксе, в центральном парке, на набережной, в городских микрорайонах, остаются уникальные современные арт-объекты, для создания которых приезжают художники, скульпторы и архитекторы со всего света. В парке проходят выставки, создаются студии под открытым небом, где музыканты, хореографы и спортсмены проводят мастер-классы для всех желающих. Так, в год 70-летия Победы мы провели акцию в память об ушедших на фронт жителях Выксы. Весь день художник рисовал мелом на асфальте карту довоенного города. Участники акции зажгли 6 355 свечей - по числу не вернувшихся домой. Жители Выксы расставили на карте города свечи и танцевали вальс, тот самый, что не успели дотанцевать в 1941 году добровольцы, уходившие на фронт. Танцевали и ветераны, и люди молодые.

Подготовка фестиваля занимает год. Заканчивается очередной фестиваль, и уже на следующий день с подробного анализа каждой программы, отзывов жителей и публикаций в прессе начинается планирование следующего фестиваля. Мы много общаемся с художниками, горожанами, волонтерами, кураторами программ. Они помогают нам взглянуть на фестиваль со стороны, своим личным участием создают историю фестиваля. Растет число фанатов и гостей, которые специально приезжают в Выксу на три дня, чтобы всё обязательно увидеть своими глазами.

Меняется фестиваль, и меняется отношение к нему.

За шесть лет городской культуры «АРТ-Овраг» вошел в жизнь Выксы как масштабное и ожидаемое событие. У нас есть опыт проведения фестиваля и узнаваемое имя, более восьмидесяти арт-объектов и именитые участники. Чем старше становится «АРТ-Овраг», тем теплее относятся к нему люди, а мы, в свою очередь, стремимся создать все условия, чтобы жители становились его активными участниками и организаторами. Один из результатов нашей работы - то, что сегодня Выксу знают не только как город металлургов, но и как город, где его жители совместно с художниками создают новое пространство для жизни и творчества.

Особенно я хочу сказать о программе «АРТ-Двор». Мы предложили конкурс, куда могут подать заявку соседи, решившие преобразить свой двор. Они обсуждают с архитекторами и дизайнерами свои предложения, несколько раз встречаются, чтобы прийти к общему решению. Потом активно участвуют в преобразовании своего двора, работают, выходят на субботники, занимаются благоустройством .

Фестиваль помогает горожанам свои инициативы формулировать и претворять в жизнь.

Уже более трех лет мы регулярно проводим городские выходные - это встречи горожан, на которых можно познакомиться с городскими сообществами и активистами, лекторий, ярмарка, игры, мастерские. Очень приятно видеть, как горожане заранее приходят и организуют свои лавки и кафе. Но это всё равно выборочная история на десять человек. Нам хотелось, чтобы активное участие могли принимать большее число людей, и решением этой задачи стал блошиный рынок. Наши участники моментально подхватили идею. Площадка во дворе TEXTIL идеально подходит для его проведения. Нам удалось привлечь людей, которые никогда не бывали на традиционных хаотичных барахолках. С первого блошиного рынка мы увидели, что формат работает и набирает популярность очень быстро. Для жителей города это простая и доступная возможность принять участие. У всех есть вещи, которые перестали служить, а теперь появилась возможность отдать их тому, кто это ищет и оценит. Нас радует, что к участию присоединяются очень разные люди: от студентов до пенсионеров, от людей, кто пришел на блошку впервые, до завсегдатаев барахолок. Всех объединяет желание интересно провести время, потолкаться в толпе ярких и приятных людей, пообщаться и найти уникальную вещицу.

Пока мы готовимся к блошиному рынку, мы общаемся с участниками, которые заранее регистрируются. Их мы настраиваем на то, что блошиный рынок - это не торговля ради торговли. Главное здесь - общение. Расскажите историю вещи, расскажите свою историю или историю своей семьи. Предмет приобретает магию, как только мы оборачиваем его в воспоминания.

Нас поразило, что многие посетители и даже участники прежде не знали, что такое блошиный рынок. Поэтому с первого мероприятия мы ввели лекторий, на котором рассказываем о традициях блошиных рынков в разных городах мира, о ярославских барахолках, об истории вещей и необходимости давать им вторую жизнь. Мы открываем ресайкл-мастерскую, рассказываем о самых классных находках на наших страницах в социальных сетях, приглашаем опытных барахольщиков. Мы также поддерживаем местное сообщество экологов, которые продвигают идеи не покупать одноразовые, односезонные вещи, не выбрасывать то, что может послужить другим людям или может быть отправлено в переработку.

Наша организация - НКО - модератор между горожанами и представителями власти. Мы заработали свой кредит доверия, люди точнее понимают, какие ценности стоят за нашим желанием организовывать встречи горожан, знают, что нами не руководят политические или коммерческие силы. Мы такие же горожане и тоже заинтересованы в том, чтобы в городе было комфортно и интересно жить.

Изначально не было идеи создавать полноценный музыкальный фестиваль. К нам в агентство пришел друг и местный сценический прокатчик Саша Желеков и предложил сделать «большую тусовку» под открытым небом. Мы всё обсудили и решили подойти к организации немного глубже: продумать концепцию, философию, коммуникацию с гостями, эмоции. Делать что-то просто так - скучно. Тем более в случае с «Теслой» была возможность реально оставить след в истории города. То, что созревало в наших головах, никто в истории Хабаровска еще не делал.

Формат фестиваля под открытым небом мы утвердили сразу. Во-первых, в Хабаровске нет хороших концертных площадок. Во-вторых, open-air - это единственный способ собрать действительно много людей. Организовывать «Теслу» было очень тяжело. Еще до фестиваля мы думали о себе как об опытных организаторах. У нас много городских фестивалей за плечами, сотни коммерческих мероприятий для брендов, но «Тесла» выматывает полностью: очень много нюансов, очень много денежных, человеческих, технических и временных ресурсов. В регионах всё гораздо сложнее с реализацией идей: придумать можно всё что угодно, но не всё есть в наличии.

Для того чтобы придумать и организовать «Елки, Палки, Пять Бизонов», у нас совпало несколько факторов. Наша команда увидела фотографии зубров из пражского зоопарка, где они жевали хвойные деревья. В это время мы были дружны с лесниками Сестрорецкого лесопарка, которые были ответственны за зубров. У них же были дробилки для деревьев. И вот всё сошлось в одну точку: зубры есть, елки есть, дробилки есть. Так мы и придумали собирать ненужные хвойные деревья от горожан и передавать их на корм животным. Сама идея проекта свежая и очень логичная. До нас экопереработку елок никто не налаживал.

При планировании такого проекта мы как добровольческое движение исходим из своих ресурсов. Жители на акцию отреагировали положительно. С нашей помощью все узнали, что жизнь зубров не столь ужасна, как об этом пишут в социальных сетях. Думаю, петербуржцам понравилась идея, потому что она объединяет в себе несколько составляющих: экологию, заботу о животных и имеющийся ресурс в виде елки. Горожане понимают, что могут помочь и сделать это легко. Участвуют самые разные люди, которых объединяет неравнодушие к окружающей среде.

Мы начинаем готовиться за три месяца до старта акции. В такой работе очень важна хорошая команда с понятными ролями и рабочим функционалом каждого организатора. Включенность в процесс - необходимое условие для успешного осуществления проекта. Также нужна проактивность. Именно она улучшает качество жизни. Горожанам сделать конкретный проект иногда проще, чем чиновникам, которые ограничены протоколами и бюджетом. Но наилучший эффект получается при сотрудничестве чиновников, общественных организаций и жителей. «Елки, Палки, Пять Бизонов» проходит уже третий год. Спустя какое-то время заинтересовались другие города. С прошлого года подключилась Москва, а в этом году также Ярославль и Архангельск.

Благодаря нашей акции в Петербурге появилась новая традиция, которая завершает январские праздники. Для горожан это возможность внести свой вклад в дело экологии, защиты животных и разумного потребления. По отзывам участников, очень многие благодарны и вдохновлены, хотят присоединиться.

Идея проекта «Беги, Ростов, беги» родилась благодаря запросу аудитории. На ростовском TEDx мой коллега Руслан Хисматуллин рассказал про бег и целеполагание. После чего был завален вопросами о том, как и откуда начать. И для того, чтобы на них ответить, была придумана субботняя пробежка по центру города, где можно спросить и услышать ответ, почувствовать плечо товарища и просто попасть в дружественное сообщество, теплую компанию. На одной из таких пробежек оказался и я. Забег по субботам утром стал главной традицией «Беги, Ростов, беги», и вокруг этой традиции начали собираться люди.

Собираются люди разных профессий, возрастов, статусов. Можно даже сказать «из разных миров», но большой общий интерес к бегу нас всех действительно объединяет. Одна простая пробежка может перевернуть представление о каком-либо аспекте жизни просто потому, что ты пробежался со специалистом в этой области и поговорил по душам.

Со временем немного изменилась концепция: за несколько лет на фоне развития движения появились более узкие сообщества с активными лидерами, зачастую не на шутку соперничающие друг с другом. Сейчас мы как зонтик над каждым бегуном города. Мы площадка, объединяющая всех любителей вне зависимости от приверженности к какому-то конкретному клубу или школе. Городское управление ощутимо помогает нам, например, в организации общегородского праздника «Побегай 1 января» , который поставил рекорд России по массовости, но это уже отдельная большая история.

Конечно, в городе и раньше существовали беговые сообщества, «КЛБ» - клубы любителей бега. Но многим было непросто в этой среде: при всем уважении к коллегам, сообщества походили на пионерские кружки и клубы по интересам со строгим сводом гласных и негласных правил. Кажется, людям не хватало простоты и доступности.

Мы живем в то время, когда на жизнь горожан влияют только они сами. Если у них созрел запрос, то другие жители города совместно организуют ответ на него. Дальше эффект домино: за два года количество любительских забегов выросло в несколько раз - они проходят чуть ли не каждые выходные, стали возможными действительно массовые мероприятия, в хорошую погоду на стадионе не протолкнуться, а одного легкоатлетического манежа на город стало очевидно не хватать. И это, конечно, не заслуга организаторов или сообщества - это результат заинтересованности и активности жителей города.

Гостями маркетов в начале были наши друзья и такие же, как мы, молодые люди. Всем очень нравилось, но многие говорили, что это «хипстерская тусовка». Прошло время, и мы стали городским проектом. Качественный маркет и среда, которую мы создаем, позволяют рождаться новым интересным участникам. Проект стал привлекать людей из-за хороших площадок, профессионального подхода команды и заботы об участниках. Мы объединяем творческих предпринимателей, которые оригинальны в сравнении с классическим ретейлом.

Есть ряд достижений, которыми я очень горжусь. Например, за два дня маркета мы показали площадку Фабрики «Заря» во всех аспектах: как выставочную, музыкальную, лекционную. Моя нелюбовь к Новому году во Владивостоке мотивировала меня сделать новогоднюю ярмарку «Скандинавская деревня» - один из самых милых и сложных проектов. Также мы придумали неон-маркеты, создали необычный декор и сместили внимание покупателей на атмосферу.

Волгоград практически полностью был разрушен в годы Второй мировой войны. Это город, в котором отсутствует культурная преемственность и память. Изучению этого феномена, а также актуализации фестивального движения мы посвятили наше исследование. Идея проекта возникла из-за ощущения бессобытийности и отсутствия альтернативного художественного продукта. Мы определили для себя цель - стать площадкой для проведения регулярного художественного события, развивать и продвигать местных художников, урбанистов и кураторов, а также заявить о существовании локальной художественной сцены. «Декада» стремится научить художников всему циклу создания произведений.

Также мы решили развивать ряд неактивных и заброшенных городских пространств. Каждый год наша команда выбирает уникальные с точки зрения архитектуры, но заброшенные, недоступные или неактивные места. Например, пространства Спиртзавода или здание царицынской Водокачки. И конечно, для нас очень важно активизировать городские сообщества. Мы смогли не просто снова «обрести» некоторые публичные пространства, но и изобрести новые: так, через несколько месяцев организаторы других культурных проектов по нашим следам провели свои мероприятия на пустующем Спиртзаводе и на Водокачке.

«Декада» - это исследовательский проект, в рамках которого художники рефлексируют о местной специфике и особенностях региона. Поэтому каждый год мы выбираем новый концепт, понятие или идею, которые являются определяющими или симптоматичными для территории. Важным содержанием многих проектов, реализованных в рамках «Декады», стала ориентация на партиципаторное искусство (искусство соучастия. - Прим. ред.). Мы решили вкладывать свои ресурсы в изменение отношений горожан к поднимаемой нами проблематике, от состояния дорог до сохранения культурного наследия.

Таким образом, участники нашего проекта распадаются на две, часто непересекающиеся группы: это конкретные сообщества, с которыми работают художники, и зрители, которые в каждый момент могут стать соучастниками и дать обратную связь. Мы готовы принять в наше сообщество любого желающего.

Для того чтобы отслеживать обратную связь по проекту, мы ввели хештег #publicartvg и были удивлены позитивному отклику.

Несмотря на то что нам удается вовлекать в проект отдельные локальные сообщества, в целом мы наблюдаем две проблемы. Во-первых, местные жители скептически относятся к любой проектной активности и не верят в то, что коллективные действия могут принести ощутимые изменения. Во-вторых, несмотря на то что Волгоград - один из самых полиэтничных регионов на юге России, практически все сообщества ведут крайне изолированное и замкнутое существование. Поэтому мы работаем над тем, чтобы сформировать чувство сопричастности, и стараемся установить связи между замкнутыми сообществами.

Мы держимся на энтузиазме участников. Сейчас основные финансовые средства на реализацию произведений мы получаем посредством грантовой помощи, поэтому для нас, конечно, важна поддержка администрации хотя бы на уровне человеческого контакта и признания. Каждый год мы стараемся привлекать волгоградских художников и тех, кто оказал влияние на развитие локальной художественной сцены в предыдущие десятилетия, но покинул город.

Выступая вместе с состоявшимися художниками, молодые находят для себя ролевые модели, образцы для подражания и веру в то, что они могут чего-то достигнуть не только на локальной арт-сцене. После двух «Декад» мы уже достигли определенных успехов. В Волгограде было создано сообщество молодых художников, которые получили возможность попробовать себя в области актуального искусства. Во время второй «Декады» волгоградцы стали свидетелями появления новых коллабораций между художниками.

Массовое досуговое мероприятие является эффективным средством, важным инструментом социальной коммуникации между всеми субъектами социальной жизни: бизнесом, органами власти, СМИ, организованной и неорганизованной общественностью.

Массовые досуговые мероприятия всегда занимали одно из важных мест в системе воспитания и организации досуга, характерной для каждой исторической эпохи.

Сегодня мы являемся свидетелями качественно нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену "культурно - просветительной работе" пришла культурно-досуговая деятельность, сама идея которой характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации массовых акций, альтернативность в принятии управленческих решений, плюрализм в обсуждении назревающих проблем, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ. Таким образом, природа и функции массовых праздников существенно изменились Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технологии и эффективность. - СПб: «Вершина», 2006 .

В условиях демократичного общества, относительно развитых рыночных отношений, технология подготовки и проведения массовых праздников существенно меняются. Массовые досуговые мероприятия в большей степени становятся формой самоорганизации и самовыражения различных социальных сил и социальных субъектов.

В современном массовом информационном обществе с его образом жизни в виде массовой культуры, формируемой и транслируемой прежде всего средствами массовых коммуникаций, ситуация радикально меняется. В этой связи в мировой теории и практике связей с общественностью была разработана идея специального события как новостного повода. Активнейшим образом массовые досуговые мероприятия используются в современной политической культуре, в PR, избирательных технологиях и т.п.

Для организатора современный массовый праздник представляет собой сложный комплекс, в котором тесно переплетается художественные, психологические, эстетические, педагогические, политические, профессиональные организационные компетенции и технологии.

Массовое мероприятие - это заранее спланированное и определенное по месту, времени, количеству участников и причинам собрание людей, носящее характер праздника, культурного или рекламного мероприятия, либо деловой встречи Чумиков А.Н., Бочаров М, П. Связи с общественностью: теория и практика. Учеб. пособ. / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров М.: Дело, 2004. - 496 с..

В зависимости от целей и характера можно выделить следующие виды массовых мероприятий:

  • 1. Культурно - спортивные и зрелищные: концерты, праздничные представления, спортивные соревнования, массовые гуляния;
  • 2. Рекламно-коммерческие и благотворительные: ярмарки, презентации, распродажи, благотворительные мероприятия по сбору средств на различные цели;
  • 3. Бизнес - мероприятия: семинары, деловые приемы, заседания, собрания акционеров и т.д.;
  • 4. Особые мероприятия: к ним можно отнести разнообразные церемонии, юбилеи, свадьбы и прочие торжества.

Виды массовых мероприятий:

общественно-политические (конгрессы, симпозиумы, конференции);

культурно-массовые (фестивали, народные гуляния);

спортивные (спартакиады, спортивные матчи, олимпиады).

По значимости:

международные;

региональные;

По способу возникновения:

организованные;

спонтанные.

По месту проведения:

в зданиях, сооружениях;

на открытой местности.

По периодичности проведения:

повседневные;

периодические Чумиков А.Н. Актуальные связи с общественностью: сфера, генезис, технологии, области применения, структуры / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. - М.: Юрайт-Издат. 2009. - 721 с..

По возможности участия:

общедоступные;

ограниченные количеством участников или социальным статусом.

Также массовые досуговые мероприятия делятся на: выставки, ярмарки, концерты, клубные дни, состязательные мероприятия - соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и др.

Можно выделить следующие виды мероприятий:

  • 1. Религиозные праздники. Православные праздники восходят ко временам Ветхого Завета. К ним относятся праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божией Матери или памяти святых угодников. К наиболее известным религиозным праздникам в нашей стране можно отнести Пасху, Рождество.
  • 2. Языческие праздники.

Несмотря на то, что вот уже более тысячи лет в нашей стране государственной религией является христианство, языческие праздники по-прежнему весьма популярны. В календаре в наиболее законченном виде выражается любая Традиция, в нем собрано самое главное, что каждый народ знает о времени и о вечности. Наиболее популярный языческий праздник в России - Масленица.

3. Частные праздники.

Данные праздники проводятся в рамках какой-либо семьи. Сюда можно отнести такие праздники как свадьба, годовщина свадьбы, дни рождения, юбилеи.

4. Корпоративные праздники.

Среди различных видов праздников корпоративный самый молодой. Первые корпоративные праздники появились в начале 1990-х гг. Эти праздники устраиваются в рамках какой-либо организации для ее сотрудников. Корпоративные праздники являются важной составной частью корпоративной культуры, и оказывают существенное влияние на мотивацию сотрудников. Не стоит выбирать поводом для корпоративного торжества день рождения отца-основателя компании (если это не компания "одной персоны") или, знаменательную дату церковного календаря. Чем меньше в поводе для празднования личного, тем лучше. Примером корпоративных праздников может быть празднование дня фирмы, корпоративный Новый год.

5. Детские праздники.

Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми. Социальные праздники обычно направлены на привлечение внимания общественности, правительства, СМИ к какой-либо злободневной проблеме. Примером социальных праздников могут выступать такие как "День семьи", "День защиты детей" и др. Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса. / Под ред. Э.А. Уткина. - М.: Тандем, 2001. - 180 с.

Более приемлемый принцип классификации массовых праздников, это классификация по типу праздничной ситуации, так как она складывается из нескольких характеристик, определяется комплексом основных черт массового праздника.

Наиболее существенные из них - общественная значимость и масштабность праздничного события - становятся главными при классификации праздников. Однако, масштабность праздничного события сама по себе еще не создает общественную значимость, так же как не создает и праздничной ситуации.

Необходимо рассматривать общественную значимость, или масштабность, в комплексе, по крайней мере, с еще одной существенной стороной праздничной ситуации - потребностью в широком социальном общении, которая определяет границы празднующей общности.

Масштаб празднуемого события и празднующей общности в комплексе дают нам наиболее универсальный принцип классификации праздника.

Пользуясь этим принципом, можно определить три основные группы праздников в нашей стране.

Первая группа, это всеобщие праздники, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям. Это, прежде всего, великие праздничные даты нашей страны, имеющие всемирно - историческое значение, эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе. Социальная общность, празднующая такое событие, по существу безгранична - это весь российский народ, все человечество. Всеобщий праздник складывается из ряда конкретных праздничных действий отдельных социальных групп: рабочих, интеллигенции, молодежи, этнографических и территориальных общностей, различных коллективов, движимых единым порывом.

Вторая группа - локальные праздники, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности.

Это самый подвижный, многообразный слой праздников. Сюда относятся и праздники по профессиям, и праздники отдельных возрастных групп, и праздничные даты отдельных российских городов и сел, трудовых коллективов, учебных заведений, и многие другие - в каждом конкретном случае масштаб события определяет масштаб празднуемой общности.

К третьей группе праздников относятся: личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей. Личностный праздник очень часто выступает в форме обряда, требующего обязательной персонификации.

Внутри каждого вида возможно огромное количество градаций, в частности по содержанию и по типу общности. Кроме того, границы праздников чрезвычайно подвижны, так любая празднующая общность становиться ярким, праздничным зрелищем для остальной массы людей, вызывает у нее сходные эмоции и приобщает к празднику. Эволюция нашей психики, во многом, обязана праздникам, сопровождавшим историю человеческой цивилизации. Особому эмоциональному влиянию праздников на человека мы обязаны ритуалам и атрибутам праздников, и, более всего, огню. Космическая сущность огня связана с его неотделимостью от молнии, звезд, света - Солнца. Не случайно и появление такого непременного атрибута особо значимых праздников, как современный фейерверк. С ритуалами связано празднование таких дошедших до нас из глубины времен праздников, как Коляда, Святки, Масленица. Хотя, конечно, сегодня вариантов праздника существует куда больше, чем было у наших предков.