Что включают в себя критерии типологии политических систем

Политимческий режимм -- совокупность методов, приемов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Политический режим -- это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Термин «политический режим» появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140--160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.

Типы политического режима:

1. Демократические режимы:

Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом.

Характерные черты демократического режима:

  • · - Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их.
  • · - Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок.
  • · - Сочетание правления большинства и защита прав меньшинства. Демократия защищает права отдельных личностей. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Если в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.
  • · - Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов. При представительной демократии - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ.

  • 2. Недемократические режимы:
  • 1) Тоталитаризм. Понятие тоталитаризма происходит от лат. "TOTALIS" - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны установить полный контроль над личностью и подчинить уклад ее жизни одной, безраздельно господствующей идее.

Тоталитарными являются режимы, при которых:

  • · - есть однопартийность (1 массовая партия с жесткой, полувоенной структурой, часто сросшаяся с государством и концентрирующая в себе реальную власть в обществе; она строится вокруг лидера (вождя) Власть идет вниз - от лидера, по пирамидальной схеме).
  • · - доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологический режим, где всегда есть своя " Библия".
  • · - тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.
  • · - при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.
  • 2)Авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.
  • · - Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти.
  • · - Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.
  • · - Опора (реальная или потенциальная) на силу.
  • · - Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.
  • · - Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.
  • · - Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

Исходя из вышеизложенного, авторитаризм - политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.

Понятие «политический режим». Политический режим как функциональное измерение политической системы. Критерии оценки и сравнения политических режимов. Линейные и координатные типологии режимов. Историческая и социальная обусловленность характера и типа политического режима. Типология авторитарных режимов. Концепции тоталитаризма. Исторические формы и виды демократии (прямая и представительная, демократия участия, плебисцитарная, «базисная» демократия и др.). Эмпирический подход к демократии. Концепции условий демократии. Переходные и гибридные режимы. Эволюция политического режима в России. Региональное измерение политического режима в современной России.

Полити́ческий режи́м (от лат. regimen - управление) - политическое управление, то есть совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе (государстве), или способ функционирования его политической системы.

Политический режим - это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Для начала анализа форм политических режимов выделяют следующие критерии сравнения:

1. организация структуры правления :

В тоталитарных режимах государство контролирует все сферы жизни общества. Господствует одна партия, сращённая с государственным аппаратом. Такая партия обладает строгой иерархией, стоит над правительством. Наличие партии-государства подразумевает отсутствие оппозиции. Как правило, тоталитарный режим опирается на харизматического лидера.

При авторитаризме же контроль над обществом ослабевает. Допускается ограниченный плюрализм, однако влияние общества на принятие решений минимально. Существует одна или несколько партий, одна из которых обладает привилегированным положением, но, в отличие от тоталитарного режима, она не является столь сильной и дисциплинированной. Роль лидера высока, но обычно он не обладает харизматическими качествами.

В демократических политических режимах государственные органы подконтрольны и ответственны перед выборными учреждениями. Признаётся суверенитет народа, воля большинства в качестве источника власти. Руководители избираются и отвечают за свои действия перед гражданами. Наличие развитой дву- или многопартийности. Демократия подразумевает конкуренцию интересов и мнений;


2. официальная идеология:

В основе тоталитарного политического режима лежит официальная идеология, которая рисует некое идеальное будущее, пути его достижения, объясняет место и роль лидера или правящей группы в построении нового порядка, ставит своей целью легитимацию установленного политического режима и его курса.

В демократических государствах ни одна идеология не признаётся в качестве официальной. Провозглашается принцип плюрализма, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Необходимыми условиями для существования политического плюрализма являются свобода слова и свобода СМИ, многопартийная система, политическая оппозиция, свободные выборы, парламентаризм, независимые от государства общественные организации.

3. наличие политических партий:

При тоталитаризме господствует одна политическая партия, имеющая монопольное право на политическую деятельность. Такая партия имеет строгую иерархию, её члены занимают все важнейшие посты в государстве. Эта партия придаёт своей идеологии статус официальной. Отсутствует легальная оппозиция, терпимость к политическому инакомыслию, жесткое преследование любого сопротивления и даже личных мнений и оправдание, учитывая это, любых форм насилия.

При авторитаризме возможно существование нескольких партий, одна из которых обладает привилегированным положением. Однако партии не обладают строгой иерархией и дисциплиной как при тоталитарном режиме. Существует ограничение или запрещение деятельности оппозиционных к режиму объединений граждан.

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Демократия подразумевает соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции.

4. обеспечение прав и свобод индивидов:

При тоталитарном политическом режиме отсутствует правовое государство и гражданское общество, права и свободы человека носят формальный характер, полностью отсутствуют гарантии их реализации. Игнорируются личные цели и интересы ради общих целей режима.

В авторитарных режимах права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются, ограничены их юридические гарантии. Власть опирается на силу, однако режим не прибегает к массовым репрессиям.

В демократических режимах провозглашаются и обеспечивается основные демократические права и свободы, равенство граждан перед законом, равное право на участие в политической жизни страны и управлении государством, легальное существование плюрализма во всех сферах жизни общества. Реальная оценка политического режима включает в себя ряд критериев: политические структуры власти, их реальный статус и роль в обществе; методы осуществления государственной власти; реальный уровень свобод человека, объем его прав,характер политического лидерства; тип политического поведения; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти; положение СМИ, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; методы выработки политических решений; плюрализм, в том числе наличие или отсутствие легальной (нелегальной) оппозиции; идеологию и то место, которое отводится ей в мобилизации общества; формы отношения населения к политическому участию др. Вышеназванные признаки служат критериями для выделения разных типов политических режимов. При определении сущности режима акцент делается на противопоставлении государства, с одной стороны, и гражданского общества - с другой. Характер взаимоотношений определяется силой либо слабостью гражданского общества.

Линейные типологии политических систем – простейшая типология политических режимов. Гарольд Лассвелл и Абрахам Каплан - известные американские политологи - предложили линейную биполярную типологию политических систем правления в своей книге "Власть и общество" (1957 г.). Все политические системы правления они распределили на два основных типа: демократические и деспотические. Известной типологией линейного типа с более дробной группировкой и попыткой внести в нее элемент эволюции политических систем является типологияГэбриэла Алмонда и Бингхема Пауэлла, представленная в их совместном труде "Сравнительная политика: Эволюционный подход" (1966 г.). Рассматривая современные политические системы, они выделяют две их группы - демократические и авторитарные.

В основе координатной типологии лежи несколько критериев для сравнения. Например, типология Роберта Даля, положенная им в основание эмпирического исследования полиархий. Даль использует два основных критерия, с помощью которых он строит свои идеальные типы политических систем. Первый критерий имеет отношение к допустимой оппозиции или политической конкуренции . Второй критерий касается участия населения в процессе публичного соперничества за власть . В соответствии с предложенными критериями и их измерением выделяются четыре типа политических систем. Если отсутствует оппозиция и политическая конкуренция или она близка к нулю, а пропорция населения, имеющего право участвовать в публичном соперничестве мала, то данная система названа "закрытой гегемонией ". При маленькой конкуренции и большом участии населения можно говорить о политической системе, типа "включающей гегемонии ". Большая степень оппозиционности и конкуренции в сочетании с маленькой пропорцией участия дает "конкурирующую олигархию". И наконец, наличие значительной степени политической конкуренции и оппозиционности и большой пропорции населения, имеющего право участвовать в публичном соперничестве, порождает политическую систему, названную "полиархией ". То, что обычно называется демократической политической системой, соответствует понятию полиархии. Реальные политические системы по конкретным показателям политической конкуренции и участия при расположении их в данной системе координат будут тяготеть к той или иной идеально-типической группе, заняв в целом пространство в центральной части прямоугольника.

Политический режим и политические процессы

1. Сущность и типы политических режимов.

2. Политические процессы и процедура принятия политических решений.

3. Мировой политический процесс.

Литература.

Байчоров А.М. Введение в политологию. Мн., 1991

Борисов А.П. Политология. М., 1996.

Кривогуз И.М. Политология. М., 1999.

Матвеев Л.Ф. Теоретическая и практическая политология. М., 1993.

Мельник В.А. Политология. Мн., 1999.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995.

Санистебан Л.С. Основы политической науки. М., 1992.

Каждое общество характеризуется определенным политическим режимом (от латинского reqimen - управление). Это своеобразная среда, условия реальной политический жизни общества, определенный политический климат, та политическая специфика, в которой функционируют все политические институты.

Политический режим есть совокупность способов, приемов осуществления политической власти, способ и порядок формирования политических учреждений; система взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями, между центральной и местной властью.

1. Роль, политические функции, место главы государства в системе политического руководства обществом.

2. Способ и порядок формирования представительных органов.

3. Взаимоотношения между ветвями власти.

4. Взаимоотношения между центральными властными органами и местными органами власти.

5. Взаимоотношения между палатами парламента, если он не однопалатный.

6. Положение и деятельность карательных органов.

7. Положение, роль и условия деятельности политических партий, движений, общественных организаций.

8. Реальное обеспечение прав и свобод человека.

Главное в политическом режиме – стиль, приемы и методы осуществления государственной власти.

Критерии политического режима .

1. Степень концентрации политической власти:

Режим слияния властей;

Режим разделения властей;

Режим сотрудничества властей.

2. Способ организации политической поддержки со стороны населения.

3. Наличие или отсутствие политического и идеологического плюрализма.

4. Реальное состояние прав и свобод человека.

1. Тоталитарный (от лат. totalitas – цельность, полнота; totalis – целый, полный) – такой политический режим, при котором осуществляется полный, абсолютный контроль сверху над всеми сферами общественной жизни.

В 1952г. на симпозиуме политологов в США были сформулированы признаки тоталитаризма.

1. Единая официальная идеология, регулирующая всеми сферами общественной жизни.

2. Централизация всех сфер общественной жизни.



3. Только одна массовая политическая партия.

4. Монополия этой партии на власть и СМИ.

5. Тотальная, т.е. полная, всеобщая, всеобъемлющая, всеохватывающая слежка за всеми гражданами; всеобщий донос, полицейский произвол.

Таким образом, в условиях тоталитарного режима осуществляется безграничное вмешательство государства во все дела общества и даже личную жизнь. Невозможна свободная мысль и самостоятельность действий. Инакомыслие жестоко преследуется, для чего создаются специальные институты типа гестапо, НКВД, Гулаг, секретные службы, а также особые методы воздействия на людей: доносы, репрессии (от лат. repressio - подавление), выискивание врагов народа, переселение, ссылка и т.д.

Основной принцип тоталитарного режима: Запрещено все, что не приказано. Классические примеры этого режима: гитлеровская Германия, СССР.

Основной принцип: Позволено все, кроме политики..

Примеры: Режим де Голля, Не Вина (Бирма), Пиночета, Каддафи, Хусейна и др.

3. Либеральный . Режим, близкий к демократическому, но отличия, конечно, есть и, прежде всего в основном принципе:

Позволено все, что не ведет к смене государственной власти.

Большинство европейских стран прошло через этот режим.

4. Демократический . Этот политический режим характеризуется следующими моментами:

1) Честно, регулярно проводятся выборы на всех уровнях. Свободно выдвигаются кандидаты от всех политических сил или так называемые независимые кандидаты. В ходе предвыборной компании и в процессе самих выборов не допускаются никакие махинации. В политической игре особое место принадлежит средствам массовой информации.

2) Правительство подотчетно парламенту или президенту и призвано служить только в интересах народа, а не какой-то группы.

3) Управленческие функции государства осуществляются на основе реального признания прав и свобод всех граждан и, прежде всего, право народа активно участвовать в решении государственных дел.

4) Развитие всех форм непосредственной демократии.

5) Реализация принципа разделения властей.

6) Реальный плюрализм.

7) Многопартийность и легальная деятельность оппозиции.

8) Ненасильственное разрешение конфликтов.

9) Обязательная защита прав и свобод человека, национальных меньшинств. Демократия – это сочетание воли большинства и учета интересов меньшинства.

Основной принцип демократического режима: Позволено все, что не запрещено законом.

Политические процессы – это события, факты, явления, имеющие место в обществе и несущие на себе отпечаток политики.

Формы политических процессов: избирательная компания, защита какого-то политического деятеля, лидера, политические забастовки, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, голодовки, сбор подписей и т.д.

Политические процессы отражают движение, динамику, поверхностные и глубинные изменения политической системы общества.

Типология политических процессов.

1. Базовые - такие политические процессы, которые представляют собой разнообразные способы включения широких слоев населения в отношениях с государством, участие их в формировании управленческих структур.

Например, выборы Президента Республики Беларусь в 1994г.; и в 2001г.; референдумы в РБ в мае 1995г. и ноябре 1996г.

2. Периферийные – такие политические процессы, которые раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (политических партий, общественных организаций, общественных движений и т.д.).

Например, раскол коммунистов Беларуси на два крыла по вопросу об отношении к Президенту, в результате которого образовались две самостоятельные коммунистические партии: партия коммунистов белорусская (С. Калякин) – оппозиционная и Коммунистическая партия Белоруссии (В. Чикин).

3. Общие – такие политические процессы, которые касаются в той или иной мере всего общества, всего народа.

Например, союз Беларуси и Российской федерации; денонсация союзного договора 1922 г. в Беловежской пуще в декабре 1991г.

4. Частные – такие политические процессы, которые имеют локальное значение.

Например, шествие учителей города Добруша по вопросу повышения заработной платы; забастовка горняков Солигорска.

В конечном счете, и общие, и частные политические процессы имеют целью включить свои интересы и требования в принимаемые государством или его органами управленческие решения.

Совокупность форм, методов, функций, осуществляемых органами государственной власти; условий, в которых протекает политический процесс, называется режимом протекания политического процесса. Различают три типа режимов:

1. Режим функционирования. Позволяет сохранить и полностью действовать всей политической системе общества на основе уже сложившихся и закрепившихся взаимоотношений граждан и институтов государственной власти, т.е. происходит постоянное, стабильное воспроизводство всех политических отношений между всеми политическими субъектами.

2. Режим развития. Обязательно учитываются государством и его институтами постоянно возникающие новые политические, экономические, социальные, финансовые и иные интересы и требования либо всего общества, либо отдельных слоев и групп. В этих условиях субъекты власти должны учитывать изменяющееся соотношение политических сил, изменения в социальной структуре.

3. Режим упадка. Происходит распад политической целостности общества, кризис государственной власти, политических институтов. Утрачивается способ и возможность эффективного управления делами общества и государства. Выход из этого упадка только в глобальных, коренных, радикальных преобразованиях всей политической системы, общественной жизни, деятельности государственных институтов.

Процедура принятия политических решений. Здесь выделяется несколько этапов.

1. Подготовительный. Из всего множества предложений, требований, интересов выбираются те, которые большинством могут считаться как первостепенные, наиболее важные, необходимые не для узкого круга, а широких слоев населения.

2. Принятие решения. На основе отобранных, выделенных проблем формулируются политические цели. Они могут быть краткосрочными и долгосрочными, промежуточными и окончательными, первостепенными и второстепенными. Наконец, голосованием принимается решение.

3.Реализация решения. Здесь возможны трения, противостояния, конфликты, ибо далеко не всегда решение, особенно важное, судебоносное, устраивает всех, хотя в демократических странах решение всем надо исполнять, даже если кто-то с ним и не согласен.

Принятые решения должны быть воплощены в законодательных актах, исполнение которых безусловно и неукоснительно. В соответствующих документах должны быть определены исполнители, сроки, графики, средства, ресурсы, пути реализации решений.

4. Контроль за ходом исполнения решений. Поскольку есть люди, которые без контроля работать вообще не могут, поскольку контроль всегда обязателен.

С точки зрения методов, типа и стиля реализации решений различают:

1. Популизм. Апеллирование к народу, упрощение существующих сложных проблем, трудностей, чтобы достигнуть поставленной цели. Народу обещают заранее невыполнимое, дабы только привлечь массы на свою сторону, не думая о последствиях своих заявлений и обещаний.

2. Элитаризм. Предотвращение широких масс от участия в принятии и реализации решений. Отсутствие политического информирования населения по принятию и реализации этих принятых политических решений. Народ ничего не знает, знает только элита – узкий круг людей.

3. Консерватизм. Сохранение структуры и функционирования государственных органов власти, традиционных форм и методов принятия и реализации решений. Граждане в силу традиций заранее знают, как будет принято и реализовано очередное политическое решение, ибо в консервативном обществе все стабильно, неизменно.

4. Радикализм. Принятие революционных решений, потрясающих всю систему общественной жизни, вплоть до человеческих жертв. Насилие – основной метод принятия и реализации политических решений. Все делается не на благо сегодняшнего человека, а во имя каких-то глобальных целей.

5. Демократизм. Этот подход ориентируется на реальные потребности и запросы граждан, на защиту их прав и свобод. Люди доверяют политикам, органам государственной власти, охотно сотрудничают, поддерживают и в то же время имеют политические и юридические возможности контролировать, влиять на государственную власть и, стало быть, на принятие и реализацию решений.

Важнейшим проявлением мирового политического процесса выступают международные отношения. Это очень сложное явление. Здесь имеют место соперничество и сотрудничество, конфликты и консенсусы, специфические и общие интересы, терроризм и взаимопомощь и т.д.

Структура международных отношений: дипломатические, экономические, торговые, политические, правовые, научно-технические, культурные, идеологические, военные, спортивные, религиозные, молодежные и др.

Что сегодня представляет собой мир, все человечество?

Если в 1940г. на планете проживало только два миллиарда, в 1977г. – четыре миллиарда, то сегодня больше шести миллиардов человек. Такой безудержный и безрассудный рост народонаселения на планете, конечно же, весьма серьезно осложняет мировой политический процесс.

Если накануне ХХ века в мире было только 60 государств, то сегодня их более 200. Откуда они появились на политической карте мира? Во-первых, в результате распада колониальной системы. На таком материке, как Африка, не было ни одного государства, а сейчас там порядка 80. Во- вторых, в результате развала крупных многонациональных государств. Так, Советский Союз – было одно государство, а стало 15, Югославия – одно государство, стало 6, Чехословакия – одно государство, сегодня – два.

Процесс появления новых государств получил название дифференциации. Но в мире имеет место и противоположный процесс – интеграция государств. К интеграции стремятся Беларусь и Российская Федерация. Однако наилучший пример интеграции показывает Западная Европа. Последние достижение интеграции западноевропейских стран – введение общей валюты евро. Что касается Союза Беларуси и России, то введение общей валюты осуществится лишь в 2005 году.

С5 – задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.

В начале статьи хотелось бы обратить внимание 11-классников на то, что модель ЕГЭ по обществознанию в 2014 году остается прежней. Экзаменационная работа по обществознанию, согласно демонстрационному варианту, как и ранее, состоит из трех частей, различающихся по содержанию, уровню сложности и количеству заданий.

Часть 1 содержит задания двух уровней: 14 заданий базового уровня сложности и шесть повышенного уровня.
Часть 2 содержит четыре задания базового уровня (В1, В2, В3 и В8) и четыре задания повышенного уровня сложности (В4, В5, В6, В7).
В части 3 – два задания базового уровня (С1 иС2) и семь заданий высокого уровня сложности (С3, С4, С5, С6, С7, С8, С9) 1 .

Но изменения в 2014 году все-таки будут.
1. Усовершенствованы формулировка, критерии оценивания и изменен максимальный балл (3 балла вместо 2) за выполнение задания С5.
2. Изменен максимальный балл за полное правильное выполнение всей работы (60 вместо 59). Дополнительный балл получается за счет повышения баллов за задание С5.

Рассмотрим изменения в С5 более подробно.
Напомню, что С5 – задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое всмысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.

Пример С5 из заданий прошлых лет

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения,содержащие информацию о политическом режиме 2 .

Предполагаемый ответ:
1) смысл понятия, например: «Политический режим – совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество»; (может быть приведено иное, близкое по значению определение.)
2) два предложения с информацией о политическом режиме,опирающейся на знания курса, например: «Политический режим отражает уровень политической свободы общества»; «Политические режимы могут быть авторитарными, тоталитарными, демократическими».

Если был раскрыт смысл понятия; составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте, то ставилось 2 балла.

Если был раскрыт смысл понятия; составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, или смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что экзаменуемый знает обществоведческое содержание данного понятия, то ставился 1 балл.

И третья ситуация: смысл понятия раскрыт неверно независимо от количества и качества составленных предложений, или раскрыт смысл понятия; предложения не составлены, или одно-два предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, или обществоведческие знания в составленных(-ом) предложениях(-и) привлечены не в контексте рассматриваемого понятия, или смысл понятия в явном виде не раскрыт; составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, или ответ неправильный, то – 0 баллов. Как мы видим, максимальный балл – 2.

В КИМ ЕГЭ 2014 г. задание С5 будет звучать иначе.

Пример С5 3 .
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

Задание стало сложнее, у выпускника выбора стало меньше. Новое требование задания – сформулировать предложения о двух конкретных аспектах понятия. Его введение, как считают разработчики, позволит более четко структурировать ответ.

Сначала определим смысл понятия «политический режим». Ответ может быть таким: «Совокупность средств и методов, припомощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество».

Далее требуется составить два предложения: одно с информацией о критериях выделения типов политических режимов, другое – об особенностях демократического режима. Обращаю ваше внимание на то, что при составлении предложений необходимо использовать обществоведческие знания. Являясь экспертом по проверке заданий части С, часто сталкиваюсь с тем, что очень много так называемых «пустых» предложений, т. е. неинформативных суждений.

Вспомним сначала классификацию политических режимов в зависимости от критериев.

Существует множество классификаций политических режимов по разным критериям 4:
1) по тому, кто является источником власти и доминирует в отношениях между властью, обществом и личностью (демократические, авторитарные, тоталитарные);
2) по форме правления (монархические и республиканские);
3) по характеру формирования правящей элиты (открытые и закрытые);
4) по составу правящих кругов – военные, гражданские, теократические и т. д.;
5) по доминирующим методам осуществления власти (диктаторскиеи либеральные).

Повторив теорию, теперь составим предложение синформацией о критериях выделения типовполитических режимов. Предложение может быть таким: «Критерием выделения демократических и недемократических режимов является степень гарантированности прав и свобод человека и гражданина ». Обратите внимание, предложение должно включать в себя понятие «критерий ». Если вы напишите просто «Политические режимы бывают демократическими и недемократическими», такое предложение получит 0 баллов.

Вспомним особенности демократического режима.
Демократия:
1. Основана на признании естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности. 2. Поощряет активное участие народав политической жизни.
3. Формирует механизмы общественного контроля, ограничивает всевластие государства.
4. Создает условия для постоянногообновления властных структур. 5. Стимулирует многообразие общественной жизни.
6. Предполагает отказ от диктатуры и насилия как способов разрешения конфликтов.

Составляем второе предложение: «Особенностью демократического режима является признание естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности ».

И снова обращаю ваше внимание на то, что в предложении обязательно должно прозвучать словосочетание «особенность демократического режима ».

В демонстрационном варианте контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по обществознанию указаны критерии такого задания.

Наименование Баллы
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию осоответствующих аспектах понятия. 3
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.
ИЛИ
При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия.
2

ИЛИ
При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.
1
Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.
ИЛИ
Смысл понятия не раскрыт при любом количестве других элементов ответа.
ИЛИ
Ответ неправильный.
0
Максимальный балл 3

Итак, еще раз сравним формулировку заданий С5 и правильность выполнения

2013 г. 2014 г.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.
смысл понятия:
совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующеевоздействие на общество;
смысл понятия:
совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество;
два предложения:
«Политический режим отражает уровень политической свободы общества»; «Политические режимы могут быть авторитарными, тоталитарными, демократическими».
два предложения:
«Критерием выделения демократических и недемократических режимов является степень гарантированности прав и свобод человека и гражданина». «Особенностью демократического режима является признание естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности».

Мы выяснили изменения в формулировке задания С5. Теперь сравним критерии оценивания.

2013 г. 5 2014 г. 6
Раскрыт смысл понятия; составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте. 2 Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия. 3
Раскрыт смысл понятия; составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.
ИЛИ
Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен вдвух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что экзаменуемый знает обществоведческое содержание данного понятия.
1 Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.
ИЛИ
При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведеныошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованиемзадания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия.
2
Смысл понятия раскрыт неверно независимо от количества икачества составленных предложений.
ИЛИ
Раскрыт смысл понятия; предложения не составлены, илиодно-два предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, или обществоведческие знания в составленных(-ом) предложениях(-и) привлечены не в контексте рассматриваемого понятия.
ИЛИ
Смысл понятия в явном виде не раскрыт; составлено однопредложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.
ИЛИ
Ответ неправильный.
0 Правильно раскрыт только смысл понятия.
ИЛИ
При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведеныошибочные с точки зрения научного обществознания положения.
Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.
1
Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве другихэлементов ответа. ИЛИ
Смысл понятия не раскрыт при любом количестве другихэлементов ответа.
ИЛИ
Ответ неправильный.
0
Максимальный балл 2 Максимальный балл 3
Примечания:
1 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по обществознанию.
2 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по обществознанию.
3 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по обществознанию.
4 Сорокина Е.Н., Поурочные разработки по обществознанию. Профильныйуровень: 11 класс. - М.: ВАКО, 2009. С. 134.
5 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по обществознанию.
6 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по обществознанию.

При составлении статьи были использованы материалы:
1. Спецификация контрольных измерительных материалов дляпроведения в 2014 годуединого государственного экзаменапо обществознанию.
2. Демонстрационный вариантконтрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по обществознанию.
3. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по обществознанию.
4. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. - М.: ВАКО, 2009.

Рекомендуемая литература:

Арын Е., Абен Е., Тасмагамбетов И. Казахстан: эволюция государства и общества. Алматы. 1996.

Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н. Политология: учебное пособие. – Алматы: Данекер, 2005.

Казахстан: этапы государственности. Конституционные акты. Составитель Ж.Баишев. Алматы, 1997.

Конституция Республики Казахстан.

Прокопов М.В. Политология: Курс Лекций. Учебное пособие. – М., 2000.

Нысамбаев А.Н. Человек и открытое общество. Алматы, 1998.

Права и свободы человека в Казахстане. Алматы, 1998.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Понятие политического режима, критерии

Демократический режим

7.1. Понятие политического режима, критерии. Наряду с понятием политической системы для прояснения характера и способа взаимоотношения власти, общества и граждан используется понятие «политический режим», определяемое как качественное состояние политической системы. Термин режим (фр. Regime или лат. Regimen) буквально переводится как порядок управления .

Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Политический режим включает в себя следующие параметры:



1) степень политического участия народа и его включенность в процесс принятия государственных решений, отражающий меру социального представительства, общественного контроля и гражданского волеизъявления;

2) характер функционального отношения институтов власти к фундаментальным правам и свободам человека;

3) уровень возможного свободного конкурентного соперничества правящей и оппозиционной группировок в процессе формирования органов государственной власти;

4) соответствие мероприятий административных органов государства правовым основам, проявляющееся в соблюдении конституционных норм и других законов страны;

5) наличие и статус государственной идеологии, отношение к оппозиционным идейным течениям, свобода деятельности средств массовой информации;

6) методы государственного управления, доля убеждения, силового принуждения и открытого насилия при поддержании стабильности политической системы и воспроизводства институционального порядка в обществе.

С учетом всех этих параметров политический режим можно определить как определенный социальный механизм соединения власти, общества и граждан, который функционирует в рамках политической системы общества, преследуя цели ее стабилизации, воспроизводства, опираясь на социальные интересы и используя различные методы.

В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.

Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:

1) по тому, в чьих руках власть;

2) по тому, как эта власть используется.

В современной политологической науке конкретный политический режим характеризуется соотношением институтов публичной власти с гражданским обществом, его субъектами: личностями, слоями, их ассоциациями и разнообразными общественными отношениями, мерой соответствия и несоответствия политической власти ценностям, признаваемым большинством народа.

Тоталитарный режим. Полной противоположностью демократическому режиму является тоталитарный режим или тоталитаризм. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинского слова «totalis» или «totalitas», что означает «весь», «целый», «полный». Не следует рассматривать термин «тоталитаризм» как негативно-оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения.

Тоталитаризм – это политический режим, в котором осуществляются полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, обеспечивающееся преимущественно силовыми средствами, в том числе и средствами вооруженного насилия. С этой точки зрения тоталитаризм можно рассматривать как определенную форму диктатуры – режима правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого-либо контроля со стороны управляемых.

Наиболее характерные признаки тоталитарного режима.

Верховенство государства , носящее тотальный характер. Идеолог итальянского фашизма Дж. Джентиле, раскрывая значение для данного режима тотального государства, писал: «Для фашизма все заключено в государстве».

Сосредоточение всей полноты государственной политической власти в руках вождя партии, влекущее фактическое отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деятельности государственных органов. Культ вождизма: вождь наделяется сверхъестественными, харизматическими качествами.

Монополия на власть единственной массовой политической партии, сращивание партийного и государственного аппаратов.

Максимальное сосредоточение власти в одних руках - автократия , ликвидирует принцип разделения властей. Законодательная и исполнительная власть сосредоточена в одних структурах, фактически отсутствует независимая судебная власть.

Подрыв и разрушение институтов и организаций гражданского общества, которые выражают и защищают интересы граждан, стоят между государством и индивидом.

Господство в обществе одной всесильной государственной идеологии , поддерживающей в массах убежденность в справедливо­сти данной системы власти и правильности избранного пути.

Централизованная система контроля и управления экономикой . В левых тоталитарных режимах эта система базировалась на полном огосударствлении собственности.

Полное бесправие человека . Политические свободы и права зафиксированы формально, но реально отсутствуют.

Существует строгая цензура над всеми средствами массовой информации и издательской деятельностью.

Полиция и спецслужбы наряду с функциями обеспечения – правопорядка выполняют функции карательных органов и выступают в качестве инструмента массовых репрессий. В необходимых случаях для этих целей используется и армия.

Подавление любой оппозиции и инакомыслия посредством систематического и массового террора, в основу которого положено как физическое, так и духовное насилие.

Подавление личности, обезличивание человека , превращение его в однотипный винтик партийно-государственной машины.

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.

Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными для него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т. д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

Фашизм – правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

Третья разновидность тоталитаризма – национал-социализм . Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение – германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена, прежде всего, вовнутрь – против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме – вовне, против других народов.

В современной политологической науке выделяется также султанический режим, как разновидность тоталитарного режима. Султанический режим характеризуется как иррациональная по природе власть, когда высший правитель опирается на произвол, а не руководствуется какой либо традиционной идеологией и правовыми категориями. Идеологию такой режим создает сам. Как обычно, здесь создаются и воспроизводятся неформальные, клановые образования, возрождаются наследственные элементы власти и ее санкции. Все виды власти подчиняются высшему правителю и его окружению. Например, режимы Кадафи в Ливии, в КНДР, в некоторых африканских странах.

Авторитарный режим. Демократический и тоталитарный режимы являются как бы двумя крайностями. Авторитарный занимает промежуточное положение между демократическим и тоталитарным режимами. Поэтому возможная его характеристика основана на сопоставлении с этими режимами – какие черты взяты от демократии, а какие от тоталитаризма.

1. Государственная власть поставлена в рамки права и действует на основе Конституции и других законов. Имеются определенные возможности для выражения и представления социальных интересов, признается право на автономное самовыражение различных групп общества,

2. Политические права и свободы граждан в значительной мере ограничены. Законы преимущественно защищают интересы государства, а не интересы личности. В законодательной сфере действует принцип: «все, что не разрешено запрещено».

3. Политическая власть сконцентрирована в руках одного человека или одного органа государства. В случае концентрации власти в руках харизматического лидера могут проявляться вождистские тенденции, культ личности.

4. Отсутствует четкое разделение властей. Значительная концентрация исполнительной и зачастую и законодательной власти в руках главы государства.

5. Допускается политический плюрализм. Наряду с правящей партией могут действовать и оппозиционные партии.

6. Формирование органов власти , а также циркуляция правящих элит осуществляются не путем конкурентной борьбы кандидатов на выборах, а кооптацией, волевым введением их в руководящие структуры.

7. В обществе доминирует государственная идеология , но допускаются и другие идейные течения, более или менее лояльно относящиеся к правящей элите.

8. Признается относительная автономия от государства экономической, социальной, семейно-бытовой и культурной сфер жизнедеятельности общества.

9. Существует цензура над издательской деятельностью и средствами массовой информации. Однако при сохранении лояльности к правящему режиму разрешено критиковать некоторые недостатки государственной политики и политических деятелей.

10. Отношения государства и личности построены больше на принуждении, чем на убеждении. Преобладают силовые методы воздействия, но без применения вооруженного насилия, постоянного террора, массовых репрессий.

11. Полиция и спецслужбы ориентированы на выполнение функций охраны правопорядка.

Ha основе вышеизложенного можно дать такое определение этого режима:

Авторитарный режим – это политический режим, в котором созданы частичные возможности для выражения социальных интересов, а отношения государства и личности построены больше на принуждении, чем убеждении, без применения средств вооруженного насилия.

Слабые стороны авторитаризма : полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.

Достоинства авторитарного режима : высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.

Монархии – уже исчезающая категория авторитарных режимов. Не все монархии авторитарны. В Европе (Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Люксембург, Испания) монархии, в принципе, являются парламентскими демократиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют ввиду монархии в наименее развитых странах, где монархи являются действительными правителями (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия). Военное правление: военные берут власть и правят страной. Политическая деятельность либо вообще запрещена, либо ограничена.

В современных условиях в постсоциалистических странах «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти.

7.4. Демократический режим. Широкое распространение во многих странах мира получил демократический режим. Слово демократия (от греч. demos – народ и kratos – власть) в переводе с греческого означает власть народа. Однако в политологической литературе существует множество мнений о принципах осуществления этой власти, так как современное понимание демократии можно выразить следующей мыслью, что это есть соединение двух идущих навстречу друг другу тенденций: от идеала к реальности, от реальности к идеалу. Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например, на власти большинства и ограничении контроля над ней, основных правах граждан, разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, защите интересов меньшинства и т. д.

Демократия – это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие.

Исходя из анализа основных концепций демократии и практики функционирования демократических государств, можно выделить следующие основные принципы демократического режима:

1. Признание народа источником власти в суверенном государстве. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве.

2. Участие граждан при формировании органов власти, принятии политических решений и осуществлении контроля за органами власти. Идеальной формой участия народа в управлении государством является прямая, непосредственная демократия.

3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства. Органы государственной власти призваны защищать права и свободы человека.

4. Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. В демократических государствах действует правовой принцип «все, что не запрещено разрешено ».

5. Политическое равенство всех граждан. Этот принцип означает, что каждый гражданин имеет право быть избранным в органы власти и принимать участие в выборах в избирательном процессе.

6. Свободное волеизъявление воли народа на выборах, выборность органов государственной власти. Свободное волеизъявление народа рассматривается как ключевое условие демократического режима.

7. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Демократическое государство – это правовое государство.

8. Четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них самостоятельна, независима, исполняет свои функции.

9. Сформировались и свободно, без вмешательства государства действуют институты и организации гражданского общества, развито гражданское самоуправление. Большой аспект социальных интересов удовлетворяется на основе действия добровольных общественных организаций.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в работе которых участвовало 5-6 тысяч человек.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия . Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия . Её суть – граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны перед народом во всех своих действиях.

При демократическом режиме обязательным элементом является политический плюрализм, многопартийность. Представительство и защита большого спектра социальных интересов при демократическом режиме осуществляются через многообразие политических партий.

Политический плюрализм (множественность) дополняется идеологическим плюрализмом. В обществе отсутствует какая-то одна официальная идеология, существует свобода слова, обеспечивающая возможность выражать свое мнение.

Полиция, спецслужбы и армия – важные части государственного аппарата выполняют функции обеспечения внутренней и внешней безопасности государства и общества.

Власть в демократическом государстве в большей мере основана на убеждении, чем на принуждении. При принятии политических решений преобладают процедуры по поиску компромисса и консенсуса.

Есть разные формы правления в демократических режимах. Достаточно распространенными формами республиканского правления являются президентская республика и парламентская республика .

Отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства и главой правительства.

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В современном мире есть 3 главных типа парламентских режимов.

Первый тип может быть описан как однопартийное большинство в парламенте , т.е. когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать правительство.

Второй тип – это парламентская коалиционная система , когда кабинет министров формируется на основе коалиции (соглашения) различных партий, из которых ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте. Коалиции могут быть долговременными (бывшая ФРГ) и недолговременными (Италия).

Третий тип парламентского режима часто называют консенсуальным . Он был предложен одним из современных политологов Лайбхартом . Он предложил концепцию консенсуального парламентского режима для того, чтобы обозначить режимы, существующие за счет регионального или этнического большинства. Допустим, в Бельгии, где фламандцы составляют менее 15% бельгийского населения и где при парламентском или президентском правлении франкоговорящее население превратилось бы в людей второго сорта, была изобретена система заранее спланированных компромиссов, т.е. та ситуация, при которой защищены права обеих лингвистических групп. Для разрешения каких-либо спорных вопросов обе стороны создают комиссию из равного количества представителей этих этнических групп и пытаются найти компромисс.

Демократия – всего лишь одна из разновидностей правления. Однако нельзя отрицать, что она продемонстрировала способность не только к выживанию, но и распространению ее там, где ее никогда не было или где она была уничтожена. Казахстан начал переход к демократии в составе СССР, но истинно демократические процессы стали развиваться в Республике только с обретением независимости. На коротком этапе демократического строительства была создана новая политическая система: принята демократическая Конституция, новая система выборов, проведены альтернативные президентские и парламентские выборы, начали функционировать демократические политические институты, формируется новая политическая элита и по мере того, как будет развиваться экономика будет уменьшаться государственный контроль, будет развиваться и усиливаться политическая демократизация.

Основные термины

политический режим фашизм

тоталитаризм национал- социализм

параметры политического режима

?!
Вопросы для самопроверки

1. Что такое политический режим?