Основные направления профилактики насильственных преступлений против личности. Что будем делать с полученным материалом

Предупреждение насильственных преступлений и хулиганства основывается на общих положениях профилактики преступлений и включает меры как общесоциального, так и специально-криминологического характера. Общесоциальное предупреждение насильственных преступлений и хулиганства осуществляется в ходе социально-экономического строительства, в процессе развития общества. Уменьшение противоречий, диспропорций в обществе уже несет в себе профилактическую направленность. В свою очередь специально-криминологическая профилактика насильственных преступлений и хулиганства включает меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений данного вида, а также меры индивидуально-профилактического воздействия на конкретных лиц.

К мерам по устранению причин и условий, способствующих совершению насильственных преступлений и хулиганства, относятся:

Выявление и устранение отрицательных факторов в семье и быту, способствующих формированию личностных качеств, типичных для насильственных преступников и хулиганов;

Нейтрализация бытовых и семейных конфликтов, на почве которых могут возникнуть насильственные или хулиганские действия их участников;

Обеспечение своевременной регистрации заявлений об угрозе убийством или причинением тяжкого вреда здоровью и быстрого реагирования на них органов внутренних дел;

Ограничение торговли спиртными напитками в определенное время суток и в определенных местах, запрет на их отпуск лицам, не достигшим совершеннолетия, находящимся в состоянии опьянения; установление ответственности за нарушение этих ограничений;

Запрет распространения сильнодействующих возбуждающих веществ, ограничение посевов содержащих их растений, установление контроля за отпуском и ответственности за незаконное изготовление, сбыт и потребление таких веществ;

Усиление контроля за соблюдением специальных правил приобретения и хранения огнестрельного оружия; привлечение к ответственности лиц за незаконное ношение, хранение, изготовление или сбыт оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

Изъятие органами внутренних дел оружия у лиц, уклоняющихся от его регистрации, а также систематически нарушающих общественный порядок, злоупотребляющих спиртными напитками, страдающих психическими заболеваниями;

Выявление случаев изготовления учащимися и рабочими самодельного холодного и огнестрельного оружия в цехах или учебно-производственных мастерских;

Принятие мер, затрудняющих совершение насильственных преступлений и хулиганства в общественных местах; обеспечение надлежащего освещения, запирание чердаков, подвалов, сараев и их периодические обходы; распределение сил и средств органов внутренних дел с учетом мест наиболее частого совершения насильственных преступлений и хулиганства;


Четкая организация деятельности различных служб органов внутренних дел: дежурных частей, нарядов и патрулей, подразделений по делам несовершеннолетних, уголовного розыска и следствия в целях борьбы с насильственными преступлениями и хулиганством;

Рассмотрение уголовных дел в отношении лиц, совершивших насильственные преступления и хулиганство, по месту их работы или учебы;

Организация приема граждан руководителями органов внутренних дел по месту жительства, на предприятиях и в организациях;

Осуществление постоянного контроля за состоянием насильственных преступлений и хулиганства со стороны администрации региона, регулярное обсуждение этих вопросов с привлечением заинтересованных лиц - руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений, правоохранительных органов;

Организация правового обучения и воспитания населения.

Индивидуальная профилактика насильственных преступлений и хулиганства осуществляется с целью недопущения совершения этих преступлений со стороны конкретных лиц. Процесс индивидуальной профилактики складывается из следующих взаимосвязанных этапов: выявления лиц, ведущих антиобщественный образ жизни и склонных к совершению насильственных преступлений и хулиганства; постановки выявленных лиц на учет в органах внутренних дел; определения причин антиобщественного поведения и условий, способствующих этому поведению; принятия мер для устранения указанных причин и условий; применение разнообразных форм и методов профилактического воздействия.

Круг лиц, нуждающихся в индивидуальной профилактике, определяется на основе информации, поступающей в органы внутренних дел от граждан, администрации предприятий, учреждений, учебных заведений, жилищно-эксплуатационных контор, органов суда, прокуратуры. Кроме того, объекты профилактики выявляются среди лиц, нарушающих правила общежития, пьяниц и алкоголиков, ранее судимых за аналогичные преступления, неработающих и неучащихся, несовершеннолетних, находящихся без надзора. Особое внимание необходимо уделять выявлению и нейтрализации влияния лидеров формирующихся по месту жительства групп с отрицательной направленностью времяпрепровождения (выпивки, приставания к прохожим и т.д.).

Успех в профилактике насильственных преступлений и хулиганства зависит от полноты их выявления и обеспечения неотвратимости наказания за совершение этих преступлений. Несоблюдение этих требований быстро приводит к повторному совершению лицами преступлений, вовлечению в преступления новых участников.

Общесоциальное предупреждение насильственных преступлений во многом зависит от последовательного проведения в стране социально-экономических и политических преобразований, связанных с утверждением общечеловеческих ценностей, гуманизацией нравственного климата, реализацией принципов социальной справедливости. Решение этих общесоциальных задач создаст предпосылки и для успешной борьбы с насильственными преступлениями. В числе этих задач надо выделить целенаправленную работу по воспитанию в человеке совестливости, привитию ему культуры общения и нравственных идеалов, уважения к человеческой личности, ее неприкосновенности, нетерпимости к любым актам насилия над ней, к проявлениям грубости, агрессивности, цинизма, по возрождению в значительной мере утраченных традиций взаимопомощи, милосердия, сострадания ко всему живому; улучшение полового воспитания подростков и молодежи, подготовку их к семейной жизни, воспитание уважения к достоинству женщины, отвращения к распущенности и вседозволенности.
К основным направлениям специально-криминологической (специально целенаправленной) профилактики в рассматриваемой сфере относятся: последовательная и настойчивая борьба с пьянством и наркотизмом на основе постановки четких и реальных целей, надлежащей комплексности и координации; своевременность реагирования на правонарушения, совершаемые на почве семейных и других бытовых конфликтов и могущих перерасти в преступления; обеспечение решительной борьбы с хулиганством и эффективной охраны общественного порядка на улицах и в других общественных местах; решительное усиление борьбы с разжиганием расовой и межнациональной розни;
пресечение криминогенных влияний на несовершеннолетних и молодежь рецидивистов и профессиональных преступников; улучшение качества профилактической работы в маргинальной среде; активизация деятельности по выявлению антиобщественных молодежных группировок со склонностью ее участников к насилию; активизация деятельности по ликвидации организованных преступных групп и сообществ; своевременность профилактического воздействия на лиц с повышенной степенью виктимности; активизация борьбы с фактами незаконного изготовления, сбыта, хранения и ношения холодного и огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, с их хищениями; использование уголовно-правовых мер так называемой двойной превенции для своевременного реагирования на угрозы убийством и причинением тяжкого вреда здоровью, побои, истязания, на приготовление к совершению тяжких насильственных преступлений, массовых беспорядков, группового хулиганства; обеспечение справедливой ответственности за насильственные преступления на основе ее дифференциации и индивидуализации; решительное противодействие пропаганде жестокости и насилия СМИ, распространению в общественном сознании культа силы, суперменства, ориентации молодежи на противоправные насильственные варианты разрешения жизненных проблем; переориентация СМИ на пропаганду образа законопослушного гражданина.
Активизация работы на этих направлениях способствует стабилизации, а затем и сокращению уровня криминального насилия. Программы усиления борьбы с преступностью, другие целевые программы, а также документы межведомственного и ведомственно-отраслевого комплексного криминологического планирования содержат в этом отношении ряд важных положений. (Вместе с тем ресурсное обеспечение их на сегодняшний день неудовлетворительно.)
Особое значение имеют меры усиления профилактического воздействия в специфически криминогенных группах населения (представители маргинальной среды; несовершеннолетние и молодежь; лица, злоупотребляющие спиртными напитками, потребляющие наркотические средства или психотропные веще

Учет всех этих факторов важен для криминологической диагностики, прогнозирования возможности совершения конкретными лицами насильственного преступления и определения методов индивидуальной профилактики. К последним относятся: убеждение и переубеждение, оказание необходимой помощи, нейтрализация негативных влияний окружающей среды, контроль и надзор, меры гражданско-правового, админист- ративно-правового и уголовно-правового воздействия.
Новое законодательство о социальном обслуживании создает и базу для социальной помощи лицам из групп повышенного криминального риска. Отрадным явлением стало быстрое развитие в субъектах РФ и на территориях местного самоуправления учреждений для реабилитации лиц с отклоняющимся поведением и для лиц, нуждающихся в защите от жестокости, насилия. По экспертным оценкам, в каждой четвертой российской семье процветает насилие. В 70 случаях из 100 жертвами избиений становятся женщины и дети.
Большое значение в связи с этим имеет развертывание деятельности общественных кризисных центров (центров социальной помощи), призванных, в частности, оказывать помощь потерпевшим от насильственных преступлений, «горячих линий» связи («телефонов доверия»), убежищ для жертв семейного и сексуального насилия и т. п. В настоящее время в регионах России действует около 50 таких кризисных центров.
Специфику анализируемых профилактических мер целесообразно рассмотреть применительно к предупреждению насильственных преступлений в сфере быта. Центральная фигура профилактической работы здесь - участковый уполномоченный милиции.
При профилактике бытовых насильственных преступлений важно добиваться адекватного реагирования на поступающие сообщения уже на ранней стадии развития опасных конфликтных ситуаций и формирования агрессивных группировок, компаний.
При этом важно в соответствии с конкретной ситуацией избрать правильную форму реагирования (эпизодическое, длящееся, неотложное, экстренное).

Если конфликтная ситуация периодически то обостряется, то улучшается без особо резких колебаний, наиболее целесообразно эпизодическое (контрольное) реагирование. Оно осуществляется, как правило, участковым уполномоченным милиции и представителями общественности. Методы профилактического воздействия в таких случаях - беседы, советы, оказание необходимой помощи, нейтрализация неблагоприятных факторов окружающей среды, эпизодический контроль.
Если конфликтная ситуация в течение продолжительного времени ухудшается, применяется длящееся реагирование. В подобных случаях с нарушителями проводятся профилактические беседы в милиции (главным образом участковыми уполномоченными), инициируется проведение бесед с участием представителей администрации и общественности, персонально уважаемых участниками конфликта лиц; используются иные уже указанные формы воздействия. Если они оказываются неэффективными, применяются более строгие меры: обсуждение поведения конфликтующих лиц на общем собрании трудового коллектива, собрании граждан по месту жительства, сельском сходе, вызов в орган милиции для беседы о недопустимости антиобщественного поведения в быту, официальное предупреждение суда о выселении с жилой площади за невозможностью совместного проживания и т. д.
Неотложное реагирование осуществляется в условиях обострившейся конфликтной ситуации. Речь идет о часто повторяющихся ссорах, скандалах, драках, угрозах, отклоняющемся поведении лиц, страдающих психическими заболеваниями, антиобщественном поведении пьяниц, алкоголиков, наркоманов. Могут быть использованы различные меры правового принуждения: лишение по суду родительских прав; принудительный обмен по суду жилой площади и выселение за невозможностью совместного проживания; ограничение дееспособности; принудительное лечение в психиатрической больнице или психоневрологическом диспансере; изъятие охотничьего оружия; привлечение к административной и уголовной ответственности. Надо значительно шире использовать такую действенную профилактическую меру, как административный арест.
Экстренное реагирование необходимо при бурном, агрессивном поведении нарушителя. Оно проводится в момент хулиганских действий, драк, реальных угроз физической расправой и т. д. Его, как правило, выполняют дежурные части райгорорга- нов внутренних дел. При соответствующем сообщении они обязаны срочно направить на место конфликта сотрудников пат-
рульно-постовой службы, а иногда и участковых уполномоченных, сотрудников уголовного розыска для его пресечения; реагирование в таких случаях предполагает: активную защиту граждан, которые могут пострадать от агрессивных действий; подавление сопротивления правонарушителей; изъятие у них оружия; их задержание и т. п. Затем решается вопрос о привлечении этих лиц к уголовной или административной ответственности.
Необходима постановка неформальных групп со склонностью к насилию на соответствующие виды оперативного и профилактического учета, оказания предупредительного воздействия на всю группу в целом (в частности, при профилактике насильственных преступлений в маргинальной среде, в общежитиях и т. д.).
Весьма важна виктимологическая профилактика. Ее меры должны основываться на выявлении потенциальных потерпевших и предотвращении их неосмотрительного, рискованного, легкомысленного, распущенного, провокационного поведения (скандалистов; лиц, попадающих в состоянии опьянения в вик- тимогенные ситуации; лиц, склонных присоединяться к случайным компаниям, отличающихся легкомысленным поведением в общественных местах и др.).
Значимость этой работы подтверждается ростом уровня виктимизации населения. Показатель этого уровня по лицам (число зарегистрированных потерпевших на 100 тыс. человек) в г. составил 1511,6, что на 20% больше, чем в 1998 г. (1259,1). Вероятность стать жертвой насильственного преступления значительно усилилась.
Значение виктимологического аспекта целесообразно рассмотреть применительно к задачам предупреждения корыстнонасильственных преступлений (грабежей, разбоев, бандитских налетов). Весьма важным в этом плане представляется осуществление следующих мероприятий: изготовление и распространение в жилом секторе специальных памяток-предостережений о способах защиты от преступных посягательств с учетом повторяющихся наиболее опасных их видов; оповещение граждан через СМИ о распространенных в данном населенном пункте фактах совершения преступлений, типичных действиях преступников, а также рекомендуемом алгоритме действий граждан в различных криминогенных ситуациях;
привлечение внимания населения к необходимости принятия мер по обеспечению личной безопасности, охране жилищ, хранилищ материальных ценностей, транспортных средств и иного имущества (укрепление дверей и окон, установка надежных запирающих устройств, кодовых запоров и домофонов на дверях подъездов домов, охранной сигнализации, осуществление видеоконтроля за входами в подъезды, квартиры и подсобные помещения); проверка и принятие мер по надлежащему освещению в населенных пунктах улиц, скверов, подъездов домов и других общественных мест; организация несения патрульно-постовой службы милиции в местах, наиболее удобных для совершения преступлений; проведение профилактических бесед в детских образовательных учреждениях со школьниками и педагогами, а также по месту жительства с родителями о возможных вариантах поведения при столкновении с преступниками; выявление отдельных лиц и групп риска с повышенной степенью виктимности и осуществление профилактического воздействия на них в целях активизации их защитных свойств и последующей девиктимизации.
Нетрудно оценить важную роль этих мероприятий в предупреждении других насильственных (в частности половых) преступлений.
В последнее время активизировалась деятельность преступных групп, которые, наряду с мошенническими действиями по купле-продаже квартир, совершают убийства их владельцев в целях завладения приватизированной жилой площадью потерпевших.

Потерпевшими от этих преступлений чаще всего бывают лица, относящиеся к так называемой группе риска: одинокие, пожилые, пенсионеры, алкоголики, наркоманы, страдающие отклонениями в психике, представители социально незащищенных слоев населения, не имеющие устойчивых родственных и дружеских связей. Эти лица должны находиться под пристальным вниманием участковых уполномоченных милиции, работников муниципальных жилищных органов и общественных комиссий. Проявление повышенного интереса к указанной категории граждан должно вызывать настороженность, безусловную необходимость взаимного информирования, принятия экстренных мер пресечения возможных преступлений.
Серьезное внимание следует уделить уголовно-правовой профилактике насильственных преступлений, в частности возможности использования в борьбе с ними отдельных уголовно-правовых институтов и норм с выраженной профилактической направленностью. Это прежде всего нормы Общей части Уголовного кодекса РФ, регламентирующие институты необходимой обороны, задержания преступника, крайней необходимости, а также нормы, стимулирующие добровольный отказ от преступления, деятельное раскаяние. Их содержание и значение необходимо разъяснять гражданам в ходе правовой пропаганды.
Важную профилактическую роль играют и упоминавшиеся нормы Особенной части УК РФ с так называемой двойной превенцией. Это нормы об уголовной ответственности за деяния, создающие условия и непосредственную обстановку для совершения других, более тяжких преступлений. Речь идет о двойной превенции, двойном профилактическом действии таких норм - против деяний, для борьбы с которыми они непосредственно предназначены, и против тяжких преступлений, для которых создается благоприятная почва, если указанные деяния останутся без реагирования.
В их числе следует выделить нормы, предусматривающие ответственность за хулиганство, угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, истязание, незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия, бое
вых припасов или взрывчатых веществ, вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления или иное антиобщественное поведение, притоносодержательство и некоторые другие. Эффективность их профилактического воздействия связана главным образом с обеспечением своевременной ответственности за деяния, создающие условия для совершения других, более опасных преступлений. Например, по мнению опрошенных экспертов (сотрудников правоохранительных органов и научных работников), до 10% убийств можно было бы предотвращать, если бы своевременно применялась норма об ответственности за угрозу убийством и причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ).
Обеспечение ответственности за само криминальное насилие, в свою очередь, чрезвычайно важно для общей и специальной превенции. Интервьюирование осужденных за преступления против личности показало, например, что расчет на безнаказанность был выявлен почти у половины опрошенных.
Очень важной в связи с этим представляется проблема своевременного и полного выявления и раскрытия этих преступлений. По статистике МВД России, за 2000-2007 гг. нераскрытыми оказались более 16 млн преступлений. Из них только убийств около 100 тыс. Данная проблема тесно связана и с мероприятиями по снижению латентности таких преступлений. В связи с этим значим эффективный прокурорский надзор за исполнением требований закона о своевременной и полной регистрации заявлений и сообщений о насильственных преступлениях, своевременном и обоснованном их разрешении; введение новой системы оценок деятельности милиции.
Серьезное внимание надо обратить также на возможности информационной системы «лечебное учреждение-правоохранительный орган». Ее использование в значительной степени могло бы способствовать снижению уровня латентности фактов преступного причинения вреда здоровью. Медицинские учреждения в соответствии с требованиями нормативных актов обязаны сообщать в милицию обо всех травмах криминального характера. Однако эти обязанности на практике выполняются недостаточно. Поэтому надо обеспечить тщательный учет лиц, поступающих с такими повреждениями в лечебные учреждения, и фиксацию информации о них в книге заявлений и сообщений о преступлениях дежурными частями органов внутренних дел.

Существенное профилактическое значение имеют оперативно-розыскные мероприятия, направленные на недопущение криминальных насильственных посягательств со стороны замышляющих их лиц. Основная роль здесь принадлежит оперативным аппаратам органов внутренних дел, особенно подразделениям уголовного розыска. Оперативно-розыскная профилактика прежде всего предполагает сбор в ходе поисковых мероприятий негласной разведывательной информации о лицах с повышенной криминальной активностью (ранее судимых, алкоголиках, наркоманах, бытовых дебоширах, членах групп с антиобщественной направленностью, лицах, связанных с участниками организованных преступных формирований, и др.). Совокупность полученных сведений, дающих основания для вывода о вероятности криминального поведения, указывает на необходимость установления оперативного наблюдения за такими лицами в целях своевременного предупреждения и пресечения подготавливаемых ими преступлений. Используемые при этом методы ОРД разнообразны: профилактическое воздействие через негласных сотрудников на членов криминальных и антиобщественных формирований, а также на лиц, конфликтующих в семейно-бытовой сфере; разобщение путем проведения оперативных комбинаций враждующих группировок в условиях исправительных учреждений; оперативное прикрытие объектов, намеченных преступниками для совершения грабежей, разбойных нападений, похищений людей, бандитских налетов, и проч. Оперативно-розыскная профилактика особенно актуальна в отношении лиц, ранее судимых за насильственные преступления. В отношении этих лиц традиционные методы индивидуальной профилактики (меры убеждения, воспитания и т. п.) в значительной мере уже устарели. В условиях современной криминологической ситуации необходимы более оперативные и жесткие меры.
Весьма значима также оперативная разработка некоторых частных охранных и детективных структур, могущих выполнять роль бандформирования при фирме-спонсоре, либо криминальные заказы различных коммерческих организаций.

Еще по теме § 5. Основные направления предупреждения насильственных преступлений:

  1. §4. Основные направления предупреждения насильственных преступлений и хулиганства
  2. §1. Понятие и основные направления общего предупреждения преступлений
  3. §2. Понятие и основные направления индивидуального предупреждения (профилактики) преступлений
  4. Глава 12. Насильственные преступления и их предупреждение
  5. §1. Понятие и основные криминологические характеристики насильственных преступлений и хулиганства
  6. §3. Основные детерминанты насильственных преступлений и хулиганства
  7. §3. Основные направления предупреждения организованной преступности
  8. Глава XVI. Насильственная преступность и ее предупреждение
  9. Основные положения о роли адвокатов Приняты Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990г. вНью-Йорке
  10. Глава 25. Основные направления/использования современных компьютерных технологий в раскрытии и расследовании преступлений
  11. Насильственные преступления в Соединенных Штатах: число и тенденции
  12. §2. Характеристика лиц, совершающих насильственные преступления и хулиганство
  13. 8. Европейская Конвенция о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений
  14. Глава 15. Преступления против общественной безопасности и их предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия

насильственный преступление собственность рецидив

Основные направления предупреждения насильственных преступлений охватывают как общесоциальную, групповую и индивидуальную, так и общую, и специально-криминологическую профилактику.

Общесоциальная профилактика насильственной преступности должна осуществляться, прежде всего, в сферам жизнедеятельности людей - сферах труда, быта, досуга.

Сущность групповой профилактики насильственных преступлений является относительно длительным видом. К основным направлениям групповой профилактики насильственных преступлений следует отнести: правовое, эстетическое, религиозное, этическое, сексуальное воспитание, лечение невротических и психических аномалий, в т.ч. алкоголизма, наркотизма, регулирование внутриличностного психического напряжения, а также внутригрупповой и межгрупповой напряженности отношений.

Методы групповой профилактики включают в себя :

а) правовую и нравственно-этическую агитацию и пропаганду;

б) социогигиену;

в) психогигиену и психопрофилактику;

г) групповую психотерапию и аутотренинг;

д) групповой гипноз и др.

Индивидуальная профилактика насильственных преступлений включает в себя выявление и учет лиц, могущих совершить насильственные преступления, и контроль за ними с осуществлением воспитательно-профилактического воздействия, которое состоит из изучения этих лиц и непосредственного воздействия, как на них, так и на окружающую среду.

Очень важно улучшение раскрываемости агрессивных преступлений, и в особенности серийных убийств, сексуальных и заказных. Бесспорно, должны быть полностью изжиты факты укрывательства опасных насильственных преступлений от регистрации, а значит, и от должного реагирования на них.

Необходима более жесткая борьба с незаконным оборотом оружия, который связан как с терроризмом, так и с организованной преступностью. Вообще, чем успешнее мы будем бороться с последней, тем легче нам будет противостоять насилию, поскольку преступные организации часто прибегают к нему для решения своих проблем, в том числе для расправы с конкурентами и «предателями».

Особым объектом профилактического внимания должны стать семья и бытовые отношения людей. Здесь необходимо отметить несколько направлений :

а) разрешение семейно-бытовых конфликтов на профессиональном, когда это нужно, уровне;

б) повышение уровня культуры семьи и особенно внутрисемейного общения;

в) принятие мер к оздоровлению среды, которая окружает семью;

г) блокирование губительных последствий влияния неформальных малых групп с антиобщественной ориентацией, в которые «уходят» подростки из неблагополучных семей, а также выявление и ликвидация малых групп подобного рода;

д) принятие предусмотренных законом мер к родителям, ведущим антиобщественный образ жизни и не обеспечивающим должного воспитания детей.

В России должна быть скорректирована государственная политика в отношении лиц, совершивших наиболее опасные преступления против человека. Прежде всего, необходимо изменить чрезмерно мягкую карательную политику в отношении убийц и прочих преступников, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Они ни в коем случае не должны отделываться краткими сроками лишения свободы, особенно в случаях неоднократного совершения тяжких агрессивных действий.

Неверно, что смертной казнью нельзя никого запугать. Можно напугать даже намного менее суровым наказанием, если оно будет неотвратимым. Повседневная практика убедительно свидетельствует, что санкции являются мощным регулятором поведения. Если бы угроза смертной казни могла бы остановить хоть одного убийцу, это явилось бы достаточным обоснованием ее необходимости.

В отношении отдельных категорий наиболее опасных преступников (серийных убийц, террористов, повинных в гибели многих людей) сейчас, когда у нас фактически отменена смертная казнь, при назначении пожизненного лишения свободы в уголовном законе должна быть предусмотрена невозможность помилования.

Самостоятельного рассмотрения заслуживает вопрос о психических больных, которые по решению суда направляются в психиатрические стационары. Освобождение оттуда не должно быть столь простым и легким, как сейчас, поскольку соответствующие лица могут представлять исключительную опасность для общества. Решение комиссии в отношении конкретного лица обязательно должно быть единогласным, в судебном заседании, на котором будет решаться вопрос об их освобождении, целесообразно предусмотреть участие прокурора и адвоката потерпевшей стороны.

В стране необходимо построить новые психиатрические стационары различных видов режима. Нынешние стационары уже не вмещают того количества людей, которых туда направляют, да и само их состояние оставляет желать лучшего.

В средствах массовой информации должен быть поставлен прочный заслон пропаганде насилия. Разумеется, ни о какой цензуре не может быть и речи, однако необходимо возвести некие нравственно-психологические преграды на пути бесконечной демонстрации сцен насилия и жестокости. Очевидно, у тех, кто решает вопрос о демонстрации сцен насилия, надо выработать какой-то внутренний запрет, который диктовал бы им возможность или невозможность показа тех или иных жестоких действий.

Поскольку совершению насильственных преступлений активно способствуют пьянство, алкоголизм и наркомания, эти негативные явления должны стать предметом особого профилактического внимания. Соответствующая деятельность должна осуществляться с учетом нынешних реалий, когда доступ к спиртным напиткам практически ничем не ограничен. При этом надо иметь в виду, что агрессивное преступление нередко совершают лица в нетрезвом состоянии, которые не являются алкоголиками.

Одной из эффективных мер профилактики случайных насильственных преступлений является психогигиена. Употребление наркотиков и спиртного, нервозность и неуравновешенность нередко оказываются первым шагом к преступлению. Гигиена мысли - также очень важное направление профилактики насилия. Одна из религиозных заповедей: «Не думай о людях плохо и не допускай близко к сердцу недобрых мыслей о них», - помогает человеку не ожесточиться.

Предварительная оценка опасности той или иной ситуации (ситуативной виктимности) - одна из гарантий того, что лицо не станет легкой добычей преступников. Человек должен специально подготовиться к адекватным действиям в ситуации опасности, подготовиться к возможному нападению, продумать свои действия (убежать от нападающих или оказать им сопротивление), заготовить средства защиты. Если ситуативная виктимность представляется чрезвычайно большой, такую ситуацию разумнее избежать. В любом случае анализ виктимогенности ситуации или социальной роли и принятие предварительных мер снижения ситуативной или ролевой виктимности позволит значительно уменьшить вероятность стать жертвой насильственного преступления.

Общее предупреждение насильственной преступности - это: во-первых, общее оздоровление общественных отношений с минимизацией числа конфликтов и обеспечением их разрешения в правовых, цивилизованных рамках; во-вторых, обеспечение государством и обществом формирования здорового, образованного и культурного подрастающего поколения; в-третьих, создание системы социального контроля, поощряющего правомерное и нравственное поведение; обеспечивающего предупреждение нарушений закона на ранних стадиях; включающего систему государственных и общественных институтов, которые бы позволяли быстро и эффективно, в рамках закона и общепринятых норм поведения, решать возникающие конфликты и реагировать на правонарушения и иные негативные социальные отклонения; в-четвертых, повышение внимания к культуре, ее пропаганде, формированию личности и ее деятельности в координатах лучших достижений мировой и отечественной культуры; в-пятых, создание нетерпимого к противоправному насилию общественного мнения, формирование и поощрение позитивной социально-правовой активности членов общества и их умения бороться за свои права в рамках закона.

Специальное предупреждение насильственной преступности должно обеспечивать дифференцированное воздействие на различные ее причинные комплексы и иные детерминирующие обстоятельства.

Система специально-предупредительных мер создается с учетом особенностей причинных комплексов и более широких систем детерминации насильственной преступности в разных регионах и применительно к разным категориям населения. Например, практически везде остро стоит вопрос о предупреждении преступлений лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими и другими психотропными веществами, освобождаемыми из мест лишения свободы. В этой связи специалистами предлагается: создавать в регионах детские наркологические центры для лечения подростков, больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией; укреплять службы участковых инспекторов милиции и по делам несовершеннолетних, а также патрульно-постовую службу; находить эффективные решения проблемы социальной реабилитации лиц, освобождаемых от уголовного наказания.

Как видно из анализа причин и условий, способствующих совершению насильственных преступлений против личности, предпосылки их предупреждения создаются в результате осуществляемых в стране социально-экономических, культурно-воспитательных и других крупномасштабных мероприятий. Реформирование производства, социальные акции по поддержке молодежи, малообеспеченных граждан дают положительные результаты.

Укрепление семьи как одного из важнейших устоев общества, решение широкого круга социальных проблем молодежи, развитие и более полное удовлетворение общественно значимых интересов и потребностей подрастающего поколения в сфере труда и быта, разумное использование свободного времени, обеспечение равного доступа членов общества к образованию и культуре, развитие материально-технической базы и улучшение условий досуга, утверждение здорового образа жизни - эти и другие аспекты социальной политики государства имеют первостепенное значение для нейтрализации, а в перспективе и искоренения объективных и субъективных факторов, детерминирующих насильственную преступность.

Важнейшие направления государственной политики в обеспечении безопасности личности сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России 10 января 2000 г. № 24. В этом документе говорится о консолидации усилий, направленных на борьбу с преступностью, необходимости выработки комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, формирования социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Особенно обращено внимание в Концепции на выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность, усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, укрепление системы правоохранительных органов.



Большое значение в профилактике насильственных преступлений имеет реализация мер, намеченных федеральной и региональными программами борьбы с преступностью, предусматривающих комплекс организационных, административно-правовых и иных действий, направленных на решительное усиление борьбы с этими негативными явлениями. Заказчиком и координатором таких программ является МВД России. К их числу следует отнести документ, непосредственно посвященный насильственной преступности, - Программу организационно-практических и научно-исследовательских мероприятий по усилению борьбы с серийными преступлениями против личности и убийствами, совершаемыми по найму.

Предупреждению насильственных преступлений против личности способствует и наказание соразмерно содеянному за эти преступления, ответственность за которые предусмотрена нормами уголовного закона с так называемой двойной превенцией. Это привлечение за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК), вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений (ст. 150 УК), в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК) и др. В этой связи следует указать на значение усилий милиции по полному выявлению и своевременному пресечению таких действий, как незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ, небрежное хранение огнестрельного оружия, незаконное распространение порнографических материалов или предметов. Своевременное раскрытие малозначительных правонарушений, коррелирующих с насилием, создание обстановки нетерпимости к нарушениям норм права, строгий спрос с лиц, их совершающих, способствуют сокращению числа тяжких насильственных преступлений.

Вместе с тем успешное решение этой задачи невозможно без специально организованной профилактической деятельности, важная роль в которой принадлежит органам внутренних дел.

В пределах своей компетенции каждая их служба выполняет предупредительные функции. МВД России требует постоянно в органах внутренних дел подводить итоги предупреждению насильственных преступлений, рассмотрению заявлений граждан о побоях, истязаниях, угрозах убийством, нанесениях телесных повреждений, хулиганских проявлениях.

Важная роль в профилактике насильственных преступлений против личности принадлежит патрульно-постовой службе, дежурным частям органов внутренних дел, участковым уполномоченным милиции и аппаратами криминальной милиции.

Патрульно-постовая служба. К ее силам в соответствии с уставом ППС милиции общественной безопасности относятся: строевые подразделения милиции, подразделения дорожно-патрульной службы ГАИ, подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел, специальные моторизированные воинские части внутренних войск МВД России. Патрульно-постовую службу осуществляют также другие подразделения милиции. Для выполнения этих функций постоянно привлекаются сотрудники служб МВД, УВД, УВДТ и РОВД, слушатели и курсанты учебных заведений МВД России.

Эффективность профилактики значительно повышается, если эта служба осуществляет свою деятельность по единой дислокации.

Главными задачами патрульно-постовой службы являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение преступлений, административных правонарушений. Свои функции она осуществляет непосредственно на улицах и в других общественных местах, где совершается значительная часть нарушений общественного порядка, нарушений антиалкогольного законодательства, возникают конфликтные ситуации, своевременное реагирование на которые может привести к предупреждению тяжких посягательств на личность.

В обязанность постовых и патрульных входит:

Контролировать на улицах и в иных общественных местах в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений;

Своевременно предостерегать граждан от совершения противоправных действий, разъяснения им недопустимости антиобщественного насильственного поведения;

Предупреждать и пресекать правонарушения со стороны несовершеннолетних на улицах и других общественных местах;

Принимать меры к выявлению антиобщественных групп несовершеннолетних, устанавливать места их концентрации, докладывать о них дежурному, а также информировать участкового уполномоченного, инспекторов по делам несовершеннолетних;

Выявлять взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление спиртных напитков, наркотиков, развратные действия;

Пресекать групповые нарушения общественного порядка. Таким образом, возможности предупреждения насильственных

преступлений у патрульно-постовой службы значительны. Задачи заключаются в том, чтобы расстановка постов и маршрутов патрулирования осуществлялась с учетом времени и места вероятного совершения правонарушений, постовые милиционеры были проинструктированы о состоянии оперативной обстановки, владели формами и тактическими приемами предупреждения насильственных преступлений. В этом деле должны принимать участие не только руководители патрульно-постовой службы и дежурный по органу внутренних дел, но и участковые уполномоченные, оперативные уполномоченные уголовного розыска, на территории обслуживания которых милиционеры несут службу.

Милиционеры проводят разбор возникающих в общественных местах конфликтов и ссор, могущих привести к насильственным преступлениям, выявляют виновных и применяют к ним установленные законом меры (предупреждение, доставление в орган внутренних дел и т.п.).

Профилактические задачи решают в процессе предупредительных бесед сотрудников патрульно-постовой службы с гражданами, разъяснения лицам с агрессивным поведением недопустимости их антиобщественных поступков, пресечения противоправных действий в общественных местах.

Патрульно-постовые наряды предотвращают насильственные преступления на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, при проведении массовых мероприятий (политических, спортивных, культурно-зрелищных).

Главенствующая роль в недопущении тяжких насильственных преступлений принадлежит дежурным частям органов внутренних дел. Они являются подразделением управления и оперативного реагирования на сообщения о насильственных правонарушениях или угрозах их совершения. Для этого она обязана полностью владеть оперативной обстановкой, непрерывно собирать, анализировать данные об ее изменениях. Дежурные части осуществляют непрерывное управление и маневрирование патрульными нарядами, обеспечивают концентрацию сил милиции в часы пик на транспортных узлах, в период проведения культурно-массовых мероприятий, в зонах отдыха и т.п. Группы оперативного реагирования дежурной части проводят разбирательства и пресекают правонарушения насильственного характера, хулиганства как при непосредственном обращении граждан в органы внутренних дел, так и с выездом на объекты и в жилые дома при возникновении конфликтов, ссор и скандалов, нарушающих общественный порядок, угрожающих перерастанием в преступления.

В дежурных частях накапливаются сведения о фактах правонарушений и лицах, их совершивших, которые затем используются при инструктировании нарядов патрульно-постовой службы, для оценки оперативной обстановки участковыми уполномоченными на территории обслуживания и выявления наиболее криминогенных точек, неблагоприятных семей и лиц, склонных к совершению преступлений. Все сотрудники органов внутренних дел обязаны сообщать в дежурную часть о всех преступлениях и обстоятельствах, создающих угрозу безопасности граждан.

В дежурную часть обращаются потерпевшие от насилия. В таких случаях важно правильно установить правонарушение и степень его опасности, своевременно принять предупредительные меры. Это могут быть меры уголовно-правового воздействия за угрозу убийством или причинения тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК), умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК), побои (ст. 116 УК), истязание (ст. 117 УК), административного воздействия, к которому относится мелкое хулиганство (ст. 158 КоАП). При отсутствии признаков правонарушения реагирование на факты насилия должно поручаться участковому уполномоченному, сотрудникам уголовного розыска, отделов по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Гарантией применения указанных мер в целях предупреждения тяжких насильственных преступлений является обязательная регистрация жалоб и заявлений в дежурной части, ответственность сотрудников и всех служб милиции за их объективное и всестороннее рассмотрение. Пока факты пренебрежительного отношения к сообщениям о готовящихся или совершенных преступлениях имеют место, руководители органов внутренних дел постоянно должны контролировать этот участок работы, анализировать весь массив сообщений, достаточность и правомерность воздействия на правонарушителей.

Дежурной частью ведутся регистрация и проверка случаев обращения граждан по поводу травм, телесных повреждений криминального характера в лечебные учреждения или непосредственно в органы внутренних дел. Медицинские учреждения (травмпункты, приемные покои) обязаны о таких фактах незамедлительно информировать дежурные части органов внутренних дел для проведения соответствующей проверки.

В деле предупреждения насильственных преступлений значительное место принадлежит участковым уполномоченным милиции, поскольку представители этой службы повседневно общаются с населением, трудовыми коллективами, должностными лицами предприятий и организаций, общественными организациями. Профилактическая работа участковых уполномоченных милиции распространяется на семейно-бытовую сферу, такие общественные места, как улицы, скверы, зоны отдыха, культурно-зрелищные учреждения, кафе, торговые предприятия и др. Ими проводится обследование мест возможного совершения правонарушений (подвалов, чердаков, подъездов домов, заброшенных помещений и т.п.), ведется наблюдение за группировками лиц, склонных к совершению насильственных преступлений и хулиганства, изучается состояние общественного порядка в общежитиях. На этой основе устанавливаются причины и условия, способствующие преступлениям, и принимаются меры по их устранению. В частности, проводятся профилактические беседы с правонарушителями, ведется их учет, организуется с ними профилактическая работа, разобщаются или переориентируются на правопослушное поведение группировки, созданные на антиобщественной основе, вносятся предложения в жилищные органы, администрации предприятий по устранению нарушений правил общежития, укреплению общественного порядка и активизации профилактической работы общественных формирований, отдельных граждан. Сведения о лицах, склонных к насильственным преступлениям, причинах и условиях, способствующих правонарушениям, местах их возможного совершения должны накапливаться и постоянно дополняться участковыми уполномоченными милиции в паспорте на административный участок и служат основой для организации всей профилактической работы.

Профилактическое значение имеет и проводимая участковыми уполномоченными милиции пропаганда правовых знаний, консультации граждан в трудовых коллективах, учебных заведениях и по месту жительства населения, в средствах массовой информации. Выступая перед гражданами, участковые уполномоченные дают анализ состояния насильственных преступлений, вскрывают их причины, недоработки в профилактике пьянства и связанных с ним правонарушений, разъясняют положения законодательства об ответственности за эти преступления, порядок обращения в правоохранительные органы в связи с нарушениями общественного порядка, приемы и методы противодействия и защиты от насильственных посягательств.

Необходимо активизировать разъяснительную работу с лицами, входящими в группу повышенного риска, чаще всего становящимися жертвами преступлений (несовершеннолетние, престарелые, конфликтные граждане), помочь им уберечься от посягательств, не попасть в криминогенную ситуацию.

От участкового уполномоченного милиции во многом зависит активность привлечения населения, общественности к работе по предупреждению насильственных преступлений в жилых микрорайонах, населенных пунктах, на объектах массового пребывания граждан.

Участковыми уполномоченными милиции с использованием методов индивидуальной профилактики осуществляется непосредственное воспитательное воздействие на лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, в целях формирования у них уважения к другим людям, правилам общежития. Выявляются и устраняются условия, способствующие совершению правонарушений конкретным лицом, неблагоприятный нравственный климат в трудовом коллективе или другом ближайшем окружении, конфликтные ситуации либо неблагоприятный моральный климат в семье, общежитии, коммунальной квартире.

В поле зрения участковых уполномоченных милиции должны быть неблагополучные семьи, участники затянувшихся семейно-бытовых конфликтов. Информацию о них участковые уполномоченные получают в процессе отработки административного участка, при разборе жалоб и заявлений, поступающих в орган внутренних дел, анализе в народных судах материалов о делах частного обвинения, а также сведений, имеющихся в жилищных органах, товарищеских судах, уличных комитетах. Информация о возможном криминальном поведении в быту может быть также получена при систематическом изучении материалов бракоразводных процессов, решений народных судов о принудительном выселении или размене жилплощади, учетов медицинских учреждений, документов комиссии по делам несовершеннолетних.

При разборе ссоры или семейно-бытового конфликта недопустимы промедление, необъективность, поверхностное выяснение обстоятельств, поспешность выводов и оценок. Особенно необходимы такт, внимательное отношение к рассмотрению доводов конфликтующих сторон. В каждом конкретном случае возникновения конфликтной ситуации надлежит в кратчайший срок получить о ней исчерпывающую информацию, установить конкретные причины и условия, способствующие ей. Прежде всего должны приниматься меры, направленные на примирение конфликтующих сторон, укрепление или восстановление здоровой обстановки в семье, бытовом окружении. Для этого используется влияние родственников, доброжелательных соседей, сослуживцев, авторитетных представителей общественности. По возможности следует использовать помощь психологов, педагогов, невропатологов, сексологов или психиатров, которые проводят консультации в созданных сейчас в ряде городов службах семьи по так называемым телефонам доверия, в медицинских учреждениях, расположенных на территории органа внутренних дел.

В профилактической работе нужно искать и иные, нестандартные, созвучные времени меры, но нельзя отказываться и от тех, что зарекомендовали себя как эффективные.

Участниками конфликта разъясняются его возможные негативные последствия, обращается внимание на необходимость правомерного разрешения спора, сдержанности и взаимного уважения при выяснении разногласий. В тех случаях, когда выясняется, что причина конфликта в систематическом пьянстве или употреблении наркотиков, нарушениях общественного порядка, к виновным принимаются установленные законом меры (предупреждение, привлечение к административной ответственности, ограничение дееспособности и т.п.).

Особого внимания участкового уполномоченного требуют лица, страдающие психическими заболеваниями и склонные к агрессии. При совершении ими деяний, предусмотренных Уголовным кодексом, необходимо на основании норм, содержащихся в главе 15 УК, добиваться применения мер медицинского характера в целях предупреждения новых преступлений. При назначении судом амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра или принудительного лечения в психиатрическом стационаре важно оказать содействие психиатрическим медицинским учреждениям в выполнение решения суда.

Сложнее воздействовать на лиц с психическими отклонениями, проявляющимися в насильственном поведении. Однако Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», принятый 2 июля 1992 г., такую возможность предоставляет. Прежде всего, участковый уполномоченный должен убеждать лиц, страдающих психическими расстройствами, их родственников и опекунов к добровольному обращению за психиатрической помощью, разъяснив возможные последствия уклонения от лечения. Важно добиваться недопущения таких лиц к деятельности, связанной с источником повышенной опасности, взрывчатыми, ядовитыми веществами, владением огнестрельным и газовым оружием, оказывать содействие в создании обстановки, исключающей психическую возбудимость, установлении опекунства.

В неотложных случаях ст. 29 указанного Закона предусматривает госпитализацию в психиатрический стационар в недобровольном порядке, без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя. При этом психическое расстройство должно быть тяжелым и обусловливать непосредственную опасность для больного или его окружения.

Установление диагноза психического заболевания, принятие решения об указании психиатрической помощи в недобровольном порядке являются исключительным правом врача-психиатра или комиссии врачей-психиатров, но участковый уполномоченный по смыслу закона имеет право предоставлять врачам-психиатрам сведения об общественной опасности поведения больного, которые способствуют помещению его в психиатрический стационар.

Определенная часть умышленных убийств, причинения вреда здоровью совершается с применением огнестрельного или холодного оружия. Чтобы этого не допустить, участковые уполномоченные во взаимодействии со службой по лицензионно-разрешительной работе проверяют соблюдение правил приобретения, хранения, учета и перевозки огнестрельного и газового оружия и взрывчатых веществ, в установленном законом порядке изымают охотничье и иное огнестрельное оружие у лиц, систематически нарушающих общественный порядок и правила общежития, злоупотребляющих спиртными напитками и употребляющими без назначения врача наркотики; выявляют лиц, незаконно хранящих огнестрельное холодное оружие, изготовляющих ножи, кастеты и другие специальные приспособления, которые могут использоваться для совершения преступлений, принимают меры к их изъятию и привлечению виновных к ответственности.

Эффективным может быть разъяснение широкому кругу населения необходимости добровольной сдачи огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, хранящихся без разрешения, положений ст. 222 УК, устанавливающей для лиц, добровольно сдавших оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывчатые устройства, освобождение от уголовной ответственности в таких случаях.

В профилактике насильственных преступлений участковые уполномоченные и другие сотрудники милиции опираются на помощь отдельных граждан, общественности, которые привлекаются к дежурству в подъездах и дворах домов, участвуют в воспитательной работе с лицами, склонными к насильственным правонарушениям.

Без внимания участкового уполномоченного не должны оставаться и малозначительные правонарушения, длительные ссоры и скандалы, факты неправильного воспитания несовершеннолетних, антиобщественного образа жизни, пьянства. При достаточных основаниях материалы на таких лиц должны передаваться на рассмотрение товарищеских судов, трудового коллектива или администрации по месту работы или учебы нарушителя.

На практике используются разнообразные формы шефства над лицами, склонными к насильственным правонарушениям. В частности, по инициативе участкового уполномоченного может быть установлено коллективное или индивидуальное шефство, а за несовершеннолетними закреплен общественный воспитатель. Это позволяет контролировать поведение, проводить работу по вовлечению профилактируемых в социально полезные занятия, повышать уровень их культуры, отвлечь от участия в группах с антиобщественным поведением, пробуждать чувство уважения к интересам других граждан, доходчиво убеждать в необходимости соблюдения норм права и морали, а также нормализовать обстановку в семье, правильно оценить и правомерно разрешить семейные неурядицы. Там, где воспитательные меры не дают результата, участковый уполномоченный обязан принять предусмотренные законом меры воздействий к лицам, совершающим административные правонарушения (привлечение к ответственности за мелкое хулиганство, нарушение антиалкогольного законодательства) или преступления, не представляющее большой общественной опасности (угрозу нанесения телесных повреждений, побои, неквалифицированное хулиганство и др.), в целях предупреждения совершения этими лицами более тяжких насильственных преступлений. Соотношение количества выявленных малозначительных деяний против личности с количеством тяжких преступлений против личности - важный показатель профилактики. В тех случаях, когда число привлеченных к административной ответственности за нарушение общественного порядка и к уголовной ответственности за малозначительные преступления насильственного характера увеличивается, а таких, как убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, уменьшается, профилактику можно считать эффективной.

Специфические задачи по предупреждению насильственных преступлений выполняют сотрудники криминальной милиции. Подразделения уголовного розыска при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий выявляют причины и условия насильственных преступлений, устанавливают лиц, замышляющих или подготавливающих эти преступления. Использование оперативно-розыскных методов для предотвращения и пресечения тяжких насильственных преступлений необходимо потому, что часть из них, особенно совершаемые группой, из корыстных побуждений, с целью сокрытия других преступлений, серийные и заказные убийства, совершаются скрытно и с предварительной подготовкой по тщательно разработанному плану. Сотрудники уголовного розыска для этого ведут учет судимых за насильственные преступления, осуществляют контроль за их поведением, проводят профилактическую работу с лицами, систематически нарушающими общественный порядок, наблюдают за группировками, в поведении которых проявляются элементы насилия, агрессии.

При получении данных о готовящихся или замышляемых преступлениях их незамедлительно проверяют и пресекают противоправные деяния, обеспечивая привлечение виновных к ответственности, что само по себе имеет предупредительное значение или, если это возможно, склоняет этих лиц к добровольному отказу от совершения преступления, явки с повинной. Важно также обеспечить безопасность возможной жертвы насильственного преступления, недопущение других возможных негативных последствий преступления.

Большое профилактическое значение имеют своевременное и полное выявление в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, оперативная отработка притонов разврата, пьянства, мест концентрации ранее судимых, бродяг, иных лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, вовлекающих несовершеннолетних в совершение развратных действий, пьянство и наркоманию.

Уголовный розыск ведет проверку данных на без вести пропавших лиц (к без вести пропавшим относятся граждане, исчезнувшие внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которых остается неизвестной). Оперуполномоченные участвуют в установлении личности трупов, сопоставляя их приметы с без вести пропавшими. Ими осуществляется розыск лиц, скрывающихся от дознания, следствия и суда, совершивших побег из следственных изоляторов в целях пресечения их преступной деятельности.

Возможностями по предотвращению насильственных преступлений имеет аппараты по борьбе с экономической преступностью. Ими принимаются меры к недопущению разрешения экономических споров силовыми методами, путем кровавых разборок, выявляются факты незаконного изготовления, хищений оружия на промышленных предприятиях, ведется оперативно-розыскная работа на черном рынке оружия, незамедлительно принимаются меры по устранению фактов небрежного хранения на объектах обслуживания огнестрельного оружия, взрывчатых и отравляющих веществ.

Важным направлением профилактики насильственных преступлений является целенаправленная работа с потенциальными жертвами. К ним можно отнести лиц, ведущих аморальный образ жизни, занимающихся проституцией. Им разъясняется, что если они будут продолжать антиобщественное поведение, то могут стать жертвами насильственных преступлений, заразиться СПИДом, венерическими болезнями. Дети, подростки предостерегаются от контактов с незнакомыми лицами в уединенных местах. Лица, склонные к пьянству, должны предупреждаться о случайных знакомствах на почве приобретения и распития спиртных напитков, которые могут привести к скандалам, отравлениям и т.п.

Большое значение для предупреждения насильственных преступлений имеет профилактическая работа по материалам уголовных дел, которая осуществляется как в процессуальных, так и непроцессуальных формах (внесение представлений об устранении причин и условий этих преступлений, обсуждение материалов уголовных дел в трудовых коллективах, на собраниях граждан по месту жительства, подготовка публикаций и выступлений в средствах информации), а также процессуальная проверка сообщений о фактах смерти, телесных повреждений, поступающие из медицинских учреждений, без вести пропавших граждан.

Важно также не допустить продолжения преступной деятельности лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, путем принятия к ним обоснованных мер пресечения и контроля.


Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. М., 1995. С. 62.

См., например: Дунаев С.А. Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивных преступлений, связанных с насилием против личности: Автореф. дис. ... к. ю. н. М., 1998.

См.: Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 1998.

См.: Бородин СВ. Квалификация преступления против жизни. М., 1999.

См.: Алексеев А.И. Указ. соч. С. 235.

См.: Серийные сексуальные убийства. Криминологическое и патопсихологическое исследование / Под ред. Ю.М. Антоняна. М., 1997.

См.: Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. С. 285-286.

В последние несколько лет источниками криминогенных воздействий становятся не просто отдельные стороны социальной жизни, отдельные микросреды и микрогруппы - такими стали широкие, всепроникающие социально-экономические сдвиги и процессы. Прежде всего, произошло невиданное ранее расслоение населения по уровню доходов.

Все это идет вкупе с такими явлениями, как возникновение морально-идеологического вакуума, внедрение в сознание молодежи самых примитивных и пошлых образцов подражания и поведения, правовой нигилизм.

Значимые сами по себе, отмеченные явления и процессы обостряют влияние традиционных криминогенных факторов.

В перечне объективных факторов, причинно связанных с совершением преступлений против личности, одно из первых мест занимают неудовлетворительные жилищные условия. Криминогенные конфликты, а вслед за ними и преступления, особенно часто возникают между жильцами коммунальных квартир, разведенными, но все еще проживающими на общей жилплощади супругами, совместно проживающими родственниками (уровень конфликтности среди отдельно проживающих родственников значительно ниже). Воссоединение объективных и субъективных предпосылок совершения насильственных преступлений проявляется здесь, например, в том, что в плохих жилищных условиях в настоящее время чаще всего проживают нарушители трудовой дисциплины, пьяницы, ранее судимые лица.

Устранение указанного объективно-криминогенного фактора - весьма сложная и дорогостоящая задача. В период слома прежней социально-экономической системы ее решение наталкивается на принципиально новые, во многом неожиданные трудности. В то же время с помощью создаваемых в современных условиях фондов помощи, милосердия, социальной защиты вполне реально найти хотя бы промежуточный выход из положения. Он заключается в том, чтобы наладить работу по оказанию содействия конфликтующим родственникам, бывшим супругам в размене жилплощади, по сбору средств для создания специального жилого фонда (гостиничного и другого типа), где можно было бы временно проживать членам распавшихся семей, какой-то части конфликтующих родственников или соседей. Подобного рода жилье-“убежище” могло бы способствовать ослаблению, нейтрализации многих бытовых конфликтов, а подчас и полному примирению конфликтующих сторон. Пономарев П.Г. Насильственная преступность: меры предупреждения. М.: Юрист, 2006. № 2. С. 76.

Конкретное и целенаправленное профилактическое воздействие недостижимо без учета криминологически значимых социально-демографических и поведенческих характеристик разных слоев населения. Этот учет может быть обеспечен через проведение специальной работы по социальной паспортизации города, поселка, района, микрорайона, отдельного дома. Полученные сведения неоценимы с точки зрения определения характера и степени напряженности криминологической ситуации на конкретной территории, на конкретном объекте, с точки зрения выяснения (например, в масштабах микрорайона) абсолютного и относительного числа неблагополучных семей, семей сожителей, разведенных, но совместно проживающих супругов, жильцов общежитии, мигрантов, лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, ранее судимых и иных, требующих повышенного внимания микрогрупп и категорий населения. Служба профилактики и ее главный представитель - участковый инспектор - вряд ли могут работать эффективно, не располагая указанной информацией. Кириллов Д.А. Индивидуальная профилактика преступлений органами внутренних дел. Учебное пособие. Тюмень, 2004, с. 117-118.

Недостатки в деятельности правоохранительных органов все еще являются заметным препятствием на пути снижения уровня тяжких насильственных преступлений и хулиганства. Особенно нетерпимы такие явления, как:

  • а) Сокрытие от учета или непринятие мер по заявлениям и сообщениям о преступлениях и иных антиобщественных поступках.
  • б) Слабая борьба (а подчас и отсутствие какой-либо борьбы) с менее тяжкими насильственными преступлениями, в первую очередь с истязаниями, угрозами убийством, квартирным и иным хулиганством. Существует прямая зависимость между снижением активности в борьбе с хулиганством и ростом убийств и тяжких телесных повреждений. Наглядным подтверждением такой зависимости служит динамика этих преступлений, резкий всплеск тяжкой насильственной преступности в последние годы. Играет роль и низкий уровень профессиональной, в том числе психолого-педагогической, подготовленности некоторых работников милиции, сказывающийся в их неумении разбираться в сложных жизненных коллизиях, тактично смягчать или решительно нейтрализовывать конфликтные ситуации.

В связи с ростом уличной насильственной преступности работники органов внутренних дел должны уделять особое внимание следующим участкам своей деятельности:

  • 1) проведению регулярных анализов состояния уличной преступности с обязательным составлением карт пораженности (преступлениями и иными правонарушениями) конкретных улиц, дворов, мест массового отдыха, микрорайонов; использованию результатов таких анализов для своевременной коррекции работы по охране общественного порядка;
  • 2) обеспечению постоянной проверки фактического соблюдения графиков и маршрутов патрулирования;
  • 3) принятию мер по восстановлению системы постовой службы; дислокация милицейских постов должна определяться на основе изучения мнения населения конкретных микрорайонов;
  • 4) проведению работы по широкому привлечению общественности к охране правопорядка по месту жительства; строить эту работу при постоянном взаимодействии с комитетами (советами) местного самоуправления. Кириллов Д.А. Индивидуальная профилактика преступлений органами внутренних дел. Учебное пособие. Тюмень, 2004, с. 119.

Подключение граждан к работе по предупреждению насильственных преступлений является в настоящее время непременным условием слома крайне негативных тенденций. В первую очередь именно сами граждане (а не только вышестоящее начальство) должны контролировать деятельность правоохранительных органов, судить о степени своей защищенности от преступных и других антиобщественных посягательств. Для этого необходимо, в частности, проводить регулярные замеры (опросы) общественного мнения, выясняя в ходе них отношение населения к работе своего участкового инспектора, характер, степень и места распространения беспокоящих их правонарушений и иные отклонения от норм общественной морали.

Добиваясь активизации и профилактической результативности работы правоохранительных органов, необходимо также стремиться к более широкому и подготовленному обеспечению личной безопасности граждан. Здесь перед научными и практическими работниками возникает немало никогда ранее не решавшихся задач, связанных с изучением зарубежного опыта, разработкой и распространением брошюр, памяток, наставлений с описанием разнообразных форм и способов активной и пассивной самозащиты, пересмотром некоторых доктринальных положений, относящихся к институту необходимой обороны. Практика участия граждан в обеспечении личной безопасности ни в коем случае не должна рассматриваться лишь под углом зрения ситуаций, когда гражданин лицом к лицу сталкивается с преступником. Бурлаков В.Н., Кропачев Н.М. Личность преступника, прогнозирование преступности, предупреждение преступности. СПб. 2004, с. 311.

Преодоление социальной апатии, равнодушия, пассивности будет способствовать общему росту правового сознания населения, снижению вероятности возникновения социально нежелательных межличностных конфликтов. Предупреждение конфликтности предполагает разработку и реализацию системы мер по повышению культуры общения, обучению правилам этики, воспитанию уважительного отношения к другой личности. Необходимо наладить службу, которая следила бы за психологическим состоянием людей и помогала им, учила, в частности, тому, как человеку самому преодолевать психологические нагрузки, самостоятельно снимать стрессовое состояние.

В плане предупреждения изнасилований важное значение принадлежит совершенствованию нравственно-полового воспитания подрастающего поколения, работа по более активному подключению женской части населения к оказанию помощи в выявлении и разоблачении насильников и лиц, склонных к совершению изнасилований. Необходимо изучение правил поведения в ситуациях возможного сексуального нападения. Как никогда актуальна задача переориентации средств массовой информации на формирование у подрастающего поколения моральных ценностей, несовместимых с пропагандой эротики и порнографии, жестокости и насилия.

Главным же направлением предупреждения актов насилия в современный период выступает успешное достижение целей проводимой в стране экономической реформы, повышение и относительное выравнивания материального уровня жизни основных слоев населения, укрепление социального статуса личности, ее веры в собственные силы, в поддержку со стороны окружающих и общества в целом. Полнокровная, духовно насыщенная жизнь - важнейшее условие самоуважения любого индивида, а следовательно, и его уважительного, бережного отношения к жизни, здоровью, достоинству другого человека. Старков О.В. Предупреждение преступлений. Учебное пособие УМО. М., Юристъ, 2007, с. 289-291.

Таким образом, предупреждение насильственных преступлений и хулиганства основывается на общих положениях профилактики преступлений и включает меры как общесоциального, так и специально-криминологического характера. Общесоциальное предупреждение насильственных преступлений и хулиганства осуществляется в ходе социально-экономического строительства, в процессе развития общества. Уменьшение противоречий, диспропорций в обществе уже несет в себе профилактическую направленность. В свою очередь, специально-криминологическая профилактика насильственных преступлений и хулиганства включает меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений данного вида, а также меры индивидуально-профилактического воздействия на конкретных лиц.

К мерам по устранению причин и условий, способствующих совершению насильственных преступлений и хулиганства, относятся:

  • - выявление и устранение отрицательных факторов в семье и быту, способствующих формированию личностных качеств, типичных для насильственных преступников и хулиганов;
  • - нейтрализация бытовых и семейных конфликтов, на почве которых могут возникнуть насильственные или хулиганские действия их участников;
  • - обеспечение своевременной регистрации заявлений об угрозе убийством или причинением тяжкого вреда здоровью и быстрого реагирования на них органов внутренних дел;
  • - ограничение торговли спиртными напитками в определенное время суток и в определенных местах, запрет на их отпуск лицам, не достигшим совершеннолетия, находящимся в состоянии опьянения; установление ответственности за нарушение этих ограничений;
  • - запрет распространения сильнодействующих возбуждающих веществ, ограничение посевов содержащих их растений, установление контроля за отпуском и ответственности за незаконное изготовление, сбыт и потребление таких веществ;
  • - усиление контроля за соблюдением специальных правил приобретения и хранения огнестрельного оружия; привлечение к ответственности лиц за незаконное ношение, хранение, изготовление или сбыт оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
  • - изъятие органами внутренних дел оружия у лиц, уклоняющихся от его регистрации, а также систематически нарушающих общественный порядок, злоупотребляющих спиртными напитками, страдающих психическими заболеваниями;
  • - выявление случаев изготовления учащимися и рабочими самодельного холодного и огнестрельного оружия в цехах или учебно-производственных мастерских;
  • - принятие мер, затрудняющих совершение насильственных преступлений и хулиганства в общественных местах; обеспечение надлежащего освещения, запирание чердаков, подвалов, сараев и их периодические обходы; распределение сил и средств органов внутренних дел с учетом мест наиболее частого совершения насильственных преступлений и хулиганства;
  • - четкая организация деятельности различных служб органов внутренних дел: дежурных частей, нарядов и патрулей, подразделений по делам несовершеннолетних, уголовного розыска и следствия в целях борьбы с насильственными преступлениями и хулиганством;
  • - рассмотрение уголовных дел в отношении лиц, совершивших насильственные преступления и хулиганство, по месту их работы или учебы;
  • - организация приема граждан руководителями органов внутренних дел по месту жительства, на предприятиях и в организациях;
  • - осуществление постоянного контроля за состоянием насильственных преступлений и хулиганства со стороны администрации региона, регулярное обсуждение этих вопросов с привлечением заинтересованных лиц - руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений, правоохранительных органов;
  • - организация правового обучения и воспитания населения. Быргэу М.М., Литвинов А.И. Опыт профилактики насильственных преступлений. М., Экмос, 2006, с. 157-161.

Индивидуальная профилактика насильственных преступлений и хулиганства осуществляется с целью недопущения совершения этих преступлений со стороны конкретных лиц. Процесс индивидуальной профилактики складывается из следующих взаимосвязанных этапов: выявления лиц, ведущих антиобщественный образ жизни и склонных к совершению насильственных преступлений и хулиганства; постановки выявленных лиц на учет в органах внутренних дел; определения причин антиобщественного поведения и условий, способствующих этому поведению; принятия мер для устранения указанных причин и условий; применение разнообразных форм и методов профилактического воздействия.

Круг лиц, нуждающихся в индивидуальной профилактике, определяется на основе информации, поступающей в органы внутренних дел от граждан, администрации предприятий, учреждений, учебных заведений, жилищно-эксплуатационных контор, из суда, прокуратуры. Кроме того, объекты профилактики выявляются среди лиц, нарушающих правила общежития, пьяниц и алкоголиков, ранее судимых за аналогичные преступления, неработающих и неучащихся, несовершеннолетних, находящихся без надзора. Особое внимание необходимо уделять выявлению и нейтрализации влияния лидеров формирующихся по месту жительства групп с отрицательной направленностью времяпрепровождения (выпивки, приставания к прохожим и т.д.).

Успех в профилактике насильственных преступлений и хулиганства зависит от полноты их выявления и обеспечения неотвратимости наказания за совершение этих преступлений. Несоблюдение этих требований быстро приводит к повторному совершению лицами преступлений, вовлечению в преступления новых участников. Борбат А.В., Пономарев П.Г. Насильственная преступность. Хулиганство с признаками насилия: меры предупреждения // Росс. следователь. 2006. № 2. С. 140.